Дело № 33- 3579 Судья Волошкин О.А. 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2019 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.
судей Харитоновой В.А., Кондратьевой А.В.
при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Харитоновой В.А.
дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Лихославльского районного суда Тверской области от 13 марта 2019 года, которым постановлено:
«Иск Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить частично.
Возложить на МУП «ЖКХ-Престиж» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить направление заявки о постановке на государственный учёт в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
- при осуществлении деятельности по обращению с отходами, перед началом этой деятельности:
· разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и в соответствии с утверждённым Порядком обратиться в уполномоченный орган по вопросу утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
· не допускать осуществления деятельности по обращению с отходами в отсутствие утверждённых в установленном порядке нормативов образовании отходов и лимитов на их размещение,
· определить класс опасности для отходов, образующихся в процессе производственной деятельности, составить паспорта на отходы, образующиеся в ходе производственной деятельности предприятия;
· провести учёт в области обращения с отходами в установленном порядке учёта в области обращения с отходами,
· не допускать к деятельности, связанной со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I - IV классов опасности лиц, не имеющих документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности;
· подготовить документы и получить государственное разрешение (лицензию) на право пользования недрами по добыче подземных вод;
· провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
· обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с заявкой о предоставлении водного объекта - ручья без названия в поселке Калашниково Лихославльского района в пользование с целью сброса сточных вод;
· обратиться в территориальный отдел Федерального агентства водных ресурсов по Тверской области с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - ручей без названия в поселке городского типа Калашниково Лихославльского района Тверской области;
· не допускать сброс сточных вод, образующихся в процессе деятельности МУП «ЖКХ-Престиж», в водный объект - ручей без названия в поселке Калашниково Лихославльского района Тверской области в отсутствие права пользования водным объектом (решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод), утверждённых нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, с превышением нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ).
В удовлетворении остальной части заявленных требований, в том числе в удовлетворении заявленных требований к администрации городского поселения - пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области, отказать».
Судебная коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обратилось в суд с иском к МУП «ЖКХ-Престиж» об устранении нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований, с учётом уточнений, указано, что МУП «ЖКХ-Престиж» эксплуатирует производственную площадку, на которой размещены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами. Таким образом, у ответчика существует обязанность разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; определить класс опасности для отходов, образующихся в процессе производственной деятельности, составить паспорта на отходы, образующиеся в ходе производственной деятельности организации; провести учет в области обращения с отходами, в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
До настоящего времени эти обязанности не исполнены.
В соответствии со ст. 19 Закона Федерального закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Такой Порядок утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года № 183. Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.
Постановлением Правительства от 16 мая 2016 года № 422 утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352 утверждён Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.
Таким образом, с учетом указанных требований законодательства у ответчика существует обязанность обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. До настоящего времени эта обязанность не исполнена, что подтверждается материалами проверки и иными представленными доказательствами. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.
Истец просил суд возложить на МУП «ЖКХ-Престиж» обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает несогласие Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, в этой части истец просит о принятии нового решения, которым просит удовлетворить также следующие исковые требования:
1. подготовить документы и получить государственное разрешение (лицензию) на право пользования недрами по добыче подземных вод. При неполучении лицензии в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу срок прекратить деятельность по добычи подземных вод за счет эксплуатации всех скважин в поселке городского типа Калашниково Лихославльского района Тверской области;
2. по истечении двухмесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу не допускать сброс сточных вод в водный объект - ручей без названия в поселке Калашниково Лихославльского района Тверской области в отсутствие права пользования водным объектом (решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод), утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, с превышением нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов;
3. Администрации городского поселения - пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области организовать надлежащее водоснабжение и водоотведение в пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области.
По мнению истца, дальнейшее использование источников водоснабжения МУП «ЖКХ-Престиж» без лицензии, создает угрозу безопасности людей, увеличивает риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения, не позволяет осуществлять контроль за объемом добытого ресурса, что может привести к понижению допустимого уровня подземных вод, к изменению качества подземных вод и иным последствиям. В процессе незаконной добычи подземных вод причиняется вред недрам.
Истец указывает о том, что при неполучении лицензии в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу следует прекратить деятельность по добыче подземных вод за счет эксплуатации всех скважин в поселке городского типа Калашниково Лихославльского района Тверской области, лицензию получить ответчику необходимо.
Пользование водным объектом без правоустанавливающих документов означает незаконное осуществление действий, в частности, по сбросу сточных вод без оформления соответствующего разрешения.
Сброс сточных вод, производимый МУП «ЖКХ-Престиж» в водный объект без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, наносит вред водному объекту и его деградации, ущерб водным биоресурсам.
Истец полагает, что решение суда в части запрета на осуществление сброса сточных вод, образующихся только в процессе деятельности МУП «ЖКХ-Престиж» является не законным, решение в данной части не обосновано. Администрация городского поселения - пос. Калашникове Лихославльского района организовала ненадлежащее водоотведение (незаконный сброс сточных вод в водный объект) и водоснабжение (незаконная добыча подземных вод).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель МУП «ЖКХ-Престиж» выразил несогласие с поданной апелляционной жалобой.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) или оставления заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя, в том числе, и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» исходит из того, что споры, возникающие в данной сфере, разрешаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подведомственности, установленными процессуальным законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (часть 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает подведомственность арбитражному суду экономических споров и других дел, связанных с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предпринимательской и иной экономической деятельности и возникших из гражданских правоотношений.
Согласно разъяснению, данному в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», порядок судопроизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных судах в Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
При принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, если требование связано с причинением вреда окружающей среде юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими видов хозяйственной деятельности, в том числе, перечисленных в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», вытекают из экономических отношений данных субъектов, указанные требования в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Если вред окружающей среде причинен перечисленными субъектами не в связи с осуществлением хозяйственной деятельности, то требования о его возмещении подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
В рассматриваемом случае заявленные Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области требования о принятии мер по предотвращению причинения ущерба природной среде вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, связаны с осуществлением МУП «ЖКХ-Престиж» основного вида его хозяйственной деятельности. При изложенном выше, основание возникновения спора (причинение вреда природе в процессе осуществления ответчиком экономической/хозяйственной деятельности) и субъектный состав его участников, исключает подведомственность настоящего спора суду общей юрисдикции.
Статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласила обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты.
Праву на судебную защиту и его необходимой составляющей - праву на законный суд, как они определены статьями Конституции Российской Федерации, корреспондирует провозглашенное Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6) и Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14) право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Разрешение дела с нарушением правил подведомственности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах решение Лихославльского районного суда Тверской области от 13 марта 2019 года подлежит отмене, а производство по гражданскому делу по иску Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к МУП «ЖКХ-Престиж», Администрации городского поселения - пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области об устранении нарушений законодательства, возложении обязанностей – прекращению на основании абзаца 2 ст. 220 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Лихославльского районного суда Тверской области от 13 марта 2019 года отменить.
Производство по гражданскому делу по иску Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к МУП «ЖКХ-Престиж», Администрации городского поселения - пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области об устранении нарушений законодательства, возложении обязанностей – прекратить.
Разъяснить Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области право на обращение с заявленными исковыми требованиями в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий Л.Г. Буланкина
Судьи: А.В. Кондратьева
В.А. Харитонова