Решение по делу № 2а-1398/2018 ~ М-1218/2018 от 29.10.2018

Дело а-1398/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 ноября 2018 года пос. ж.д. <адрес>

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Севостьянова А.А.,

при секретаре Загидуллиной Г.И.,

с участием представителя административного истца по доверенности и ордеру адвоката Сабировой Ч.Н.,

представителя административного ответчика по доверенности Хасанова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Усмановой А. Ф. к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка,

у с т а н о в и л:

Усманова А.Ф. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, в обоснование указав следующее.

Административный истец Усманова А.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Высокогорский муниципальный район, , <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации , на основании договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, занимаемого собственником объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ .

Административный истец указывает, что на земельном участке расположен жилой дом, купленный Усмановой А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи.

Как утверждает Усманова А.Ф., на момент покупки дома продавец владел земельным участком на праве бессрочного (постоянного) пользования для ведения личного подсобного хозяйства. Площадь земельного участка составляла 3100 кв.м., что видно из договора купли-продажи дома и кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Также выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению административного истца, подтверждает, что ей принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3100 кв.м.

Однако, как отмечает Усманова А.Ф., в постановлении Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность Усмановой А.Ф. площадь земельного участка была указана меньше – 2728 кв.м. Эта же площадь была указана в договоре купли-продажи земельного участка.

Изменение площади произошло в связи с изданием Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан постановления от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении местоположения границ земельного участка.

Такое уточнение границ, как полагает административной истец, было нарушением ст. 42.8. Федерального закона «О кадастровой деятельности», согласно которой при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных этим федеральным законом. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.

Усманова А.Ф. указывает, что в результате уточнения формально границы земельного участка были уменьшены, хотя фактического переноса существовавших заборов не было. Между земельным участком административного истца и земельными участками с кадастровыми номерами образовалась узкая полоска земли с изломанной границей, которая осталась в муниципальной собственности, но она находится в пользовании Усмановой А.Ф. со дня приобретения ею дома.

Для устранения возникшей ситуации Усманова А.Ф. обратилась в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2916 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером .

Своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ -иг административный ответчик отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, так как, по его мнению, заявление о перераспределении подано в случае, не предусмотренном п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.

Усманова А.Ф. обратилась к административному ответчику с просьбой разъяснить этот ответ.

В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ -иг Исполнительный комитет повторно сослался на п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса без всякого разъяснения в нарушение п. 7 и п. 10 ст. 39.29. Земельного кодекса РФ.

Усманова А.Ф. отмечает, что в данном случае перераспределение земельных участков (в том числе утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории), о котором она просит подпадает под действие пп. 2 и 3 п. 1 ст. 39.28. Земельного кодекса РФ, в связи с чем, отказ административного ответчика, по ее мнению, является незаконным и нарушает права.

В этой связи административный истец просит суд:

- признать незаконным отказ Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2916 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, и в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ -иг;

- обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2916 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, и заключить с Усмановой А. Ф. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером

Административный истец Усманова А.Ф. в судебное заседание не явилась. В судебном заседании представитель административного истца адвокат Сабирова Ч.Н. исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, указанные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности Хасанов А.Р. в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что отказ Усмановой А.Ф. вынесен законно, не имеется правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земельных участков, заявил о пропуске Усмановой А.Ф. срока на обжалование решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть прямо обжалованы в суд, что прямо предусмотрено частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Пунктами 9 и 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Как установлено судом, Усмановой А.Ф. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 2728 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Высокогорский муниципальный район, Ямашурминское сельское поселение, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с наличием чересполосицы и фактическим пользованием большей площадью земельного участка, чем отражено в правоустанавливающем документе, ДД.ММ.ГГГГ административный истец Усманова А.Ф. обратилась в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2916 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером .

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ -иг Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан отказал Усмановой А.Ф. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, сославшись на пп. 1 п. 9 ст. 39.29 и п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявление подано в случаях, не предусмотренных Земельным кодексом РФ.

Усманова А.Ф. полагает указанный отказ незаконным и нарушающим ее права.

Суд соглашается с доводами административного истца в следующей части.

Как следует из заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ , поданного в Исполнительный комитет <адрес> Республики Татарстан, Усманова А.Ф. просила административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2916 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером .

Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

По смыслу закона в утверждении схемы может быть отказано только по основаниям, предусмотренным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Приведенный в этом пункте перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Вместе с тем, оспариваемый отказ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит в себе результата разрешения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2916 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером . В данном отказе Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан не приведены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в перечне п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Такие действия органа местного самоуправления не могут быть признаны законными, поскольку вопрос, поставленный в обращении, подлежал обязательному рассмотрению с дачей по нему мотивированного ответа со ссылкой на соответствующие нормы Земельного кодекса РФ, что не было сделано административным ответчиком.

Также суд обращает свое внимание на то обстоятельство, что ссылаясь на пп. 1 п. 9 ст. 39.29 и п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, административный ответчик не мотивировал свой ответ и не указал, какой случай, закрепленный нормой п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, относится к ситуации Усмановой А.Ф.

Представителем административного ответчика было заявлено о том, что Усмановой А.Ф. был пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на обжалование отказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако суд не может согласиться с указанными доводами административного ответчика, поскольку согласно материалам дела, Усманова А.Ф. обратилась в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок для обжалования.

В этой связи, исковые требования Усмановой А.Ф. в указанной части следует удовлетворить.

В то же время, поскольку административным ответчиком в установленном земельным законодательством порядке не был разрешен вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, и, как следствие, вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, исковые требования об обязании административного ответчика выполнить указанные действия не могут быть удовлетворены судом, так как они относятся к дискреционным полномочиям органов местного самоуправления Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска в указанной части следует отказать.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В этой связи следует обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Усмановой А.Ф. путем надлежащего рассмотрения ее заявления об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ и принятии решения по нему, основанного на соответствующих нормах Земельного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Усмановой А. Ф. к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 2916 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, выраженный в письме -иг от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Усмановой А. Ф. путем надлежащего рассмотрения ее заявления об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ и принятии решения по нему, основанного на соответствующих нормах Земельного кодекса Российской Федерации.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.

Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.А. Севостьянов

2а-1398/2018 ~ М-1218/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Усманова А.Ф.
Ответчики
Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ
Другие
Хасанов А.Р.
Сабирова Ч.Н.
Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ
Суд
Высокогорский районный суд
Судья
Севостьянов А. А.
29.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
29.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2018[Адм.] Судебное заседание
23.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2019[Адм.] Дело оформлено
07.02.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее