Решение по делу № 2-4622/2021 от 09.09.2021

Дело № 2-4622/2021

64RS0045-01-2021-009788-04

Решение

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Волковой А.А.,

при секретаре Мукатаевой А.Е.,

с участием представителя истца Бабушкиной М.Ю., представителя ответчика Иванятова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кировского района муниципального образования
«Город Саратов» к жилищно-строительному кооперативу «Б» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления бытовых отходов,

установил:

истец администрация Кировского района муниципального образования
«Город Саратов» обратилась в суд с иском (с учетом его уточнения) к жилищно-строительному кооперативу (далее ЖСК) «Б» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления бытовых отходов, мотивируя требования тем, что нормативно-правовыми актами действующего законодательства установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. В рамках имеющихся полномочий администрацией района ДД.ММ.ГГГГ в адрес ЖСК «Б» направлена претензия с требованием обеспечить организацию места накопления твердых бытовых коммунальных отходов для жителей многоквартирного <адрес> в <адрес>. Поскольку до настоящего времени требования не исполнены, истец просит суд обязать ЖСК «Б» организовать контейнерную площадку (место) для накопления бытовых отходов для жителей многоквартирного <адрес> по
<адрес> в <адрес>. в соответствии с действующим законодательством
в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указала, что организация контейнерной площадки по закону возложена на органы местного самоуправления, у ЖСК «Б» не имеется возможности установить контейнерную площадку на придомовой территории, земельный участок под многоквартирным домом по <адрес> не сформирован, необходимо решить земельный вопрос с администрацией, есть также санитарные нормы, в частности, СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, которые не позволяют вблизи многоквартирного дома также устанавливать контейнерную площадку.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражения на исковое заявление не представили.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения представителя истца суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя истца, данные им до объявления перерыва в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Положениями ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Перечень лицензионных требований установлен в ст. 193 Жилищного кодекса РФ, который в силу п. 7 ч. 1 названной статьи не является исчерпывающим.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона
«О лицензировании отдельных видов деятельности», являются, в том числе:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

При этом, частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

Состав общего имущества многоквартирного дома определен п. 2 Правил
, ст. 36 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В силу п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , определено, что работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила ), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В пункте 3.7.1 Правил установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более (п. 3.7.2 Правил ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, управление многоквартирным домом (далее МКД) по <адрес> в <адрес> осуществляет » ЖСК «Б».

По информации комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ЖСК Б» в комитет с заявлением о формировании земельного участка не обращалось. Решение об использовании земельного участка для размещения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в отношении ЖСК «Б» не принималось.

Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО контейнерная площадка, расположенная по адресу:<адрес>, включена в соответствующий реестр как площадка для МКД по <адрес>
<адрес>.

В силу вышеуказанных норм закона ЖСК «Б» обязано как оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, так и организовать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Положением об администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , определено, что администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории Кировского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами (п. 1.1).

Согласно п. 2.1.8 указанного Положения основными задачами администрации района, связанными с решением вопросов местного значения, являются, в том силе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе реальному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов,

Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ в Положение об администрации Кировского района муниципального образования
«Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , внесены изменения, подпункт 3.1.4 дополнен дефисом следующего содержания:

Таким образом, администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» наделена полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения, в ее обязанности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории района, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из письма администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории, прилегающей к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, не оборудованы контейнерные площадки для сбора коммунальных отходов (далее - ТКО).

Доказательств исполнения обязанностей по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию при управлении многоквартирным домом по <адрес> ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

Коммунальные услуги предоставляются потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.

Материалы дела свидетельствуют о том, что сбор бытовых отходов осуществляется жильцами многоквартирного <адрес>
<адрес>, который находится под управлением ЖСК «Б», в мусорные контейнеры, размещенные на контейнерной площадке для сбора бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>, собственники многоквартирного дома оплачивают обслуживание и очистку этой контейнерной площадки в составе платы за содержание жилого помещения, что подтверждается соответствующей квитанцией. Следовательно, указанная контейнерная площадка, предназначенная для обслуживания данного многоквартирного дома, фактически является общим имуществом собственников его жилых помещений, и находится в зоне ответственности управляющей организации.

Исходя из установленных обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что поскольку многоквартирный <адрес> в <адрес> находится под управлением ЖСК Б», именно данная управляющая организация обязана организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого многоквартирного дома, надлежащим образом содержать контейнерную площадку, в связи с чем полагает исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» к ЖСК «Б» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Именно ЖСК «Б» обязано поддерживать чистоту и порядок на придомовой территории, обеспечивать ее надлежащее состояние, поскольку в силу норм действующего законодательства ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора ТКО лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

Доводы ответчика о том, что организация контейнерной площадки по закону возложена на органы местного самоуправления, судом не принимаются во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Отсутствие сформированного под многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> земельного участка, на котором он расположен, не освобождает ответчика ЖСК «Б» от проведения мероприятий, предусмотренным Минимальным перечнем, поскольку содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Обращение ответчика в комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением об оказании содействия в предоставлении места под накопление и сбор мусора не свидетельствуют о выполнении ответчиком предусмотренной законом обязанности по организации накопления, сбору и вывозу отходов и мусора в соответствии с требованиями законодательства, поскольку в установленном законом порядке, с целью получения земельного участка для установки контейнеров, необходимые меры по получению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством, для размещения мусорных контейнеров, ответчиком предприняты не были.

Доводы ответчика о фактическим отсутствии места на придомовой территории, на которой с учетом санитарных норм было бы возможно разместить площадку для сбора мусора, судом во внимание не принимаются, так как это обстоятельство не освобождает управляющую организацию от обязанности по организации и содержанию места накопления твердых бытовых отходов, которое может быть размещено на муниципальном земельном участке.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, реализуя требования п. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения установленный истцом для его исполнения срок – в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда является обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» удовлетворить.

Обязать жилищно-строительный кооператив «Б» организовать
контейнерную площадку (место) для накопления бытовых отходов для жителей многоквартирного <адрес> в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 27 октября 2021 года.

Судья А.А. Волкова

Дело № 2-4622/2021

64RS0045-01-2021-009788-04

Решение

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Волковой А.А.,

при секретаре Мукатаевой А.Е.,

с участием представителя истца Бабушкиной М.Ю., представителя ответчика Иванятова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кировского района муниципального образования
«Город Саратов» к жилищно-строительному кооперативу «Б» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления бытовых отходов,

установил:

истец администрация Кировского района муниципального образования
«Город Саратов» обратилась в суд с иском (с учетом его уточнения) к жилищно-строительному кооперативу (далее ЖСК) «Б» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления бытовых отходов, мотивируя требования тем, что нормативно-правовыми актами действующего законодательства установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. В рамках имеющихся полномочий администрацией района ДД.ММ.ГГГГ в адрес ЖСК «Б» направлена претензия с требованием обеспечить организацию места накопления твердых бытовых коммунальных отходов для жителей многоквартирного <адрес> в <адрес>. Поскольку до настоящего времени требования не исполнены, истец просит суд обязать ЖСК «Б» организовать контейнерную площадку (место) для накопления бытовых отходов для жителей многоквартирного <адрес> по
<адрес> в <адрес>. в соответствии с действующим законодательством
в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указала, что организация контейнерной площадки по закону возложена на органы местного самоуправления, у ЖСК «Б» не имеется возможности установить контейнерную площадку на придомовой территории, земельный участок под многоквартирным домом по <адрес> не сформирован, необходимо решить земельный вопрос с администрацией, есть также санитарные нормы, в частности, СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, которые не позволяют вблизи многоквартирного дома также устанавливать контейнерную площадку.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражения на исковое заявление не представили.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения представителя истца суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя истца, данные им до объявления перерыва в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Положениями ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Перечень лицензионных требований установлен в ст. 193 Жилищного кодекса РФ, который в силу п. 7 ч. 1 названной статьи не является исчерпывающим.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона
«О лицензировании отдельных видов деятельности», являются, в том числе:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

При этом, частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

Состав общего имущества многоквартирного дома определен п. 2 Правил
, ст. 36 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В силу п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , определено, что работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила ), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В пункте 3.7.1 Правил установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более (п. 3.7.2 Правил ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, управление многоквартирным домом (далее МКД) по <адрес> в <адрес> осуществляет » ЖСК «Б».

По информации комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ЖСК Б» в комитет с заявлением о формировании земельного участка не обращалось. Решение об использовании земельного участка для размещения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в отношении ЖСК «Б» не принималось.

Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО контейнерная площадка, расположенная по адресу:<адрес>, включена в соответствующий реестр как площадка для МКД по <адрес>
<адрес>.

В силу вышеуказанных норм закона ЖСК «Б» обязано как оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, так и организовать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Положением об администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , определено, что администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории Кировского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами (п. 1.1).

Согласно п. 2.1.8 указанного Положения основными задачами администрации района, связанными с решением вопросов местного значения, являются, в том силе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе реальному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов,

Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ в Положение об администрации Кировского района муниципального образования
«Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , внесены изменения, подпункт 3.1.4 дополнен дефисом следующего содержания:

Таким образом, администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» наделена полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения, в ее обязанности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории района, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из письма администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории, прилегающей к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, не оборудованы контейнерные площадки для сбора коммунальных отходов (далее - ТКО).

Доказательств исполнения обязанностей по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию при управлении многоквартирным домом по <адрес> ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

Коммунальные услуги предоставляются потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.

Материалы дела свидетельствуют о том, что сбор бытовых отходов осуществляется жильцами многоквартирного <адрес>
<адрес>, который находится под управлением ЖСК «Б», в мусорные контейнеры, размещенные на контейнерной площадке для сбора бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>, собственники многоквартирного дома оплачивают обслуживание и очистку этой контейнерной площадки в составе платы за содержание жилого помещения, что подтверждается соответствующей квитанцией. Следовательно, указанная контейнерная площадка, предназначенная для обслуживания данного многоквартирного дома, фактически является общим имуществом собственников его жилых помещений, и находится в зоне ответственности управляющей организации.

Исходя из установленных обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что поскольку многоквартирный <адрес> в <адрес> находится под управлением ЖСК Б», именно данная управляющая организация обязана организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого многоквартирного дома, надлежащим образом содержать контейнерную площадку, в связи с чем полагает исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» к ЖСК «Б» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Именно ЖСК «Б» обязано поддерживать чистоту и порядок на придомовой территории, обеспечивать ее надлежащее состояние, поскольку в силу норм действующего законодательства ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора ТКО лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

Доводы ответчика о том, что организация контейнерной площадки по закону возложена на органы местного самоуправления, судом не принимаются во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Отсутствие сформированного под многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> земельного участка, на котором он расположен, не освобождает ответчика ЖСК «Б» от проведения мероприятий, предусмотренным Минимальным перечнем, поскольку содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Обращение ответчика в комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением об оказании содействия в предоставлении места под накопление и сбор мусора не свидетельствуют о выполнении ответчиком предусмотренной законом обязанности по организации накопления, сбору и вывозу отходов и мусора в соответствии с требованиями законодательства, поскольку в установленном законом порядке, с целью получения земельного участка для установки контейнеров, необходимые меры по получению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством, для размещения мусорных контейнеров, ответчиком предприняты не были.

Доводы ответчика о фактическим отсутствии места на придомовой территории, на которой с учетом санитарных норм было бы возможно разместить площадку для сбора мусора, судом во внимание не принимаются, так как это обстоятельство не освобождает управляющую организацию от обязанности по организации и содержанию места накопления твердых бытовых отходов, которое может быть размещено на муниципальном земельном участке.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, реализуя требования п. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения установленный истцом для его исполнения срок – в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда является обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» удовлетворить.

Обязать жилищно-строительный кооператив «Б» организовать
контейнерную площадку (место) для накопления бытовых отходов для жителей многоквартирного <адрес> в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 27 октября 2021 года.

Судья А.А. Волкова

2-4622/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация Кировского района МО Город Саратов
Ответчики
ЖСК "Бытовик"
Другие
Комитет по управлению имуществом г.Саратова
Администрация МО "Город Саратов"
комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов"
Министертсво строительства и жилищно-коммунального хозяйства
ООО "Ситиматик"
комитет по финансам администрации МО "Город Саратов"
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Волкова Анна Александровна
Дело на сайте суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
27.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.11.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.12.2022Судебное заседание
09.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее