Дело № 2а-202/2022
УИД 23 RS0005-01-2022-000045-93
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 января 2022 года г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Коломийцева И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Науменко О.К.,
с участием: представителя административного истца Карагозяна А.А., административного ответчика Алибекова А.А., участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, его представителя - адвоката Ефанова А.Н., действующего на основании ордера, помощника прокурора Апшеронского района Краснодарского края Прудникова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску врио начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония № управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю к Алибекову Асхабали Амировичу об установлении административного надзора,
установил:
Врио начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония № управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (далее ФКУ ИК-№ УФСИН России по Краснодарскому краю) обратился в суд с административным иском к Алибекову А.А. об установлении административного надзора.
Требования обоснованы тем, что в исправительной колонии отбывает наказание Алибеков А.А., который приговором <адрес> районного суда <адрес> от 09 сентября 2020 года признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса РФ. В соответствии с ... Уголовного кодекса РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний, Алибекову А.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 02 года 02 месяца. В соответствии со ст. 70 Уголовного кодекса РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по указанному приговору, частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору <адрес> гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года, в связи с чем, окончательно Алибекову А.А. назначено наказание в виде 02 лет 06 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В действиях осужденного приговором суда установлено наличие рецидива преступлений, преступление отнесено к категории «тяжкое». В период отбывания наказания постановлением врио начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> от 30 марта 2019 года Алибеков А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Административный ответчик подлежит освобождению из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, после чего намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: <адрес>. За период отбытия наказания Алибеков А.А. зарекомендовал себя отрицательно, на путь исправления не встал.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, административный истец просит установить в отношении Алибекова А.А. административный надзор на основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ сроком на 03 года, с административными ограничениями в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22:00 часов до 06:00 часов, запрета на выезд за пределы муниципального образования, в котором поднадзорное лицо будет проживать, без разрешения органов внутренних дел, запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, а также обязательной явки на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания 04 раза в месяц.
Представитель ФКУ ИК-№ УФСИН России по Краснодарскому краю Карагозян А.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Алибеков А.А., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что действия должностных лиц исправительного учреждения по отношению к нему являются предвзятыми. Установление административного надзора и административных ограничений является дополнительным наказанием, грубо нарушающим его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ. При установлении административного надзора будет нарушено его право на труд и свободу передвижения, он будет лишен возможности достойно содержать своих несовершеннолетних детей. В случае удовлетворения административных исковых требований просил снизить срок административного надзора, а также количество явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Представитель административного ответчика Алибекова А.А. - адвокат Ефанов А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснил, что на момент вынесения в отношении Алибекова А.А. постановления о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания он не отбывал наказание по приговору <адрес> районного суда <адрес> от 09 сентября 2020 года. Поскольку в настоящее время административный ответчик отбыл наказание по предшествующему приговору, признание его злостным нарушителем при отбывании наказания по предыдущему приговору не должно влиять на отбывание наказания по настоящему приговору. Обращаясь в суд с настоящим иском, административным истцом не учтены личные качества административного ответчика, его состояние здоровья, наличие ряда заболеваний и их влияние на поведение Алибекова А.А. Сведения о намерении административного ответчика после отбытия наказания выехать на постоянное место жительства <адрес> не соответствуют действительности, поскольку противоречат его письменному заявлению. Сведения о том, что Алибеков А.А. не встал на путь исправления, не подтверждается доказательствами. Взыскания, имевшие место в 2019 году, в настоящее время погашены. Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», противоречит конституционным нормам. Административные ограничения, заявленные административным истцом к установлению в отношении Алибекова А.А., не соответствуют преступлениями, за которые он был осужден. При назначении Алибекову А.А. наказания по приговору <адрес> районного суда <адрес> от 09 сентября 2020 года было принято во внимание признание административного ответчика злостным нарушителем установленного судом порядка отбытия наказания.
В судебном заседании помощник прокурора Апшеронского района Краснодарского края Прудников Е.А. дал заключение об обоснованности заявленных административных исковых требований на срок, установленный ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участника процесса, принимая во внимание заключение прокурора, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 270 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд исправительным учреждением.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Из материалов дела следует, что приговором <адрес> гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года Алибеков А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 03 года, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций, сроком на 02 года, с применением ст. 73 Уголовного кодекса РФ.
Впоследствии на основании постановления <адрес> районного суда <адрес> края от 11 июля 2018 года условное осуждение в отношении Алибекова А.А. отменено, постановлено реально исполнить наказание в виде 03 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговором <адрес> районного суда <адрес> от 09 сентября 2020 года Алибеков А.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с ... Уголовного кодекса РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний, Алибекову А.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 02 года 02 месяца.
В соответствии со ст. 70 Уголовного кодекса РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по указанному приговору, частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору <адрес> гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года, в связи с чем, окончательно Алибекову А.А. назначено наказание в виде 02 лет 06 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным постановлением <адрес> областного суда от 24 ноября 2020 года вышеуказанный приговор изменен. Из приговора исключены указания суда о назначении Алибекову А.А. наказания по ст. 319 Уголовного кодекса РФ в виде исправительных работ сроком на 09 месяцев и о применении положений ... Уголовного кодекса РФ. По ... Уголовного кодекса РФ Алибекову А.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 01 год 02 месяца с применением ... Уголовного кодекса РФ.
На основании частей 1 и 4 ст. 70 Уголовного кодекса РФ к назначенному наказанию частично присоединено не отбытое Алибековым А.А. наказание в виде 10 месяцев 02 дней лишения свободы по приговору <адрес> гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 01 год 06 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором <адрес> районного суда <адрес> от 09 сентября 2020 года в действиях Алибекова А.А. установлено наличие рецидива преступлений, преступление отнесено к категории тяжких.
В силу требований ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 этой статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса РФ.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (пункты 1 и 2) ст. 3 приведенного Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Алибеков А.А. подлежит освобождению из исправительной колонии ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отбытием срока наказания. После освобождения он намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается заявлением Алибекова А.А., а также было подтверждено им в судебном заседании.
В период отбытия наказания постановлением начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> от 30 марта 2019 года Алибеков А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно представленной в материалы дела характеристике от 30 декабря 2021 года, утвержденной врио начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Краснодарскому краю, в период отбытия наказания Алибеков А.А зарекомендовал себя отрицательно, на путь исправления не встал.
Из справки о поощрениях и взысканиях осужденного следует, что за период отбытия наказания Алибеков А.А. не имеет поощрений, имеет одно непогашенное взыскание.
Факт нарушения Алибековым А.А. режима содержания в исправительном учреждении также подтверждается справкой начальника отряда ФКУ ИК-№ УФСИН России по Краснодарскому краю от 01 июля 2021 года, рапортом начальника ОСУ ФКУ ИК-№ УФСИН России по Краснодарскому краю от 28 июня 2021 года, ответом начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Краснодарскому краю № от 09 сентября 2021 года.
....
Согласно копии свидетельства о профессии рабочего, должности служащего №, регистрационный № от 25 июня 2019 года, ответу начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Краснодарскому краю № от 03 июня 2021 года, Алибеков А.А. освоил программу профессионального обучения «Слесарь по ремонту оборудования 2 (второго) разряда».
В соответствии с ч. 2 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Оценив доказательства по делу в их совокупности, исходя из положений Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, суд приходит к выводу, что в отношении Алибекова А.А. имеются предусмотренные законом основания для установления административного надзора для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Исполняя задачу предупреждения совершения Алибековым А.А. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, руководствуясь ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, считает необходимым установить в отношении административного ответчика административный надзор сроком на 03 года.
Статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 273 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.
Принимая решение по делу, суд считает необходимым установить в отношении Алибекова А.А. следующие административные ограничения: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22-00 часов до 06-00 часов, запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрет выезда за пределы муниципального образования, в котором поднадзорное лицо будет проживать без разрешения органов внутренних дел, а также обязании являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания 02 раза в месяц.
Вышеуказанные виды административных ограничений предусмотрены ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, а их установление в отношении Алибекова А.А. будет направлено на предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора, обеспечит достижение баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, в достаточной мере позволит контролировать место нахождения и поведение административного ответчика.
Две явки в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, по мнению суда, соответствует вышеуказанным положениям закона, обстоятельствам дела, а также поведению административного ответчика в период отбытия наказания.
Доводы административного ответчика о том, что установление в отношении него административного надзора и административных ограничений, является дополнительным наказанием, грубо нарушающим права и свободы гражданина, основаны на неверном толковании закона, в связи с чем признаны судом несостоятельными. Установление административного надзора и административных ограничений уголовным наказанием не является, в связи с чем, не посягает на основополагающий принцип уголовного законодательства - принцип справедливости, предусмотренный ч. 2 ст. 6 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которым никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, не являются мерами ответственности в связи с совершением уголовного преступления. Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается с самим фактом освобождением лица из мест лишения свободы при наличии предусмотренных специальным законом оснований. Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как отягчение ответственности за противоправное деяние.
...
Суд считает необходимым отметить, что в течение срока административного надзора Алибеков А.А. вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене отдельных административных ограничений, учитывая сведения об образе его жизни, поведении, трудоустройстве и состоянии здоровья.
Иные доводы, изложенные административным ответчиком и его представителем в судебном заседании, признаны судом несостоятельными и не указывают на наличие оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования врио начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония № управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю к Алибекову Асхабали Амировичу об установлении административного надзора - удовлетворить частично.
Установить в отношении Алибекова Асхабали Амировича административный надзор сроком на 3 (три) года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Алибекова Асхабали Амировича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Алибекова Асхабали Амировича следующие административные ограничения:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 часов до 06:00 часов,
запретить выезд за пределы муниципального образования, в котором поднадзорное лицо будет проживать, без разрешения органов внутренних дел,
запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях,
обязать Алибекова Асхабали Амировича являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 (два) раза в месяц.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Осуществлять административный надзор органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение суда составлено 26 января 2022 года.
Судья Апшеронского районного суда И.И. Коломийцев