Решение по делу № 2-761/2023 от 19.10.2023

31RS0015-01-2023-00106990 Дело № 2-761/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2023 года город Новый Оскол

Новооскольский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Казначеевской М.В.,

при секретаре Мальцевой Е.М.,

с участием истца – прокурора Новооскольского района Васютина Ю.В.,

представителя ответчика Ковалевой М.А.,

представителя третьего лица Пузанова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новооскольского района к администрации Новооскольского городского округа об обязании привести улично-дорожную сеть в соответствии с требованиями ГОСТ,

Установил:

Прокурор Новооскольского района Белгородской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации Новооскольского городского округа о приведении улично- дорожной сети в соответствие с требованиями государственных стандартов.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в части исполнения требований безопасности дорожного движения, обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части затрагивающей права и интересы учащихся образовательных учреждений. В рамках проверки установлено, что в нарушении требований п.8.1.29 подпункта «б» части 2 ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в районе МБОУ «СОШ № 4» г. Новый Оскол, ул. Авиационная, 1 частично отсутствует пешеходное ограждение перильного типа ( установлено лишь с одной стороны дороги), также в районе образовательной школы отсутствуют подходы к пешеходным переходам ( пешеходный переход выходит на мусорный контейнер и клумбу), отсутствует тротуар на противоположной стороне от образовательной организации. Кроме того, в нарушении требований п.7.3.8 «ГОСТ Р 52289-2019 в районе образовательного учреждения МБОУ СОШ № 4 отсутствуют светофоры Т.7.

Ссылаясь на несоблюдение администрацией Новооскольского городского округа изложенных требований законодательства, выразившихся в необеспечении безопасности дорожного движения вблизи образовательной организации нарушает права граждан на безопасные условия, гарантированные государством просит обязать администрацию Новооскольского городского округа Белгородской области привести улично-дорожную сеть по улице Авиационная города Новый Оскол Белгородской области в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства тротуара на противоположной стороне улицы Авиационная от МБОУ СОШ № 4 г. Новый Оскол, который должен иметь выход к пешеходному переходу, установить пешеходное ограждение перильного типа вдоль вышеуказанного тротуара, а также светофоры Т.7 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Новооскольского района Белгородской области Васютин Ю.В. поддержал требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Новооскольского городского округа Белгородской области Ковалева М.А., по доверенности от 09.01.2023 в судебном заседании не возражала против требований об осуществлении действий, указанных в иске. Просит продлить сроки по их исполнению, так как в срок, установленный прокурором невозможно исполнить решение суда, поскольку денежные средства на указанные мероприятия не заложены в бюджет Новооскольского городского округа.

Представитель третьего лица МБУ «Новооскольское благоустройство» Пузанов И.В., действующий по доверенности суду пояснил, что при наличии финансирования требования прокурора Новооскольского района подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч.ч.1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В пункте 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями) указано, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В статьях 17 и 18 названного Закона закреплено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Администрация Новооскольского городского округа является собственником и владельцем автомобильных дорог в г. Новый Оскол, которые находятся в безвозмездном пользовании МБОУ «Новооскольское благоустройство», что подтверждается перечнем из реестра муниципальной собственности Новооскольского городского округа (л.д. 30-45).

По результатам проведенной в сентябре 2023 года прокурорской проверки о безопасности дорожного движения были выявлены недостатки при содержании улично-дорожной сети в районе нахождения общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 4 г. Новый Оскол, ул. Авиационная, что подтверждается актом выездного обследования по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия № 3 от 07.08.2023, фототаблицей к нему, актом проверки от 04.09.2023 (л.д. 6-12, 13-23, 27-29).

Как следует из акта по результатам проверки, проведенной 07.08.2023, акта прокурорской проверки от 04.09.2023 комиссией установлены недостатки в содержании улично-дорожной сети вблизи образовательного учреждения МБОУ СОШ № 4 (г. Новый Оскол, ул. Авиационная, д.1), а именно: - частично отсутствует пешеходное ограждение перильного типа (установлено по одной стороне дороги), что является нарушением п. 8.1.29 п.п 4 "б " с.2 ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" утвержден Приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст;

- отсутствуют подходы к пешеходным переходам (пешеходный переход выходит на мусорный контейнер и клумбу, что является нарушением требований п.4.5.1.1. и п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования " утвержден Приказом Ростехурегулирования от 23.10.2007 № 270-ст;

- отсутствуют светофоры Т.7, что является нарушением п.7.3.8 ГОСТ Р стандарта от 20.12.2019 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" утвержден Приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Соответственно, осуществлять содержание автодороги и обеспечивать соответствие состояния дорог техническим регламентам должен собственник.

Содержание дорог общего пользования может быть возложено либо на владельца дороги (балансодержателя) по общему" правилу ст. 15 Закона N 257-ФЗ, либо на иное лицо, которому обязанности содержать дорогу переданы на основании нормативного акта собственником или балансодержателем.

В сфере обеспечения безопасности дорожного движения разработан ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" утвержден Приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2019). Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Разделом 1 ГОСТ Р 52289-2019 определено, что названный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007).

В соответствии с положениями п. п. 4.5.1.1, п. 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

На дорогах и улицах в населенных пунктах вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения по ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ 33128 или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м (п. 4.5.1.9 Стандарта обустройства автомобильных дорог).

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящих стандартов, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

В силу ч. 2 ст. 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что срок для приведения автомобильной дороги по ул. Авиационная в соответствии с требованиями ГОСТ является недостаточным, суд считает неубедительными.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется; избирая в рамках конституционной дискреции тот или иной механизм исполнительного производства, федеральный законодатель во всяком случае должен осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, от 15 января 2002 года № 1-П, от 14 мая 2003 года № 8-П и от 14 июля 2005 года № 8-

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

Представитель ответчика доказательств, с бесспорностью указывающих на наличие исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного постановления в предусмотренный законом срок, суду не представил.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора к ответчику администрации Новооскольского городского округа Белгородской области. Суд соглашается с доводами прокурора о том, что выявленные в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства являются существенными, так как могут привести к созданию аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств по улично-дорожной сети, травмам и жертвам среди участников дорожного движения, в связи с чем, требуют принятия мер по их устранению. Ответчиком не представлено доказательств подтверждающих соответствие автомобильной дороги по ул. Авиационная г. Новый Оскол в районе МБДОУ «СОШ № 4» техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе требованиям ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 52766-2007, таким образом администрацией Новооскольского городского округа не приняты в полной мере действия по организации безопасности дорожного движения по ул. Авиационной.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Новооскольского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новооскольского городского округа об обязании привести улично-дорожную сеть в соответствии с требованиями ГОСТ удовлетворить.

Обязать Администрацию Новооскольского городского округа Белгородской области ( ИНН 3114011379, ОГРН 1183123034500) привести улично-дорожную сеть по улице Авиационная города Новый Оскол Белгородской области в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства тротуара на противоположной стороне улицы Авиационная от МБОУ СОШ № 4 г. Новый Оскол, который должен иметь выход к пешеходному переходу, установить пешеходное ограждение перильного типа вдоль вышеуказанного тротуара, а также светофоры Т.7 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Новооскольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

Судья

2-761/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Новооскольского района
Ответчики
Администрация Новооскольского городского округа
Другие
МБУ "Новооскольское благоустройство"
Суд
Новооскольский районный суд Белгородской области
Судья
Казначеевская Марина Витальевна
Дело на сайте суда
novooskolsky.blg.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
26.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2023Подготовка дела (собеседование)
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее