Дело № 2-3682/2024
44RS0001-01-2024-006901-02
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,
при секретаре Приказчиковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к М.К.А. о запрете эксплуатации опасного производственного объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Костромы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, требования обоснованы тем, что прокуратурой города Костромы на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, в ходе которой установлено, что в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрирован опасный производственный объект - «Сеть газопотребления ООО «Интерстройпроект», III класса опасности, регистрационный номер А17-03725-0001, расположенный по адресу: 1. В соответствии с письмом ООО «Газпром газораспределение Кострома» от <дата> № ИС-15/1834 между вышеуказанным юридическим лицом и М.К.А. заключен договор на техническое обслуживание объекта системы газоснабжения по адресу: 1. Согласно письму ООО «НОВАТЭК - Кострома» от <дата> № между указанной организацией и М.К.А. заключен договор поставки газа. Факт использования опасного производственного объекта (сетей газопотребления) для транспортировки газа в помещение по адресу: 1 подтверждается заключенным договором от <дата> № с ООО «НОВАТЭК - Кострома». Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Используя опасный производственный объект в целях обеспечения газом недвижимого имущества, физическое лицо обязано надлежащим образом оформить отношения с уполномоченной организацией или индивидуальным предпринимателем в целях обеспечения безопасной эксплуатации такого объекта и контроля со стороны уполномоченных государственных органов. Несоблюдение М.К.А. требований действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности не обеспечивает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах, находящихся в его владении, поскольку в отношении граждан контрольные (надзорные) мероприятия в сфере промышленной безопасности не осуществляются. Ненадлежащая эксплуатация сетей газоснабжения может привести к чрезвычайному происшествию (утечка газа, возгорание, взрыв), могущему повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью, неопределенного круга лиц, окружающей среде.
Истец просит запретить М.К.А., проживающему по адресу: 2, эксплуатировать опасный производственный объект - «Сеть газопотребления ООО «Интерстройпроект», III класса опасности, регистрационный номер А17-03725-0001, расположенный по адресу: г1, до получения лицензии или заключения договора с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации производственного объекта.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены АО «Газпром газораспределение Кострома», ООО «Интерстройпроект», ООО «Новатэк-Кострома», ЦУ Ростехнадзор.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик М.К.А. в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении слушания дела или о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представители третьих лиц АО «Газпром газораспределение Кострома», ООО «Интерстройпроект», ООО «Новатэк-Кострома», ЦУ Ростехнадзор в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно преамбуле Федерального закона № 116-ФЗ указанный закон распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 116-ФЗ).
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в законодательством Российской Федерации; допускать к производственном объекте лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе: организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц. отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте и др. (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ).
Таким образом, по смыслу норм Федерального закона №116-ФЗ опасный производственный объект, исходя из его назначения и характеристик, не может эксплуатироваться физическим лицом, не осуществляющим производственную деятельность, а также в отсутствие соответствующей лицензии.
В таком случае, используя опасный производственный объект в целях обеспечения газом недвижимого имущества, физическое лицо обязано надлежащим образом оформить отношения с уполномоченной организацией или индивидуальным предпринимателем в целях обеспечения безопасной эксплуатации такого объекта и контроля со стороны уполномоченных государственных органов.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Проверкой установлено, что в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрирован опасный производственный объект - «Сеть газопотребления ООО «Интерстройпроект», III класса опасности, регистрационный номер А17-03725-0001, расположенный по адресу: 1.
Из выписки ЕГРН от <дата> следует, что М.К.А. <дата> года рождения, на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, в том числе земельный участок и нежилое здание, расположенное по адресу 1.
В соответствии с письмом ООО «Газпром газораспределение Кострома» от <дата> № ИС-15/1834 между вышеуказанным юридическим лицом и М.К.А. заключен договор на техническое обслуживание объекта системы газоснабжения по адресу: 1.
Согласно письму ООО «НОВАТЭК - Кострома» от <дата> № между указанной организацией и М.К.А. заключен договор поставки газа. Факт использования опасного производственного объекта (сетей газопотребления) для транспортировки газа в помещение по адресу: 1 подтверждается заключенным договором от <дата> № с ООО «НОВАТЭК - Кострома».
Судом установлено, и ответчиком не оспорено, что лицензия по эксплуатации опасного производственного объекта III класса опасности на объект «Сеть газопротребления ООО «Интерстройпроект», расположенного по адресу: 1, ответчиком не оформлена.
При изложенных обстоятельствах дальнейшая эксплуатация спорного объекта ответчиком без получения соответствующей лицензии или заключения договора с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта будет противоречить приведенным положениям Федерального закона № 116-ФЗ.
Учитывая, что эксплуатация опасных производственных объектов без получения соответствующей лицензии создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить М.К.А., эксплуатировать опасный производственный объект – «Сеть газопотребления ООО «Интерстройпроект», III класса опасности, регистрационный номер А17-03725-0001, расположенный по адресу: 1, до получения лицензии или заключения договора с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта.
Разъяснить ответчику, что он вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Мотивированное решение изготовлено <дата>.