Решение по делу № 33-6370/2024 от 13.03.2024

Дело №33-6370/2024

№ 2-223/2023

УИД 74RS0014-01-2022-000672-49

Мотивированное апелляционное определение составлено 17.05.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 08.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волошковой И.А., судей Хайровой Г.С., Филатьевой Т.А., при ведении протокола помощником судьи Морозовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Верхнего Уфалея Челябинской области к Администрации Верхнеуфалейского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «Регионстрой», обществу с ограниченной ответственностью «Техномет», Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа о возложении обязанности

по апелляционным жалобам ответчиков Администрации Верхнеуфалейского городского округа и ООО «Техномет» на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 29.08.2023.

Заслушав доклад судьи Филатьевой Т.А., объяснения представителей ООО «Регионстрой» Малкова Д.В., Рыбиной Е.А., представителя ООО «Техномет» Елизарова А.Ю., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

определила:

Прокурор г.Верхнего Уфалея, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Техномет» и администрации Верхнеуфалейского городского округа, в котором первоначально просил обязать администрацию Верхнеуфалейского городского округа провести мероприятия по охране окружающей среды, экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, защите земель от загрязнения химическими отходами производства и потребления в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), на которых размещено хранилище (склад) опасных отходов; обязать ООО «Техномет» выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес> на которых размещено хранилище (склад) опасных отходов.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведены надзорные мероприятия исполнения законодательства при обращении с опасными отходами. В ходе проверки установлено, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№> (район <адрес>) размещено хранилище (склад) опасных отходов.

Согласно протоколу испытаний от <дата> <№>-От(Е), проведенных ФГБУ «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу», данные отходы являются «Осадками мышьякосодержащий обезвоженной очистки кислых стоков промывки отводящих газов производства черновой меди при их утилизации при производстве кислоты серной», подтвержден 3 класс опасности.

Согласно акту закрытия (консервации) склада захоронения мышьяковистого кека от 27.09.1991, склад захоронения мышьяковистых отходов (кеков) расположен в 13-километрах к северо-востоку от Уфалейского никелевого комбината. Хранилища (котлованы) склада размещены на верхней площадке породного отвала бывшего Черноозерского карьера, закрытого в 1971 году после отработки руды. Под склад отходов оставлены отвалы площадью 42 га. Комиссия решила закрыть (законсервировать) склад захоронения железо-мышьяковистого кека.

Собственником земельного участка площадью 3,2 га является администрация Верхнеуфалейского городского округа.

Указанный земельный участок фактически пересекается (накладывается) с земельным участком с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>), площадью <№> га. На основании договора от <дата> <№> земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью <№> га был передан в аренду ООО «Техномет» под законсервированный склад захоронения железо-мышьяковистых кеков.

В декабре 2021 года неустановленными лицами произведено незаконное вскрытие указанного хранилища (склада), что создало реальную угрозу попадания опасных отходов в окружающую среду (воду, почву).

Прокуратурой города в связи с выявленными нарушениями закона 14.02.2022 главе администрации Верхнеуфалейского городского округа вынесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих. 17.05.2022 прокуратурой города произведен выезд на данные земельные участки и установлено, что изоляционный слой хранилища опасных отходов не восстановлен.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчиков судом привлечены ООО «Регионстрой» и Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа.

С учетом уточнения требований (т.3 л.д.147- 148) прокурор просил обязать надлежащего ответчика выполнить указанные им мероприятия по охране окружающей среды по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), а также выполнить мероприятия по охране окружающей среды по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№>.

Представитель ответчика ООО «Техномет» в ходе рассмотрения дела первоначально возражал против удовлетворения иска, указав в возражениях, что вина ООО "Техномет" в нарушении герметизирующего слоя склада железо-мышьяковистых кеков отсутствует в связи с незаконными действиями неустановленных лиц, однако в последующем заявленные исковые требования признал, полагая себя надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, ссылаясь на договор купли-продажи отходов и договор аренды земельного участка.

Представитель ответчика ООО «Регионстрой» также признал заявленные исковые требования в полном объеме, указав, что является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям. Полагал, что ООО «Техномет» не является лицом, обязанным осуществлять восстановление нарушенного изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов, поскольку такая обязанность возлагается на законных владельцев земельного участка, на которых расположено хранилище (склад) опасных отходов, таковым является ООО «Регионстрой» на основании договора аренды земельного участка с кадастровым номером <№>, и решения Арбитражного суда Челябинской области о возложении на Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№> без проведения торгов. Доводы ООО «Техномет» полагал несостоятельными, поскольку владение опасными отходами не является основанием для возложения на правообладателя обязанности и по восстановлению нарушенного изоляционного слоя, к тому же полагал, что ООО «Техномет» не доказано наличие права собственности на опасные отходы.

Представитель ответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа в возражениях на иск указал, что хранилище опасных отходов расположено в границах двух земельных участков с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) и с кадастровым номером <№>. Срок действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером <№>, заключенный с ООО «Техномет», истек 31.08.2022. Представленный ООО «Техномет» договор купли-продажи промышленных отходов от 18.03.2006 не является доказательством наличия у ООО «Техномет» обязанности обеспечить выполнение работ по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах указанных земельных участков, поскольку ООО «УРАЛ-СОТ» никогда не являлось арендатором указанного земельного участка, не имеет отношения к находящимся на нем объектам, при этом ООО «Техномет» на дату 18.03.2006 не имело лицензий на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами, в связи с чем не могло приобрести право собственности на промышленные отходы (т.1 л.д.131-134). Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа с ООО «Регионстрой» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№>, а решением Арбитражного суда признан незаконным отказ обществу «Регионстрой» в заключении договора аренды на второй земельный участок с кадастровым номером <№>, с чем Администрация согласна, поскольку ранее отказ был обусловлен наличием спора ООО «Техномет» в отношении земельного участка, в связи с чем соответствующий договор аренды с ООО «Регионстрой» будет заключен. Полагал, что для правильного разрешения спора по существу и исполнимости судебного акта необходимо приостановить производство по делу до вступления в силу решения Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2023.

Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.08.2023 исковые требования удовлетворены частично.

На администрацию Верхнеуфалейского городского округа возложена обязанность выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), на которых размешено хранилище (склад) опасных отходов.

На ООО «Регионстрой» возложена обязанность выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№> (район <адрес>), на которых размещено хранилище (склад) опасных отходов.

В удовлетворении иска к ООО «Техномет», Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа отказано. Взыскана с ООО «Регионстрой» в доход местного бюджета государственная пошлина 300 рублей.

Не согласившись с решением, ответчик ООО «Техномет» подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска к ООО «Техномет». В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение по делу, нарушение норм материального и процессуального права, настаивает на приведенных в ходе рассмотрения дела доводах о том, что именно ООО «Техномет» является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям.

Ответчик Администрация Верхнеуфалейского городского округа в апелляционной жалобе указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на Администрацию, поскольку, хотя Администрация Верхнеуфалейского городского округа и является собственником данных земельных участков, однако арендатором является ООО «Регионстрой», и именно на него должна быть возложена обязанность по восстановлению защитного слоя. Указывает, что решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2023 вступило в законную силу и исполнено, с ответчиком ООО «Регионстрой» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№>.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Техномет» прокурор города Верхнего Уфалея полагал приведенные в жалобе доводы несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным, не нарушающим прав ООО «Техномет».

Представитель ООО «Регионстрой» в отзыве полагал изложенные в апелляционной жалобе доводы ООО «Техномет» несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что хранилище (склад) опасных отходов является объектом размещения отходов (включен в государственный реестр объектов размещения отходов и поставлен на государственный кадастровый учет, как объект недвижимости), а также что ООО «Техномет» является собственником такого объекта размещения отходов. Также не согласен с доводами апелляционной жалобы Администрация Верхнеуфалейского городского округа, поскольку на дату принятия судом решения договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№> заключен не был.

В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Администрации Верхнеуфалейского городского округа, Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом изложенного, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положениями статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации и статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы 4 и 8 статьи 42).

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в том числе обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

В соответствие с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 под консервацией земель понимаются мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель.

Согласно п.3 указанных правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В силу п.4 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что администрация Верхнеуфалейского городского округа является собственником земельных участков с кадастровым номером <№> площадью <№> га и кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) площадью <№> га (район <адрес>)

В границах указанных земельных участков размещено хранилище (склад) опасных отходов.

Согласно акту закрытия (консервации) склада захоронения мышьяковистого кека от 27.09.1991, склад захоронения мышьяковистых отходов (кеков) расположен в 13-километрах к северо-востоку от Уфалейского никелевого комбината. Хранилища (котлованы) склада размещены на верхней площадке породного отвала бывшего Черноозерского карьера, закрытого в 1971 году после отработки руды.

Согласно протоколу испытаний от <дата> <№>-От(Е), проведенных ФГБУ «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу», данные отходы являются «Осадками мышьякосодержащий обезвоженной очистки кислых стоков промывки отводящих газов производства черновой меди при их утилизации при производстве кислоты серной», подтвержден 3 класс опасности.

В декабре 2021 года неустановленными лицами, путем изоляционного слоя, произведено незаконное вскрытие указанного хранилища (склада), что создало реальную угрозу попадания опасных отходов в окружающую среду (воду, почву).

Прокуратурой города 17.05.2022 совместно с представителями администрации Верхнеуфалейского городского округа, управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа произведен выезд на земельные участки с кадастровыми номерами - <№>, <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), где размещено хранилище (склад) опасных отходов, по результатам которого установлено, что изоляционный слой хранилища опасных отходов не восстановлен.

На основании договора от <дата> <№> земельный участок с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) был передан в аренду ООО «Техномет» под законсервированный склад захоронения железо-мышьяковистых кеков. Срок действия договора аренды с учетом дополнительного соглашения от 08.11.2012 истек 31.12.2022.

В настоящее время арендатором земельного участка с кадастровым номером <№> является ООО «Регионстрой» на основании заключенного договора аренды земельного участка от <дата> <№> (т.3 л.д.48).

В отношении второго земельного участка с кадастровым номером <№> договор аренды на момент рассмотрения судом спора не был заключен.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, исходил из того, что в настоящее время ООО «Регионстрой» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№> на основании заключенного договора аренды земельного участка от <дата> <№>, а следовательно, в силу пп. «б» п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, обязано провести консервацию и последующую рекультивацию земельного участка, то есть является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям в отношении указанного участка, принял признание представителем ответчика ООО «Регионстрой» исковых требований, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на ООО «Регионстрой» обязанности выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровым номером <№> (район <адрес>).

С выводами суда в указанной части истец и ответчик ООО «Регионстрой» не спорят.

Разрешая требования прокурора в части возложения обязанности выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№> и возлагая такую обязанность на администрацию Верхнеуфалейского городского округа, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время земельный участок находится в ведении органа местного самоуправления, договор аренды в отношении указанного земельного участка не заключен.

Между тем, несмотря на то, что на момент принятия судом решения договор аренды указанного земельного участка между ООО «Регионстрой» и ( / / )1 городского округа не был заключен, учитывая, что в отношении указанного земельного участка ООО «Регионстрой» еще в 2022 году было подано заявление о заключении договора аренды, при этом решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2023 по делу № А76-43613/2022 отказ в заключении договора аренды признан незаконным и на Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа возложена обязанность заключить с ООО «Регионстрой» договор аренды данного земельного участка без проведения торгов, суду первой инстанции следовало, исходя из принципа исполнимости решения суда удовлетворить заявленное представителем администрации Верхнеуфалейского городского округа ходатайство о приостановлении производства по делу либо отложить судебное разбирательство до вступления в законную силу решения Арбитражного суда от 31.05.2023 и вынести решение с учетом установленных указанным судебным актом обстоятельств. Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что имея обоснованные правопритязания на оба земельных участка, ООО «Регионстрой» уже фактически приступило к исполнению обязанностей по консервации хранилища.

Так, между ООО «Регионстрой» и ИП Цветовым Д.Г. заключен договор № 05/06-2023 от 05.06.2023 на выполнение инженерных изысканий, необходимых для разработки проектной документации «Проект выполнения работ по консервации хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, а также на разработку проекта выполнения работ по консервации хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, согласованный с уполномоченными органами местного самоуправления Верхнеуфалейского городского округа.

Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2023 по делу № А76-43613/2022 вступило в законную силу 07.09.2023 и в настоящее время исполнено, а именно с ответчиком ООО «Регионстрой» 08.09.2023 заключен договор аренды земельного участка <№> с кадастровым номером <№> с разрешенным использованием – под законсервированный склад захоронения железо-мышьяковистых кеков, приобщенный судебной коллегией на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ (Т.3 л.д.26-28), то надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям будет являться ООО «Регионстрой».

В связи с изложенным решение суда в указанной части подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы администрации Верхнеуфалейского городского округа с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации Верхнеуфалейского городского округа и об удовлетворении исковых требований прокурора г.Верхнего Уфалея Челябинской области к ООО «Регионстрой» о возложении обязанности выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>).

Доводы апелляционной жалобы ответчика ООО «Техномет» о том, что по всем заявленным прокурором требованиям надлежащим ответчиком будет являться ООО «Техномет», которому принадлежат размещенные на указанных земельных участках опасные отходы, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.

Не принимая признание иска представителем ООО «Техномет», суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Техномет» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является лицом, на которого законом возлагается обязанность по восстановлению нарушенного изоляционного слоя законсервированного склада отходов.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, а именно акта закрытия (консервации) склада захоронения мышьяковистого кека от 27.09.1991, указанные отходы возникли в результате деятельности Уфалейского никелевого комбината (т.1 л.д.13-15).

Согласно ответу Главы Верхнеуфалейского городского округа на запрос заместителя прокурора города Верхнего Уфалея, законсервированный склад включен в Региональный реестр объектов размещения отходов производства и потребления Челябинской области (т.1 л.д.31).

На основании договора от <дата> <№> земельный участок с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>), площадью <№> га был передан в аренду ООО «Техномет» под законсервированный склад захоронения железо-мышьяковистых кеков. При этом ООО «Техномет» не вело какую-либо производственную деятельность, в результате которой образовались опасные отходы.

Также из материалов дела следует, что в декабре 2021 года неустановленными лицами путем снятия изоляционного слоя произведено незаконное вскрытие указанного хранилища (склада), что создало реальную угрозу попадания опасных отходов в окружающую среду (воду, почву). Доказательств совершения действий по снятию изоляционного слоя сотрудниками ООО «Техномет» материалы дела не содержат, более того, отвечая на письма Администрации Верхнеуфалейского городского округа о восстановлении изоляционного слоя, директор ООО «Техномет» ссылался на вскрытие хранилища неизвестными лицами и давал обязательство произвести работы по восстановлению изоляционного слоя в срок до 01.05.2022 (т.1 л.д.17). В первоначально поданных возражениях на иск (т.1 л.д.47-50) ООО Техномет» считал себя ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, также ссылаясь на то, что расконсервация хранилища произведена в результате действий неустановленных третьих лиц.

На момент принятия судом оспариваемого решения ООО «Техномет» не являлось законным владельцем земельного участка с кадастровым номером <№> ввиду истечения срока аренды 31.08.2022, также ООО «Техномет» никогда не являлось и не является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>

Ссылку апеллянта на договор купли-продажи промышленных отходов <№> от <дата>, заключенный между ООО «Урал-Сот» и ООО «Техномет» (т.1 л.д.187-188) и положения ст.ст.3, 12 ФЗ №89 от 24.09.1998 как на основание возникновения у общества обязанности по восстановлению нарушенного изоляционного слоя хранилища судебная коллегия отклоняет, как необоснованную ввиду следующего.

В силу положений п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п.4 этой же статьи собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Между тем, согласно представленному в материалы дела договору купли-продажи <№> от <дата>, предметом договора являются промышленные отходы: железистые кеки, находящиеся в отвалах Чернозерского рудника на земельном участке площадью <№> га, предоставленном продавцу на праве аренды по договору <№> от <дата> (промышленные отходы).

Согласно п.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и объекты размещения отходов являются различными понятиями. Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под объектами размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах"), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

В силу п.6 ст.12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Поскольку ООО «Техномет» не является собственником объекта размещения отходов, не является собственником либо арендатором земельного участка, на котором размещены опасные отходы, выводы суда первой инстанции о том, что ООО «Техномет» не является лицом, обязанным осуществлять восстановление нарушенного изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов, являются верными.

В соответствие с ч.1 ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку судом при разрешении заявленных требований не был разрешен вопрос о сроке исполнения судебного решения, судебная коллегия, считает необходимым дополнить решение суда указанием на срок его исполнения, установив его с учетом мнения прокурора и представителя ответчика ООО «Регионстрой» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.08.2023 в части удовлетворения исковых требований прокурора г.Верхнего Уфалея Челябинской области к Администрации Верхнеуфалейского городского округа о возложении обязанности отменить, апелляционную жалобу Администрации Верхнеуфалейского городского округа удовлетворить.

Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации Верхнеуфалейского городского округа и об удовлетворении исковых требований прокурора г.Верхнего Уфалея Челябинской области к ООО «Регионстрой».

Возложить ООО «Регионстрой» обязанность выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), на которых размешено хранилище (склад) опасных отходов.

Дополнить решение суда указанием на срок его исполнения – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Техномет» - без удовлетворения.

Председательствующий: Волошкова И.А.

Судьи: Хайрова Г.С.

Филатьева Т.А.

Дело №33-6370/2024

№ 2-223/2023

УИД 74RS0014-01-2022-000672-49

Мотивированное апелляционное определение составлено 17.05.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 08.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волошковой И.А., судей Хайровой Г.С., Филатьевой Т.А., при ведении протокола помощником судьи Морозовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Верхнего Уфалея Челябинской области к Администрации Верхнеуфалейского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «Регионстрой», обществу с ограниченной ответственностью «Техномет», Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа о возложении обязанности

по апелляционным жалобам ответчиков Администрации Верхнеуфалейского городского округа и ООО «Техномет» на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 29.08.2023.

Заслушав доклад судьи Филатьевой Т.А., объяснения представителей ООО «Регионстрой» Малкова Д.В., Рыбиной Е.А., представителя ООО «Техномет» Елизарова А.Ю., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

определила:

Прокурор г.Верхнего Уфалея, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Техномет» и администрации Верхнеуфалейского городского округа, в котором первоначально просил обязать администрацию Верхнеуфалейского городского округа провести мероприятия по охране окружающей среды, экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, защите земель от загрязнения химическими отходами производства и потребления в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), на которых размещено хранилище (склад) опасных отходов; обязать ООО «Техномет» выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес> на которых размещено хранилище (склад) опасных отходов.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведены надзорные мероприятия исполнения законодательства при обращении с опасными отходами. В ходе проверки установлено, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№> (район <адрес>) размещено хранилище (склад) опасных отходов.

Согласно протоколу испытаний от <дата> <№>-От(Е), проведенных ФГБУ «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу», данные отходы являются «Осадками мышьякосодержащий обезвоженной очистки кислых стоков промывки отводящих газов производства черновой меди при их утилизации при производстве кислоты серной», подтвержден 3 класс опасности.

Согласно акту закрытия (консервации) склада захоронения мышьяковистого кека от 27.09.1991, склад захоронения мышьяковистых отходов (кеков) расположен в 13-километрах к северо-востоку от Уфалейского никелевого комбината. Хранилища (котлованы) склада размещены на верхней площадке породного отвала бывшего Черноозерского карьера, закрытого в 1971 году после отработки руды. Под склад отходов оставлены отвалы площадью 42 га. Комиссия решила закрыть (законсервировать) склад захоронения железо-мышьяковистого кека.

Собственником земельного участка площадью 3,2 га является администрация Верхнеуфалейского городского округа.

Указанный земельный участок фактически пересекается (накладывается) с земельным участком с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>), площадью <№> га. На основании договора от <дата> <№> земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью <№> га был передан в аренду ООО «Техномет» под законсервированный склад захоронения железо-мышьяковистых кеков.

В декабре 2021 года неустановленными лицами произведено незаконное вскрытие указанного хранилища (склада), что создало реальную угрозу попадания опасных отходов в окружающую среду (воду, почву).

Прокуратурой города в связи с выявленными нарушениями закона 14.02.2022 главе администрации Верхнеуфалейского городского округа вынесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих. 17.05.2022 прокуратурой города произведен выезд на данные земельные участки и установлено, что изоляционный слой хранилища опасных отходов не восстановлен.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчиков судом привлечены ООО «Регионстрой» и Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа.

С учетом уточнения требований (т.3 л.д.147- 148) прокурор просил обязать надлежащего ответчика выполнить указанные им мероприятия по охране окружающей среды по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), а также выполнить мероприятия по охране окружающей среды по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№>.

Представитель ответчика ООО «Техномет» в ходе рассмотрения дела первоначально возражал против удовлетворения иска, указав в возражениях, что вина ООО "Техномет" в нарушении герметизирующего слоя склада железо-мышьяковистых кеков отсутствует в связи с незаконными действиями неустановленных лиц, однако в последующем заявленные исковые требования признал, полагая себя надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, ссылаясь на договор купли-продажи отходов и договор аренды земельного участка.

Представитель ответчика ООО «Регионстрой» также признал заявленные исковые требования в полном объеме, указав, что является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям. Полагал, что ООО «Техномет» не является лицом, обязанным осуществлять восстановление нарушенного изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов, поскольку такая обязанность возлагается на законных владельцев земельного участка, на которых расположено хранилище (склад) опасных отходов, таковым является ООО «Регионстрой» на основании договора аренды земельного участка с кадастровым номером <№>, и решения Арбитражного суда Челябинской области о возложении на Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№> без проведения торгов. Доводы ООО «Техномет» полагал несостоятельными, поскольку владение опасными отходами не является основанием для возложения на правообладателя обязанности и по восстановлению нарушенного изоляционного слоя, к тому же полагал, что ООО «Техномет» не доказано наличие права собственности на опасные отходы.

Представитель ответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа в возражениях на иск указал, что хранилище опасных отходов расположено в границах двух земельных участков с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) и с кадастровым номером <№>. Срок действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером <№>, заключенный с ООО «Техномет», истек 31.08.2022. Представленный ООО «Техномет» договор купли-продажи промышленных отходов от 18.03.2006 не является доказательством наличия у ООО «Техномет» обязанности обеспечить выполнение работ по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах указанных земельных участков, поскольку ООО «УРАЛ-СОТ» никогда не являлось арендатором указанного земельного участка, не имеет отношения к находящимся на нем объектам, при этом ООО «Техномет» на дату 18.03.2006 не имело лицензий на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами, в связи с чем не могло приобрести право собственности на промышленные отходы (т.1 л.д.131-134). Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа с ООО «Регионстрой» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№>, а решением Арбитражного суда признан незаконным отказ обществу «Регионстрой» в заключении договора аренды на второй земельный участок с кадастровым номером <№>, с чем Администрация согласна, поскольку ранее отказ был обусловлен наличием спора ООО «Техномет» в отношении земельного участка, в связи с чем соответствующий договор аренды с ООО «Регионстрой» будет заключен. Полагал, что для правильного разрешения спора по существу и исполнимости судебного акта необходимо приостановить производство по делу до вступления в силу решения Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2023.

Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.08.2023 исковые требования удовлетворены частично.

На администрацию Верхнеуфалейского городского округа возложена обязанность выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), на которых размешено хранилище (склад) опасных отходов.

На ООО «Регионстрой» возложена обязанность выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№> (район <адрес>), на которых размещено хранилище (склад) опасных отходов.

В удовлетворении иска к ООО «Техномет», Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа отказано. Взыскана с ООО «Регионстрой» в доход местного бюджета государственная пошлина 300 рублей.

Не согласившись с решением, ответчик ООО «Техномет» подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска к ООО «Техномет». В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение по делу, нарушение норм материального и процессуального права, настаивает на приведенных в ходе рассмотрения дела доводах о том, что именно ООО «Техномет» является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям.

Ответчик Администрация Верхнеуфалейского городского округа в апелляционной жалобе указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на Администрацию, поскольку, хотя Администрация Верхнеуфалейского городского округа и является собственником данных земельных участков, однако арендатором является ООО «Регионстрой», и именно на него должна быть возложена обязанность по восстановлению защитного слоя. Указывает, что решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2023 вступило в законную силу и исполнено, с ответчиком ООО «Регионстрой» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№>.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Техномет» прокурор города Верхнего Уфалея полагал приведенные в жалобе доводы несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным, не нарушающим прав ООО «Техномет».

Представитель ООО «Регионстрой» в отзыве полагал изложенные в апелляционной жалобе доводы ООО «Техномет» несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что хранилище (склад) опасных отходов является объектом размещения отходов (включен в государственный реестр объектов размещения отходов и поставлен на государственный кадастровый учет, как объект недвижимости), а также что ООО «Техномет» является собственником такого объекта размещения отходов. Также не согласен с доводами апелляционной жалобы Администрация Верхнеуфалейского городского округа, поскольку на дату принятия судом решения договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№> заключен не был.

В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Администрации Верхнеуфалейского городского округа, Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом изложенного, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положениями статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации и статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы 4 и 8 статьи 42).

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в том числе обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

В соответствие с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 под консервацией земель понимаются мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель.

Согласно п.3 указанных правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В силу п.4 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что администрация Верхнеуфалейского городского округа является собственником земельных участков с кадастровым номером <№> площадью <№> га и кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) площадью <№> га (район <адрес>)

В границах указанных земельных участков размещено хранилище (склад) опасных отходов.

Согласно акту закрытия (консервации) склада захоронения мышьяковистого кека от 27.09.1991, склад захоронения мышьяковистых отходов (кеков) расположен в 13-километрах к северо-востоку от Уфалейского никелевого комбината. Хранилища (котлованы) склада размещены на верхней площадке породного отвала бывшего Черноозерского карьера, закрытого в 1971 году после отработки руды.

Согласно протоколу испытаний от <дата> <№>-От(Е), проведенных ФГБУ «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу», данные отходы являются «Осадками мышьякосодержащий обезвоженной очистки кислых стоков промывки отводящих газов производства черновой меди при их утилизации при производстве кислоты серной», подтвержден 3 класс опасности.

В декабре 2021 года неустановленными лицами, путем изоляционного слоя, произведено незаконное вскрытие указанного хранилища (склада), что создало реальную угрозу попадания опасных отходов в окружающую среду (воду, почву).

Прокуратурой города 17.05.2022 совместно с представителями администрации Верхнеуфалейского городского округа, управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа произведен выезд на земельные участки с кадастровыми номерами - <№>, <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), где размещено хранилище (склад) опасных отходов, по результатам которого установлено, что изоляционный слой хранилища опасных отходов не восстановлен.

На основании договора от <дата> <№> земельный участок с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) был передан в аренду ООО «Техномет» под законсервированный склад захоронения железо-мышьяковистых кеков. Срок действия договора аренды с учетом дополнительного соглашения от 08.11.2012 истек 31.12.2022.

В настоящее время арендатором земельного участка с кадастровым номером <№> является ООО «Регионстрой» на основании заключенного договора аренды земельного участка от <дата> <№> (т.3 л.д.48).

В отношении второго земельного участка с кадастровым номером <№> договор аренды на момент рассмотрения судом спора не был заключен.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, исходил из того, что в настоящее время ООО «Регионстрой» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№> на основании заключенного договора аренды земельного участка от <дата> <№>, а следовательно, в силу пп. «б» п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, обязано провести консервацию и последующую рекультивацию земельного участка, то есть является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям в отношении указанного участка, принял признание представителем ответчика ООО «Регионстрой» исковых требований, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на ООО «Регионстрой» обязанности выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровым номером <№> (район <адрес>).

С выводами суда в указанной части истец и ответчик ООО «Регионстрой» не спорят.

Разрешая требования прокурора в части возложения обязанности выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№> и возлагая такую обязанность на администрацию Верхнеуфалейского городского округа, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время земельный участок находится в ведении органа местного самоуправления, договор аренды в отношении указанного земельного участка не заключен.

Между тем, несмотря на то, что на момент принятия судом решения договор аренды указанного земельного участка между ООО «Регионстрой» и ( / / )1 городского округа не был заключен, учитывая, что в отношении указанного земельного участка ООО «Регионстрой» еще в 2022 году было подано заявление о заключении договора аренды, при этом решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2023 по делу № А76-43613/2022 отказ в заключении договора аренды признан незаконным и на Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа возложена обязанность заключить с ООО «Регионстрой» договор аренды данного земельного участка без проведения торгов, суду первой инстанции следовало, исходя из принципа исполнимости решения суда удовлетворить заявленное представителем администрации Верхнеуфалейского городского округа ходатайство о приостановлении производства по делу либо отложить судебное разбирательство до вступления в законную силу решения Арбитражного суда от 31.05.2023 и вынести решение с учетом установленных указанным судебным актом обстоятельств. Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что имея обоснованные правопритязания на оба земельных участка, ООО «Регионстрой» уже фактически приступило к исполнению обязанностей по консервации хранилища.

Так, между ООО «Регионстрой» и ИП Цветовым Д.Г. заключен договор № 05/06-2023 от 05.06.2023 на выполнение инженерных изысканий, необходимых для разработки проектной документации «Проект выполнения работ по консервации хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, а также на разработку проекта выполнения работ по консервации хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, согласованный с уполномоченными органами местного самоуправления Верхнеуфалейского городского округа.

Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2023 по делу № А76-43613/2022 вступило в законную силу 07.09.2023 и в настоящее время исполнено, а именно с ответчиком ООО «Регионстрой» 08.09.2023 заключен договор аренды земельного участка <№> с кадастровым номером <№> с разрешенным использованием – под законсервированный склад захоронения железо-мышьяковистых кеков, приобщенный судебной коллегией на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ (Т.3 л.д.26-28), то надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям будет являться ООО «Регионстрой».

В связи с изложенным решение суда в указанной части подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы администрации Верхнеуфалейского городского округа с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации Верхнеуфалейского городского округа и об удовлетворении исковых требований прокурора г.Верхнего Уфалея Челябинской области к ООО «Регионстрой» о возложении обязанности выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>).

Доводы апелляционной жалобы ответчика ООО «Техномет» о том, что по всем заявленным прокурором требованиям надлежащим ответчиком будет являться ООО «Техномет», которому принадлежат размещенные на указанных земельных участках опасные отходы, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.

Не принимая признание иска представителем ООО «Техномет», суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Техномет» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является лицом, на которого законом возлагается обязанность по восстановлению нарушенного изоляционного слоя законсервированного склада отходов.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, а именно акта закрытия (консервации) склада захоронения мышьяковистого кека от 27.09.1991, указанные отходы возникли в результате деятельности Уфалейского никелевого комбината (т.1 л.д.13-15).

Согласно ответу Главы Верхнеуфалейского городского округа на запрос заместителя прокурора города Верхнего Уфалея, законсервированный склад включен в Региональный реестр объектов размещения отходов производства и потребления Челябинской области (т.1 л.д.31).

На основании договора от <дата> <№> земельный участок с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>), площадью <№> га был передан в аренду ООО «Техномет» под законсервированный склад захоронения железо-мышьяковистых кеков. При этом ООО «Техномет» не вело какую-либо производственную деятельность, в результате которой образовались опасные отходы.

Также из материалов дела следует, что в декабре 2021 года неустановленными лицами путем снятия изоляционного слоя произведено незаконное вскрытие указанного хранилища (склада), что создало реальную угрозу попадания опасных отходов в окружающую среду (воду, почву). Доказательств совершения действий по снятию изоляционного слоя сотрудниками ООО «Техномет» материалы дела не содержат, более того, отвечая на письма Администрации Верхнеуфалейского городского округа о восстановлении изоляционного слоя, директор ООО «Техномет» ссылался на вскрытие хранилища неизвестными лицами и давал обязательство произвести работы по восстановлению изоляционного слоя в срок до 01.05.2022 (т.1 л.д.17). В первоначально поданных возражениях на иск (т.1 л.д.47-50) ООО Техномет» считал себя ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, также ссылаясь на то, что расконсервация хранилища произведена в результате действий неустановленных третьих лиц.

На момент принятия судом оспариваемого решения ООО «Техномет» не являлось законным владельцем земельного участка с кадастровым номером <№> ввиду истечения срока аренды 31.08.2022, также ООО «Техномет» никогда не являлось и не является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>

Ссылку апеллянта на договор купли-продажи промышленных отходов <№> от <дата>, заключенный между ООО «Урал-Сот» и ООО «Техномет» (т.1 л.д.187-188) и положения ст.ст.3, 12 ФЗ №89 от 24.09.1998 как на основание возникновения у общества обязанности по восстановлению нарушенного изоляционного слоя хранилища судебная коллегия отклоняет, как необоснованную ввиду следующего.

В силу положений п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п.4 этой же статьи собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Между тем, согласно представленному в материалы дела договору купли-продажи <№> от <дата>, предметом договора являются промышленные отходы: железистые кеки, находящиеся в отвалах Чернозерского рудника на земельном участке площадью <№> га, предоставленном продавцу на праве аренды по договору <№> от <дата> (промышленные отходы).

Согласно п.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и объекты размещения отходов являются различными понятиями. Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под объектами размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах"), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

В силу п.6 ст.12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Поскольку ООО «Техномет» не является собственником объекта размещения отходов, не является собственником либо арендатором земельного участка, на котором размещены опасные отходы, выводы суда первой инстанции о том, что ООО «Техномет» не является лицом, обязанным осуществлять восстановление нарушенного изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов, являются верными.

В соответствие с ч.1 ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку судом при разрешении заявленных требований не был разрешен вопрос о сроке исполнения судебного решения, судебная коллегия, считает необходимым дополнить решение суда указанием на срок его исполнения, установив его с учетом мнения прокурора и представителя ответчика ООО «Регионстрой» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.08.2023 в части удовлетворения исковых требований прокурора г.Верхнего Уфалея Челябинской области к Администрации Верхнеуфалейского городского округа о возложении обязанности отменить, апелляционную жалобу Администрации Верхнеуфалейского городского округа удовлетворить.

Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации Верхнеуфалейского городского округа и об удовлетворении исковых требований прокурора г.Верхнего Уфалея Челябинской области к ООО «Регионстрой».

Возложить ООО «Регионстрой» обязанность выполнить работы по восстановлению изоляционного слоя хранилища (склада) опасных отходов в границах земельных участков с кадастровым номером <№> (предыдущий кадастровый <№>) (район <адрес>), на которых размешено хранилище (склад) опасных отходов.

Дополнить решение суда указанием на срок его исполнения – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Техномет» - без удовлетворения.

Председательствующий: Волошкова И.А.

Судьи: Хайрова Г.С.

Филатьева Т.А.

33-6370/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Верхнего Уфалея Челябинской области старший советник юстиции Кузнецов Е.А.
Ответчики
Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа
ООО Техномет
ООО Регионстрой
Администрация Верхнеуфалейского городского округа
Другие
Березенец Максим Константинович
Елькина Наталья Борисовна
Пивоваров Сергей Петрович
ООО Техноконверсия
Каримов Радмир Насибуллович
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
14.03.2024Передача дела судье
24.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2024Передано в экспедицию
08.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее