Дело № 2-146/2022
УИД 74RS0044-01-2022-000162-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» мая 2022 г. с. Чесма
Чесменский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Шульгина К.В.,
при секретаре Думенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чесменского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чесменского муниципального района Челябинской области, Управлению экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района Челябинской области об обязании привести в соответствие с требованиями законодательства бесхозяйный объект газоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чесменского района Челябинской области обратился в суд с иском, с учетом уточненных требований, к администрации Чесменского муниципального района Челябинской области, Управлению экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района Челябинской области (далее УЭНиП администрации Чесменского муниципального района Челябинской области) об обязании обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект газоснабжения: <данные изъяты> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что к вопросам местного значения района относится организация в границах сельских поселений электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения. При проведении проверочных мероприятий прокуратурой Чесменского района было установлено, что спорный объект газоснабжения является бесхозяйным, администрация Чесменского муниципального района не предпринимает мер для признания данного объекта муниципальной собственностью. Отсутствие должного контроля за сооружениями газоснабжения может привести к их разрушению, нарушает права граждан на охрану жизни, здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства ответчиком в установленный срок не исполнено.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Чесменского района Челябинской области Холкина Е.Ю. исковые требования поддержала.
Представители ответчиков, администрации Чесменского муниципального района Челябинской области Ерахтина Н.А., УЭНиП администрации Чесменского муниципального района Челябинской области Зайцева Е.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, исковые требования полностью признали, о чем представили заявления, указали, что последствия признания иска им известны.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу части 4 статьи 14 этого же Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Исходя из содержания данной нормы, к вопросам местного значения сельского поселения не относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения (п.4 ст.14 ФЗ-131), а следовательно, данный вопрос отнесен к компетенции муниципальных районов.
Данный вывод согласуется с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из которого следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости 22.01.2018 принят на учет бесхозяйный объект недвижимости: <данные изъяты> Орган, обратившийся о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного: Муниципальное образование – Чесменский муниципальный район Челябинской области (л.д. 18-21).
По истечении срока, установленного п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ администрация Чесменского муниципального района Челябинской области не предприняла меры для обращения в суд с иском о признании права муниципальной собственности на спорное имущество.
Отсутствие должного контроля за сооружениями газоснабжения может привести к их разрушению, нарушает права граждан на охрану жизни, здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также нарушает права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Представление прокурора Чесменского района от 25.01.2021 в адрес администрации Чесменского муниципального района Челябинской области об устранении нарушений законодательства и принятии мер к оформлению права муниципальной собственности в отношении объектов газоснабжения не исполнено (л.д. 10-12).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд принимает признание иска ответчиками.
Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд удовлетворяет заявленные истцом требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Чесменского района Челябинской области удовлетворить.
Принять признание иска ответчиками.
Обязать муниципальное образование Чесменский муниципальный район в лице администрации Чесменского муниципального района Челябинской области, Управления экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района Челябинской области обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект газоснабжения: <данные изъяты> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Чесменский районный суд.
Председательствующий: К.В. Шульгин
<данные изъяты>
<данные изъяты>