68RS0008-01-2023-000432-89
Дело №2-337/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Знаменка 19 сентября 2023 года
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Павлова Р.Н.,
при секретаре Шавырниной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области к ООО «Коммунальник» о возложении обязанности обеспечить выполнение производственного контроля за качеством питьевой воды,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области обратилось в суд с исковым заявлением в защиту прав и законную интересов неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальник», в котором просит обязать ответчика обеспечить выполнение программы производственного контроля за качеством питьевой воды, путем проведения лабораторных исследований, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении истец указал, что в ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом с прокуратурой Тамбовской области согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении ресурсно-снабжающей организации, обеспечивающей централизованное водоснабжение на территории Знаменского района Тамбовской области ООО «Коммунальник». В ходе проверки было установлено, что ООО «Коммунальник» разработана рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды (централизованных) систем водоснабжения на территории Знаменского района Тамбовской области, однако лабораторные исследования показателей качества воды и их гигиенические нормативы согласно периодичности проведения программы производственного контроля не осуществляются, что не позволяет в полной мере оценить качество и безопасность питьевой воды, подаваемой населению, что является нарушением ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно направленному требованию о предоставлении документов, необходимых и имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов, и их копий в территориальный отдел в течение 2-х рабочих дней с момента получения требования, протоколы лабораторных испытаний отбора проб питьевой воды в рамках программы производственного контроля качества питьевой воды за 2023 год ООО «Коммунальник» не были представлены.
На основании выявленных нарушений требований санитарного законодательства в отношении ООО «Коммунальник» составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Непринятие мер по устранению нарушений санитарного законодательства в области обеспечения населения питьевой водой ООО «Коммунальник» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, и создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.12 ГК РФ и ст.46 ГПК РФ, истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил установить для ответчика срок исполнения заявленных требований – до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Коммунальтник» по доверенности ФИО3 исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области признал, не возражал против их удовлетворения.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 1 ст.32 Федерального закона №52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ) производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
На основании пункта 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 №10 и приложениями №2 – №4 к Санитарным правилам.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Коммунальник» является субъектом, обеспечивающим центральное водоснабжение на территории <адрес>).
По договору аренды в отношении объектов водоснабжения на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с актом приема-передачи арендуемого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Коммунальник» арендует объекты водоснабжения (водонапорные башни, артезианские скважины, водозаборные сооружения) на территории <адрес> и <адрес>, эксплуатирует и несёт ответственность за техническое состояние арендованного имущества.
Также по договору аренды № в отношении объектов водоснабжения на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с актом приема-передачи арендуемого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Коммунальник» арендует объекты водоснабжения (водонапорные башни, артезианские скважины, водопроводные сети) на территории <адрес> и <адрес>, эксплуатирует и несёт ответственность за техническое состояние арендованного имущества.
Таким образом, в рамках осуществления своей деятельности ООО «Коммунальник» эксплуатирует систему водоснабжения, водопроводные сети, расположенные на территории <адрес>.
По смыслу статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ, а также, исходя из иных приведенных выше положений названного Федерального закона и материалов дела, деятельность ООО «Коммунальник» связана с осуществлением водоснабжения с использованием объектов водоснабжения (водонапорные башни, артезианские скважины, водопроводные сети, водозаборные сооружения).
В силу приведенных выше положений организации, осуществляющие водоснабжение населения питьевой водой с использованием объектов водоснабжения (водопроводных сетей и др.), обязаны производить контроль качества питьевой воды.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность осуществления производственного контроля, который в данном случае ООО «Коммунальник» не проводился, что подтверждается непредставлением ООО «Коммунальник» подтверждающих документов производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды.
На основании выявленных нарушений требований санитарного законодательства Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области в отношении ООО «Коммунальник» составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано и вступило в законную силу.
Следовательно, ответчик как хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение по вышеуказанным договорам аренды в отношении объектов водоснабжения обязан был осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, производить отбор проб воды и проводить лабораторные исследования и испытания качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц.
В рассматриваемом случае, документов, оформленных в установленном порядке и имеющих отношения к спорному периоду, в материалы дела ответчиком не представлено.
В силу вышеизложенных норм права и ненадлежащего исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд обязывает ООО «Коммунальник» обеспечить выполнение программы производственного контроля за качеством питьевой воды, путем проведения лабораторных исследований, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области удовлетворить.
Обязать ООО «Коммунальник» обеспечить выполнение программы производственного контроля за качеством питьевой воды, путем проведения лабораторных исследований, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тамбовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Знаменский районный суд с момента изготовления полного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2023 года.
Судья Р.Н. Павлов