Дело № 2a-356/2022
УИД 60RS0012-01-2022-000997-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2022 года г. Невель
Невельский районный суд Псковской области
в составе председательствующего судьи Клименко Н.Ф.,
при секретаре Трубинской В.М.,
с участием заместителя Невельского межрайонного прокурораЖуковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Невельского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации СП «Ивановская волость» Невельского района Псковской области о признании незаконным бездействия, обязаниипоставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Невельский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации СП «Ивановская волость» Невельского района Псковской области (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности на земельный участок площадью ** га, на котором расположено гражданское кладбище, по адресу: <адрес>, и обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на вышеуказанный земельный участок.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией требований земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой установлено, что на территории <адрес>расположено гражданское захоронение. В нарушение требований федерального законодательства земельный участок на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано. Отсутствие определенных границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
В судебном заседаниизаместительНевельского межрайонного прокурораЖукова Н.В.поддержала заявленные требования, просила об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика - Администрации СП «Ивановская волость» представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал о согласии с заявленными требованиями в полном объеме.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в реестре муниципального имущества сельского поселения «Ивановская волость» значится гражданское захоронение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью ** га.
Основанием включения в данный реестр является Закон Псковской области от 04.12.2006 №609-ОЗ «О внесении изменений в Закон Псковской области «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008 годы».
По результатам проведенной Невельской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства вышеуказанный земельный участок, на котором расположено место захоронения, на кадастровый учет не поставлен, право собственности Администрацией поселения не зарегистрировано (л.д. 9-15).
В силу статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст. 15 указанного Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными.
Вышеназванное кладбище в соответствии с приложением №9 к Закону Псковской области от 05.12.2005 №490-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008 годы» передано из муниципальной собственности муниципального образования «Невельский район» в собственность муниципального образования «Ивановская волость».
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с п.3 ст.1 Закона Псковской области от 10.12.2014 №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области закреплен, в том числе, вопрос местного значения – организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Устава муниципального образования «Ивановская волость» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения, закрепленным за сельским поселением.
Согласно ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.
Кладбища должны размещаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.50 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (ред. от 26.06.2021) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно п.1 ст.16 указанного Закона №8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона №8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.8 данного Федерального закона №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.1 ст.130 и п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу, право собственности на них подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п.5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовка межевого плана являются одним из этапов постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
То, что указанный земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет и отсутствие регистрации права собственности на этот земельный участок, может привести к обезличиванию территории кладбищ, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Кроме того, отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными земельными участками земель, и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Администрация сельского поселения «Ивановская волость» в силу требований закона обязана поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено кладбище.При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что установленный судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав.
Срок, о котором просит прокурор, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения возложенных обязанностей.
Согласно пп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация сельского поселения «Ивановская волость», являясь органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ** ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.09.2022░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░