Дело № 2-4217/18
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2018 года.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2018 года город Мурманск
Первомайский районный суд г.Мурманска в составе:
председательствующего судьи Мильшина С.А.,
при секретаре Желтовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Локтевой Е.Н. к ООО «УК «Мурманремстрой» о признании действий по начислению задолженности по оплате коммунальных услуг незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Локтева Е.Н. обратилась в суд с иском к ООО «УК «Мурманремстрой» об обязании исключить из лицевого счета сведения о наличии задолженности по жилищно-коммунальным услугам, в обоснование требований указав, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адрес*** В *** в квитанциях за отопление по дому №*** по адрес*** был отражен перерасчет на значительную сумму. При обращении к ответчику, жильца дома был предоставлен доступ к прибору общедомового учета отопления, при осмотре которого было установлено, что опломбировка общедомового прибора учета была сорвана.
Истцы обратились с жалобами в государственные органы.
Из ответа ПАО «Мурманская ТЭЦ» следует, что допуск узла учета тепловой энергии произведен повторно ***, что также подтверждает факт срыва пломбировки.
Просит суд признать действия ООО «УК «Мурманремстрой» по учету и начислению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг «Отопление и ГВС» по жилому помещению, расположенному по адрес*** незаконными, обязать исключить из лицевого счета Локтевой Е.Н. сведения о наличии задолженности по жилищно-коммунальным услугам «Отопление и ГВС» на *** в сумме 9 258 рублей 70 копеек.
Определением *** суда *** от *** к производству приняты уточненные исковые требования. в соответствии с которыми в связи с оплатой указанных сумм задолженности, истец просит суд признать действия ООО «УК «Мурманремстрой» по учету и начислению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг «Отопление и ГВС» по жилому помещению, расположенному по адрес*** незаконными, взыскать в пользу Локтевой Е.Н. оплаченную сумму, незаконно начисленную по жилищно-коммунальным услугам «Отопление и ГВС» за *** в сумме 9 258 рублей 70 копеек.
Истец Локтева Е.Н. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «УК «Мурманремстрой» Цыбулькин С.С. в судебном заседание возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Третье лицо представитель ПАО «Мурманская ТЭЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав показания свидетелей, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст.154 ч.4 Жилищного кодекса Российской Федерации Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п.1 ч.2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 88(11) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
В судебном заседании установлено, что Локтева Е.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адрес*** на основании договора купли-продажи от *** (л.д.8).
В квитанции за теплоснабжение и ГВС за ***, выставленной исполнителем услуги ООО «УК Мурманремстрой» плательщику Локтевой Е.Н., в графе перерасчет по услуге «отопление» значится сумма 9 258 рублей 70 копеек (л.д.21).
Согласно ответу ПАО «Мурманская ТЭЦ» от *** №*** управляющей организацией ООО «УК Мурманремстрой», являющейся надлежащим исполнителем коммунальных услуг (отопление), произведена и отражена в квитанции за сентябрь 2017 года корректировка платы за энергию в соответствии с показаниями общедомового прибора учета (л.д.17).
Актом от ***, составленным жильцами дома №*** по адрес*** в присутствии представителя управляющей компании, зафиксировано, что на общедомовом приборе учета отсутствует пломба (л.д.12).
*** ПАО «Мурманская ТЭЦ» составило акт повторного допуска узла учета тепловой энергии (л.д.62).
Повторный допуск узла учета был осуществлен ПАО «Мурманская ТЭЦ» по заявлению генерального директора ООО «УК «Мурманремстрой» от *** в связи с обнаружением *** факта нарушения целостности пломб (л.д.63).
Локтева Е.Н. в исковом заявлении указывает на неправомерность произведения перерасчета по услуге «отопление» на сумму 9 258 рублей 70 копеек в связи с обнаружением факта несанкционированного вмешательства в прибор учета. Данный довод истца суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
С 01 июля 2016 года в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 и постановлением Правительства Мурманской области от 05 августа 2016 года №386-ПП, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется равномерно в течение календарного года. При этом в соответствии с пунктом 42(1) Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, также рассчитывается на основании среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Корректировка размера платы за коммунальную услугу «отопление» осуществляется исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Государственной жилищной инспекцией Мурманской области в *** проведена внеплановая документарная проверка ООО «УК «Мурманремстрой» в части проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению. В ходе проверки установлено, что корректировка была произведена за период с *** по ***.
Согласно представленным к проверке документам в период с *** по *** ОДПУ тепловой энергии находился в рабочем состоянии, что подтверждено ведомостью учета тепловой энергии, несанкционированных вмешательств в прибор учета тепловой энергии не подтверждено. Сведения о выявленных недостатках, препятствующих коммерческому учету тепловой энергии за указанный период, в Инспекции отсутствуют.
*** Государственной жилищной инспекцией Мурманской области в отношении управляющей организации ООО «УК Мурманремстрой» проведена внеплановая проверка лицензионных требований в части содержания общего имущества многоквартирного дома.
В ходе проверки нарушений в работе общедомового (коллективного) прибора тепловой энергии, расположенного в многоквартирном доме №*** по адрес***, в том числе целостность пломбы на оборудовании, не установлено.
Таким образом, в ходе проверки надзорным органом было установлено, что корректировка размера платы за отопление произведена управляющей компанией за период с *** по *** в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Нарушений со стороны управляющей компании не выявлено.
Вместе с тем, факт нарушения целостности пломбы ОДПУ выявлен и зафиксирован только ***, то есть за пределами срока корректировки.
В материалы дела представлен акт повторного допуска узла учета тепловой энергии, составленный ПАО «Мурманская ТЭЦ» ***, который подтверждает довод ответчика, что на *** ода ОДПУ находился в исправном состоянии, нарушений целостности пломб выявлено не было.
Также Государственной жилищной инспекцией Мурманской области были проверены ведомости учета тепловой энергии, в которых отражен фактический объем потребленной тепловой энергии. В результате проверки установлено, что указанный в ведомостях объем соответствует показаниям прибора учета.
Таким образом, суд приходит к выводу, что корректировка размера платы за отопление, произведенная ответчиком за период с *** по *** и отраженная в квитанциях за *** произведена в соответствии с действующим законодательством. Нарушений проведения корректировки со стороны ответчика не установлено.
Факт нарушения целостности пломбы ОДПУ, установленный и зафиксированный в акте от *** не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку нарушение целостности пломбы было выявлено за пределами периода, за который управляющей компанией была проведена корректировка платы за услугу «отопление». Доказательств нарушения целостности пломбы с ***, когда был составлен акт допуска теплового узла, до *** в материалы дела не представлено, судом не добыто.
Таким образом, требования Локтевой Е.Н. о признании действий ООО УК «Мурманремстрой» по начислению задолженности незаконными не подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что действия ответчика признаются судом законными, оснований для взыскания с ООО УК «Мурманремстрой» в пользу Локтевой Е.Н. денежных средств размере 9 258 рублей 70 копеек у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Локтевой Е.Н. к ООО «УК «Мурманремстрой» о признании действий по начислению задолженности по оплате коммунальных услуг незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Мильшин