Решение по делу № 2а-1435/2021 от 13.04.2021

                                                                                                        Дело №2а-1435/2021

РЕШЕНИЕ

                                 Именем Российской Федерации

08 июня 2021 года                                                       г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО - Югры в составе председательствующего судьи Сосновской О.А.,

при помощнике – Зыряновой А.В.,

с участием: представителя административного истца – Борисовой Л.Ю., представителя административного ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Одинцева Д.В., административных ответчиков Дудко Р.И., Реглис С.Н., Квитко А.В., Пантелеева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-1435/2021 по административному исковому заявлению Правительства ХМАО-Югры к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, должностным лицам Главного управления МЧС России по ХМАО – Югре Мочиевскому С.В., Квитко А.В., Краснову В.В., Реглис С.Н., Дудко Р.И., Пантелееву О.В. о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ года № 3-ГО об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

                                              УСТАНОВИЛ:

Административный истец Правительство ХМАО-Югры обратилось в Ханты-Мансийский районный суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по ХМАО-Югре о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ года № 3-ГО об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Требования мотивированы тем, что в отношении административного истца ответчиками была проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт и выдано оспариваемое предписание №3-ГО. С указанными в предписании нарушениями истец не согласен. Согласно пункту 4.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в автономном округе, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 11.01.2009 № 1, Положение о спасательной службе автономного округа разрабатывается и подписывается руководителем соответствующей спасательной службы и утверждается руководителем гражданской обороны ХМАО-Югры после согласования с Главным управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Пунктом 3.2 постановления Правительства ХМАО-Югры от 07.11.2011 № 359-п определено, что руководителям спасательных служб необходимо в срок до 1 декабря 2011 года разработать и утвердить, в установленном порядке Положения о спасательных службах, планирующие документы по выполнению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с пунктом 2.3 постановления № 359-п руководителем Медицинской спасательной службы назначен директор Департамента здравоохранения ХМАО-Югры.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 Устава (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.04.1995 № 4-оз - Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - высшее должностное лицо автономного округа.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - закон № 28-фз) руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Согласно пункту 4.1 постановления Губернатора ХМАО-Югры от 11.01.2009 №1 руководство гражданской обороной на территории автономного округа осуществляет Губернатор автономного округа, а не Правительство.

Таким образом, разработка и утверждение Положений о спасательных службах, планирующих документов по выполнению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не относится к полномочиям Правительства.

Также истец не согласен с нарушением, указанным в пункте 2 предписания, о том, что истцом не обеспечено поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны. Полномочия Правительства автономного округа в области гражданской обороны установлены статьей 3 Закона автономного округа от 10.12.2019 № 88-оз «О регулировании отдельных вопросов в области гражданской обороны в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

В силу пункта 2 статьи 3 закона № 88-оз полномочия Правительства в части создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны возложены на Департамент гражданской зашиты населения автономного округа в соответствии с пунктами 6.4.14, 6.4.16-6.4.18 приложения №1 к постановлению Правительства автономного округа от 29.07.2016 № 280-п «О Департаменте гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к постановлению № 280-п Департамент является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере гражданской обороны, защиты населения и территории автономного округа от чрезвычайных ситуаций, пожарной и радиационной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, полномочия Правительства установлены статьей 3 Закона № 88-оз, а не статьей 8 Закона № 28-ФЗ. Пунктом 9 постановления № 1309 установлены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а не высшего исполнительного органа государственной власти автономного округа (субъекта РФ) (статья 6 Устава автономного округа). Нарушить требования пункта 6.4.16 Приложения 1 к постановлению № 280-п Правительство не могло, т.к. данные документ не регламентирует деятельность Правительства.

Кроме того, на территории автономного округа объекты использования атомной энергии (ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, тепловыделяющие сборки ядерного реактора, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора, ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы) отсутствуют в связи с чем, зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения) отсутствуют. Также, в автономном округе организации, отнесенные к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенные в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, отсутствуют. Следовательно, потребность в противорадиационных укрытиях отсутствует. В связи с чем, Департаментом организована работа по снятию с учета ЗС ГО (ПРУ).

Также истец ссылается на нарушения, допущенные в ходе проверки, а именно: в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ цель, задачи проверки не соответствуют предмету проверки; проверка проведена без учета сроков устранения нарушений; в актах проверки, предписании указано неуполномоченное на участие в проведении проверки лицо – ФИО7; копии акта и предписания вручены только ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением п.4 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, и является основанием для признания результатов проверки недействительными; акт и предписание, врученные истцу подписаны не всеми должностными лицами, проводившими проверку; ДД.ММ.ГГГГ копии акта и предписания вручены неуполномоченному лицу.

От административного ответчика ГУ МЧС России по ХМАО-Югре поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором ответчик указывает, что требования об устранении нарушений, указанных в пунктах 1 и 2 обоснованно предъявлены к Правительству ХМАО-Югры; Правительством ХМАО-Югры не было обеспечено исполнение законодательства РФ (ст.ст.8,15 Федерального закона №28-ФЗ) и ХМАО-Югры (ч.3 ст.1 Закона ХМАО-Югры №73-оз), что стало следствием не осуществления контроля за исполнением принятых им актов (ч.8 ст.11 Закона №73-оз, ч.3 ст.40 Устава ХМАО-Югры); нарушений при проведении проверки не допущено, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков к участию в деле привлечены должностные лица Главного управления МЧС России по ХМАО – Югре Мочиевский С.В., Квитко А.В., Краснов В.В., Реглис С.Н., Дудко Р.И., Пантелеев О.В.

В судебном заседании представитель административного истца Борисова Л.Ю. доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме.

Административные ответчики Квитко А.В., Реглис С.Н., Дудко Р.И., Пантелеев О.В. и представитель административного ответчика Главного управления МЧС России по ХМАО – Югре Одинцев Д.В. в судебном заседании с требованиями не согласились, просили в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав стороны, исследовав и проанализировав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (статья 226 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; под мероприятиями по гражданской обороне понимаются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305, установлено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (п. 2).

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (пп. г п. 6).

Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан (п. 9 Положения).

Из материалов дела следует, что Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО-Югре на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №3-ГО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Правительства ХМАО-Югры проведена внеплановая проверка соблюдения требований в области гражданской обороны, в ходе которой установлены нарушения обязательных требований, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий акт.

По результатам проверки Правительству ХМАО-Югры выдано предписание №3-ГО от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований в области гражданской обороны, подписанное заместителем начальника управления-начальником ООНиПМ УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Мочиевским С.В., заместителем начальника управления-начальником ОДиАП УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Квитко А.В., заместителем начальника ООНиПМ УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Красновым В.В., заместителем начальника ГУ-начальником УГОиЗН ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Реглис С.Н., начальником ОПН УГОиЗН ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Дудко Р.И., начальником ОИТМ,Р,Х,Б,МЗиПЖН УГОиЗН ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Пантелеевым О.В.

Согласно данному предписанию были выявлены следующие нарушения требований в области гражданской обороны, обязанность по устранению которых в срок до ДД.ММ.ГГГГ возложена на Правительство ХМАО-Югры:

Положение о Медицинской спасательной службе не утверждено в установленном порядке руководителем гражданской обороны ХМАО - Югры;

- план обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера медицинской спасательной службы требует переработки ввиду указания в нем устаревших сведений;

- отсутствует план обеспечения мероприятий по гражданской обороне медицинской спасательной службы;

- отсутствует (не утвержден) персональный состав штаба медицинской спасательной службы;

     - отсутствует план основных мероприятий гражданской обороны медицинской спасательной службы,

    чем нарушены п.4.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в ХМАО-Югре, утв. Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 11.01.2009 №1; п.3.2 постановления Правительства ХМАО-Югры от 07.11.2011 №359-п «О спасательных службах гражданской обороны ХМАО-Югры»;

Не обеспечено поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны, а именно: из 12

защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности автономного округа, 1 не готово к использованию по назначению, а 7 ограниченно готовы к использованию по назначению (акт инвентаризации от 17.10.2018), чем нарушены ст.8 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ; п.9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309; п.4.16 раздела IV Положения об организации и ведении гражданской обороны в ХМАО-Югре, утв. постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 11.01.2009 №1; п.6.4.16 постановления Губернатора ХМАО-Югры от 26.07.2016 №28-п «О Департаменте гражданской защиты населения ХМАО-Югры».

    По пункту 1 оспариваемого предписания суд пришел к следующему.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон №28-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

В соответствии с ч.2 ст.6 Устава (Основного закона) ХМАО-Югры от 26.04.1995 №4-оз систему органов государственной власти автономного округа составляют:

1) Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - законодательный (представительный) орган - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти автономного округа;

2) Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Губернатор автономного округа) - высшее должностное лицо автономного округа;

3) Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Правительство автономного округа) - высший исполнительный орган государственной власти автономного округа, иные исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы исполнительной власти автономного округа);

4) государственные органы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - государственные органы автономного округа).

Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 11.01.2009 №1 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в ХМАО-Югре (далее – Положение №1).

Согласно п.4.1 вышеуказанного Положения руководство гражданской обороной на территории автономного округа осуществляет Губернатор автономного округа.

Согласно п.4.9 Положения №1 для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, создаются силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры входят подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования, спасательные службы и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создаются спасательные службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных образований и организаций. Решение о создании спасательных служб Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принимают Правительство автономного округа, в муниципальных образованиях - главы местного самоуправления, в организациях - руководители организаций (п.4.11 Положения №1).

В соответствии с п.4.12 Положения №1, положение о спасательной службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разрабатывается и подписывается руководителем соответствующей спасательной службы и утверждается руководителем гражданской обороны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Губернатором ХМАО-Югры) после согласования с Главным управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.10.2011 №359-п (далее – Постановление №359-п) созданы спасательные службы гражданской обороны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - спасательные службы): противопожарная, медицинская, транспортная, оповещения и связи, коммунально-техническая, инженерная, защиты культурных ценностей, энергетики.

Согласно п.2.3 Постановления №359-п руководителем медицинской спасательной службы назначен директор Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Руководителям спасательных служб необходимо в срок до 1 ноября 2011 года назначить работников, ответственных за планирование и выполнение задач в области гражданской обороны, и определить их функциональные обязанности (п.3.1 Постановления №359-п).

Руководителям спасательных служб необходимо в срок до 1 декабря 2011 года разработать и утвердить в установленном порядке Положения о спасательных службах, планирующие документы по выполнению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.3.2 Постановления №359-п).

Исходя из системного толкования приведенных выше норм, следует, что разработка и утверждение Положения о медицинской спасательной службе, планирующих документов по выполнению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера медицинской спасательной службы, утверждение персонального состава штаба медицинской спасательной службы не относится к полномочиям Правительства ХМАО-Югры, а возложены на соответствующую спасательную службу, ее руководителя, а утверждение Положения о спасательной службе – на Губернатора ХМАО-Югры.

По пункту 2 оспариваемого предписания суд пришел к следующему.

В силу требований ч.1 ст.8 Федерального закона №28-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 утвержден «Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

В соответствии с п.9 указанного Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно п.4.16 раздела IV Положения, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 11.01.2009 №1 для организации мероприятий по гражданской обороне Правительство автономного округа создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Полномочия Правительства ХМАО-Югры в области гражданской обороны установлены ст.3 Закона ХМАО-Югры от 10.12.2019 №88-оз «О регулировании отдельных вопросов в области гражданской обороны в ХМАО-Югре» (далее Закон №88-оз), согласно которой к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.

Вместе с тем в ч.2 ст.3 Закона №88-оз определено, что осуществление отдельных полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области гражданской обороны, установленных настоящей статьей, может быть возложено полностью или в части в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа на исполнительные органы государственной власти автономного округа, за исключением исполнения полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Закона ХМАО-Югры от 02.04.2010 №62-оз «О системе исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры» Департамент автономного округа (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере, установленной актами Губернатора автономного округа и актами Правительства автономного округа. Департамент также осуществляет функции по обеспечению исполнения полномочий Губернатора автономного округа и (или) Правительства автономного округа в случаях, установленных актами Губернатора автономного округа.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29.07.2016 №280-п утверждено Положение о Департаменте гражданской защиты населения ХМАО-Югры.

В соответствии с п.1 указанного Положения Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере гражданской обороны, защиты населения и территории автономного округа от чрезвычайных ситуаций, пожарной и радиационной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно вышеуказанному Положению на Департамент гражданской защиты населения ХМАО-Югры возложены следующие полномочия: п.6.4.14. Определение общей потребности в защитных сооружениях гражданской обороны на территории автономного округа в соответствии с требованиями норм по укрытию населения, рабочих и служащих; п. 6.4.16. Меры по поддержанию в состоянии постоянной готовности к приему укрываемого населения защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности автономного округа; п. 6.4.17. Меры по созданию в мирное время защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности автономного округа; п.6.4.18. Ведение в установленном порядке учета существующих и создаваемых защитных сооружений гражданской обороны на территории автономного округа.

Таким образом, осуществление полномочий по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны в ХМАО-Югре нормативным правовым актом автономного округа возложено на исполнительный орган государственной власти автономного округа - Департамент гражданской защиты населения ХМАО-Югры.

В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

По результатам анализа обстоятельств дела установленных в судебном заседании, доводов сторон и указанного законодательства суд приходит к выводу о том, что достаточных законных оснований для внесения должностными лицами ГУ МЧС России по ХМАО - Югре Правительству ХМАО - Югры предписания №3-ГО об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ года не имелось.

Судом установлено, что указанные в предписании №3-ГО от ДД.ММ.ГГГГ года нарушения законодательства и подзаконных нормативных актов на момент вынесения предписания имели место, нарушения процедуры проведения проверки и вынесения обжалуемого предписания нельзя признать существенными, так как они не повлекли за собой существенного нарушения прав и законных интересов Правительства ХМАО – Югры.

Суд считает, что административными ответчиками не представлено достаточных доказательств нарушения требований в области гражданской обороны, указанных в оспариваемом предписании, именно Правительством ХМАО - Югры, так как, непосредственная ответственность за нарушение указанных норм законодательства и, соответственно, обязанность по их устранению должна быть возложена на иные исполнительные органы государственной власти ХМАО - Югры по направлениям деятельности, определенным специальными актами Правительства ХМАО – Югры. Правительство ХМАО-Югры, в данном случае, исполняет только функцию контроля за их исполнением.

При этом, факт осуществления ненадлежащего контроля со стороны Правительства ХМАО - Югры за соблюдением вышеуказанных норм законодательства не может являться основанием для вывода об его непосредственной ответственности за нарушения и наличия у истца обязанности по их устранению.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ГО об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны является незаконным, а требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, суд возлагает на административного ответчика ГУ МЧС России по ХМАО-Югре устранить допущенные нарушения прав административного истца путем отмены предписания от ДД.ММ.ГГГГ №3-ГО.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства РФ

                                                     РЕШИЛ:

Административные исковые требования Правительства ХМАО-Югры к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, должностным лицам Главного управления МЧС России по ХМАО – Югре Мочиевскому С.В., Квитко А.В., Краснову В.В., Реглис С.Н., Дудко Р.И., Пантелееву О.В. о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ года № 3-ГО об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны и возложении обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ года № 3-ГО об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Обязать Главное управление МЧС Росси по ХМАО-Югре отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ №3-ГО.

Обязать Главное управление МЧС России по ХМАО – Югре направить письменное сообщение в Ханты-Мансийский районный суд в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

    Мотивированное решение суда составлено 18 июня 2021 года

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                   О.А.Сосновская

2а-1435/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Правительство ХМАО-Югры
Ответчики
Зам.начальника ООНиПМ УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Краснов В.В.
Начальник ООНиПМ УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Мочиевский С.В.
Начальник ОИТМ, Р,Х,Б,МЗиПЖН УГОиЗН ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Пантелеев О.В.
начальник ОДиАП УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Квитко А.В.
ГУ МЧС России по ХМАО-Югре
Начальник ОПН УГОиЗН ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Дудко Р.И.
начальник УГОиЗН ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Реглис С.Н.
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Сосновская О.А.
Дело на сайте суда
hmray.hmao.sudrf.ru
13.04.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
13.04.2021Передача материалов судье
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2021Судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2021Дело оформлено
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее