Дело №2а-2136/2019
22RS0066-01-2019-001604-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Рише Т.В.,
при секретаре Андриенко М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю к Усольцевой Натальи Николаевне о взыскании задолженности по налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю (далее МИФНС России №15/Инспекция/административный истец) обратилась в Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края с административным иском к Усольцевой Н.Н., в котором просит взыскать с административного ответчика в свою пользу недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 4 252 руб., пени за период с 02.12.2017 по 28.12.2017 в размере 30,79 рублей, восстановить срок для подача административного искового заявления.
В обоснование требований указывает, что Усольцева Н.Н. состоит на налоговом учете в Инспекции, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В установленные действующим законодательством сроки указанные налоги не были уплачены, в связи с чем были начислены пени. В связи с неуплатой в установленный законом срок суммы налогов, в адрес Усольцевой Н.Н. Инспекцией было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц и соответствующих пеней. До настоящего времени вышеуказанные требования административным ответчиком не исполнены.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Усольцева Н.Н., представители административного ответчика по устному ходатайству Жуланов А.А., Чибисов Н.А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что задолженность налогоплательщиком оплачена, реквизиты МИФНС № 14 и МИФНС № 15 совпадают, в связи с чем обязанность следует считать исполненной. Ходатайство о восстановлении срока оставили на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, изучив доводы административного иска, рассмотрев ходатайство о восстановлении срока, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Обязанность каждого, платить законно установленные налоги и сборы, закреплена ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 п.3 ст.48 НК РФ).
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в числе иного, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Частью 2 ст. 6.1 НК РФ установлено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Как установлено судом Усольцева Н.Н. в 2016 году являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с чем Инспекцией ей было направлено через личный кабинет налоговое уведомление №40013733 от 06.08.2017.
В установленный срок административным ответчиком налог уплачен не был, в связи с чем были начислены пени и налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика Усольцевой Н.Н. направлено налоговое требование №26058 от 29.12.2017 со сроком исполнения до 14.02.2018.
Межрайонная ИФНС России №15 по Алтайскому краю обратилась к мировому судьей судебного участка № 5 с заявлением о вынесении судебного приказа, определением мирового судьи от 14.06.2018 судебный приказ отменен.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 09.04.2019, то есть за пределами установленного ст. 48 НК РФ срока.
Одновременно с административным иском, МИФНС России №15 по Алтайскому краю представило ходатайство о восстановлении срока для подачи настоящего административного иска.
Однако, административным истцом не предоставлено доказательств уважительных причин пропуска срока на обращение в суд. Соответственно, у налогового органа в настоящее время пропущен срок на обращение в суд с указанным административным иском.
В соответствии с п. 20 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 года № 41/9 1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с изложенным, требования МИФНС России №15 по Алтайскому краю не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Довод стороны административного ответчика об оплате предъявленной ко взысканию задолженности не учитывается судом, поскольку как следует из материалов дела и пояснений стороны административного ответчика задолженность по налогу и пени оплачена в МИФНС России № 14 по Алтайскому краю, не являющейся стороной по делу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья Т.В. Рише