АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 07.10.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Подкорытовой Н.П., судей Хайровой Г.С. и Шиховой Ю.В., при помощнике судьи Васильевой А.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-886/2022 по иску прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга в интересах Гвоздикова Константина Юрьевича к Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга 17.06.2022.
Заслушав доклад судьи Шиховой Ю.В., объяснения представителя истца прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., представителя ответчика Курбатовой А.А., судебная коллегия
установила:
решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга 17.06.2022 постановлено, признать незаконным бездействие Администрации города Екатеринбурга в части проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) по <адрес>, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Возложить на Администрацию города Екатеринбурга обязанность провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) по <адрес>, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В удовлетворении требований о возложении обязанности по организации установки пандуса и поручней от входной группы на ... этаж до жилого помещения <№> в многоквартирном доме по <адрес> - отказать.
С таким решением не согласился ответчик, просит решение суда первой инстанции отменить, постановить по делу новое решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе ответчик настаивает, что обязанность по составлению акта экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида, законом возложена на органы власти субъекта, то есть на Министерство социальной политики Свердловской области, которое должно создавать рабочую группу и составлять указанный акт.
В жалобе ответчик в подтверждение своей позиции приводит нормативное обоснование и судебную практику.
В дополнении к апелляционной жалобе указывает, что при разрешении спора суд вышел за пределы заявленных исковых требований, а также не установил срок для исполнения судебного акта.
В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на доводах жалобы и дополнениях к ней, представитель истца поддержал возражения на жалобу.
Истец Гвоздиков К.Ю., третьи лица ООО УК «Шарташская», Министерство социальной политики Свердловской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили.
С учетом изложенного, поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда отвечает указанным требованиям.
Судом совокупностью доказательств по делу установлено, что Гвоздиков К.Ю. проживает в квартире <№> по адресу: <адрес>.
Из акта <№> от <дата> следует, что муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, в составе рабочей группы произвела обследование общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживет инвалид Гвоздиков К.Ю., на соответствие требованиям из числа требований, предусмотренных разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <№>. Согласно данному акту Гвоздиков К.Ю. имеет стойкие расстройства двигательной функции, передвигается с помощью кресла-коляски.
По результатам проведенного обследования комиссия пришла к следующим выводам:
имеется необходимость приспособления обследуемого общего имущества в многоквартирном доме и обеспечения условий их доступности для инвалида в связи с несоответствием вышеуказанных параметров;
отсутствует техническая возможность для приспособления общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида без изменения существующих несущих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта по причине конструктивных особенностей многоквартирного дома (разноуровневые площадки и лестничные марши) и невозможности изменения параметров помещений (тамбура-шлюза, оборудования пандусов от входной группы на 1 этаж.)
Комиссией принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида; о направлении настоящего акта в уполномоченный орган, обеспечивающий ее проведение - Министерство социальной политики Свердловской области.
Министерство социальной политики Свердловской области от проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, отказалось, ссылаясь на то, что ими непосредственно не проводится такая проверка, в полномочия Министерства входит организация и координирование ее проведения.
Разрешая заявленный спор, возлагая на Администрацию города Екатеринбурга приведенные выше обязанности, суд первой инстанции верно исходил из того, что на Министерство социальной политики Свердловской области возложена обязанность по обеспечению проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, а не ее непосредственное проведение, поскольку Министерство является лишь координатором мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей.
Указанные выводы суда первой инстанции основаны на законе.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции). Каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (ч.ч. 1, 2 ст. 40).
В соответствии с п «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере социальной защиты инвалидов, регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).
К числу таких гарантий в сфере жилищных правоотношений относится право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями (абз. 1 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ); на оборудование жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (абз. 8 ст. 17).
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым зданиям), а также возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (ст. 15).
Пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Установление требований к жилым помещениям, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (п. 2 ст. 12).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 15).
Во исполнение указанных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности (далее Правила).
Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2 Правил).
В соответствии с п. 3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее уполномоченный орган).
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (п. 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (п. 6 Правил).
Согласно п. 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (п.п. 17 - 20, 22 Правил).
В соответствии п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2016 № 649 Приказом Минстроя России от 28.02.2017 № 583/пр утверждены правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В соответствии с п. 2 указанных Правил проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абз. 3 п. 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2016 № 649.
Таким образом, устанавливая порядок доступности для инвалида жилого помещения, федеральный законодатель согласно вышеприведенных положений определил орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в качестве органа, наделенного полномочиями по организации проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 № 485-ПП «О Министерстве социальной политики Свердловской области» утверждено Положение о Министерстве социальной политики Свердловской области, согласно п. 1 которого Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, участвующим в проведении единой государственной политики в сфере социального обеспечения и осуществляющим полномочия и функции по оказанию государственных услуг и управлению в социальной сфере в пределах своей компетенции, а также координирующим в этой сфере в пределах своей компетенции деятельность иных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.
Пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 21.07.2017 № 516-ПП «Об определении исполнительного органа государственной власти Свердловской области, уполномоченного на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» определено, что Министерство социальной политики Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Следовательно, на Министерство социальной политики Свердловской области возложена обязанность по обеспечению проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, а не ее непосредственное проведение, поскольку Министерство является лишь координатором мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 № 485-ПП также не определены обязанности Министерства по непосредственному проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства.
Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15.03.2018 № 67 утверждено Положение о региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, а также Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Пунктами 4, 7 Положения о региональной комиссии установлено, что региональная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и создается для проведения обследования жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Основными задачами Региональной комиссии являются, в том числе, принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, подготавливаемого подкомиссиями по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 № 583/пр.
Утвержденное Положение о муниципальной комиссии устанавливает порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Согласно п.п. 2, 4, 6, 8 Положения муниципальная комиссия создается органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области.
Муниципальная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и создается для проведения обследования жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения, в целях оценки возможностей их приспособления с учетом потребностей инвалидов в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности и обеспечения их доступности для инвалидов.
Целью работы Муниципальной комиссии является обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, для оценки их возможности приспособления с учетом потребностей инвалидов в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности и обеспечения их доступности для инвалидов (далее - обследование).
Функциями Муниципальной комиссии являются, в том числе, принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 № 583/пр.
Таким образом, Министерство уполномочено на создание региональной комиссии в отношении жилых помещений входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, соответственно в отношении помещения истца, являющегося органом, компетентным и уполномоченным на проведение оценки экономической целесообразности является Администрация г. Екатеринбурга.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 15.05.2018 № 325-РП утвержден План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, которым на региональную комиссию возложена обязанность по проведению проверки экономической целесообразности только в отношении помещений жилищного фонда Свердловской области.
Многоквартирный жилой дом, в котором проживает Гвоздиков К.Ю., находится на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
В Правилах № 649 указано, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Данное положение регулирует вопрос полномочий публичных субъектов относительно обследования жилого фонда, однако исходя из совокупности приведенных норм действующего законодательства, суд первой инстанции верно исходил из того, что в отношении частной собственности при создании муниципальной комиссии решение об экономической целесообразности подлежит принятию органом местного самоуправления, независимо от наличия или отсутствия финансовой возможности.
Согласно п. 15 Правил № 649 именно комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности. Прямо обязанность по проведению данной проверки при обследовании муниципальной комиссией на Министерство не возложена, притом, что орган местного самоуправления не вправе исходя из принципа разделения компетенции принимать обязывающие решения в отношении органа государственной власти субъекта.
В данном пункте указано, что уполномоченный орган обеспечивает проведение проверки, однако в данном случае следует исходить из того, что состав комиссии определяется исходя из статуса жилищного фонда.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска в указанной выше части.
Доводы дополнений к апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований, судебная коллегия отклоняет, поскольку правовой целью признания действий (бездействия) является возложение обязанностей по восстановлению нарушенного права, что и имело место в рассматриваемом деле.
Доводы жалобы о необходимости установления срока судебная коллегия также отклоняет и отмечает, что информацией о нуждах инвалида ответчик обладает с <дата>, что свидетельствует о том, что у ответчика имелась реальная возможность и достаточный срок для того, чтобы приступить к выполнению требований указанного выше закона, мер к реализации его прав не принимается вплоть до настоящего времени.
В случае невозможности исполнения решения суда в сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве, вопросы порядка и способа исполнения решения суда, а также сроки его исполнения могут быть разрешены с использованием иных правовых механизмов, урегулированных гражданским процессуальным законом. Так, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылок на иные обстоятельства, которые указывают на незаконность вынесенного решения, либо опровергают выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Поскольку приведенные при апелляционном обжаловании доводы ответчика не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на вынесение судебного решения, то оснований для испрошенной отмены оспариваемого судебного решения судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 07.10.2022.
Председательствующий |
. |
Судьи |
. |
. |