РЈРР” 66RS0025-01-2018-000950-29
Гр. дело № 2-741/2018
Рзготовлено 03.12.2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
28 ноября 2018 года г. Верхняя Салда
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Ефимовой К.В.,
с участием помощника Верхнесалдинского городского прокурора Кашо А.А.,
представителя ответчика – Сметаниной Д.А.,
3 лица – Антонова А.В., его представителя – Бузунова Х.В.,
при секретаре Николаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнесалдинского городского округа о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Верхнесалдинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Верхнесалдинского городского округа, с учетом уточнения, просил обязать ответчика в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонт дороги к д. Балакино Верхнесалдинского района Свердловской области, кадастровый номер 66:08:0000000:2737, протяженностью 5461 м, в соответствии с требованиями «ГОСТ Р50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»: выровнять поверхность дорожного полотна, а также в указанный срок организовать электроснабжение в д. Балакино Верхнесалдинского района Свердловской области.
В обоснование заявленных требований указал, что на Администрацию Верхнесалдинского городского округа действующим законом возложены обязанности по организации электроснабжения населения, по организации транспортного обслуживания населения, по содействию устойчивого развития сельских территорий. Но в результате длительного бездействия ответчика грубо нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания в населенном пункте д. Балакино, проезд экстренных служб в данный населенный пункт затруднен, так как дорога в деревню Балакино отсутствует, также в деревне отсутствует электроснабжение.
В судебном заседании помощник прокурора Кашо А.А. уточненные исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержала полностью.
Представитель ответчика Администрации ВСГО - Сметанина Д.А. исковые требования не признала, суду показала, что в деревне Балакино, расположенной в нескольких километрах от города Верхняя Салда, в настоящее время проживает всего один человек – Антонов А.В.. В деревне действительно отсутствуют интернет, электроснабжение, бытовое обслуживание, торговля, отсутствует автомобильная дорога в деревню. Упразднить данный населенный пункт невозможно, так как крайне трудно установить всех собственников недвижимости в нем для выяснения их мнения по вопросу упразднения деревни. Восстановление дороги в деревню Балакино и электроснабжения в деревне требует огромных материальных затрат. Такие затраты будут являться неэффективным расходованием бюджетных средств, противоречат интересам большинства жителей Верхнесалдинского городского округа. Собственных средств на восстановление дороги и электроснабжения для деревни Балакино в бюджете городского округа не имеется. Субсидия из областного бюджета на электроснабжение выделяется в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области по результатам отбора заявок, направляемых органами местного самоуправления ежегодно до 01 сентября. Заявка на выделение субсидии на восстановление электроснабжения в деревне Балакино Верхнесалдинским городским округом еще не направлялась, процесс приема заявок многоэтапный и длительный, в выделении средств может быть отказано. Кроме того, законом не возложена на органы местного самоуправления обязанность обеспечить энергоснабжение каждого населенного пункта за счет бюджетных средств. Срок на восстановление дороги и электроснабжения, указанный прокурором в уточненном иске, заведомо не достаточный. Удовлетворение требований прокурора судом будет являться вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
3 лицо Антонов А.В. просит удовлетворить исковые требования полностью, суду показал, что зарегистрирован по месту жительства и проживает в деревне Балакино один, имеет в собственности дом и земельный участок. Ему не доставляются почта, пенсия, проезд экстренных служб в деревню невозможен из-за отсутствия дороги (2 км дороги много лет не ремонтировались, далее 3 км дороги отсутствуют полностью). В зимнее время почти ежедневно он самостоятельно чистит 5 км автодороги из деревни в город с помощью трактора, в летнее время проезд в город практически невозможен. Более 10 лет он обращается во все компетентные органы с просьбами помочь ему, но вопрос никем не решается.
Представитель 3 лица Антонова А.В. - Бузунов Х.В. считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. По его мнению, администрация ВСГО длительное время уклоняется от решения вопросов по созданию условий для нормального проживания жителей в деревне Балакино, что и привело сокращению населения до одного человека. Деревня Балакино имеет большой экономический потенциал, в ней будет развиваться сельское хозяйство при условии восстановления дороги и электроснабжения. Финансирование данных работ возможно за счет экономии по муниципальным контрактам.
Представитель 3 лица Думы городского округа в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного разбирательства был извещен судом надлежаще.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, 3 лица и его представителя, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 15, 26, 33 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся:
составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа;
организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа;
создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
утверждение генеральных планов городского округа, утверждение документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;
создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).
Аналогичный перечень вопросов местного значения поименован в ст. 6 Устава Верхнесалдинского городского округа.
Согласно пунктам 1, 6, 11 части 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»), в частности, в соответствии с требованиями «ГОСТ Р50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Все требования указанного государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, в частности, отнесены такие вопросы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как разработка и реализация муниципальных программ, координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов (п. 9 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение устойчивого развития территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (под которым понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель) является основной целью государственной аграрной политики, правовые основы реализации которой установлены Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ, Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации важным условием развития сельского хозяйства является обеспечение его социальной инфраструктуры: подготовка и закрепление кадров на селе, обеспечение потребностей населения в жилье, коммунальных и бытовых услугах, транспортном сообщении, связи, качественных и доступных услугах муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры.
На комплексное решение данной задачи направлены региональные программы социального развития села и кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, в которых соисполнителями мероприятий, как правило, выступают муниципальные образования, в том числе и в форме финансового участия.
В соответствии с п.п. 1, 6, 9, 21, 64 ч. 1 ст. 31 Устава Верхнесалдинского городского округа к полномочиям администрации городского округа относятся:
составление проекта бюджета городского округа, исполнение бюджета городского округа, внесение на утверждение в Думу городского округа проекта бюджета городского округа, составление и предоставление на утверждение Думе городского округа отчета об исполнении бюджета городского округа;
организация электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).
Анализируя указанные нормы в совокупности, суд приходит к выводу, что обязанности по проведению ремонта дорог в границах городского округа, по содержанию их в безопасном для движения состоянии, а также по организации электроснабжения населения в границах городского округа возложены действующим законодательством на ответчика.
В состав территории Верхнесалдинского городского округа в соответствии с генеральным планом городского округа входит территория сельского населенного пункта, не являющегося муниципальным образованием, деревня Балакино (ч. 2 ст. 3 Устава Верхнесалдинского городского округа).
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РґРѕСЂРѕРіР° Рє деревне Балакино, кадастровый номер 66:08:0000000:2737, протяженностью 5461 Рј, имеющая грунтовое покрытие, вследствие длительного отсутствия ремонта РЅРµ соответствует требованиям «ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные Рё улицы. Требования Рє эксплуатационному состоянию, допустимому РїРѕ условиям обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Методы контроля». Р’ деревне Балакино РІ настоящее время зарегистрирован РїРѕ месту жительства Рё фактически проживает всего РѕРґРёРЅ житель - Антонов Рђ.Р’., имеются также сведения Рѕ наличии иных собственников недвижимого имущества, расположенного РІ деревне. Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ ликвидации деревни органами местного самоуправления РЅРµ рассматривается. Рлектроснабжение, Р° также интернет, бытовое обслуживание РІ деревне отсутствуют, проезд экстренных служб РІ данный населенный РїСѓРЅРєС‚ затруднителен. Данные факты подтверждаются объяснениями РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, 3 лица Антонова Рђ.Р’., письменными материалами дела (Р».Рґ. 9-10, 11-12, 13, 14, 15, 17, 18-19, 25-27, 29-30, 36-38, 99, 106-108, 129) Рё РЅРµ оспариваются ответчиком.
Доказательств выполнения обязанности по проведению ремонта дороги к деревне Балакино в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-2017, а именно, по выравниванию поверхности дорожного полотна, а также по организации электроснабжения в деревне Балакино ответчиком не представлено, а высказанная ответчиком позиция в ходе рассмотрения дела свидетельствует об обратном.
Не осуществление органом местного самоуправления ремонта дороги, ведущей к отдаленному сельскому населенному пункту, нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, граждан, проживающих в д. Балакино (Антонова А.В.), а также имеющих в собственности объекты недвижимости в д. Балакино, на безопасное дорожное движение, создает препятствие для проезда экстренных служб в д. Балакино, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Не обеспечение электроснабжением жителей д. Балакино влечет нарушения их прав на электроснабжение, на безопасные условия проживания.
При таком положении, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что на проведение данных работ потребуется значительное время (в связи с необходимостью соблюдения предусмотренных законом процедур по проведению аукционов, продолжительности выполнения работ в рамках контракта, продолжительности рассмотрения заявок на софинансирование и т.д.), а также учитывая длительность бездействия ответчика и длительность нарушения прав Антонова А.В. на безопасные условия проживания в д. Балакино, руководствуясь принципом разумности, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда 1 год 6 месяцев после его вступления в законную силу.
Довод ответчика Рѕ том, что ремонт РґРѕСЂРѕРіРё РІ Рґ. Балакино Рё организация электроснабжения деревни, РіРґРµ проживает РѕРґРёРЅ житель, будет являться неэффективным расходованием бюджетных средств, СЃСѓРґ оставляет без внимания. Само РїРѕ себе финансирование ремонта РґРѕСЂРѕРіРё РІ Рґ. Балакино Рё организации электроснабжения деревни РЅРµ может рассматриваться как неэффективное расходование бюджетных средств РїСЂРё отсутствии доказательств того, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены СЃ использованием меньшего объема средств или возможности достижения лучшего результата. РљСЂРѕРјРµ того, именно РІРѕ избежание неэффективного расходования бюджетных средств РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј заявлено требовани░µ ░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░Ђ░µ░ј░ѕ░Ѕ░‚░° ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░░ ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░І░‹░Ђ░°░І░Ѕ░░░І░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░»░ѕ░‚░Ѕ░° (░‚░ѕ ░µ░Ѓ░‚░Њ ░І ░ј░░░Ѕ░░░ј░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░±░Љ░µ░ј░µ).
░”░ѕ░І░ѕ░ґ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░ѕ░± ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░ѓ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░І ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░Ќ░Ѕ░µ░Ђ░і░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░µ ░є░°░¶░ґ░ѕ░і░ѕ ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° ░·░° ░Ѓ░‡░µ░‚ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░ѕ░‚░є░»░ѕ░Ѕ░Џ░µ░‚, ░є░°░є ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѕ░° ░Ѕ░µ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░‚░ѕ░»░є░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░°. ░љ░°░є ░±░‹░»░ѕ ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░ѕ ░І░‹░€░µ, ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░Џ ░Ќ░»░µ░є░‚░Ђ░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░░░‚░Ѓ░Џ ░є ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј░ѕ░‡░░░Џ░ј ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░І ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ, ░ї░Ђ░░ ░Ќ░‚░ѕ░ј ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ ░Ѓ░µ░‚░µ░№ ░Ќ░Ѕ░µ░Ђ░і░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░Џ░‚░Њ░Ѓ░Џ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░ј ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░є░°░є ░·░° ░Ѓ░‡░µ░‚ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І, ░‚░°░є ░░ ░Ѕ░° ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ░… ░Ѓ░ѕ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ, ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є ░Ѕ░µ ░»░░░€░µ░Ѕ ░ї░Ђ░°░І░° ░░░Ѕ░░░†░░░░░Ђ░ѕ░І░°░‚░Њ ░ї░Ђ░░░І░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░¶░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░‹░… ░Ѓ░ѓ░±░І░µ░Ѕ░†░░░№ ░░ ░Ѓ░ѓ░±░І░µ░Ѕ░†░░░№ ░░░· ░ґ░Ђ░ѓ░і░░░… ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░ѕ░І ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░‹ ░ ░¤ ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░ѕ░ј ░░░… ░ї░Ђ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ ░Ѕ░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░° ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░І░‹░€░µ░ї░µ░Ђ░µ░‡░░░Ѓ░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░µ░№ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░°░µ░‚ ░ї░Ђ░░░Ѕ░†░░░ї ░Ѓ░°░ј░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░°░ј░░ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░… ░░░ј ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј░ѕ░‡░░░№ ░ї░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Ћ ░І░ѕ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░ѕ░І ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░░░Џ, ░Ѕ░µ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░µ░Ѕ, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ, ░ї░Ђ░░░Ѕ░░░ј░°░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░± ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░°, ░Ѓ░ѓ░ґ ░»░░░€░Њ ░ѓ░є░°░·░‹░І░°░µ░‚ ░Ѕ░° ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░‹ ░І░ѕ░Ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ, ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░ѕ░І░°░І░€░µ░і░ѕ ░ґ░ѕ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░°░І ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ, ░±░µ░· ░І░ј░µ░€░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░І ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј░ѕ░‡░░░Џ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░° ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ. ░’░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░… ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░µ░№ ░Ѕ░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░° ░ѕ░‚░І░µ░‡░°░µ░‚ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј ░Ѓ░‚. 12 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░Ћ░‰░µ░№ ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░‹ ░·░°░‰░░░‚░‹ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░… ░ї░Ђ░°░І.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚. ░Ѓ░‚. 12, 194-199 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ
░ ░• ░░ ░ ░› :
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░’░µ░Ђ░…░Ѕ░µ░Ѓ░°░»░ґ░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░є ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░’░µ░Ђ░…░Ѕ░µ░Ѓ░°░»░ґ░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░° ░ѕ ░ї░ѕ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░є ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░Ћ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░№ - ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░’░µ░Ђ░…░Ѕ░µ░Ѓ░°░»░ґ░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░° ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ 1 ░і░ѕ░ґ░° 6 ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░Ѓ ░ј░ѕ░ј░µ░Ѕ░‚░° ░І░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░░░»░ѓ ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░µ░Ѓ░‚░░ ░Ђ░µ░ј░ѕ░Ѕ░‚ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░░ ░є ░ґ. ░‘░°░»░°░є░░░Ѕ░ѕ ░’░µ░Ђ░…░Ѕ░µ░Ѓ░°░»░ґ░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░є░°░ґ░°░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░І░‹░№ ░Ѕ░ѕ░ј░µ░Ђ 66:08:0000000:2737, ░ї░Ђ░ѕ░‚░Џ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ 5461 ░ј, ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░«░“░ћ░Ў░ў ░ 50597-2017. ░”░ѕ░Ђ░ѕ░і░░ ░°░І░‚░ѕ░ј░ѕ░±░░░»░Њ░Ѕ░‹░µ ░░ ░ѓ░»░░░†░‹. ░ў░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░є ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░ѓ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░Ћ, ░ґ░ѕ░ї░ѓ░Ѓ░‚░░░ј░ѕ░ј░ѓ ░ї░ѕ ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ░ј ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░±░µ░·░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ґ░І░░░¶░µ░Ѕ░░░Џ. ░њ░µ░‚░ѕ░ґ░‹ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░ѕ░»░Џ░»: ░І░‹░Ђ░ѕ░І░Ѕ░Џ░‚░Њ ░ї░ѕ░І░µ░Ђ░…░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░»░ѕ░‚░Ѕ░°, ░° ░‚░°░є░¶░µ ░І ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░ѕ░І░°░‚░Њ ░Ќ░»░µ░є░‚░Ђ░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░µ ░І ░ґ. ░‘░°░»░°░є░░░Ѕ░ѕ ░’░µ░Ђ░…░Ѕ░µ░Ѓ░°░»░ґ░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѓ░Ћ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Ћ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░‡░µ░Ђ░µ░· ░’░µ░Ђ░…░Ѕ░µ░Ѓ░°░»░ґ░░░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ - ░•░„░░░ј░ѕ░І░° ░љ.░’.