Номер дела в суде 1 инстанции 2-88/2024
УИД37RS0007-01-2023-003320-13
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
3 июня 2024 года г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Дорофеевой М.М., судей Артёменко Е.А., Тимофеевой Т.А., при секретаре судебного заседания Смертиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорофеевой М.М. апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 февраля 2024 года по иску Крыловой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,
установила:
Крылова Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее – Отделение) о защите пенсионного права, в котором просила: признать незаконным решение территориального органа Пенсионного фонда РФ от 24 октября 2022 года №<данные изъяты> в части отказа включения периодов работы: с 13.05.1992 года по 14.01.2000 года и периодов дополнительных отпусков по коллективному договору ОБУЗ «<данные изъяты>» в специальный стаж по п.20 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; обязать ответчика включить в специальный стаж истца следующие периоды работы: с 13.05.1992 по 14.01.2000 - работа в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, периоды дополнительных отпусков: 21.05.2009, с 16.11.2011 по 18.11.2011, с 29.05.2012 по 31.05.2012, с 18.03.2013 по 20.03.2013, с 05.11.2014 по 07.11.2014, а всего 13 дней; установить истцу специальный стаж по п.20 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (работника здравоохранения) на день обращения к ответчику 15 сентября 2022 года (23 года 21 дней + 7 лет 8 месяцев 1 день +13 дней) 30 лет 9 месяцев 5 дней.
Требования мотивированы тем, что Крылова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отделение с заявлением от 15.09.2022 года о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Изучив документы, ответчик вынес решение № <данные изъяты> от 24.10.2022 года об отказе в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и установлении федеральной социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в связи с отсутствием права на пенсию. При исчислении стажа на соответствующих видах работ ответчик отказал включить периоды с 13.05.1992 по 14.01.2000 в должности <данные изъяты> указывая, что работа в должности <данные изъяты> предусматривалась постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, действие которого распространялось на периоды работы до 01.10.1993 года. Данный довод ответчика истец считает ошибочным, поскольку в соответствии с п. 1 постановления Минтруда Российской Федерации от 14 мая 2001 г. № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях», работа в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 (ред. от 22.09.1993) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Ответчик отказался включить в специальный стаж периоды: 21.05.2009, с 16.11.2011 по 18.11.2011, с 29.05.2012 по 31.05.2012, с 18.03.2013 по 20.03.2013, с 05.11.2014 по 07.11.2014 - нахождение в отпуске по коллективному договору в соответствии со справкой областного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» от 17.10.2022 № 374 и выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. При этом ответчик указывает, что в представленных для назначения пенсии документах не отражено, что дополнительный отпуск по коллективному договору, предоставленный заявителю, относился к категории ежегодных, причина предоставления отпуска в документах также не указана. Согласно ч.2 ст.116 ТК РФ, работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам за дни дополнительного отпуска, считаются выплатами, включаемыми в базу для начисления страховых взносов. Истец считает, что ответчик неосновательно отказался включать дополнительный отпуск в специальный стаж для назначения пенсии.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 февраля 2024 года исковые требования Крыловой Т.В. удовлетворены частично. Суд обязал отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области включить в специальный стаж Крыловой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, периоды работы: с 13 мая 1992 года по 05 января 1999 года в должности <данные изъяты>, за исключением периода: с 27 августа 1996 года по 29 августа 1996 года – нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы, в календарном исчислении; 24 мая 2009 года, с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года, с 29 мая 2012 года по 31 мая 2012 года, с 18 марта 2013 года по 20 марта 2013 года, с 05 ноября 2014 года по 07 ноября 2014 года – нахождение в отпусках по коллективному договору в должности <данные изъяты> (12 декабря 2012 года переименовано в <данные изъяты> в календарном исчислении. Признал незаконным решение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 24 октября 2022 года № <данные изъяты> в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы: с 13 мая 1992 года по 05 января 1999 года в должности <данные изъяты>, за исключением периода: с 27 августа 1996 года по 29 августа 1996 года; 24 мая 2009 года, с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года, с 29 мая 2012 года по 31 мая 2012 года, с 18 марта 2013 года по 20 марта 2013 года, с 05 ноября 2014 года по 07 ноября 2014 года – нахождение в отпусках по коллективному договору. В удовлетворении остальной части исковых требований Крыловой Т.В. отказано.
С решением суда в части удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, периода работы с 13.05.1992 по 05.01.1999 в должности <данные изъяты>, за исключением периода с 27.08.1996 по 29.08.1996 – нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы, в календарном исчислении и признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 24.10.2022 года №13521/22 в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 13.05.1992 по 05.01.1999 в должности <данные изъяты>, за исключением периода с 27.08.1996 по 29.08.1996, ответчик не согласен.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области по доверенности ФИО1 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Истец Крылова Т.В., представитель третьего лица ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившегося в судебное заседание истца.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Крылова Т.В. обратилась в Отделение с заявлением от 15 сентября 2022 года о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с достижением 30-летнего специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением от 24 октября 2022 года № <данные изъяты> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием права на пенсию. Специальный стаж истца составил 23 года 21 день.
В специальный стаж истца, в частности, не были зачтены следующие периоды: с 13 мая 1992 года по 14 января 2000 года – в должности <данные изъяты>; 24 мая 2009 года, с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года, с 29 мая 2012 года по 31 мая 2012 года, с 18 марта 2013 года по 20 марта 2013 года, с 05 ноября 2014 года по 07 ноября 2014 года – нахождение в отпусках по коллективному договору в должности <данные изъяты> (12 декабря 2012 года переименовано в <данные изъяты>).
Согласно трудовой книжке истца Крылова Т.В. 13 мая 1992 года была принята в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, 15 января 2000 года переведена на должность <данные изъяты>, 29 января 2008 года уволена по собственному желанию.
Периоды работы в должности <данные изъяты> с 15.01.2000 по 29.01.2008 включены в специальный стаж Крыловой Т.В. на основании действующих в настоящее время нормативных документов.
Согласно штатным расписаниям по <данные изъяты> на 1992,1993,1994,1995,1996,1997,1998 годы <данные изъяты>, а на 1999, 2000 годы – <данные изъяты> относились к среднему медицинскому персоналу.
Крылова Т.В. является застрахованным лицом с 06 января 1999 года.
В справке, уточняющей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, указан период работы истца Крыловой Т.В. с 13.05.1992 по 14.01.2000 в должности <данные изъяты> в отделении скорой помощи, также указано, что она занимала штатную должность на ставку. В указанный период имел место административный отпуск без сохранения заработной платы с 27.08.1996 по 29.08.1996 (приказ № 101-л от 12.08.1996).
Разрешая заявленные исковые требования в оспариваемой ответчиком части, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», и исходил из того, что данное постановление закрепило возможность применения списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени. Учитывая, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности; должность <данные изъяты>, <данные изъяты>, в указанный период истец работала в Заволжской центральной районной больнице, которая является лечебно-профилактическим учреждением, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы с 13 мая 1992 года по 05 января 1999 года в должности <данные изъяты>, за исключением периода: с 27 августа 1996 года по 29 августа 1996 года – нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы, подлежит включению в специальный стаж истца для назначения пенсии.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, находя его соответствующим требованиям закона и обстоятельствам настоящего дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Таким образом, согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список № 464), работа в должности фельдшера - диспетчера включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, в связи с чем выводы суда об удовлетворении заявленных истцом требований в оспариваемой части являются обоснованными.
Доводы заявителя о несогласии с выводами суда о включении в специальный стаж истца периода работы с 13.05.1992 по 05.01.1999 со ссылкой на действующий Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, учитывая, что вывод суда о включении спорного периода работы в специальный стаж истца сделан применительно к Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, применяемому для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, которым предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал (независимо от наименования должности) лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 693 от 25 июня 1981 г. "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" наименование должности "диспетчер-фельдшер" изменено на "фельдшер", "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде".
Приказом Минздрава России от 23 ноября 1992 г. N 301 "Об оплате труда работников здравоохранения" утверждена Номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, которой предусмотрена должность фельдшера, относящаяся к среднему медицинскому персоналу.
Аналогичные положения предусмотрены Номенклатурой, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35, применявшейся до 15 октября 1999 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что должность фельдшера-диспетчера, переименованная в должность фельдшера, относилась к среднему медицинскому персоналу. Следовательно, вывод суда о наличии оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж медицинской деятельности истца по Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, является правильным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, определяя период, подлежащий включению в специальный стаж Крыловой Т.В., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Крылова Т.В. является застрахованным лицом с 06 января 1999 года, льготный характер работы истца с указанной даты не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, отражен работодателем без указания кода льготных условий, без уплаты дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, что является в отношении этого периода необходимым условием в соответствии с требованиями ст. ст. 11, 12 и 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтверждают допущенные судом нарушения при оценке доказательств по делу, выражают несогласие с произведенной судом оценкой доказательств по делу, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда первой инстанции, а апелляционную жалобу находит не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: