Ад. дело №2а-54/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бабаюрт 25 февраля 2020 г.
Бабаюртовский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Меджидова З.М.,
при секретаре Аджимавове Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляр к Администрации МР «Бабаюртовский район» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляр Каяев Т.Р. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Администрации МР «Бабаюртовский район» РД и просит:
Признать незаконным бездействие администрации МР «Бабаюртовский район», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч. 2 ст. 21, ч. 1. ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ, а именно в отсутствии до настоящего времени генеральной схемы санитарной очистки территории населенных пунктов Бабаюртовского района, непринятии надлежащих мер по сбору, накоплению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению бытовых отходов в пределах населенных пунктов администрации МР «Бабаюртовский район», необходимых для обеспечения безопасности для здоровья населения и среды обитания.
Обязать администрацию МР «Бабаюртовский район», в течение одного месяца со дня вступления Решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, а именно - разработать и утвердить по согласованию с территориальным отделом управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре генеральную схему санитарной очистки территории населенных пунктов Бабаюртовского района и прилегающих поселков предусматривающую планово-регулярную систему санитарной очистки и уборки территории, в том числе режим удаления бытовых отходов администрациями районов города, прилегающих поселков и сельских поселений.
Свои требования мотивирует тем, что за 2019 год сложилась критическая ситуация с несвоевременным вывозом мусора с мусороконтейнерных площадок улиц территории населенных пунктов Бабаюртовского района.
Анализ обращений населения за 2019 год по фактам несвоевременного вывоза бытового мусора свидетельствует о следующем:
В ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Кизляре в течение 2019г. поступила жалоба от жителя с. Бабаюрт о фактах несоблюдения
планово - регулярной системы очистки территории и нарушения режима удаления бытовых отходов на территории населенных пунктов Бабаюртовского района. Аналогичная ситуация по другим населенным пунктам Бабаюртовского района. Во всех населенных пунктах Бабаюртовского района отсутствуют площадки для временного складирования бытового мусора.
Так, например, обращение в адрес Управления Роспотребнадзора по РД и ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре: вход.№22/1152-19 от 03.07.2019г. (копия прилагается).
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Проблема утилизации бытовых отходов в населенных пунктах Бабаюртовского района, на протяжении последних лет остаётся весьма актуальной. Не эффективна работа администрации МР «Бабаюртовский район», по функционированию рациональной системы санитарной очистки и уборки территории города.
В 2019г. в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре поступило 2 жалобы, из них 1 (50%) - на неудовлетворительное санитарное состояние территорий населенных мест, в том числе загрязнение твердыми бытовыми отходами.
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест в не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и целесообразную утилизацию бытовых отходов с территории населенных пунктах Бабаюртовского района.
Организация планово - регулярной системы и режим удаления отходов не определены и не утверждены нормативно - распорядительным документом администрации МР «Бабаюртовский район», т.е. отсутствует генеральная схема санитарной очистки территории населенных пунктах Бабаюртовского района, обязанность наличия которой определена п.п. 1.2. - 1.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Территория населенных пунктов Бабаюртовского района не обеспечена достаточным количеством мусороконтейнерных площадок, которые должны быть благоустроены, огорожены, обеспечена мойка и дезинфекция мусоросборных контейнеров (СанПиН42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» 2.1.З., 2.1.4.; п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»).
Согласно п. 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.24. 4.1. ст. 15 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004г. № 43 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан», к вопросам местного значения муниципального района относится в т.ч. и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.22 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Из преамбулы к Федеральному закону №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие «государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создают угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушение норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу окружающей среде и здоровью человека.
Нормами ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывается на необходимость регулярной очистки территории городского округа от отходов. Одновременно закон формирует отсылочное положение, в соответствии с которым периодичность очистки определяется экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с положениями п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010г. № 64, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении администрации МР «Бабаюртовский район», законных интересов неопределенного круга потребителей, так как в течение года отмечены факты не проведения работ по плановой очистке территории населенных пунктах Бабаюртовского района от бытового мусора, вследствие чего повсеместно отмечались переполненные мусором мусороконтейнерные площадки и прилегающие к ним территории.
Данные факты бездействия администрации МР «Бабаюртовский район», образуют нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических
требований при сборе, накоплении, транспортировании, утилизации, обезвреживанию, размещению установленных статьями 11, 21, 22, Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.2., 1.З., 1.4., 1.6, 1.8, 1.9, 2.1.З., 2.1.4., 2.2.1., 2.2.3., 2.2.4. СанПиН 42-128- 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Административный истец, надлежащее извещенный о месте и времени рассмотрения дела в суд своего представителя не обеспечил и об уважительных причинах не обеспечения своего представителя суду не сообщил.
Административные ответчики МР «Бабаюртовский район» своего представителя в суд не обеспечили и об уважительных причинах не обеспечения своего представителя суду не сообщили.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
Согласно п. 2. ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с нормами ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Доводы начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляр со ссылкой на ст.ст. 1, 11, 21, 22, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.2. - 1.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; п. 2.1.З., 2.1.4.; п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»); пунктов 1.2., 1.З., 1.4., 1.6, 1.8, 1.9, 2.1.З., 2.1.4., 2.2.1., 2.2.3., 2.2.4. СанПиН 42-128- 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и, что данные факты бездействия Администрации МР «Бабаюртовский район» образуют нарушение санитарно-эпидемиологических требований выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства по планово-регулярной системе санитарной очистки и уборки территории, в том числе режиме удаления бытовых отходов администрациями районов города, прилегающих поселков и сельских поселений, на основании чего суд приходить к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административный истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 ст. 293 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 21, ░. 1. ░░.22 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 30 ░░░░░ 1999 ░. №52-░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░