Решение по делу № 2-2548/2023 от 06.04.2023

УИД 19RS0001-02-2020-002339-37         Дело № 2-2548/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан Республика Хакасия 18 мая 2023 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего             Ю.В. Шипанова,

при секретаре             Е.С. Конгаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием видео-конференц-связи, гражданское дело по исковому заявлению Панова Владимира Владимировича к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Хакасия, Управлению Министерства внутренних дел по г. Абакану, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Хакасия, Федеральной службы исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Федеральному казённого учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия о взыскании компенсации морального вреда вреда, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

с участием истца Панова В.В., представителей ответчиков Кокухиной И.С., Новиковой И.В.,

УСТАНОВИЛ:

Панов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий, взыскании компенсации, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, приговором Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ он признан виновным в совершении преступления, ему назначено наказание в виде лишения свободы. Определением Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ приговор оставлен без изменения. Панов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий, взыскании компенсации, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, приговором Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ он признан виновным в совершении преступления, ему назначено наказание в виде лишения свободы. Определением Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ указанный приговор оставлен без изменения. За весь период содержания под стражей его (Панова В.В.) около 40-50 раз доставляли в суд, где он был помещён в невыносимые условия и подвергнут бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Судебные заседания проходили 1-2 раза в неделю, и в эти дни, если судебное заседание выпадало на первую половину дня, он был лишен возможности позавтракать, так как выводился из камеры до раздачи пищи. За весь период содержания под стражей, таких утренних судебных процессов было около 25-30. Доставка в суд осуществлялась на специальном автомобиле, в котором он помещался в железный ящик без окон с одним закрывающимся выходом, где находился по 30-40 минут, иногда до 2 часов утром, а вечером от 1 часа до 1 часа 30 минут, иногда до 2 часов из-за соблюдения очередности. Естественной вентиляции в автомобиле было недостаточно для комфортного нахождения в нем. Зимой в автомобиле было холодно, а летом жарко, отопление и вентиляция работали неэффективно, кроме того в автомобиле было очень грязно. Камеры в судах находились в полуподвальных помещениях с одним выходом без вентиляции, без окон, без туалета и воды, были переполнены, на 4-5 кв.м, 8-9 кв.м содержалось 6-8 человек. Находясь в камере, он не получал питание. Камеры были оборудованы лишь маленькой скамейкой. В зале суда он (Панов В.В.) и другие подсудимые (его подельники) находились в одной металлической клетке, в которой было тесно, что затрудняло фиксировать ход судебного разбирательства. Кроме того, в этой же клетке помимо подсудимых находилось 2 - 3 сотрудника конвоя. Таким образом, в клетке находилось до 7-8 человек. При этом, несколько судебных заседаний в зале суда в клетке он содержался в наручниках. Клетка в зале суда была оборудована лишь скамейкой, стола в клетке не было. В суде отсутствовала конфиденциальность, поскольку его разговоры с адвокатом проходили в присутствии сотрудников конвоя, также он не мог общаться со своими родственниками. На основании вышеизложенного, указывал, что в результате ненадлежащего содержания ему причинены нравственные и моральные страдания. Просит признать за ним право на возмещение вреда и взыскать в свою пользу денежную компенсацию в размере 300000 руб.

В ходе рассмотрения дела истцом требования были уточнены в части размера компенсации. Просит взыскать денежную компенсацию в размере 500000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ истец увеличил требования, дополнив свои доводы, в том числе к указанным им так же в качестве соответчиков Федеральному казённого учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, тем, что в течение двух с половиной лет он содержался под стражей в СИЗО г. Абакана. Перед конвоированием на следственные действия и в суд он из камеры помещался в бокс-камеру на сборном отделении. Данные камеры были не более 15 кв.м. в СИЗО-2 и не более 10 кв.м. в СИЗО-1. В бокс - камерах отсутствовала вентиляция и освещение, воздух был спертый и задымленный, дышать было очень тяжело, отсутствовали туалет и раковина с водой. Доступ к естественным потребностям был ограничен. В таких камерах содержалось по 6-7 человек и больше. В камерах имелись только скамейки. В дни конвоирования на следственные действия и в суд он был лишен положенных часовых упражнений на свежем воздухе и прогулок. Кроме того, он был лишен возможности посетить баню в банные дни, и умыться. Дополнительное время для указанных процедур ему не предоставлялось. В конвойных помещениях суда он находился в стесненных условиях, без вентиляции и доступа кислорода, в камерах отсутствовали туалет и доступ к питьевой воде. В камерах суда воздух был задымленный курильщиками. В клетке в зале суда он находился в стесненных условиях, поэтому он не мог фиксировать ход судебного разбирательства. Кроме того, он находился в наручниках пристегнутых к клетке. При конвоировании в суд его помещали в наручниках в спец. автомобиль, в котором он содержался в стесненных условиях, ремни безопасности не использовались, вентиляция и освещение отсутствовали, от собаки, которая находилась в автомобиле, пахло псиной. Кроме того, в автомобиле находились четыре сотрудника конвоя. Считает, что данными перечисленными действиями, унижающими его как личность, ему причинен моральный вред, который подлежит возмещению размере 300000 руб.

Определениями судов к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), Министерство внутренних дел по Республике Хакасия (МВД по Республике Хакасия), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Абакану (далее - УМВД России по г. Абакану), Управление Судебного департамента в Республике Хакасия, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия (далее - УФСИН России по Республике Хакасия), в качестве третьих лиц Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ), Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РХ).

Определениями судов из числа третьих лиц были исключены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РХ.

Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ суд перешёл к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец Панов В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему. Указал, что в заявленную им сумму в размере 300000 рублей входит как компенсация морального вреда так и компенсация за нарушение условий содержания, просил это учитывать при рассмотрении иска.

Представитель ответчиков МВД России, МВД по Республике Хакасия, УМВД России по г. Абакану Новикова И.В., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения требований по доводам изложенным в отзывы на исковое заявление.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Хакасия Кокухина И.С., действующая на основании доверенности, указала на незаконность и необоснованность заявленных истцом требований ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Просила в удовлетворении требований отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Представители Судебного департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Управления Судебного департамента в Республике Хакасия предоставили в суд отзывы, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Согласно отзывам, просили отказать в удовлетворении требований.

Представители Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия, Министерства финансов Российской Федерации направили в суд письменные возражения, в которых указали на незаконность и необоснованность заявленных истцом требований.

Принимая во внимание, что явка в суд является правом, а не обязанностью сторон, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст.ст. 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Анализируя положения ст.ст. 151, 1069, 1099, 1100 ГК РФ, а также разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суд приходит к выводу, что в предмет доказывания для решения вопроса о наличии оснований для возмещения морального вреда входит совокупность элементов гражданской ответственности: 1) наступление вреда, 2) противоправное поведение причинителя вреда, 3) причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями; 4) вина причинителя вреда.

Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

В силу ст. 227.1 Кодекса административного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ч.1ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Истцом оспариваются условия содержания в период с января 2016 до июня 2018.

С настоящим иском Панов В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Панов В.В. предоставил суду сведения об обращении по данным основаниям в Абаканский городской суд Республики Хакасия в 2019 году (иск был возвращен), а так же в Европейский суд по правам человека (получен отказ в рассмотрении).

Учитывая указанные обстоятельства Панов В.В. суд считает, что Пановым В.В. не пропущен срок на обращение в суд с данным иском.

Как установлено в судебном заседании ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ является правопреемником ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РХ, в связи с чем все заявленные требования к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РХ рассматриваются в отношении надлежащего ответчика - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Абаканского городского суда Панову В.В. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Вступившим в законную силу приговором Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Панов В.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, и ему назначено наказание в виде 9 лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Зачтено в срок отбывания наказания время содержания Панова В.В. под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ приговор Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без изменения.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец содержался в ФКУ «СИЗО-2 УФСИН России по РХ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по РХ». ДД.ММ.ГГГГ убыл через <адрес> для дальнейшего отбывания наказания.

Как видно из материалов настоящего дела, а также материалов уголовного дела исследованных судом, в указанный период Панов В.В. доставлялся в Абаканский городской суд 62 раза.

Как указывает истец в исковом заявлении, судебные заседания по уголовному делу проходили 1-2 раза в неделю. В дни назначенных судебных заседаний он доставлялся в Абаканский городской суд, где помещался в камеры расположенные в подвальном помещении, в невыносимые условия, подвергаясь бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, в которых отсутствовала вентиляция, окна, туалет и вода, воздух был задымлен курильщиками. Кроме того указал, что камеры в суде не были оборудованы мебелью, имелась лишь одна скамья, были переполнены, питание он не получал.

В исковом заявлении Панов В.В. также приводит доводы о том, что в зале судебного заседания он находился в металлической клетке вместе с другими подозреваемыми и сотрудниками конвоя, в стесненных условиях, не имея возможности фиксировать ход судебного заседания. Кроме того, клетка в зале судебного заседания была оборудована только скамейкой, отсутствовала конфиденциальность.

Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых заключенных под стражу регулируются ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ, и конкретизирован в «Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ст. 4 ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

Действия положений Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в том числе ст. 23, регулирующей вопросы материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых не распространяется на временное пребывание подсудимых в конвойных и других помещениях судов.

Содержание лиц, находящихся под стражей, в зданиях (помещениях) федеральных судов общей юрисдикции действующим законодательством не предусмотрено. Помещения предназначенные для содержания подозреваемых и обвиняемых являются частью зданий федеральных судов и предназначены для временного пребывания лиц, содержащихся под стражей, в период ожидания судебного заседания. Следовательно, действия положений приведенного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ, в том числе статьи 23 регулирующей вопросы материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых, подсудимых не распространяется на временное пребывание лиц, содержащихся под стражей, в конвойных и других помещениях судов.

В настоящее время нормативного правового акта, регулирующего порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в судах, не имеется.

Нормативным документом для обустройства всех помещений судов, в том числе камеры временного содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в районных судах являлся Свод правил, который действовал на момент строительства, реконструкции здания.

Абаканский городской суд размещается в здании по адресу: <адрес> с 1982 года и на момент проведения его реконструкции в 2010 году нормативным документом для его обустройства являлся Свод правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции», утвержденный Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от ДД.ММ.ГГГГ , введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ и утративший силу в связи с изданием Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Свод Правил 2000), а также изданным во исполнение данного акта Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ «О введении в действие Временных норм обеспечения материально-техническими средствами судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, форм отчетов-заявок» от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно пунктам 5.35, 5.36 раздела 5 Свода правил 2000 группа помещений для подсудимых и конвоя включает: камеры для подсудимых, помещения для конвоя и санитарный узел. Эту группу помещений следует размещать таким образом, чтобы она имела непосредственную связь со служебным входом в здание. Допускается размещение группы помещений для подсудимых в подвальном этаже здания.

Камеры для подсудимых предусматриваются из расчета 3 камеры на каждый зал судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел. Площадь каждой камеры – 4 кв.м. По заданию на проектирование число камер может быть увеличено для обеспечения раздельного размещения мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних, а также изолированного содержания лиц, которым запрещено общение между собой.

Санузлы для конвоя при помещениях для подсудимых, при помещениях для охраны здания и при совещательных комнатах оборудуются одним унитазом и одним умывальником (п. 5.45 Свода правил 2000).

В силу п. 7.2 Свода правил 2000 проектировать камеры для подсудимых допускается без естественного освещения.

На основании п. 8.7 Свода правил 2000 в камерах для подсудимых следует предусматривать специальные камерные двери со смотровыми окошками. В камерах также следует предусматривать: полы бетонные толщиной не менее 20 см; размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верхней части стен или на потолке; размещение выключателей для источников света в коридоре возле камеры или в комнате конвоя; оборудование окон и дверей звуковой и световой сигнализацией на открывание.

Указанный Свод правил распространялся на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции. При этом в соответствии с п. 1.1 Свода правил 2000 для реконструируемых зданий настоящий Свод следовало использовать по возможности.

В соответствии с приложением № 1 к Приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, форм отчетов-заявок» от ДД.ММ.ГГГГ , по временной норме обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции, камеры для подсудимых оборудуются только скамьями.

Из схемы цокольного этажа здания Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, разработанной ГУП РХ «Управление технической инвентаризации», и представленных фотографий конвойных помещений суда усматривается, что помещения для временного содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых имеют площадь не менее 4,5 кв.м. В здании имелась и имеется предусмотренная проектом принудительная приточно-вытяжная вентиляция в технически работоспособном состоянии с оттоком и притоком воздуха, необходимым для данного типа помещений, которая ежемесячно проходит техническое обслуживание специализированной организацией. Рядом с камерами для кратковременного содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых имеется два санузла, которые оснащены раковиной для умывания с подведением горячей и холодной воды, санитарным оборудованием, принудительной приточно-вытяжной вентиляцией.

В соответствии с актом обследования помещений для временного содержания подсудимых (подозреваемых, обвиняемых) и условий содержания в Абаканском городском суде, составленным комиссией в составе инспектора по ОП ГООКиС ООООП МВД по РХ, заместителя начальника ОКС, ЭЗ и УН УСД в РХ, заместителя председателя ОНК в РХ, уполномоченного по правам человека в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования, Абаканским городским судом Республики Хакасия обеспечена комфортная среда для размещения подсудимых (подозреваемых, обвиняемых) в помещениях для временного содержания (далее – помещения). Помещения состоят из 9 камер, норма жилой площади соблюдается и составляет 6,07 кв.м. на одного человека. Содержание подсудимых в помещениях не по санитарной норме площади на человека исключено, в том числе исключено содержание совместно курящих и некурящих, имеются отдельные камеры для курящих подсудимых, расположенные отдельно от камер, где содержатся некурящие подсудимые. С учетом расположения камер и системы приточно-вытяжной вентиляции исключено попадание дыма от сигарет в камеры, где содержатся некурящие подсудимые. Камеры оборудованы скамейками, урной для мусора, светильниками дневного освещения закрытого типа; приточно-вытяжной вентиляцией; пожарно-охранной вентиляцией, также имеются стационарная бактерицидная лампа и переносная бактерицидная лампа. Скамейки смонтированы с достаточным уровнем удобства, в том числе и для подготовки к судебному заседанию. Приточно-вытяжная вентиляция исправна. Комиссией проверены светильники, установлено, что освещение обеспечивает комфортное чтение черно-белых и цветных текстов, в том числе и с глянцевых поверхностей; освещение разработано с учетом комфортного чтения также подсудимых с нарушенным зрением. Имеется два отдельных помещения с санитарным узлом, оборудованных с соблюдением необходимых требований приватности, имеются двери с запирающими устройствами; в санитарном узле установлен унитаз, раковина, кран с водой (холодной, горячей). В санитарных узлах имеется приточно-вытяжная вентиляция, держатель с туалетной бумагой. Взятые в совокупности условия содержания подсудимых в помещениях для временного содержания полностью соответствуют требуемому условию уважения к человеческому достоинству лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, установленные требования относительно размера конвойных помещений, оборудования их мебелью (скамьями), источником света, питьевой водой, наличие санузла в полной мере соблюдались.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр был утвержден «СП 152.133 Свод правил. Здания федеральных судов. Правила проектирования» (далее - Свод правил 2018). Свод правил был введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положениям Свода правил, для размещения подсудимых в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел должны были предусматриваться защитные кабины. Возможность установки защитных кабин должна была обеспечиваться несущей способностью пола зала судебных заседаний.

Согласно Приложению «И» Свода правил, в залах для слушания уголовных дел место для размещения лиц, содержащихся под стражей, должно было огораживаться с четырех сторон на высоту не менее 2,2 м, формируя таким образом кабину. Примыкание кабины к стене с оконными проемами не допускалось. <адрес> следовало устанавливать в задании на проектирование и принимать из расчета 1,2 кв.м./чел. Скамьи должны были устанавливаться в один или два ряда. Рекомендуемое число мест на скамье - не более 6.

Для изготовления кабины следовало применять модульную сборно-разборную конструкцию, основой которой должен был являться стальной каркас. Стены кабины были выполняться из прочного стекла, устойчивого к огнестрельному оружию второго защиты (пистолет ТТ) и взлому, а одной из торцевых стен кабины должна была располагаться стеклянная дверь с тем же пределом устойчивости. Дверь должна была оснащаться сувальдного типа, запирающимся только снаружи и задвижкой на внешней поверхности двери с возможностью фиксации в закрытом положении с помощью навесного замка. Кабины были оснащаться скамейками с сиденьями из клееной древесины, которые должны были крепиться к полу и каркасу кабины.

Кабины следовало оснащать устройствами звукоусиления и предусматривать их автономное вентилирование.

Однако, согласно пункту 1.2 Свода правил 2018 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), данные распространялись на проектирование вновь строящихся и реконструируемых федеральных судов.

Поскольку здание, в котором располагается Абаканский городской суд РХ построено и введено в эксплуатацию до принятия указанного свода, то возможность организовать оснащение здания суда в соответствии с требованиями Свода правил 2018 отсутствовала.

Согласно п. 8.3 Свода правил 2000 в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел следует устанавливать металлическую заградительную решетку высотой 220 см, ограждающую с четырех сторон место для размещения подсудимых во время проведения судебных процессов. Ограждаемая решеткой площадь должна обеспечивать размещение от 3 до 20 подсудимых, она устанавливается в задании на проектирование. Заградительная решетка должна иметь дверь размером 200 х 80 см. и перекрытие. Для изготовления заградительной решетки следует применять металлический прут диаметром не менее 14 мм. Допускается выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала.

Таким образом, оборудование залов судебных заседаний Абаканского городского суда РХ для рассмотрения уголовных дел для лиц, содержащихся под стражей, полностью соответствует строительным нормам.

Согласно п.307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ дсп, в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые размещаются за барьером (защитным ограждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании. Конвоиры располагаются с правой и левой стороны от барьера (защитного заграждения) Доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные барьерами (защитными ограждениями) залы судебных заседаний запрещена.

Указанные нормы направлены на обеспечение безопасности в зале судебного заседания, и соответственно не позволяют приближаться слушателям к подсудимым.

Таким образом, каких либо нарушений со стороны Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Управления Судебного департамента в Республике Хакасия, сотрудников УМВД России по г.Абакану по размещению Панова В.В. в помещениях для временного содержания подсудимых (подозреваемых, обвиняемых) в здании Абаканского суда Республики Хакасия, в защитных кабинках в зале судебного заседания здания Абаканского городского суда Республики Хакасия не допущено, следовательно нарушений прав истца не допущено.

Кроме того, судом не установлено, а истцом не представлены доказательства нахождения в ходе судебного заседания в клетке с ним лиц, осуществляющих конвоирование, а также осуществление цензуры, передаваемых в ходе судебного заседания документов, сотрудниками полиции.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Далее, истец в исковом заявлении указывает, что в дни конвоирования в первой половине дня, он был лишен возможности завтракать, так как выводился из камеры до раздачи пищи, также был лишен положенных часовых упражнений на свежем воздухе и прогулок, возможности посетить баню в банные дни, и умыться. Перед конвоированием, из камеры он помещался в бокс-камеру на сборном отделении. Бокс-камера была не более 15 кв.м. в СИЗО-2, и не более 10 кв.м. в СИЗО-1, в которых содержались по 6 человек и более. В камерах отсутствовали вентиляция, освещение, туалет и раковина с водой, воздух был задымлен курильщиками. Камеры были оснащены только скамейками.

В силу ст.17, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.

Согласно п. 42 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утв. Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

В силу п. 152 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.

В соответствии с п.44 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», утв. Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 161 данных правил подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам норм питания и материально-бытового обеспечения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, а также лиц, задержанных за административные правонарушения», Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» утверждены нормы питания и материального обеспечения осужденных к лишению свободы, а так же подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии с п. 130 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N 696, при конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением УИС, расположенным на маршруте конвоирования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Панов В.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (содержался в СИЗО-2), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (содержался в СИЗО-1) неоднократно этапировался в Абаканский городской суд для участия в судебных заседаниях в связи с рассмотрением уголовного дела.

Представителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ предоставлена справка о передвижении Панова В.В. в указанный им период.

Согласно распорядку дня в СИЗО завтрак происходит с 06 часов 30 минут до 07 часов 30 минут, обед с 12 часов 00 минут до 13 часов 30 минут, ужин с 18 часов 00 минут до 19 часов 20 минут.

Согласно справке начальника ОКБИиХО ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Хакасия Лысенко Д.А. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (содержался в СИЗО-2), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (содержался в СИЗО-1) питание Панова В.В. осуществлялось по минимальной норме питания 2М (подозреваемый мужчина), согласно раскладке продуктов питания, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ питание Панова В.В. осуществлялось по минимальной норме питания 1М (осужденный мужчина), согласно раскладке продуктов питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний и федеральной службы безопасности РФ, на мирное время».

Из представленных котловых ордеров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанный период производилась закладка продуктов в котел по количеству лиц содержащихся в СИЗО, в том числе на Панова В.В.

Согласно пояснениям представителей ответчиков, ведомости выдачи питания лицам не предусмотрены, питание выдается дежурным по камере по количеству лиц, содержащихся в камере, в том числе временно не находящихся в камере и дожидается их возвращения. Сухой паек лицу убывающему из СИЗО менее чем на шесть часов не выдается.

Также, согласно пояснениям представителя ответчиков, вывод из камер для перевозки лиц в суд осуществляется за 15 минут до отправки

Согласно справке о передвижении самое раннее убытие Панова В.В. из СИЗО произошло в 8 часов 20 минут, через 50 минут после окончания завтрака.

Маршрут следования конвоя Абаканский городской суд - СИЗО <адрес> краткий по времени.

Длительность нахождения Панова В.В. вне СИЗО в дни конвоирования не превышала 6 часов, кроме ДД.ММ.ГГГГ. В указанный день с 08 часов 30 минут до 17 часов 15 минут Панов В.В. отсутствовал в СИЗО.

В указанный день в период с 11 часов 45 минут до 15 часов 38 минут Абаканским городским судом был оглашен приговор в отношении Панова В.В.. Объем приговора составил 137 страниц. Время оглашения составило менее 4 часов.

В период оглашения приговора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ и УМВД России по <адрес> не могли осуществить обеспечение горячим питанием (обедом) Панова В.В.

Из продовольственной тетради ОРОиКПиО УМВД России по <адрес> следует, ДД.ММ.ГГГГ Панову В.В. был выдан сухой паек (паштет говяжий 95 гр., хлебцы гречневые, ржаные, чай).

Согласно представленным документам исследованным судом, данное обстоятельство имело разовый характер, связано с участием Панова В.В. в судебном заседании при оглашении приговора.

Суд считает необходимым отметить, что Судебный департамент не является стороной, ответственной за обеспечение питанием лиц, участвующих в судебном заседании в соответствии с нормами законодательства.

Согласно сведениям ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ за период содержания в следственном изоляторе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от Панова В.В. жалобы по не обеспечению питанием не поступали. Представлений прокуратуры по жалобам Панова В.В. на отсутствие питания не поступало.

Таким образом, анализируя представленные сторонами доказательства и доводы относительно заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что вышеприведённые доводы Панова В.В. о непредоставлении завтрака ввиду раннего вывода из камеры и ужина при позднем возвращении в следственный изолятор не опровергнуты ответчиком. Пояснения представителя ответчика, относительно обеспечения питанием Панова В.В. по возвращению в СИЗО документально не подтверждаются. Фактическое прибытие либо убытие из здания не свидетельствует о предоставлении питания в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, доводы истца о нарушении его прав на получение питания в дни конвоирования суд находит обоснованными, а требования в данной части о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей подлежащими удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение данных условий содержания истца в сумме 10000 руб.

В соответствии с п. 134 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», утв. Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.

В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.

Согласно п. 45 указанных Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.

Согласно справке начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Панов В.В. с письменными заявлениями к администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ о предоставлении ему дополнительных прогулок не обращался. В соответствии с распорядком дня для подозреваемы, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО санитарная обработка (помывка в душе) производится в субботу, дополнительная санитарная обработка осужденных во вторник. Время проведения санитарной обработки с 09 часов 20 минут до 12 часов 00 минут и с 13 часов 30 минут до 18 часов 00 минут. Санитарная обработка Панова В.В. производилась в соответствии с распорядком дня, а в случае убытия его из СИЗО в субботние дни (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, помывка в душе производилась по прибытию в СИЗО. Дополнительно указано, что в соответствии с нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России, утвержденными приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ во всех камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РХ установлены раковины с холодным и горячим водоснабжением.

Согласно справке заместителя начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ Панов В.В. при убытии из СИЗО выводился из камеры согласно списка убывающих на следственные или иные процессуальные действия непосредственно перед убытием за 15-20 минут до убытия за пределы учреждения. Режимные корпуса и сборное отделение являются одним объектом, в связи с чем время движения от камеры до сборного отделения составляет от 2 до 5 минут. Сопровождение осуществляют не менее двух сотрудников. Подозреваемые, обвиняемые и осужденные размещаются по боксам сборного отделения для соблюдения ст. 33 ФЗ и ст.80 УИК РФ. По мере произведения обыска одной группы подозреваемых, обвиняемых и осужденных, последние по ее окончанию передаются представителям конвойных служб, следующие выводятся из сборного отделения для проведения обыска. В СИЗО-2 имелось 10 боксов временного содержания, СИЗО-1 – 7 боксов временного содержания.

Сборное отделение с санпропускником входит в состав режимной зоны, его проектирование осуществляется в соответствии с СП-247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 245/пр. ред. от ДД.ММ.ГГГГ). В состав сборного отделения, в том числе входят камеры для временного пребывания прибывающих подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Согласно п. 15 Правил внутреннего распорядка на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением.

Таким образом, каких-либо нарушений со стороны сотрудников СИЗО при нахождении Панова В.В. в камерах сборного отделения не допущено, время нахождения в камерах сборного отделения не превышалось.

Кроме того, не нашли своего подтверждения и доводы иска о нарушениях требований Панова В.В. в дни этапирования в части не предоставления часовых упражнений на свежем воздухе и прогулок, возможности посетить баню в банные дни, и умыться.

Также в исковом заявлении истец указывает на нарушение его прав во время доставки в суд на специальном автомобиле. Считает, что в автомобиле его незаконно помещали в железный ящик без окон с одним закрывающимся выходом, в котором он находился от 30 минут до 2 часов утром, и от 1 часа до 2 часов вечером. Естественной вентиляции в автомобиле было недостаточно для нахождения в нем. Зимой в автомобиле было холодно, а летом жарко, отопление и вентиляция работали не эффективно, освещение отсутствовало. Кроме того, в автомобиле было грязно, при перевозке ремни безопасности не использовались, от собаки, которая находилась в автомобиле, пахло псиной.

Частью 4 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» установлено, что конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией. Порядок взаимодействия полиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при конвоировании указанных лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В п. 14 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 0.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» указано, что на полицию возлагаются обязанности: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.

Порядок реализации данной обязанности урегулирован, в частности, Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ дсп, которым утверждено Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с указанным Наставлением (п. п. 207 и 210) на конвоира по охране лиц, содержащихся под стражей, возлагается персональная ответственность за точное и своевременное выполнение поставленной задачи по конвоированию подозреваемых и обвиняемых лиц.

Судом установлено, что Панов В.В. в указанный им период конвоировался УМВД России по г. Абакану на спецавтомобилях.

Спецавтомобили типа «АЗ», используемые в системе МВД России для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, разрабатываются и изготавливаются в соответствии с Правилами стандартизации ПР 7ДД.ММ.ГГГГ-2010: «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Специальные технические требования» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Правилам стандартизации ПР 7ДД.ММ.ГГГГ-2010 в спецавтомобилях ремни безопасности и смотровые окна в общей и в одиночных камерах для перевозки подозреваемых и обвиняемых не предусмотрены. Во всех спецавтомобилях имеются естественные (открытое окно, аварийно-вентиляционные люки, вентиляционные клапаны на крыше в одиночных камерах) и принудительные (вытяжной и приточный вентилятор) вентиляции. Все спецавтомобили оснащены системой отопления.

Пунктом 251 Наставления установлен запрет на использование спецавтомобиля, если он не оборудован в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 321 Наставления для обеспечения надежной охраны подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания при проведении следственных действий на местности, при конвоировании подозреваемых и обвиняемых могут быть использованы служебные собаки.

Из ответа командира ОВОиК пиО УМВД России по <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спецавтомобиль был исправен, так как ежегодно проходит проверку на соответствие требованиям для осуществления конвоирования подозреваемых и обвиняемых, о чем составляется акт проверки. Служебная собака используется для обеспечения надежной охраны подозреваемых и обвиняемых при конвоировании.

Таким образом, довод истца о ненадлежащих условиях в автомобилях для конвоирования, является несостоятельным, так как опровергается материалами дела. Кроме того, суд не нашел нарушения законодательства в том, что при этапировании истца в спецавтомобиле присутствовала служебная собака.

За указанный Пановым В.В. период жалоб о ненадлежащем состоянии автомобилей не поступало.

Относительно доводов истца о нарушении его прав в части помещения его в наручниках в автомобиль при конвоировании, пристегивании наручниками к решетке в автомобиле, а также нахождение в зале суда в наручниках, пристегивании наручниками к решетке в зале суда, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 43 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы допускается только в порядке, на основании и в случаях, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Согласно ст. 30 указанного Закона наручники как специальное средство могут быть применены сотрудником уголовно-исполнительной системы при конвоировании и охране осужденных, когда они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -дсп утверждена Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, согласно которой наручники применяются при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершать побег либо причинить вред окружающим и себе (пункты 44.20, 49.1).

Из ответа командира ОВОиК пиО УМВД России по <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении Панова В.В. применялись специальные средства ограничения подвижности в виде «браслеты ручные» на основании п.6 ч.1 ст. 21 ФЗ «О полиции». Данная мера применялась как при конвоировании в зал судебного заседания, непосредственно и во время проведения судебного заседания, так и при конвоировании в спецавтомобиле. В связи с тем, что Панов В.В. неоднократно предпринимал попытки членовредительства. Согласно информации указанной на личном деле, состоял на профилактическом учете ФКУ СИЗО, как лицо склонное к суициду и членовредительству.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд, приходит к выводу о том, что доказательств правомерности использования специальных средств (наручников) при конвоировании в спецавтомобиле, и при рассмотрении уголовного дела в отношении Панова В.В. в суде, ответчиком не представлено, в ходе рассмотрения настоящего дела судом не добыто.

Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации за данное нарушение условий содержания истца в сумме 10000 руб.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконными действий (бездействия) Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, Управления Министерства внутренних дел по г. Абакану, Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия по обеспечению надлежащих условий содержания Панова В.В. подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно п. 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, с Российской Федерации, в лице главного распорядителя средств федерального бюджета, - Федеральной службы исполнения наказаний России, в пользу Панова В.В. подлежат взысканию компенсация за нарушение условий содержания, определенная судом в размере 10000 руб.

В соответствии с пп. 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, с Российской Федерации, в лице главного распорядителя средств федерального бюджета, - Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пользу Панова В.В. подлежат взысканию компенсация за нарушение условий содержания, определенная судом в размере 10000 руб.

В остальной части исковые требования Панова В.В. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Панова Владимира Владимировича к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Хакасия, Управлению Министерства внутренних дел по г. Абакану, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Хакасия, Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Федеральному казённого учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия о взыскании компенсации морального вреда, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, - удовлетворить частично.

Признать незаконным действия (бездействия) Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия по обеспечению надлежащих условий содержания Панова Владимира Владимировича.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Панова Владимира Владимировича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Признать незаконным действия (бездействия) Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, Управления Министерства внутренних дел по г. Абакану по обеспечению надлежащих условий содержания Панова Владимира Владимировича.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Панова Владимира Владимировича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований в остальной части Панову Владимиру Владимировичу – отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Председательствующий     Ю.В. Шипанов

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья     Ю.В. Шипанов

2-2548/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Панов Владимир Владимирович
Ответчики
УФСИН России по РХ
ФСИН России
УМВД России по г. Абакану
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия
Управление Судебного департамента в Республике Хакасия
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РХ
МВД Российской Федерации
МВД по РХ
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РХ
Судебный Департамент при Верховном суде Российской Федерации
Другие
Конопелько Сергей Сергеевич
Кокухина ирина Сергеевна
Смондырева Наталья Алексеевна
Новикова Ирина Валерьевна
Короткова Виктория Витальевна
Хлывак Яна Викторовна
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Шипанов Юрий Вячеславович
Дело на сайте суда
abakansky.hak.sudrf.ru
06.04.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
10.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2023Подготовка дела (собеседование)
03.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Подготовка дела (собеседование)
18.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее