РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2019 года пос.Куркино Тульской области
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Песковой Г.В.,
при секретаре Лукиной К.А.,
с участием помощника прокурора Куркинского района Тульской области Юдиной Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а959/2019 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Самарское Куркинского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер к оформлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, возложении обязанности по составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения,
установил:
Тульский природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО Самарское Куркинского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер к оформлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, возложении обязанности по составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения.
В обоснование заявленных административных требований прокурор указал, что прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Администрацией МО Самарское Куркинского района, в ходе которой установлено, что указанным органом местного самоуправления не в полном мере выполняются требования указанного законодательства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию Самарское Куркинского района принадлежат на праве собственности гидротехнические сооружения:
- плотины пруда у <адрес>, объемом <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>
- плотины пруда у <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>
- плотины пруда у <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>.
В нарушение положений ст. 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» эксплуатация указанных гидротехнических сооружений осуществляется в отсутствие декларации безопасности гидротехнического сооружения.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой в июне 2019 года, главе Администрации МО Самарское Куркинского района 13.06.2019 внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным. Кроме того, в отношении главы Администрации МО Самарское Куркинского района вынесены три постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 9.2 КоАП РФ. Приокским управлением Ростехнадзора данные постановления рассмотрены 28.06.2019, виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности и на него наложены административные наказания в виде штрафов в размере 2000 рублей, каждый на общую сумму 6000 рублей.
Из ответа, данного на представление от 04.07.2019 №, следует, что Администрацией МО Самарское Куркинского района будут приняты меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих.
На момент проведения контрольной проверки, допущенные администрацией нарушения, также не устранены.
На основании изложенного, и в интересах постоянно и временно проживающих лиц вблизи гидротехнических сооружений, расположенных в муниципальном образовании Самарское Куркинского района, прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации МО Самарское Куркинского района, выразившееся в не оформлении деклараций безопасности указанных гидротехнических сооружений, и возложить обязанность разработать декларации безопасности данных гидротехнических сооружений.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечено Приокское управление Ростехнадзора.
В судебном заседании помощник прокурора Куркинского района Тульской области Юдина Н.В., административный иск Тульского природоохранного прокурора поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Представитель Администрации МО Самарское Куркинского района в судебное заседание не явился. От главы Администрации МО Самарское Куркинского района Никифоровой С.А. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть данное административное дело в ее отсутствие, административный иск признает в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Приокского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился. От и.о. начальника отдела по работе с кадрами и юридического обеспечения Калачевой Л.И. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя Управления, административный иск Тульского природоохранного прокурора поддерживают в полном объеме.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС Российской Федерации суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора Куркинского района Тульской области Юдину Н.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Настоящее административное исковое предъявлено прокурором в целях обеспечения и защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, постоянно и временно проживающих лиц вблизи гидротехнических сооружений у <адрес>, поскольку, по утверждению прокурора, нарушение безопасности гидротехнических сооружений подвергает опасности их жизнь и здоровье, в связи с чем, административное исковое заявление подано прокурором исходя из предоставленных ему законом полномочий.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», иными нормативными правовыми актами, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений».
Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон N 117-ФЗ).
В статье 9 Закона N 117-ФЗ закреплен перечень обязанностей, возложенных на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию. К таковым относится, в том числе обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 8 Закона N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требования о представлении деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
В силу статьи 10 Закона N 117-ФЗ основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности является декларация безопасности гидротехнического сооружения.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения, а также нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений в соответствии с положениями ст. 19 Закона является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Администрацией МО Самарское Куркинского района.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно не представлены декларации безопасности гидротехнических сооружений: плотины пруда у <адрес>, объемом <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес> плотины пруда у <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>; плотины пруда у <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>.
Собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (абзац 4 статьи 3 названного Федерального закона).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, собственником указанных гидротехнических сооружений является муниципальное образование Самарское Куркинского района.
Пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.
Согласно части 1 статьи 51 названного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
С учетом приведенных норм федерального законодательства, устава МО Самарское Куркинского района Тульской области, суд приходит к выводу, что уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, обязанным составлять и представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности указанного муниципального образования, и ответственным за безопасность гидротехнического сооружения от имени собственника – МО Самарское Куркинского района является Администрация МО Самарское Куркинского района, высшим должностным лицом - главой которой с ДД.ММ.ГГГГ является Никифорова С.А. (решение Собрания депутатов МО Самарское Куркинского района от 22.09.2018 №).
13 июня 2019 года главе Администрации МО Самарское Куркинского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о собственности и безопасности указанных гидротехнических сооружений.
В тот же день, Тульским природоохранным прокурором вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.2 КоАП РФ, за нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений в отношении должностного лица – главы Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области Никифоровой С.А., которые направлены для рассмотрения в Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Распоряжением главы Администрации МО Самарское Куркинского района № от 03.07.2019 главе Администрации МО Самарское Куркинского района объявлено замечание.
Постановлениями <данные изъяты> Приокского управления Ростехнадзора ФИО1 от 28.06.2019 №, должностное лицо Никифорова С.А. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.2 КоАП РФ, и ей назначены административные наказания в виде штрафов в размере 2000 рублей, каждый на общую сумму 6000 рублей, которые вступили в законную силу и ей исполнены.
Данными постановлениями также установлено, что Администрацией МО Самарское Куркинского района допущены нарушения требований законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений в виде непредставления деклараций безопасности на гидротехнические сооружения (плотины прудов) у <адрес>.
Таким образом, администрация не обеспечила соблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на объектах: плотинах прудов у <адрес>.
Безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Бездействия должностного лица может привести к аварийной ситуации и как следствие к чрезвычайной ситуации муниципального характера, что, безусловно ставит под угрозу жизнь, здоровье жителей указанных населенных пунктов, проживающих вблизи данных гидротехнических сооружений, а также возможное нанесение ущерба в результате аварии гидротехнического сооружения, чем нарушены их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Ответ на представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства с необходимостью сообщения о результатах рассмотрения в прокуратуру дан главой Администрации МО Самарское Куркинского района Никифоровой С.А. от 04.07.2019 за №, поступил в прокуратуру 05.07.2019, с данным исковым заявлением прокурор обратился в суд 20.08.2019, то есть в установленный законом срок с момента, когда прокурору стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов не неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора основаны на законе, представленных доказательствах, подлежат удовлетворению.
В случае если при проведении обследования указанных гидротехнических сооружений с обязательным участием представителей органа надзора, предшествующего составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений, будет установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, вследствие чего декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется, Администрация МО Самарское Куркинского района не лишена возможности обращения в суд с заявлением для рассмотрения вопроса о прекращении исполнительного производства вследствие утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Самарское Куркинского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер к оформлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, возложении обязанности по составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО Самарское Куркинского района как не соответствующее положениям ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений», выразившееся в непредставлении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти декларации безопасности гидротехнических сооружений:
- плотины пруда у <адрес>, объемом <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>
- плотины пруда у <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>
- плотины пруда у <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>.
Возложить на Администрацию МО Самарское Куркинского района обязанность по устранению допущенных нарушений путем составления и представления в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приокское управление Ростехнадзора) деклараций безопасности гидротехнических сооружений:
- плотины пруда у <адрес>, объемом <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>
- плотины пруда у <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>
- плотины пруда у <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, по адресу: <адрес>, в срок до 01 апреля 2020 года, о чем сообщить в суд и Тульскому природоохранному прокурору в течение указанного срока.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20.09.2019.
Председательствующий