11RS0№__-58 Дело №__
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 октября 2019 года в городе Инте Республики Коми гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Лавренову К. А.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ответчику об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Лавренову К.А. В обоснование своих требований указало, что 16.08.2019 в АО "Интауголь" обратился бывший работник общества Лавренов К.А., уволенный в связи с ликвидацией организации 14.02.2019, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за 5 месяц со дня увольнения. К заявлению, в том числе, приложил решение ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от 13.08.2019 №__ о сохранении средней заработной платы за 5 месяц со дня увольнения, в котором указано, что работник обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и не был им трудоустроен по дату, предшествующую решению органа службы занятости, также в решении указано на наличие на иждивении трех несовершеннолетних детей. По мнению АО "Интауголь", право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы на основании ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы.
Истец – АО "Интауголь", ответчик - ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" (далее - ГУ РК "ЦЗН г. Инты"), третье лицо – Лавренов К.А. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представитель ответчика – ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования не признает в полном объеме, в ходатайстве представитель просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Лавренов К.А. состоял в трудовых отношениях с АО "Интауголь" в должности <....>, 14.02.2019 уволен в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
13.03.2019 Лавренов К.А. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с целью поиска подходящей работы.
Согласно сведениям в период с 13.03.2019 по 13.08.2019 варианты подходящей работы для Лавренова К.А. отсутствуют.
Согласно разработанному плану поиска работы Лавреновым К.А. самостоятельно осуществлялся поиск подходящей работы в период с 14.03.2019 по 14.07.2019.
Таким образом, обращение Лавренова К.А. в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и невозможность его трудоустройства в период с даты обращения в течение 5 месяца со дня увольнения подтверждается документально.
13.08.2019 Лавренов К.А. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за 5 месяц со дня увольнения.
13.08.2019 решением ГУ РК "ЦЗН г. Инты" №__ в соответствии со ст. 318 ТК РФ, протоколом организационно-методической (экспертной) комиссии ГУ РК "ЦЗН г. Инты" признано право Лавренова К.А. на сохранение средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения с 15.06.2019 по 14.07.2019. Исключительным случаем признано наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст. 313-327).
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 ст. 313).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены ст. 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Из личного дела Лавренова К.А. усматривается, что он состоит в браке и имеет трех несовершеннолетних детей: ФИО1, __.__.__ года рождения, ФИО2, __.__.__ года рождения, и ФИО3, __.__.__ года рождения.
Согласно сведениям филиала № 1 ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми от 13.09.2019 Лавренов К.А. не является получателем страховых выплат.
Согласно сведениям Центра ПФР в РК от 09.09.2019 Лавренов К.А. является получателем страховой пенсии по старости с 26.02.2019, размер пенсии с 01.08.2019 составил <....> руб.
Согласно сведениям ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" от 06.09.2019 и от 03.10.2019 семья Лавренова К.А. состоит на учете как многодетная, Лавренов К.А. в качестве малоимущего не состоит и является получателем республиканской ежемесячной денежной выплаты по категории "<....>" с 26.08.2019.
При решении вопроса о социальной защищенности Лавренова К.А., суд принимает во внимание выплаченные Лавренову К.А. работодателем суммы.
Из справок АО "Интауголь" от 20.09.2019 и от 04.10.2019 следует, что Лавренову К.А. был начислен средний заработок за второй месяц трудоустройства в размере <....> руб., за третий месяц трудоустройства в размере <....> руб., за четвертый месяц в размере <....> руб. По состоянию на 19.09.2019 сумма по сохранению заработка за четвертый месяц не перечислена. По состоянию на 04.10.2019 суммы выплачены в полном объеме, задолженности нет.
Суд не принимает во внимание сумму сохраняемого среднего заработка за четвертый месяц в размере <....> руб., поскольку на дату обращения с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за 5 месяц со дня увольнения – 13.08.2019, данная сумма выплачена не была.
В спорный период постановлением Правительства РК от 30.07.2019 № 355 установлена величина прожиточного минимума для северной зоны Республики Коми за 2 квартал: для трудоспособного населения – 15959 руб., для детей – 15428 руб. Таким образом, прожиточный минимум семьи Лавренова К.А. с учетом трех несовершеннолетних детей составит в месяц <....>
Таким образом, ежемесячный доход семьи Лавренова К.А. составил в среднем <....> руб., что явно ниже прожиточного минимума для данной семьи с учетом троих несовершеннолетних детей. Даже при условии максимальной экономии выплаченных работодателем при увольнении и после увольнения денежных средств Лавренов К.А. не имеет реальной возможности существовать на эти средства с супругой и тремя несовершеннолетними детьми. Кроме того, наличие на иждивении несовершеннолетних детей само по себе является исключительным случаем, связанным с социальной незащищенностью работника.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Лавренова К.А. исключительных обстоятельств, связанных с принятием достаточных и безуспешных мер к трудоустройству, социальной незащищенностью, материальный уровень жизни Лавренова К.А. после увольнения значительно уменьшился, семья Лавренова К.А. имеет статус "<....>", наличием на иждивении 3-х несовершеннолетних детей, что позволяет Лавренову К.А. претендовать на сохранение среднего заработка за 5 месяц со дня увольнения, решение ГУ РК "Центр занятости населения г. Инты" от 13.08.2019 №__ о сохранении среднего месячного заработка за 5 месяц со дня увольнения Лавренову К.А. законно и обоснованно, отмене не подлежит, в связи с чем требования АО "Интауголь" об отмене решения от 13.08.2019 №__ подлежат отклонению.
Определением суда от 26.08.2019 истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении иска, на основании ст. 90, 98 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с истца следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать АО "Интауголь" в иске к ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" от 13.08.2019 №__ о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Лавренову К. А..
Взыскать с Акционерного общества "Интауголь" в бюджет муниципального образования городского округа "Инта" государственную пошлину в размере 6 000 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, ул. Садовая, 26) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2019.
Судья |
И.М. Румянцева |