Дело № 2-450/2022
УИД № 44RS0005-01-2022-000702-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года г. Буй
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Прыгуновой Ю.С.,
при секретаре Соловьевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Валентины Александровны к ФГАУ «Росжилкомплекс», Филиалу «Западный» отделение г. Кострома, территориальный отдел «Костромской» об обязании зарегистрировать по месту пребывания;
у с т а н о в и л:
Смирнова В.А. обратилась в Буйский районный суд Костромской области с исковым заявлением к ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Западный» отделение г. Кострома, территориальный отдел «Костромской» об обязании зарегистрировать по месту пребывания, мотивируя требования следующими обстоятельствами.
ДД.ММ.ГГГГ между Смирновой В.А. и Министерством обороны РФ заключен договор найма служебного помещения № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. По данному адресу Смирнова В.А. зарегистрирована.
В связи с нахождением указанного жилого помещения в аварийном состоянии Смирновой В.А. в 2014 году в качестве временного жилья Министерством обороны РФ предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между Истицей и ОАО «Славянка» заключен договор № на эксплуатацию и обслуживание жилого помещения. В соответствии с данным договором Смирнова В.А. имеет право использовать жилое помещение для проживания, а также обязана оплачивать коммунальные услуги, а ОАО «Славянка» обязуется выполнять работы по содержанию данного жилого помещения и предоставлять коммунальные услуги.
С 2014 года Истица проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> оплачивает коммунальные услуги.
В связи с тем, что Смирнова В.А. не имеет регистрации в указанном помещении, она лишена права на получении субсидии на оплату коммунальных услуг.
Смирнова В.А. обратилась к ответчику с просьбой зарегистрировать ее в жилом помещении по месту пребывания, в котором она проживает более 8 лет.
Однако Смирновой В.А. было отказано в регистрации, указано, что разрешение вопроса по регистрации возможно будет только после надлежащего оформления права проживания в занимаемом жилом помещении, в том числе в судебном порядке.
Между тем, договор на эксплуатационное обслуживание жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ фактически является договором найма жилого помещения. На основании данного договора Истица вселилась в жилое помещение, она использует помещение для проживания и оплачивает коммунальные счета.
На основании изложенного Смирнова В.А. просит суд обязать ФГАУ «Росжилкомплекс», Филиалу «Западный» отделение г. Кострома, территориальный отдел «Костромской» произвести регистрацию по месту пребывания Смирновой В.А. по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства Смирнова В.А. уточнила исковые требования к ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиалу «Западный» отделение г. Кострома, территориальный отдел «Костромской», просит суд обязать ответчиков обязать заключить с Смирновой В.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Просит привлечь к участию в деле в качестве ответчика Министерство обороны РФ.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков привлечены: ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, Департамент военного имущества Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц привлечены: Администрация г.о.г. Буй, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны.
Смирнова В.А. поддержала уточненные исковые требования. Пояснила, что в жилом помещении проживает с 2014 года, оплачивает коммунальные счета, в том числе платит и за найм. Администрацией г.о.г. Буй в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Смирновой В.А. отказано, поскольку она не является малоимущей.
Представители ФГАУ «Росжилкомплекс», Филиал «Западный» отделение г. Кострома, территориальный отдел «Костромской», ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, Департамента военного имущества Министерства обороны РФ, Министерство обороны, Администрации г.о.г. Буй, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явились, извещены.
ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Западный» территориальный отдел «Костромской» представили отзыв по существу иска (л.д. 79, 129).
Суд определил рассматривать настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников дела.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, заслушав истца, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права.
В силу ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
На основании ст. 60 ЖК РФ законным основанием для проживания граждан в жилом помещении является договор социального найма.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ч. 1).
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 2).
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения (ч.3).
В соответствие с ч. 1 ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2).
В силу требований ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
На основании положений ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
В силу ст. ст. 209, 301, 304 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник имеет право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Он вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факта владения и пользования недвижимым имуществом.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность по доказыванию доводов по иску и возражений относительно заявленных требований.
Истец просит суд зарегистрировать её в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях социального найма, и обязать ответчика заключить договор социального найма указанного жилого помещения, поскольку в данной квартире она проживает с 2014 года, оплачивает коммунальные услуги и найм.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Смирновой В.А. и Министерством обороны РФ заключен договор найма служебного помещения № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, военный городок – 2, <адрес>. По данному адресу Смирнова В.А. зарегистрирована (л.д. 13-14, 15), квартира № 2 не является служебной, на момент ее предоставления истица и ее супруг не являлись военнослужащими.
В связи с нахождением указанного жилого помещения в аварийном состоянии Смирновой В.А. в 2014 году в качестве временного жилья Министерством обороны РФ предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ Смирнова В.А. проживает в указанной квартире, с ней ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на эксплуатационное обслуживание данного жилого помещения (л.д. 18).
На имя Смирновой В.А. открыт лицевой счет №, по состоянию на день вынесения решения, задолженность за жилищно-коммунальные услуги нанимателя жилого помещения <адрес>, отсутствует.
Из сообщения Администрации городского округа город Буй следует, что жилое помещение <адрес> в реестре собственности муниципального образования г.о.г. Буй Костромской области не значится (л.д. 41).
При рассмотрении данного дела судом установлено, что данное жилое помещение статуса служебного не имеет, также как и не имеет статуса служебного квартира № в доме 9, иного не доказано.
Установлено и документально подтверждено, что у истца указанное жилое помещение является единственным жильем.
Согласно ст.15 Федерального Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Исходя из Перечня, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года №1779-р военные городки Костромской области исключены из указанного перечня.
Таким образом, на момент вселения истицы Смирновой В.А. в квартиру <адрес> не являлся закрытым военным городком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Силах РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (далее - Положение), установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно п. 5 Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Министерство обороны, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в своей деятельности при выполнении возложенных на нее функции руководствуется соответствующим действующим российским законодательством, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.
В соответствии с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца Смирновой В.А. ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса)» Министерства обороны РФ об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, по адресу: <адрес>. Истица фактически постоянно проживает в данной квартире с 2014 года по настоящее время, регулярно оплачивают ЖКУ, фактически открыто пользуются жилым помещением, является пенсионеркой.
Отсутствие же заключенного в письменной форме с соблюдением положений статей 60, 63 Жилищного кодекса РФ договора социального найма, не может препятствовать осуществлению Смирновой В.А. прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченным органом этого документа.
Суд учитывает, что Смирнова В.А. в установленном законом порядке была вселена в спорное жилое помещение, в связи с переселением из аварийного жилого помещения, до настоящего времени права её на занятие спорного жилого помещения сохраняются, Смирнова В.А. пользуется всеми правами и несет соответствующие обязанности, вытекающие из договора социального найма в отношении занимаемой жилой площади, сведения о её добровольном отказе от права пользования спорным жилым помещением отсутствуют.
Решением межведомственной жилищной комиссии Администрации г.о.г. Буй Костромской области № 14 от 22.09.2022 Смирнова В.А. признана нуждающейся в жилом помещении на основании п.1 ч. 1ст. 51 ЖК РФ (отсутствие жилого помещения в собственности и на условиях социального найма). В принятии Смирновой В.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст.54 ЖКРФ отказано (предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) (л.д. 161), поскольку ежемесячный доход Смирновой В.А. в виде пенсии по старости в настоящее время составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 162).
Требования заявленные истицей Смирновой В.А. подлежат удовлетворению, Смирновой В.А. заявлено по определению надлежащего ответчика – на усмотрение суда.
При установленных обстоятельствах, на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ следует возложить обязанность по заключению с истцом договора социального найма спорного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 98 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Смирновой Валентины Александровны к ФГАУ «Росжилкомплекс», Филиалу «Западный» отделение г. Кострома, территориальный отдел «Костромской», Министерству обороны Российской Федерации, департаменту военного имущества Министерства обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса)» МО РФ об обязании зарегистрировать по месту пребывания, об обязании заключить договор социального найма - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса)» Министерства обороны РФ заключить с Смирновой Валентиной Александровной договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказав в остальной части.
Взыскать с ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса)» Министерства обороны РФ госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд Костромской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Прыгунова Ю.С.
Мотивированный текст решения изготовлен 7 октября 2022 года