Решение по делу № 3а-596/2021 от 22.09.2021

Дело № 3а-596/2021

36OS0000-01-2021-000470-28

Строка № 3.121

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2021 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чечи И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи МорозовойН.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Борисоглебский агрокомплекс» к Правительству Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, заинтересованное лицо администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

22.09.2021 в Воронежский областной суд поступило административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Борисоглебский агрокомплекс» (далее – ООО «Борисоглебский агрокомплекс») к Правительству Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – Управление Росреестра по Воронежской области), в котором административный истец просит установить кадастровую стоимость следующих земельных участков:

1. Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 9 757 548 руб.,

2. Земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 6735223 руб.,

3. Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 7249094 руб.,

4. Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 4176293 руб.,

5. Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 6503133 руб.,

6. Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 10070638 руб.,

7. Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 5840019 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец ООО«Борисоглебский агрокомплекс» указало, что вышеуказанные земельные участки используются им на праве аренды.

Указывает, что кадастровая стоимость указанных семи земельных участков определена постановлением Правительства Воронежской области от 31.10.2016 №827 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения» по состоянию на 01.01.2015 и составляет:

- земельный участок с кадастровым номером в размере 27358 471 руб. 28 коп.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 29834171 руб. 20 коп.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 20325200 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 11709600 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 18233656 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 28236320 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 16374400 руб.

Вместе с тем согласно отчету об оценке № 411/21 от 18.06.2021, выполненному оценщиком ООО «Консалт Черноземья» Ляшко Ю.Н., рыночная стоимость всех земельных участков определена по состоянию на 01.01.2015 и составляет:

- земельный участок с кадастровым номером в размере 9757548 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 6735223 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 7249094 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 4176293 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 6503133 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 10070638 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 5840019 руб.

Таким образом, истец полагает, что установленная постановлением Правительства Воронежской области от 31.10.2016 №827 кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, вынужденного уплачивать арендные платежи в завышенном размере.

Административный истец ООО «Борисоглебский агрокомплекс», ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просит изменить в отношении земельных участков кадастровую стоимость, установив ее равную рыночной стоимости в определенном оценщиком размере (т. 1 л.д.13-17).

Определением судьи от 23.09.2021 административное исковое заявление ООО «Борисоглебский агрокомплекс» принято к производству суда, возбуждено административное дело (т. 1 л.д. 2-10).

Представитель административного истца, представители административных ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 КАС РФ определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Согласно статье 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «Огосударственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Частью 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ закреплено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела, истец ООО«Борисоглебский агрокомплекс» является арендатором следующих земельных участков:

1. земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 21-44),

2. земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 50-55),

3. земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 50-55),

4. земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 50-55),

5. земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 50-55),

6. земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 50-55),

7. земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 50-55).

Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка используется в том числе для расчета размера арендной платы за пользование земельным участком, суд усматривает наличие у административного истца ООО«Борисоглебский агрокомплекс» заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки используемых им на праве аренды земельных участков, поскольку они затрагивают его права и обязанности как лица, уплачивающего арендные платежи.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 06.09.2021 следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.01.2015 в следующих размерах:

- земельный участок с кадастровым номером в размере 27358 471 руб. 28 коп.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 29834171 руб. 20 коп.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 20325200 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 11709600 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 18233656 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 28236320 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 16374400 руб. (т. 1 л.д. 49, 82-87).

Данные актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 31.10.2016 № 827 «Обутверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области».

Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом. При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.

Аналогичные положения закреплены в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508.

Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке (пункт 6 ФСО № 4).

Для построения модели оценки оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости. При построении модели оценки оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен (пункт 11 ФСО № 4).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Обоценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом рыночная стоимость в силу прямого указания приведенного выше закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Из приведенных выше определений кадастровой и рыночной стоимостей следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики не учитываются, а сама стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторов модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, всегда учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.

Следовательно, по своей сути определение рыночной стоимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, и на достоверность его кадастровой стоимости не влияет.

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28).

С учетом положений статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Оспаривая кадастровую стоимость рассматриваемых земельных участков, административный истец в обоснование своих требований представил суду отчет об оценке № 411/21 от 18.06.2021, выполненный оценщиком ООО «Консалт Черноземья» Ляшко Ю.Н., которым рыночная стоимость всех земельных участков определена по состоянию на 01.01.2015 и составляет:

- земельный участок с кадастровым номером в размере 9757548 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 6735223 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 7249094 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 4176293 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 6503133 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 10070638 руб.,

- земельный участок с кадастровым номером в размере 5840019 руб. (т. 1 л.д.88-227).

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный административным истцом отчет вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком их рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью.

В связи с этим судом назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено определить, соответствует ли предоставленный истцом отчет об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствует, определить рыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2015.

Заключением эксперта № 8931/6-4 от 26.11.2021, выполненным экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста России, невыявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости, к определению факторов, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе ошибки при выполнении математических действий; выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета. Выявлены несоответствия пункту 5 ФСО № 3, пункту 22в ФСО № 7, пункту 22д ФСО № 7, влияющие на итоговую стоимость объектов оценки.

Одновременно экспертом определена рыночная стоимость рассматриваемых семи земельных участков по состоянию на 01.01.2015:

- земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, в размере 12299817 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, в размере 8490043 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, в размере 9137800 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, в размере 5264400 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, в размере 8197484 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, в размере 12694480 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, в размере 7361600 руб. (т. 2 л.д. 91-116).

В силу статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «Огосударственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

В соответствии со статьей 8 Закона № 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью (25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ).

Таким образом, заключение эксперта, содержащее вывод о рыночной стоимости объектов оценки, должно быть выполнено с соблюдением требований Закона об оценочной деятельности и обязательных для применения федеральных стандартов оценки, а также других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Заключение эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста РФ № 8931/6-4 от 26.11.2021 соответствует законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Вся необходимая информация в отношении объектов-аналогов оценщиком приведена в отчете. Экспертом проанализированы элементы сравнения, установленные в подпункте «е» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7, «Оценка недвижимости (ФСО № 7»), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 (далее - ФСО № 7).

Экспертом применен сравнительный подход при расчете стоимости объектов оценки, отказ от затратного и доходного подходов мотивированно обоснован (т. 2 л.д.102 оборот).

Поиск информации производился в сети Интернет на сайтах объявлений, скриншоты которых отражены в заключении, что свидетельствует о возможности проверки данных сведений (т. 2 л.д. 106-107).

В результате анализа характеристик сравнительным подходом выбраны аналоги с наиболее подходящими своим функциональным, физическим и экономическим характеристикам с объектами оценки, имеющие схожее местоположение, площадь и назначение, сравниваемые объекты-аналоги на основании всех характеристик и произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога, составил таблицу корректировок и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 КАС РФ, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста Российской Федерации № 8931/6-4 от 26.11.2021 соответствует требованиям Закона № 73-ФЗ, Закона об оценочной деятельности, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденных приказами Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, № 298 и от 25.09.2014 №611 соответственно.

Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости; определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации. Выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

Кроме того, в данном случае судебная экспертиза проведена экспертом государственной судебно-экспертной организации, что соответствует требованиям распоряжения Правительства РФ от 16.11.2021 № 3214-р «О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями».

С учетом изложенного суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит необоснованные научные выводы, математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, об их наличии суду не заявлено.

Участвующими в деле лицами заключение эксперта не оспорено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельных участков от них не поступало. Выводы судебной экспертизы не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельных участков, указанной в выписках из ЕГРН, рыночной стоимости данных объектов недвижимости ими не представлено.

На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость рассматриваемых земельных участков по состоянию на 01.01.2015 (надату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость), определенную заключением эксперта № 8931/6-4 от 26.11.2021.

В силу статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку административное исковое заявление направлено в суд по почте 15.09.2021 (т. 1 л.д. 233), фактически поступило в суд 22.09.2021, то датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать 15.09.2021.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, решение суда, вступившее в законную силу, будет являться основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости в отношении рассматриваемых семи земельных участков утверждены постановлением Правительства Воронежской области от 31.10.2016 №827 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения», то Правительство Воронежской области по делу является надлежащим ответчиком и в удовлетворении заявленных требований к Управлению Росреестра по Воронежской области суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Борисоглебский агрокомплекс» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 12299817 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 8490043 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 9137800 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 5264400 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 8197484 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 12694480 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 в размере 7361600 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 15.09.2021.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Борисоглебский агрокомплекс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 30.12.2021.

Судья И.В. Чеча

3а-596/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Борисоглебский агрокомплекс"
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
Правительство Воронежской области
Другие
Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области
Прозоровский Константин Львович
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Чеча Игорь Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
22.09.2021Регистрация административного искового заявления
22.09.2021Передача материалов судье
23.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2021Судебное заседание
28.12.2021Производство по делу возобновлено
28.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее