Решение от 27.01.2023 по делу № 2-345/2023 (2-2999/2022;) от 05.07.2022

Принято в окончательной форме 03.02.2023 г.

Дело № 2- 345/2023 (УИД) 76RS0024-01-2022-002557-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2023 г. г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьи Семеновой О. О., при секретаре Громовой Л. С.,

с участием истца Новиковой О. Н., представителя ответчика по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой О.Н. к ООО «Хартия» о защите прав потребителя,

установил:

Истец Новикова О. Н. обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Хартия», с учетом уточнений (л. д. 23-27), с требованиями: установить дату заключения (начало действия) договора на вывоз ТКО (ТБО) – дата вступления решения суда в законную силу по настоящему делу и обязать ответчика предоставить экземпляр договора истцу. Обязать ответчика произвести перерасчет начисления платы и исключить задолженность в размере 5727,35 рублей до даты заключения договора и за непредставленные услуги. Взыскать с ответчика компенсацию моральною вреда в размере 5000 руб., штраф.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что с 2018 года ООО «Хартия» выставляет счета на оплату за обращение с ТКО. В апреле 2021 года получила извещение от ООО «Национальная служба взыскания» о задолженности в связи с длительной неуплатой услуг обращения с ТКО. Сумма задолженности 2875 руб. 60 коп.

С данными начислениями не согласна. Никаких правоотношений с ООО «Хартия» на сегодняшний день нет и не было. Задолженность начислена за не оказанные услуги, произведен расчет за неизвестный период без заключения договора и в отсутствии подписи обеих сторон.

Требования об оплате услуг ответчику за период с 2018 до 31.11.2021 по адресу <адрес> незаконные.

У истца нет экземпляра заключенного договора с ООО «Хартия» с указанием полной информации об исполнителе услуги и потребителе с подписью обеих сторон. Услугой ООО «Хартия» ни разу не пользовалась. На каком основании произведен расчет количества зарегистрированных/проживающих-собственников неизвестно, открыт лицевой счет, указаны персональные данные, на распространение которых истец не давала согласие. Истцу на праве собственности принадлежит жилой 1 - этажный дом, общая площадь 51,7 кв.м. по адресу: <адрес>.

Ближайший контейнер находится на <адрес>, на расстоянии от дома истца около одного километра. Вывоз от наших домов не осуществляется, приходится самим решать эту проблему искать контейнеры, которые находятся очень далеко или утилизировать мусор на своих земельных участках, что вредит здоровью и экологии. Начисление платы за услуги должно производиться с момента получения услуги. На требования сделать перерасчет за неоказанные услуги, ответчик ответил отказом.

В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в уточненном исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании не признал заявленные исковые требования. Поддержал письменные возражения на исковое заявление.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в связи со следующем.

Судом установлено, что Новиковой О. Н. принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> (л. д. 62).

ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области в соответствии с соглашением НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами», заключенным между департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия».

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.6.3 решения муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 N 306 «Об утверждении правил благоустройства территории города Ярославля» решение о создании мест (площадок) накопления ТКО принимается уполномоченным структурным подразделением мэрии города, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и оформляется муниципальным правовым актом.

Согласно п.3 Постановления мэрии г. Ярославля от 10.06.2019 N 664 «О согласовании размещения контейнерных площадок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления» согласование места размещения контейнерных площадок на городских земельных участках осуществляется территориальными администрациями мэрии города Ярославля и оформляется соглашением о размещении контейнерной площадки по форме, установленной приложением 1 к Порядку (далее - Соглашение). Соглашение содержит обязательства заинтересованного лица о содержании контейнерной площадки, размещенной на городском земельном участке.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из указанных норм, вопросы создания, территориального размещения и содержания контейнерных площадок (мест накопления ТКО) относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).

В соответствии с п.4 Правил №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, обращение с ТКО является коммунальной услугой.

Исходя из указанных норм, в предмет коммунальной услуги по обращению с ТКО включаются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354).

В соответствии с п.2 Правил N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Подпунктом «а» п.148 (22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.

В соответствии с п.148 (45) Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Согласно п.9 Правил N 354, потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктами 9, 12 Правил N 354 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема) и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

По смыслу положений Правил N 1156, при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Из представленных истцом счетов на оплату за обращение с ТКО видно, что исполнителем данной услуги по отношению к жилому дома истца является ООО «Хартия».

Услуга по обращению с ТКО в г. Тутаеве оказывается региональным оператором ООО «Хартия» с 01.09.2018.

В настоящее время на территории всех муниципальных образований Ярославской области применяется централизованная система сбора ТКО, которая представлена двумя способами организации: контейнерный и бестарный (в пакетах).

Услуга по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, оказывается с 01.09.2018. Местами контейнерных площадок являются следующие адреса: <адрес> и <адрес>. Установлен график вывоза - ежедневно.

В соответствии с п. 148 (34) и п. 148 (36) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. На основании приказа департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 07.09.2018 № 57-н «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области» для расчета размера платы за коммунальную услугу применяются количественные показатели в виде расчетной единицы - 1 житель, то есть 1 человек.

Платежные документы истцу за оказанные услуги направляются ежемесячно.

В целях организации расчетов с населением между ООО «Хартия» и ПАО «ТНС энерго Ярославль» заключен договор об организации расчетов размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. По данным ПАО «ТНС энерго Ярославль» по адресу: <адрес> начисления по коммунальной услуге «Обращение с ТКО» производятся па 1 зарегистрированное лицо.

ООО «Хартия» на основании заключенного публичного договора фактически оказывало истцу в спорный период услуги, но вывозу твердых коммунальных отходов, истец обязанность по их оплате не исполнял, в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 5 727,35 руб. (л. д. 38).

Обработка персональных данных субъекта персональных данных осуществляется в соответствии с положениями ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии с п. 5 ч. 6 Закона о персональных данных оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, а именно если обработка персональных данных для исполнения договора, стороной которого выгодоприобретателем или получателем, по которому является субъект персональных данных.

ООО «Хартия» внесена в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, размещенный на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что у истца имеется фактическая возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя оборудованную контейнерную площадку по адресам: <адрес> и <адрес>.

Исходя из вышеуказанных норм, региональный оператор не несет ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилых домов контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок. Предметом самой услуги по обращению с ТКО, как указано выше, являются непосредственно сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов.

Каких-либо нарушений нормативных требований при вывозе отходов с вышеуказанных мест их размещения судом не установлено, доказательств обратного истцом вопреки требованиям ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено. В этой связи оснований считать, что истцу не оказывается услуга по обращению ТКО, у суда не имеется.

В связи с этим ссылки истца на несоблюдение предусмотренных п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домам истца не свидетельствуют о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100м расстоянии от жилых домов.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сам по себе факт несогласия истца с местом размещения контейнерной площадки по мотиву отдаленности места ее расположения относительно жилого дома по адресу: <адрес>, основанием для удовлетворения требований, по существу направленных на освобождение от оплаты спорной коммунальной услуги, не является. Данное обстоятельство не свидетельствует о том, что услуга по обращению с ТКО истцу не оказывается либо оказывается ненадлежащим образом.

Доказательств заключения самостоятельного договора на вывоз мусора с иной организацией в спорный период по жилому дому истца, суду также не представлено.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором Предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Во исполнение указанных норм, а также в силу положений соглашения № 7, Региональным оператором был опубликован текст предложения о заключении договора на оказание услуг- по обращению с ТКО в различных средствах массовой информации, осуществляющих свою деятельность непосредственно на территории Ярославской области (в том числе в газете «Берега» от 19.06.2018, на сайте Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (URL: <данные изъяты>).

Опубликованный ООО «Хартия» текст предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО являлся публичной офертой, так как содержат все существенные условия оказания услуг.

При указанных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.) ░ ░░░ «░░░░░░» (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░

2-345/2023 (2-2999/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Новикова Ольга Николаевна
Ответчики
ООО "ХАРТИЯ"
Другие
Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Судья
Семенова Ольга Олеговна
Дело на сайте суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
05.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2022Передача материалов судье
12.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2022Предварительное судебное заседание
27.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее