Решение по делу № 33а-2072/2021 от 04.08.2021

Судья Павлова О.Ю.

Дело № 2а-3283/2021

Докладчик Седых Н.А.

Дело № 33а-2072/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 сентября 2021 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего

Лихачевой С.А.,

судей

Седых Н.А., Качура И.О.,

при секретаре

Синцовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в интересах Ф.И.О.3 о признании незаконным бездействия администрации города Южно-Сахалинска в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав

по апелляционной жалобе администрации города Южно-Сахалинска на решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 апреля 2021 года, которым административный иск удовлетворен.

Признано незаконным бездействие администрации города Южно-Сахалинска в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, предоставленного Ф.И.О.3 в собственность.

На администрацию <адрес> возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системы газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> предоставленному Ф.И.О.3 в собственность.

Заслушав доклад судьи Седых Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

30 марта 2021 года прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с данным административным иском, указав, что по результатам проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления на предмет исполнения законодательства, регламентирующего бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих 3-х и более детей, выявлен факт нарушения прав Ф.И.О.3, выразившегося в отсутствие инженерной инфраструктуры на предоставленном земельном участке. Ссылаясь на положения статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющих трех и более детей», Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», полагает, что обязанность по организации и обустройству земельных участков, предоставленных многодетным семьям в рамках социальной поддержки, императивно возложена на органы местного самоуправления. Вместе с тем, в нарушение приведенного законодательства, к земельному участку, предоставленному Ф.И.О.3 в качестве мер социальной поддержки, не подведено тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение, что нарушает права и законные интересы Ф.И.О.3, поскольку препятствует использовать земельный участок для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий.

Определением судьи от 05 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ф.И.О.1, Ф.И.О.2.

В судебном заседании прокурор Ф.И.О.7, представитель Правительства Сахалинской области Ф.И.О.8 административный иск поддержали, представитель администрации города Южно-Сахалинска Ф.И.О.9 в удовлетворении заявленных требований просил отказать. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Судом принято приведенное выше решение, которое администрация города Южно-Сахалинска в апелляционной жалобе просит отменить. Настаивает на том, что на момент вынесения оспариваемого решения администрацией города Южно-Сахалинска в полном объеме исполнены требования прокурора, а именно организованы мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры системой газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к спорному земельному участку. Правительством Сахалинской области утвержден перечень объектов капитального строительства в рамках мероприятий «Обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и выделена субсидия для реализации, куда строительство каких-либо сетей с.Березняки не входило. Обращает внимание на то, что администрацией города в рамках областной программы принята муниципальная «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015-2021 годы», утвержденная постановлением администрации от 21 августа 2014 года № 1540-па, в соответствии с которой принята Подпрограмма № 5 «Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на 2015-2021 годы», целью которой является обеспечение опережающего строительства инженерной и транспортной инфраструктуры для увеличения объемов массового жилищного строительства. В целях реализации вышеуказанной муниципальной программы администрацией проводились работы по внесению изменений в генеральный план городского округа, а также разрабатывались проекты планировки с проектом межевания с. Березняки городского округа «Город Южно-Сахалинск». Земельные участки, предоставленные семьям, имеющим трех и более детей, полностью обеспечены транспортной инфраструктурой, линиями электропередач. Газификация городского округа «Город Южно-Сахалинск» осуществляется в рамках мероприятий муниципальной программы «Газификация городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29 января 2020 года № 364-па. Спорный земельный участок находится в границах строительства объекта газификации «Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях». Строительство распределительных газопроводов с.Березняки муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» (3 пусковой комплекс). Обеспечение водоснабжением земельных участков в с.Березняки предусмотрено проектом планировки. Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения относятся организация водоснабжения населения в случае невозможности исполнения гарантирующими организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств. Пунктом 6 статьи 2 Закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что гарантирующая организация обязана заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При этом заявлений на подключение к системе холодного водоснабжения и к системе водоотведения от собственника земельного участка не поступало. Также указывают, что проект планировки содержит информацию о планируемых действиях муниципального образования, в границах, в которых он разработан и не свидетельствует об обязанности муниципального образования по строительству инженерной инфраструктуры. Отмечают, что предоставленные Правительством Сахалинской области в 2019-2020 годах субсидии не были направлены на организацию строительства сетей теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжении и водоотведения. Ссылаются на отсутствие у органа местного самоуправления полномочий по финансированию проектирования и строительства инженерных сетей в отношении спорного земельного участка, в связи с чем строительство осуществляется в тех объемах финансирования, которые поступают из бюджета Сахалинской области. Таким образом, администрация исполняет возложенные на орган местного самоуправления полномочия в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, администрация города Южно-Сахалинска ссылается на отсутствие в административном иске сведений о невозможности обращения Ф.И.О.3 самостоятельно с административным иском, что является основанием для оставления административного иска прокурора без рассмотрения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор, представитель Правительства Сахалинской области Ф.И.О.10 просят оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Ф.И.О.11, просившую оставить решение суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации в приказе от 09 сентября 2013 года № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В Сахалинской области указанные вопросы регламентированы Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей».

Согласно статье 2 Закона № 124-ЗО земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства в случае, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Из материалов дела следует, что с момента предоставления семье Ф.И.О.3 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> до момента обращения прокурора в его интересах в суд прошло более двух лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой инфраструктурой: тепло-, газо-, водоснабжением и водоотведением, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.

При таких данных, выводы суда о незаконном бездействии администрации города Южно-Сахалинска, выразившегося в необеспечении необходимой инфраструктурой земельного участка, предоставленного семье Ф.И.О.3, являются правильными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы софинансирование для выполнения вышеуказанных мероприятий от Правительства Сахалинской области получено органом местного самоуправления в полном объеме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

По изложенным выше основаниям доводы апелляционной жалобы на законность принятого по делу решения не влияют и не могут повлечь его отмену.

Ссылку в жалобе на отсутствие у прокурора права на обращение в суд с настоящим иском нельзя признать состоятельной, поскольку иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов многодетной семьи и несовершеннолетних детей, относящихся к социально не защищенным слоям населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Южно-Сахалинска – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

С.А.Лихачева

Н.А.Седых

И.О.Качура

33а-2072/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Перфильев Артем Геннадьевич
Прокурор города в интересах Перфильева Артема Геннадьевича
Ответчики
Администрация города Южно-Сахалинска
Другие
Департамент городского хозяйства
Перфильев Владислав Артёмович
Перфильев Евгений Артёмович
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Седых Надежда Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
04.08.2021Передача дела судье
09.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2021Передано в экспедицию
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее