Решение по делу № 33-3080/2023 от 31.03.2023

Дело № 33-3080/2023

2-166/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 25 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сенякина И.И.,

судей Данилевского Р.А. и Синельниковой Л.В.,

при секретаре Елизарове А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 16 января 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Центрального района города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному автономному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 47», Управлению образования администрации города Оренбурга о возложении обязанности выполнить работы по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Центрального района города Оренбурга обратился в суд с указанным выше иском к МДОАУ «СОШ №47» г. Оренбурга, Управлению образования администрации г. Оренбурга по тем основаниям, что МДОАУ «СОШ №47» г. Оренбурга на основании Лицензии от (дата) осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: (адрес), используемом на праве оперативного управления.

12 марта 2021 года старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области Ш.С.Ю. МДОАУ «СОШ №47» вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновению пожара, срок исполнения установлен 16 февраля 2021 года. В соответствии с указанным предписанием в помещениях МДОАУ «СОШ №47» были выявлены следующие нарушения: лестница для сообщения между подвальным этажом и первым этажом выполнена без на входе (либо выходе) в указанную лестницу тамбур-шлюза с подачей воздуха при пожаре (2 этажный корпус здания) - п. 4.18 СП 4.13130.2013; лестничные площадки выполнены шириной менее 1,35 м. (фактически 1,22 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 4.4.2 СП 1.13.130.2020; ширина маршей лестниц лестничной клетки (левое крыло здания) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,19 м.) (2 этажный корпус здания) - ст. 4, 6, 53, 89 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14.07.2022) № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.1 СП 1.13130.2020; металлические конструкции лестничных маршей (косоуры) выполнены с пределом огнестойкости менее R45(2 этажный корпус здания) - таб. 21 Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (ред. 14 июля 2022 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; отделка стен на путях эвакуации (коридор, фойе 1-го этажа) выполнена материалами с более высокой пожарной опасностью, чем КМ 1 (2 этажный корпус здания) - ст. 134, таб. 28 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выход из здания выполнен менее 1,2 м. (фактически 0,87 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 4.2.19 СП 1.13130.2020; ширина маршей лестниц лестничной клетки (правое крыло здания) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,22 м.) (2 этажный корпус здания) - ст. 4, 6, 53, 89 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.1 СП 1.13130.2020; выход из лестничной клетки наружу (правое крыло) выполнен шириной менее 1,35 м. (фактически 0,82 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 4.2.20, п. СП 1.13130.2020; отделка потолка помещения перехода выполнена материалами с более высокой пожарной опасностью, чем КМ 1 (2 этажный корпус здания) - ст. 134, таб. 28 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ширина эвакуационного выхода из помещения библиотеки выполнена менее 0,9 м. (фактически 0,75 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 7.12.3 СП 1.13130.2020; выход из обеденного зала помещения столовой выполнен шириной менее 1,2 м. (фактически 0,76 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 4.2.19. СП 1.13130.2020; металлические конструкции лестничных маршей (косоуры) выполнены с пределом огнестойкости менее R45 (3 этажный корпус здания) - таб. 21 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выход из лестничной клетки наружу (правое крыло) выполнен шириной менее 1,35 м. (фактически 0,86 м.) (3 этажный корпус здания) - п. 4.2.20, п. СП 1.13130.2020; ширина маршей лестниц лестничной клетки (правое крыло здания) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,13 м.) (3 этажный корпус здания) - ст. 4, 6, 53, 89 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.1 СП1.13130.2020; выходы из коридора 2 этажа в лестничные клетки выполнены шириной менее 1,2 м. (фактически 0,78 м. - 0,8 м.) (3 этажный корпус здания) - п. 4.2.19 СП1.13130.2020; покрытие пола на путях эвакуации (коридор 2 этажа) выполнено из материалов с более высокой пожарной опасностью, чем КМ2 (3 этажный корпус здания) - ст. 134, таб. 28 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выходы их помещений спортзалов 3 этажа в лестничные клетки выполнены шириной менее 1,2 м. (фактически 0,85 м.) (3 этажный корпус здания) - п. 4.2.19 СП 1.13130.2020; покрытие пола на путях эвакуации (коридор 2 этажа) выполнено из материалов с более высокой пожарной опасностью, чем КМ2 ((адрес)) - ст. 134, таб. 28 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ширина маршей лестниц лестничной клетки выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,21 м.) ((адрес))-п. 4.4.1 СП 1.13130.2020; выход из лестничной клетки наружу (правое крыло) выполнен шириной менее 1,35 м. (фактически 0,83 м.) ((адрес)) - п. 4.2.20, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020; металлические конструкции лестничных маршей (косоуры) выполнены с пределом огнестойкости менее R45 ((адрес)) - таб. 21 Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 (ред. 14 июля 2022 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выход из лестничной клетки наружу (левое крыло) выполнен шириной менее 1,35 м. (фактически 0,80 м.) (адрес)) - п. 4.2.20, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020.

При проведении проверки установлено, что на 08 сентября 2022 года указанные выше нарушения МДОАУ «СОШ №47» не устранены. Таким образом, корпуса зданий МДОАУ «СОШ №47» необеспеченные пожарной безопасностью влекут нарушение прав и законных интересов детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части обеспечения их безопасности, жизни и здоровья, что является недопустимым.

С учетом уточнений исковых требований истец просил:

1. обязать МДОАУ «СОШ №47» г. Оренбурга в срок до 31 декабря 2023 года устранить нарушения пожарной безопасности здания школы расположенного по адресу: (адрес), а именно:

- произвести работы по установке противопожарных дверей между подвальными этажами и первыми этажами зданий (2 этажный корпус здания по (адрес), 2 этажный корпус здания по (адрес));

- произвести работы по обработке с пределом огнестойкости R45 металлических конструкций лестничных маршей (2 этажный корпус здания);

- произвести работы по замене отделки стен на путях эвакуации (коридор, фойе 1-го этажа) на отделку стен на путях эвакуации материалом с пожарной безопасностью не менее КМ 2;

- произвести работы по замене отделки потолка помещения перехода на отделку потолка помещения перехода материалом с пожарной безопасностью не менее КМ 2 (2 этажный корпус здания);

- произвести работы по обработке с пределом огнестойкости R45 металлических конструкций лестничных маршей (3 этажный корпус здания);

- заменить покрытие пола на путях эвакуации (коридор 2 этажа) на материал с высокой пожарной безопасностью, не менее КМ2 (3 этажный корпус здания);

- оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах двери выходов из коридора на лестничные клетки (левая лестничная клетка пер. (адрес); левая, правая лестничная клетка (адрес));

- заменить покрытие пола на путях эвакуации (коридор 2 этажа) на материал с высокой пожарной безопасностью, не менее КМ2 (корпус по адресу: (адрес));

- произвести работы по обработке с пределом огнестойкости R45 металлических конструкций лестничных маршей (корпус по адресу: (адрес)).

2. обязать Управление образования администрации г. Оренбурга профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в МДОАУ «СОШ №47» г.Оренбурга до 01 марта 2023 года (выполнение работ по устранению нарушений, указанных в п.1 требований).

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации г.Оренбурга и ГУ МЧС России по Оренбургской области.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 16 января 2023 года исковые требования прокурора Центрального района г. Оренбурга удовлетворены, суд постановил:

1. обязать МДОАУ «СОШ №47» г. Оренбурга в срок до 31 декабря 2023 года выполнить работы по устранению нарушения пожарной безопасности здания МДОАУ «СОШ №47» г. Оренбурга, расположенного по адресу: (адрес), а именно:

- произвести работы по установке противопожарных дверей между подвальными этажами и первыми этажами зданий (2 этажный корпус здания по (адрес), 2 этажный корпус здания по (адрес));

- произвести работы по обработке с пределом огнестойкости R45 металлических конструкций лестничных маршей (2 этажный корпус здания);

- произвести работы по замене отделки стен на путях эвакуации (коридор, фойе 1-го этажа) на отделку стен на путях эвакуации материалом с пожарной безопасностью не менее КМ 2;

- произвести работы по замене отделки потолка помещения перехода на отделку потолка помещения перехода материалом с пожарной безопасностью не менее КМ 2 (2 этажный корпус здания);

- произвести работы по обработке с пределом огнестойкости R45 металлических конструкций лестничных маршей (3 этажный корпус здания);

- заменить покрытие пола на путях эвакуации (коридор 2 этажа) на материал с высокой пожарной безопасностью, не менее КМ2 (3 этажный корпус здания);

- оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах двери выходов из коридора на лестничные клетки (левая лестничная клетка (адрес); левая, правая лестничная клетка (адрес));

- заменить покрытие пола на путях эвакуации (коридор 2 этажа) на материал с высокой пожарной безопасностью, не менее КМ2 (корпус по адресу: (адрес));

- произвести работы по обработке с пределом огнестойкости R45 металлических конструкций лестничных маршей (корпус по адресу: (адрес)).

2. обязать Управление образования администрации г. Оренбурга профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в МДОАУ «СОШ №47» г. Оренбурга до 01 июня 2023 года в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, МДОАУ «СОШ №47» г.Оренбурга в лице своего представителя подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда в части установленного срока для устранений нарушений, предоставить срок до 313 декабря 2024 года. Считает недостаточным установленный судом срок для устранения нарушений, поскольку МДОАУ «СОШ №47» г.Оренбурга является бюджетным учреждением, осуществляющим свою деятельность в пределах доведенных ему лимитов. В плане финансово-хозяйственной деятельности МДОАУ «СОШ №47» г.Оренбурга на 2023 год не предусмотрены средства на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, работы, связанные с выполнением мероприятий, указанных в иске, могут быть проведены только в период каникул.

В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, истец считает, что решение суда является законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу, представитель Управления образования администрации г. Оренбурга поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда изменить в части установления срока для выполнения МДОАУ «СОШ №47» г.Оренбурга работ по устранению нарушений, заменив на «в срок до 31 декабря 2024 года», Управлению образования администрации г. Оренбурга профинансировать мероприятия в срок «до 01 июня 2024 года».

Все лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц Финансового управления администрации г.Оренбурга и ГУ МЧС России по Оренбургской области не явились, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика МДОАУ «СОШ №47» г.Оренбурга – Ильиной Н.И. и представителя ответчика Управления образования администрации г.Оренбурга – Королевой О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Поповой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на не возражений, судебная коллегия оснований для их удовлетворения не находит.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

В силу ст. 34 названного закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В ст. 37 указанного закона установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу абзаца 5 части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Пунктом 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пункт 2 части 6 статьи 28 указанного закона предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (п. 7 данной статьи).На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 названого закона следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе обследования здания МДОАУ «СОШ №47» проведенного прокуратурой района 15 февраля 2021 года совместно со специалистом ОНД и ПР по городу Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области, установлен ряд нарушений требований пожарной безопасности: лестница для сообщения между подвальным этажом и первым этажом выполнена без на входе (либо выходе) в указанную лестницу тамбур-шлюза с подачей воздуха при пожаре (2 этажный корпус здания) - п. 4.18 СП 4.13130.2013; лестничные площадки выполнены шириной менее 1,35 м. (фактически 1,22 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 4.4.2 СП 1.13.130.2020; ширина маршей лестниц лестничной клетки (левое крыло здания) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,19 м.) (2 этажный корпус здания) - ст. 4, 6, 53, 89 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.1 СП 1.13130.2020; металлические конструкции лестничных маршей (косоуры) выполнены с пределом огнестойкости менее R45(2 этажный корпус здания) - таб. 21 Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (ред. 14 июля 2022 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; отделка стен на путях эвакуации (коридор, фойе 1-го этажа) выполнена материалами с более высокой пожарной опасностью, чем КМ 1 (2 этажный корпус здания) - ст. 134, таб. 28 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выход из здания выполнен менее 1,2м. (фактически 0,87 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 4.2.19 СП 1.13130.2020; ширина маршей лестниц лестничной клетки (правое крыло здания) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,22 м.) (2 этажный корпус здания) - ст. 4, 6, 53, 89 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.1 СП 1.13130.2020; выход из лестничной клетки наружу (правое крыло) выполнен шириной менее 1,35 м. (фактически 0,82 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 4.2.20, п. СП 1.13130.2020; отделка потолка помещения перехода выполнена материалами с более высокой пожарной опасностью, чем КМ 1 (2 этажный корпус здания) - ст. 134, таб. 28 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ширина эвакуационного выхода из помещения библиотеки выполнена менее 0,9 м. (фактически 0,75 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 7.12.3 СП 1.13130.2020; выход из обеденного зала помещения столовой выполнен шириной менее 1,2 м. (фактически 0,76 м.) (2 этажный корпус здания) - п. 4.2.19. СП 1.13130.2020; металлические конструкции лестничных маршей (косоуры) выполнены с пределом огнестойкости менее R45(3 этажный корпус здания) - таб. 21 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выход из лестничной клетки наружу (правое крыло) выполнен шириной менее 1,35 м. (фактически 0,86 м.) (3 этажный корпус здания) - п. 4.2.20, п. СП 1.13130.2020; ширина маршей лестниц лестничной клетки (правое крыло здания) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,13 м.) (3 этажный корпус здания) - ст. 4, 6, 53, 89 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.1 СП1.13130.2020; выходы из коридора 2 этажа в лестничные клетки выполнены шириной менее 1,2 м. (фактически 0,78 м. - 0,8 м.) (3 этажный корпус здания) - п. 4.2.19 СП1.13130.2020; покрытие пола на путях эвакуации (коридор 2 этажа) выполнено из материалов с более высокой пожарной опасностью, чем КМ2 (3 этажный корпус здания) - ст. 134, таб. 28 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выходы их помещений спортзалов 3 этажа в лестничные клетки выполнены шириной менее 1,2 м. (фактически 0,85 м.) (3 этажный корпус здания) - п. 4.2.19 СП 1.13130.2020; покрытие пола на путях эвакуации (коридор 2 этажа) выполнено из материалов с более высокой пожарной опасностью, чем КМ2 ((адрес)) - ст.134, таб. 28 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ширина маршей лестниц лестничной клетки выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,21 м.) ((адрес))-п. 4.4.1 СП 1.13130.2020; выход из лестничной клетки наружу (правое крыло) выполнен шириной менее 1,35 м. (фактически 0,83 м.) ((адрес)) - п. 4.2.20, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020; металлические конструкции лестничных маршей (косоуры) выполнены с пределом огнестойкости менее R45 ((адрес)) - таб. 21 Федеральный закон от 22 июля 2008 года (ред. от 14 июля 2022 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выход из лестничной клетки наружу (левое крыло) выполнен шириной менее 1,35 м. (фактически 0,80 м.) (адрес)) - п. 4.2.20, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020;

12 марта 2021 года ГУ МЧС России по Оренбургской области в адрес МДОАУ «СОШ №47» вынесено предписание об устранении нарушений в срок до 16 февраля 2022 года.

Из представленных в материалы дела писем усматривается, что руководителем школы производились действия по устранению нарушений.

Так, 27 мая 2019 года руководителем МДОАУ «СОШ №47» направлено письмо в адрес заместителя начальника управления образования администрации города Оренбурга служебное письмо о выделении денежных средств на выполнение работ по устранению нарушений предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области.

20 сентября 2019 года руководителем МДОАУ «СОШ №47» направлено письмо в адрес начальника управления образования администрации г. Оренбурга о выделении денежных средств на выполнение работ по огнезащитной обработке металлических конструкций лестничных маршей в размере 500 000 рублей.

24 октября 2019 года Управление образования администрации г.Оренбурга в ответ на данное письмо сообщило, что запланированная расходная часть бюджета города Оренбурга на 2019 год по отрасли «Образование» способна обеспечить лишь первоочередные расходы бюджетных учреждений. Выделение дополнительных средств не ожидается. Рекомендовано обратиться к депутатам Оренбургского городского Совета или к депутатам Законодательного собрания Оренбургской области о выделении дополнительных средств.

28 октября 2021 года МДОАУ «СОШ №47» в адрес депутата Городского совета г.Оренбурга направлено письмо с просьбой о выделении финансовых средств по замене горючей отделки стен в сумме 1 556 280 рублей.

Представлен также ответ от 31 августа 2022 года, от 07 октября 2022 года МБУ «Управление капитального строительства» в адрес Управления образования администрации города Оренбурга о составлении сметной документации по определению стоимости работ по ремонту пола холла пристроя 1 корпуса и холла 2 корпуса школы, а также работ по ремонту перехода между зданиями школы, на основании которого, направлено требование о выделении денежных средств на устранение нарушений на основании проектно-сметной документации.

Ответ на данные обращения материалы дела не содержат.

При проведении проверки 08 сентября 2022 года, установлено, что нарушения МДОАУ «СОШ №47» не устранены, необеспечение пожарной безопасности влечет нарушение прав и интересов детей, педагогического состава и технического персонала учреждения. Доказательств, подтверждавших факт исполнения предписания, материалы дела не содержат.

Допрошенный судом первой инстанции специалист ГУ МЧС С.А.В., начальник отделения ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР государственный инспектор по пожарному надзору, пояснил, что указанные в предписании мероприятия направлены на предотвращение угрозы возникновению пожара и гибели людей. Согласно имеющимся в материалах дела документам вполне реально устранить выявленные нарушения, путем проведения мероприятий, указанных в экспертизе пожарных рисков, при которых выполнение указанных прокурором действий пожарные риски будут сведены к нулю.

В рамках реализации мер пожарной безопасности в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, производственных объектов) собственнику такого объекта или лицу, которое владеет им на другом законном основании (в частности, на праве аренды, хозяйственного ведения), необходимо разработать и в уведомительном порядке представить декларацию пожарной безопасности (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 64 Закона).

Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (п. 7 ст. 2 Закона). Она предусматривает (ч. 1 ст. 64 Закона): - оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); - оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Как следует из представленной декларации пожарной безопасности МДОАУ «СОШ №47», зарегистрированной в отделе надзорной деятельности и ПР по г. Оренбургу и Отчета оценки пожарного риска для обеспечения на объекте защиты нормативного значения пожарного риска предусмотрено выполнение ряда мероприятий для соответствия путей эвакуации мерам пожарной безопасности. Полученная величина индивидуального пожарного риска для рассматриваемого объекта не превышает допустимого значения, при условии выполнения дополнительным противопожарных мероприятий, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123–ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МЧС России от 02 декабря 2015 года №632). «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» безопасность людей обеспечивается.

Удовлетворяя исковые требования в части возложения на образовательное учреждение обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что обязанность МДОАУ «СОШ №47» г. Оренбурга по обеспечению безопасности учащихся и работников закреплена на федеральном и региональном уровнях, в нарушение требований законодательства МДОАУ «СОШ №47» г. Оренбурга нарушаются права и интересы посетителей и учащихся, а также работников учреждения на обеспечение безопасности жизни и здоровья, при этом суд посчитал разумным и достаточным для исполнения решения суда срок, который просил установить истец для устранения выявленных нарушений.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних и работников образовательного учреждения.

Разрешая исковые требования в части возложения на Управление образования администрации г. Оренбурга обязанности обеспечить финансирование своевременно выполнения МДОАУ «СОШ №47» г.Оренбурга мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суд исходил из того, что МДОАУ «СОШ №47» г. Оренбурга является некоммерческой организацией, его учредителем является муниципальное образование МО «город Оренбург». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Оренбурга в лице отраслевого органа - управления образования администрации г.Оренбурга.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие у ответчика финансирования не освобождает его от обязанности исполнения обязательных требований пожарной безопасности.

Довод апелляционной жалобы о недостаточном сроке на выполнение возложенной на администрацию обязанности не свидетельствует о допущенных судом первой инстанции ошибках.

Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что с учетом положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков.

Вопреки доводам апелляционной жалобы предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов несовершеннолетних граждан, обучающихся в учебном заведении.

Исполнение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, как собственников зданий, используемых образовательными учреждениями.

При этом ответчик не лишен права в случае наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 16 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 03 мая 2023 года.

33-3080/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Центрального района г.Оренбурга
Ответчики
МОАУ СОШ №47
Управление образования администрации г.Оренбурга
Другие
ГУ МЧС России по Оренбургской области
Финансовое Управление Администрации г. Оренбург
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Сенякин Игорь Иванович
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
03.04.2023Передача дела судье
25.04.2023Судебное заседание
12.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2023Передано в экспедицию
25.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее