Дело № 2а-1606/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 27 июня 2018 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гладских Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой И.А.,
административного истца – Копылова С.Н.,
представителя административного истца Копылова С.Н. на основании ст. 54 КАС РФ Мищенко К.А.,
представителя административного ответчика – администрации г. Ставрополя по доверенности Шафоростова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Копылова Станислава Николаевича к администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Копылов С.Н. обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Копылов С.Н. обратился в адрес администрации г. Ставрополя с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга, планируемого ДД.ММ.ГГГГ, с 14-00 часов до 16-00 часов, по адресу <адрес>, памятник, посвященный красноармейцам, освободившим г. Ставрополь в период гражданской войны.
ДД.ММ.ГГГГ Копыловым С.Н. получен ответ на вышеуказанное уведомление за подписью заместителя администрации г. Ставрополя за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым административному истцу предложено перенести дату проведения публичного мероприятия на более поздний срок, для чего подать новое уведомление с указанием другой даты.
Полагая указанный отказ незаконным и необоснованным, противоречащим положениям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в том числе и по тем основаниям, что административным ответчиком не был предложен альтернативный вариант проведения публичного мероприятия, административный истец Копылов С.Н. просит суд признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия, изложенный в письме за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность согласовать место и время проведения публичного мероприятия в соответствии с уведомлением о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец Копылов С.Н., представитель административного истца Мищенко К.А. поддержали требования административного искового заявления, просили суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации г. Ставрополя по доверенности Шафоростов Д.Ю. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, полагая их необоснованными.
Выслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
При рассмотрении дела судом установлено, что административным истцом Копыловым Н.С., являющимся организатором публичного мероприятия, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 43 минуты в адрес администрации г. Ставрополя подано уведомление о проведении публичного мероприятия – митинга. Дата, время и место проведения публичного мероприятия: ДД.ММ.ГГГГ, с 14-00 часов до 16-00 часов, <адрес>, памятник, посвященный красноармейцам, освободившим Ставрополь в период гражданской войны. Цель публичного мероприятия – митинг против повышения цен на топливо и повышения пенсионного возраста. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия - 300 человек.
Письмом заместителя главы администрации города Ставрополя за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Копылову С.Н., предложено изменить время проведения публичного мероприятия. Как следует из оспариваемого ответа, предложение обусловлено проведением в данное время и данном месте иного публичного мероприятия, согласованного на основании ранее поданного уведомления.
Из представленного стороной административного ответчика копии уведомления о проведении публичного мероприятия установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут в адрес администрации г. Ставрополя поступило уведомление Кислого И.В. о проведении публичного мероприятия – пикетирование. Дата, время и место проведения публичного мероприятия: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с 10-00 часов до 18-00 часов. Место проведения мероприятия – <адрес>. Цель публичного мероприятия – привлечение внимание общественности к волонтерским движениям в России. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия - до 50 человек.
Письмом заместителя главы администрации города Ставрополя за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Кислому И.В. согласовано проведение указанных публичных мероприятий.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон), статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 484-О-П от 02.04.2009 указано, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий как "мотивированное предложение" и "согласование" не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу местного самоуправления при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.
Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 Федерального закона, в силу пункта 2 части 1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона Ставропольского края № 115-кз от 20.12.2012 года «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Ставропольского края» (далее по тексту Краевой закон), Постановлением Правительства Ставропольского края от 26.12.2012 года № 510-П часть территории площади Крепостной горы в г. Ставрополе отнесена к специально отведенным местам для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (предельно допустимая численность участников собраний не более 100 человек).
При этом, исходя из приведенных в статье 2 Федерального закона № 54-ФЗ понятий форм публичного мероприятия, а также фактических обстоятельств дела, заявленные Кислым И.В. и Копыловым С.Н. публичные мероприятия требовали обязательного предварительного согласования места и времени их проведения.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Краевого закона № 115-кз от 20.12.2012 года в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений и (или) информаций о проведении публичных мероприятий в специально отведенном месте в одно и то же время очередность использования специально отведенного места определяется исходя из времени получения уведомлений и (или) информаций уполномоченным органом местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, Правительством Ставропольского края или уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края соответственно. В одном специально отведенном месте в одно время не может проводиться более одного публичного мероприятия.
В случае совпадения даты и времени проведения заявленных публичных мероприятий уполномоченный орган местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, Правительство Ставропольского края или уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края доводит до сведения организатора публичного мероприятия, уведомление (информация) от которого получено (получена) в более поздний срок, в течение трех рабочих дней со дня его (ее) получения (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Отказывая в удовлетворенные заявленных исковых требований суд исходит из того, что оспариваемое административным истцом письмо заместителя главы администрации города Ставрополя за исх. № 01/4-11-609 от 20.06.2018 года, не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона организатору публичного мероприятия с целью сохранения публичных интересов предложена возможность изменения времени проведения публичного мероприятия, по причине проведения в указанном месте и времени иного ранее согласованного публичного мероприятия, что также согласуется с положениями ч. 6 ст. 5 Краевого закона № 115-кз от 20.12.2012 года
При этом суд учитывает, что цели ранее согласованного администрацией г. Ставрополя публичного мероприятия не совпадают с целями публичного мероприятия, планируемого административным истцом. Одновременное проведение в одном месте публичных мероприятий с различными целями и массовым количеством участников может повлечь за собой возникновение конфликтных ситуаций, создать угрозу общественному порядку и безопасности граждан, не будет способствовать достижению целей каждого из заявленных мероприятий.
Уведомление административного истца рассмотрено уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, решение принято в установленные сроки, содержит правовые обоснования необходимости изменения времени планируемого публичного мероприятия.
Отклоняя доводы административного истца о том, что орган местного самоуправления был обязан предложить организатору публичного мероприятия иное альтернативное время и место для проведения запланированного публичного мероприятия, суд исходит из того, что положения ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ не возлагают соответствующей обязанности на орган местного самоуправления при рассмотрении уведомления организатора публичного мероприятия.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в судебном заседании не были установлены незаконность оспариваемого решения органа местного самоуправления и нарушение прав административного истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Копылова Станислава Николаевича к администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия (митинга), возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 27.06.2018 года в 18 часов 30 минут.
Судья: подпись Гладских Е.В.