Дело № 2-2671/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Находка Приморского края 11 октября 2017 года
Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Дубовик М.С.,
при секретаре Твердохлебове М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Стивидорная компания «Малый порт» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
27.06.2017 г. Находкинской транспортной прокуратурой совместно со специалистами Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора и территориального отдела Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в г.Находке проведена проверка исполнения стивидорными компаниями законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства при перевалке угля в морских портах г.Находка, в ходе которой были установлены нарушения ООО «СК «Малый порт» в области природоохранного и санитарного законодательства.
Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «СК «Малый порт» о возложении обязанности при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углем производить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, провести корректировку проекта предельно допустимых выбросов в течении 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю.
В судебном заседании Находкинский транспортный прокурор Колосов А.В., действующий в порядке ст.45 ГПК РФ, поддержал заявленные исковые требования, дал пояснения согласно доводам, изложенным в иске, пояснил, что ООО «СК «Малый порт» в процессе производственной деятельности требования природоохранного и санитарного законодательства не выполняются. В ходе проверки было установлено что ООО «СК «Малый порт» не получено санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования в части увеличения производственной мощности. Согласно гигиеническим нормативам с изменениями, внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 51 от 09.10.2013 г. для пыли каменноугольной установлен ОБУВ, который равен - 0,1 мг/м3. Вместе с тем проект ПДВ для ООО «СК «Малый порт» разработан без учета ОБУВ каменного угля. В ходе проверки установлен факт погрузки угля краном на судно открытым способом, где наблюдалось интенсивное пыление, при этом мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов явно недостаточны. Проект расчетной СЗЗ разработан с учетом перевалки угля 2500000 тонн в год, фактически по сведениям ответчика в 2016 г. отгружено 2820177 тонн. В ходе визуального осмотра было установлено, что рабочие места, проезды и проходы, примыкающие к складам, причалам, не очищены от остатков груза (угля), скоплений грязи, пыли. Имеется стойкий слой пылевой грязи, не позволяющий удостоверится в наличии твердого покрытия, что свидетельствует о не проведении систематической очистки, предусмотренной санитарными правилами, которая также влияет на процесс пылеподавления и уменьшения загрязнения атмосферного воздуха. В настоящее время проект СЗЗ обществом не утвержден. Принимая во внимание объемы перевалки углей ООО «СК «Малый порт», характер выявленных нарушений и непрерывность воздействия вредных факторов, последствия от пыления обрабатываемых в морском порту Восточный угля могут иметь масштабный характер и повлечь загрязнение территории предприятия, а также прилегающих к нему населенных пунктов п. Врангель, г. Находки, тем самым может быть причинен вред здоровью граждан, находящихся на территории предприятия и в прилегающих к нему населенных пунктах Находкинского городского округа, круг которых установить не представляется возможным. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «СК «Малый порт» Пустовит А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, поддержала письменные возражения, пояснила, что проект ПДВ ООО «СК «Малый порт» разработан в 2014 г. ООО «ЦАК ЭКОПРОЕКТ», проектная мощность перевалки угля составляет 4 млн. тонн. На проект ПДВ в установленном порядке получены Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в приморском крае» № 1380/775 и Санитарно-эпидемиологическое заключение № 25.ПЦ.01.000.Т.001406.11.14 от 14.11.2014 г. о соответствии проекта ПДВ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. На момент разработки проекта ПДВ и оформления разрешения на выброс отсутствовала методическая основа определения и контроля содержания каменноугольной пыли в воздухе. Применение положений Методического пособия позволило разработать план-график контроля нормативов выбросов на источниках, в том числе и при хранении при перегрузке угля. ПДВ для пыли каменного угля до настоящего момента не установлен. Во время проведения плановых и внеплановых проверок Управлением Росприроднадзора, Управлением Роспотребнадзора, Находкинской транспортной прокуратурой в период с 2014 г. по 2017 г., согласно их требованиям о предоставлении документов общества к проверке, в обязательном порядке запрашивался проект ПДВ и сопутствующих этому вопросу документов, при этом предписаний о несоответствии их требуемым стандартам не выносилось. Проект ПДВ ООО «СК «Малый порт» разработан исходя из грузооборота на 4 млн. тонн в год, а фактические объемы составляют 2 млн. тонн в год. То есть источники выбросов не превышают установленные проектом ПДВ, технологические процессы по осуществлению перевалки груза не менялись. Следовательно, полагает, что вносить корректировки в проект ПДВ, утвержденный на период с 29.01.2015 г. по 23.12.2019 г. нецелесообразно. ООО «СК «Малый порт» при перевалке угля, в целях снижения негативного влияния на состояние окружающей природной среды и для улучшения ее показателей, неукоснительно выполняются требования экологического и природоохранного законодательства при осуществлении погрузо-разгрузочных работ, а так же исполняются мероприятия, предусмотренные Планом природоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения угольной пыли при перевалке угля в Находкинском городском округе на 2017-2020 г.г. Мероприятия по пылеподавлению общества разрабатываются и осуществляются в полном объеме Нормативно правового акта, устанавливающего перечень и достаточность мероприятий по пылеподавлению, на сегодняшний день не разработано. Кроме того, требование п. 4.1.1 СанПин 2.1.6.1032-01.2.1.6 Обществом выполняются. Формирование оптимальной высоты и формирование штабеля, не превышающего высоту имеющихся бетонных заградительных стенок (4,4 м) установлено внутренним локальным нормативным актом общества (планом). Указанная высота не регламентирована нормативно-правовыми актами и является самостоятельно установленным требованием к складированию груза. Информационные стенды с указанием максимально возможной высоты штабелей до 8-10 м регламентируют допустимую нагрузку на покрытие склада и не имеют отношения к защите от ветровой эрозии. Обязательным, согласно требованиям Санитарно-эпидемиологического законодательства, является не превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Полагала, что истцом не доказано то обстоятельство, что превышение высоты штабеля угля над высотой заградительной стенки приводит к нарушениям гигиенических нормативов, следовательно, к несоблюдению требований постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.12001 № 14. В соответствии с п. 4.1.11 рабочей технологической карты, которая является локальным нормативным актом ООО «СК «Малый порт», железнодорожные подкрановые пути очищаются от остатков груза после вывода груженных ПДВ и в конце смены. Во время проведения проверки сотрудниками Находкинской транспортной прокуратурой в порту осуществлялся производственный процесс, при котором наличие некоторого количества перегружаемого груза является допустимым.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, в порядке ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Пак О.В. пояснил, что он работает в Роспотребнадзоре в должности ведущего специалист-эксперта, в его обязанности входит надзор за выполнением санитарного, экологического законодательства РФ, а также участвует в качестве специалиста по вопросам соблюдения санитарного законодательства организациями при проведении прокурорских проверок. Малый порт имеет в своем арсенале план выполнения требований санитарного и экологического законодательства. При проведении прокурорской проверки было установлено, что высота штабеля угля (его насыпи) выше установленных нормативов. Кроме того, в ООО «СК «Малый порт» увеличился грузооборот угля. При проведении проверки на территории Малого порта работала техника по пылеподавлению, одна или две пышки. В Роспотребнадзор постоянно поступают жалобы от граждан на пыль от угля. При выезде на территории Малого порта действительно было установлено, что имеется пыль от угля, которая поднимается в воздух. Как специалист он считает, что проводимые мероприятия по пылеподавлению не эффективны. Необходимо устанавливать пылеулавливающие сетки, накрывать штабеля. Кроме этого было установлено, что межштабеливые проезды не были очищены.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Простакишина О.А. пояснила, что является инженером по охране труда и окружающей среды. В ее обязанности входит контроль за выполнением Малым портом природоохранных мероприятий, контроль за сотрудниками за исполнением экологического законодательства. Для пылеподавления используется в настоящий момент две пушки, одна из них всесезонного характера, другая оросительная установка для поливки штабелей. Имеются полога для предотвращения просыпи угля в акватории. Кроме того, имеется трактор для устранения просыпей. Также используются грейферы. В основном используется две пушки, установка для орошения. Данное оборудование выполняют свою функцию в полном объёме. Мусор после уборки складируется в контейнера, и утилизируется компанией, с которой заключен договор. До конца года планируется покупка вакуумного пылесоса. В настоящее время не поставлен пылесос в связи с задержкой поставки, то есть виноваты поставщики. Одна пушка приобретена в 2013 году, вторая в 2015 году. Пушки работают постоянно и являются мобильными.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что на юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух возложена обязанность планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Таким образом, обязанность по соблюдению указанных экологических требований законодательства в силу положения названных Федеральных законов возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО СК «Малый порт» является оператором морского терминала и осуществляет перевалку груза каменного угля с железнодорожного транспорта на морской в морском порту Восточный на причалах № 33, № 34, № 35, расположенных по аресту: Приморский край, г. Находка, п. Врангель, ул. Базовая, д.10.
Основным видом деятельности ООО «СК «Малый порт» является транспортная обработка грузов.
27.06.2017 г. Находкинской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ТМУ Росприроднадзора и ТО Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в г.Находка проведена проверка исполнения ООО «СК «Малый порт» законодательства об охране окружающей среды и природопользования, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении погрузо-разгрузочной деятельности с каменным углем в морских портах, а также соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлены нарушения ООО «СК «Малый порт» законодательства в области охраны атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства при перевалке угля, что подтверждается актом проверки от 27.06.2017 г.
ООО «Центр аудита и консалтинга «ЭКОПРОЕКТ» для ООО «СК «Малый порт» разработан проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденный генеральным директором ООО «СК «Малый порт» 10.09.2014 г.
Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ПК ООО «СК «Малый порт» выдано разрешение № 15-04/15 от 29.01.2015 г. на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 29.01.2015 г. по 23.12.2019 г.
Исходя из нормативов рабочей технологической карты (РТК) перегрузки ООО «СК «Малый порт», проекта нормативов ПДВ для организации и инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, хранение угля на производственной территории размещается на очищенных площадках с твердым покрытием, его перегрузка осуществляется открытым способом.
Согласно ст. 12 ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические и предельно допустимые нормативы выбросов.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 22 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В силу п.п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, согласно пункту 6 которого предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Пунктом 2 Постановления N 183 установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрабатывает и утверждает порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и порядок выдачи разрешений на указанные выбросы.
Поскольку до настоящего времени такой порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ не разработаны, Росприроднадзор письмом от 21.10.2011 N ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы" проинформировал, что в связи с отсутствием до настоящего времени указанного Порядка необходимо руководствоваться, в том числе Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР 11.09.1989.
Согласно п. 4.6. названной Инструкции по нормированию нормативы ПДВ и ПДС устанавливаются соответственно на срок до 5 и 3 лет и подлежат пересмотру (переутверждению) или уточнению по планам-графикам, согласованным с местными органами Госкомприроды СССР. Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ и ПДС может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей природной среды. Пересмотр установленных нормативов ПДВ и ПДС обеспечивается предприятиями-природопользователями.
Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ и ПДС может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей природной среды. Пересмотр установленных нормативов ПДВ и ПДС обеспечивается предприятиями-природопользователями.
Кроме того, в соответствии с п. 3.8.4 Письма Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437 "О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха", нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появление или ликвидация источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применение новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право уполномоченного органа устанавливать (утверждать) нормативы ПДВ на срок не более пяти лет, в связи с чем, доводы ответчика в указанной части не обоснованы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" норматив предельно допустимого выброса устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха по пыли каменного угля установлен постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 N 51 "О внесении изменений N 10 в ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
Согласно гигиеническим нормативам с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 N 51 для пыли каменноугольной установлен ОБУВ, который равняется -0,1 мг/м3.
Вместе с тем, проект ПДВ для ООО «СК «Малый порт» разработан без учета указанных уровней воздействия (ОБУВ), доказательств обратного, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком представлено не было.
В соответствии с п. 4 ст. 20 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 19 Закона N 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.
В соответствии с п. 3.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01, при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.
В соответствии 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01.2.1.6 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам.
ООО «СК «Малый порт» разработан и утвержден приказом № 180/01-02 от 18.07.2017 г. «План природоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения угольной пылью окружающей среды при перевалке угля в ООО СК «Малый порт» на 2017 – 2020 г.г.»
При этом, выполнение данного Плана, равно как и выполнение положений СанПин 2.1.6.1032-01 2.1.6 не зависит от расположения предприятия и расстояния жилого массива до источника загрязнения. Указанные санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при эксплуатации объектов.
Частью 3 статьи 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Вместе с тем, ООО СК «Малый порт» в процессе производственной деятельности требования ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также вышеназванных нормативных актов не выполняется.
Так, 26.09.2017 г. Находкинской транспортной прокуратурой, совместно со специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по ПК в г. Находке проведена проверка соблюдения природоохранного, санитарного законодательства ООО «СК «Малый порт».
Основанием проведения данной проверки послужило коллективное обращение населения г.Находки о возможных нарушениях природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Согласно акту проверки от 26.09.2017 г. при проведении осмотра территории ООО «СК «Малый порт» установлены нарушения санитарного законодательства, в том числе не выполнении мероприятий по пылеподавлению.
В нарушение ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 20 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ, п.п. 3.1.1, 4.1.1 СанПиН 2.1.61032-01.2.1.6 ответчиком ООО «СК «Малый порт» не осуществлены пункты плана мероприятий: а именно штабеля угля превышают высоту имеющихся заградительных стенок (4,4 м) в том числе более чем в 2 раза (превышение составляет ориентировочно от 6 до 10 метров), а так же мероприятие, направленное на уменьшение выбросов о ветровой эрозии.
Вместе с тем, п.1.5 Плана природоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения угольной пылью окружающей среды при перевалке угля в ООО «СК «Малый порт» на 2017-2020 г.г., утвержденного приказом генерального директора ООО «СК «Малый порт» от 18.07.2017 г. № 180/01-02 предусмотрено формирование оптимальной высоты и формы штабеля, не превышающего высоту имеющихся бетонных заградительных стенок (4,4 м), с целью уменьшения выбросов от ветровой эрозии.
Согласно рабочей технологической карты (РТК), утвержденной генеральным директором ООО «СК «Малый порт» 17.04.2017 г. высота штабеля не должна превышать 8-10 м, точно такие же требования содержат информационные таблички, размещенные на имеющихся заградительных стенках, что подтверждается фотографиями, представленными в материалы дела.
Таким образом, наличие указаний на информационных стендах, а также в РТК о максимально возможной высоте штабелей, свидетельствует о невыполнении ООО «СК «Малый порт» требований законодательства «О защите атмосферного воздуха» в части необходимости планировать и реализовывать мероприятия направленные на пылеподавление, а также мероприятия предусмотренного планом, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Согласно справке ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ПК в г. Находке от 26.09.2017 № 3347 ООО «СК «Малый порт» не получено санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования в части – увеличения производственной мощности. Проект расчетной СЗЗ разработан с учетом перевалки угля количестве 2500000 тыс.тонн в год, фактически, по сведениям ООО «СК «Малый порт» отгружено 2820177 тыс.тонн, чем нарушен п. 4.1 СаНпин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Указанные обстоятельства также подтверждаются справкой ООО «СК «Малый порт», предоставленной в Находкинскую транспортную прокуратуру от 27.09.2017 г., согласно которой в 2016 г. отгружено тонн угля - 2820177, по состоянию на 27.09.2017 г. отгружено 2134831830 тонн.
Кроме того, в ходе визуального осмотра территории ООО «СК «Малый порт» проверкой было установлено, что рабочие места, проезды и проходы, примыкающие к складам, причалам, не очищены от остатков груза (угля), скоплений грязи пыли. Имеется стойкий слой пыли грязи, не позволяющий удостоверится в наличии твердого покрытия, что свидетельствует о не проведении систематической очистки, предусмотренной санитарными правилами, которая также влияет на процесс пылеподавления и уменьшения загрязнения атмосферного воздуха.
Перевалка каменного угля осуществляется в открытом виде, поскольку прибывающий в адрес оператора морского терминала каменный уголь для последующей перегрузки на морские суда размещается на открытых площадках причалов морского порта Восточный. Закрытые склады для хранения каменного угля на территории причалов эксплуатирующихся ООО «СК «Малый порт» отсутствуют, что не оспаривалось ответчиком.
По итогам проверки проведенной Находкинской транспортной прокуратурой в сентябре 2017 г., 04.10.2017 г. Находкинской транспортной прокуратурой в отношении ООО «СК «Малый порт» возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Ранее, постановлением ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ПК в г. Находке № 615 от 15.11.2016 г. ООО «СК «Малый порт» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Указанное постановление отменено решением Находкинского городского суда от 13.03.2017 г., производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением ТМУ Росприроднадзора от 04.09.2017 г. № 06-251/2017 г. ООО «СК «Малый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ.
Согласно справке ООО «СК «Малый порт» от 31.08.2017 г. согласно данным автоматизированной Информационно-логистической системы в период времени с 00 часов 00 минут до 23 часов 05 минут 27.06.2017 г. у причалов №№ 33-35, эксплуатируемых ООО СК «Малый порт», судов под погрузку угля не имелось. В указанный период времени производилась выгрузка ж/д вагонов, работы осуществлялись в соответствии с РТК № 1.2 от 14.04.2017 г., утвержденным генеральным директором ООО «СК «Малый порт», раскрытие грейфера над штабелем не превышало 0,5 метров над штабелем. Также в зоне производства работ с подветренных сторон применялось орошение туманообразующими установками SPRAY STREAM» И «ЕСО Horus». Мероприятия по пылеподавлению являлись достаточными.
Между тем, то обстоятельство, что в момент проверки не проводились работы по погрузке угля на суда, не свидетельствует о соблюдении в полном объеме норм природоохранного и санитарного законодательства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", вредное (загрязняющее) вещество - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Из п. 1 ст. 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ следует, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.
Согласно ст. 22 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333) инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
В пункте 5 раздела 1.1 Методического пособия отмечается, что нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов). К таким случаям, в частности, относятся ситуации, когда контролирующие органы или природопользователи установили наличие неучтенных при инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу.
Находкинским транспортным прокурором надлежащим образом зафиксировано, что несоблюдение утвержденных в проекте нормативов ПДВ ответчиком ООО «СК «Малый порт», приводит к выделению загрязняющих веществ, не учтенных в данном технологическом процессе, следовательно, проект ПДВ содержит недостоверные и некорректные данные о количественном и качественном составе выбросов вредных (загрязняющих) веществ поступающих в атмосферный воздух.
Более того, установленное нарушение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды нарушает предусмотренное Конституцией РФ и федеральными законами право неограниченного круга граждан на благоприятную окружающую среду и угрожает причинением им вреда, в связи с чем, применение такой меры, как понуждение провести корректировку проекта ПДВ, обусловлено характером допущенных нарушений и соразмерно степени нарушенного права.
При указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым, удовлетворить исковые требования Находкинского транспортного прокурора и обязать ООО «СК «Малый порт» при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углем производить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Так же, суд полагает необходимым возложить обязанность на ООО «СК «Малый порт» провести корректировку предельно допустимых выбросов (ПДВ) в части указания ПДВ выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для ориентировочных безопасных условий воздействия пыли каменного угля в течении 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика ООО «СК «Малый порт», в бюджет Находкинского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» (░░░ 2508010281, ░░░░ 1022500701486, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 29.10.1992 ░.) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» (░░░ 2508010281, ░░░░ 1022500701486, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 29.10.1992 ░.) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░) ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» (░░░ 2508010281, ░░░░ 1022500701486, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 29.10.1992 ░.) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.