Решение по делу № 33-1467/2024 от 06.05.2024

Судья Шустина Е.В. Дело № 33-1467/2024

Номер дела в суде 1 инстанции 2-88/2024

УИД37RS0007-01-2023-003320-13

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 июня 2024 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Дорофеевой М.М., судей Артёменко Е.А., Тимофеевой Т.А., при секретаре судебного заседания Смертиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорофеевой М.М. апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 февраля 2024 года по иску Крыловой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,

установила:

Крылова Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее – Отделение) о защите пенсионного права, в котором просила: признать незаконным решение территориального органа Пенсионного фонда РФ от 24 октября 2022 года №<данные изъяты> в части отказа включения периодов работы: с 13.05.1992 года по 14.01.2000 года и периодов дополнительных отпусков по коллективному договору ОБУЗ «<данные изъяты>» в специальный стаж по п.20 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; обязать ответчика включить в специальный стаж истца следующие периоды работы: с 13.05.1992 по 14.01.2000 - работа в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, периоды дополнительных отпусков: 21.05.2009, с 16.11.2011 по 18.11.2011, с 29.05.2012 по 31.05.2012, с 18.03.2013 по 20.03.2013, с 05.11.2014 по 07.11.2014, а всего 13 дней; установить истцу специальный стаж по п.20 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (работника здравоохранения) на день обращения к ответчику 15 сентября 2022 года (23 года 21 дней + 7 лет 8 месяцев 1 день +13 дней) 30 лет 9 месяцев 5 дней.

Требования мотивированы тем, что Крылова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отделение с заявлением от 15.09.2022 года о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Изучив документы, ответчик вынес решение № <данные изъяты> от 24.10.2022 года об отказе в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и установлении федеральной социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в связи с отсутствием права на пенсию. При исчислении стажа на соответствующих видах работ ответчик отказал включить периоды с 13.05.1992 по 14.01.2000 в должности <данные изъяты> указывая, что работа в должности <данные изъяты> предусматривалась постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, действие которого распространялось на периоды работы до 01.10.1993 года. Данный довод ответчика истец считает ошибочным, поскольку в соответствии с п. 1 постановления Минтруда Российской Федерации от 14 мая 2001 г. № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях», работа в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 (ред. от 22.09.1993) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Ответчик отказался включить в специальный стаж периоды: 21.05.2009, с 16.11.2011 по 18.11.2011, с 29.05.2012 по 31.05.2012, с 18.03.2013 по 20.03.2013, с 05.11.2014 по 07.11.2014 - нахождение в отпуске по коллективному договору в соответствии со справкой областного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» от 17.10.2022 № 374 и выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. При этом ответчик указывает, что в представленных для назначения пенсии документах не отражено, что дополнительный отпуск по коллективному договору, предоставленный заявителю, относился к категории ежегодных, причина предоставления отпуска в документах также не указана. Согласно ч.2 ст.116 ТК РФ, работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам за дни дополнительного отпуска, считаются выплатами, включаемыми в базу для начисления страховых взносов. Истец считает, что ответчик неосновательно отказался включать дополнительный отпуск в специальный стаж для назначения пенсии.

Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 февраля 2024 года исковые требования Крыловой Т.В. удовлетворены частично. Суд обязал отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области включить в специальный стаж Крыловой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, периоды работы: с 13 мая 1992 года по 05 января 1999 года в должности <данные изъяты>, за исключением периода: с 27 августа 1996 года по 29 августа 1996 года – нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы, в календарном исчислении; 24 мая 2009 года, с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года, с 29 мая 2012 года по 31 мая 2012 года, с 18 марта 2013 года по 20 марта 2013 года, с 05 ноября 2014 года по 07 ноября 2014 года – нахождение в отпусках по коллективному договору в должности <данные изъяты> (12 декабря 2012 года переименовано в <данные изъяты> в календарном исчислении. Признал незаконным решение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 24 октября 2022 года № <данные изъяты> в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы: с 13 мая 1992 года по 05 января 1999 года в должности <данные изъяты>, за исключением периода: с 27 августа 1996 года по 29 августа 1996 года; 24 мая 2009 года, с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года, с 29 мая 2012 года по 31 мая 2012 года, с 18 марта 2013 года по 20 марта 2013 года, с 05 ноября 2014 года по 07 ноября 2014 года – нахождение в отпусках по коллективному договору. В удовлетворении остальной части исковых требований Крыловой Т.В. отказано.

С решением суда в части удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, периода работы с 13.05.1992 по 05.01.1999 в должности <данные изъяты>, за исключением периода с 27.08.1996 по 29.08.1996 – нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы, в календарном исчислении и признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 24.10.2022 года №13521/22 в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 13.05.1992 по 05.01.1999 в должности <данные изъяты>, за исключением периода с 27.08.1996 по 29.08.1996, ответчик не согласен.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области по доверенности ФИО1 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.

Истец Крылова Т.В., представитель третьего лица ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившегося в судебное заседание истца.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Крылова Т.В. обратилась в Отделение с заявлением от 15 сентября 2022 года о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с достижением 30-летнего специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением от 24 октября 2022 года № <данные изъяты> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием права на пенсию. Специальный стаж истца составил 23 года 21 день.

В специальный стаж истца, в частности, не были зачтены следующие периоды: с 13 мая 1992 года по 14 января 2000 года – в должности <данные изъяты>; 24 мая 2009 года, с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года, с 29 мая 2012 года по 31 мая 2012 года, с 18 марта 2013 года по 20 марта 2013 года, с 05 ноября 2014 года по 07 ноября 2014 года – нахождение в отпусках по коллективному договору в должности <данные изъяты> (12 декабря 2012 года переименовано в <данные изъяты>).

Согласно трудовой книжке истца Крылова Т.В. 13 мая 1992 года была принята в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, 15 января 2000 года переведена на должность <данные изъяты>, 29 января 2008 года уволена по собственному желанию.

Периоды работы в должности <данные изъяты> с 15.01.2000 по 29.01.2008 включены в специальный стаж Крыловой Т.В. на основании действующих в настоящее время нормативных документов.

Согласно штатным расписаниям по <данные изъяты> на 1992,1993,1994,1995,1996,1997,1998 годы <данные изъяты>, а на 1999, 2000 годы – <данные изъяты> относились к среднему медицинскому персоналу.

Крылова Т.В. является застрахованным лицом с 06 января 1999 года.

В справке, уточняющей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, указан период работы истца Крыловой Т.В. с 13.05.1992 по 14.01.2000 в должности <данные изъяты> в отделении скорой помощи, также указано, что она занимала штатную должность на ставку. В указанный период имел место административный отпуск без сохранения заработной платы с 27.08.1996 по 29.08.1996 (приказ № 101-л от 12.08.1996).

Разрешая заявленные исковые требования в оспариваемой ответчиком части, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», и исходил из того, что данное постановление закрепило возможность применения списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени. Учитывая, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности; должность <данные изъяты>, <данные изъяты>, в указанный период истец работала в Заволжской центральной районной больнице, которая является лечебно-профилактическим учреждением, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы с 13 мая 1992 года по 05 января 1999 года в должности <данные изъяты>, за исключением периода: с 27 августа 1996 года по 29 августа 1996 года – нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы, подлежит включению в специальный стаж истца для назначения пенсии.

Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, находя его соответствующим требованиям закона и обстоятельствам настоящего дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2).

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список № 464), работа в должности фельдшера - диспетчера включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, в связи с чем выводы суда об удовлетворении заявленных истцом требований в оспариваемой части являются обоснованными.

Доводы заявителя о несогласии с выводами суда о включении в специальный стаж истца периода работы с 13.05.1992 по 05.01.1999 со ссылкой на действующий Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, учитывая, что вывод суда о включении спорного периода работы в специальный стаж истца сделан применительно к Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, применяемому для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, которым предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал (независимо от наименования должности) лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 693 от 25 июня 1981 г. "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" наименование должности "диспетчер-фельдшер" изменено на "фельдшер", "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде".

Приказом Минздрава России от 23 ноября 1992 г. N 301 "Об оплате труда работников здравоохранения" утверждена Номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, которой предусмотрена должность фельдшера, относящаяся к среднему медицинскому персоналу.

Аналогичные положения предусмотрены Номенклатурой, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35, применявшейся до 15 октября 1999 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что должность фельдшера-диспетчера, переименованная в должность фельдшера, относилась к среднему медицинскому персоналу. Следовательно, вывод суда о наличии оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж медицинской деятельности истца по Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, является правильным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, определяя период, подлежащий включению в специальный стаж Крыловой Т.В., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Крылова Т.В. является застрахованным лицом с 06 января 1999 года, льготный характер работы истца с указанной даты не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, отражен работодателем без указания кода льготных условий, без уплаты дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, что является в отношении этого периода необходимым условием в соответствии с требованиями ст. ст. 11, 12 и 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтверждают допущенные судом нарушения при оценке доказательств по делу, выражают несогласие с произведенной судом оценкой доказательств по делу, с которой судебная коллегия соглашается.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда первой инстанции, а апелляционную жалобу находит не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Шустина Е.В. Дело № 33-1467/2024

Номер дела в суде 1 инстанции 2-88/2024

УИД37RS0007-01-2023-003320-13

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 июня 2024 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Дорофеевой М.М., судей Артёменко Е.А., Тимофеевой Т.А., при секретаре судебного заседания Смертиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорофеевой М.М. апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 февраля 2024 года по иску Крыловой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,

установила:

Крылова Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее – Отделение) о защите пенсионного права, в котором просила: признать незаконным решение территориального органа Пенсионного фонда РФ от 24 октября 2022 года №<данные изъяты> в части отказа включения периодов работы: с 13.05.1992 года по 14.01.2000 года и периодов дополнительных отпусков по коллективному договору ОБУЗ «<данные изъяты>» в специальный стаж по п.20 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; обязать ответчика включить в специальный стаж истца следующие периоды работы: с 13.05.1992 по 14.01.2000 - работа в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, периоды дополнительных отпусков: 21.05.2009, с 16.11.2011 по 18.11.2011, с 29.05.2012 по 31.05.2012, с 18.03.2013 по 20.03.2013, с 05.11.2014 по 07.11.2014, а всего 13 дней; установить истцу специальный стаж по п.20 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (работника здравоохранения) на день обращения к ответчику 15 сентября 2022 года (23 года 21 дней + 7 лет 8 месяцев 1 день +13 дней) 30 лет 9 месяцев 5 дней.

Требования мотивированы тем, что Крылова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отделение с заявлением от 15.09.2022 года о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Изучив документы, ответчик вынес решение № <данные изъяты> от 24.10.2022 года об отказе в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и установлении федеральной социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в связи с отсутствием права на пенсию. При исчислении стажа на соответствующих видах работ ответчик отказал включить периоды с 13.05.1992 по 14.01.2000 в должности <данные изъяты> указывая, что работа в должности <данные изъяты> предусматривалась постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, действие которого распространялось на периоды работы до 01.10.1993 года. Данный довод ответчика истец считает ошибочным, поскольку в соответствии с п. 1 постановления Минтруда Российской Федерации от 14 мая 2001 г. № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях», работа в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 (ред. от 22.09.1993) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Ответчик отказался включить в специальный стаж периоды: 21.05.2009, с 16.11.2011 по 18.11.2011, с 29.05.2012 по 31.05.2012, с 18.03.2013 по 20.03.2013, с 05.11.2014 по 07.11.2014 - нахождение в отпуске по коллективному договору в соответствии со справкой областного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» от 17.10.2022 № 374 и выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. При этом ответчик указывает, что в представленных для назначения пенсии документах не отражено, что дополнительный отпуск по коллективному договору, предоставленный заявителю, относился к категории ежегодных, причина предоставления отпуска в документах также не указана. Согласно ч.2 ст.116 ТК РФ, работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам за дни дополнительного отпуска, считаются выплатами, включаемыми в базу для начисления страховых взносов. Истец считает, что ответчик неосновательно отказался включать дополнительный отпуск в специальный стаж для назначения пенсии.

Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 февраля 2024 года исковые требования Крыловой Т.В. удовлетворены частично. Суд обязал отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области включить в специальный стаж Крыловой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, периоды работы: с 13 мая 1992 года по 05 января 1999 года в должности <данные изъяты>, за исключением периода: с 27 августа 1996 года по 29 августа 1996 года – нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы, в календарном исчислении; 24 мая 2009 года, с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года, с 29 мая 2012 года по 31 мая 2012 года, с 18 марта 2013 года по 20 марта 2013 года, с 05 ноября 2014 года по 07 ноября 2014 года – нахождение в отпусках по коллективному договору в должности <данные изъяты> (12 декабря 2012 года переименовано в <данные изъяты> в календарном исчислении. Признал незаконным решение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 24 октября 2022 года № <данные изъяты> в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы: с 13 мая 1992 года по 05 января 1999 года в должности <данные изъяты>, за исключением периода: с 27 августа 1996 года по 29 августа 1996 года; 24 мая 2009 года, с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года, с 29 мая 2012 года по 31 мая 2012 года, с 18 марта 2013 года по 20 марта 2013 года, с 05 ноября 2014 года по 07 ноября 2014 года – нахождение в отпусках по коллективному договору. В удовлетворении остальной части исковых требований Крыловой Т.В. отказано.

С решением суда в части удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, периода работы с 13.05.1992 по 05.01.1999 в должности <данные изъяты>, за исключением периода с 27.08.1996 по 29.08.1996 – нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы, в календарном исчислении и признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 24.10.2022 года №13521/22 в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 13.05.1992 по 05.01.1999 в должности <данные изъяты>, за исключением периода с 27.08.1996 по 29.08.1996, ответчик не согласен.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области по доверенности ФИО1 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.

Истец Крылова Т.В., представитель третьего лица ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившегося в судебное заседание истца.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Крылова Т.В. обратилась в Отделение с заявлением от 15 сентября 2022 года о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с достижением 30-летнего специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением от 24 октября 2022 года № <данные изъяты> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием права на пенсию. Специальный стаж истца составил 23 года 21 день.

В специальный стаж истца, в частности, не были зачтены следующие периоды: с 13 мая 1992 года по 14 января 2000 года – в должности <данные изъяты>; 24 мая 2009 года, с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года, с 29 мая 2012 года по 31 мая 2012 года, с 18 марта 2013 года по 20 марта 2013 года, с 05 ноября 2014 года по 07 ноября 2014 года – нахождение в отпусках по коллективному договору в должности <данные изъяты> (12 декабря 2012 года переименовано в <данные изъяты>).

Согласно трудовой книжке истца Крылова Т.В. 13 мая 1992 года была принята в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, 15 января 2000 года переведена на должность <данные изъяты>, 29 января 2008 года уволена по собственному желанию.

Периоды работы в должности <данные изъяты> с 15.01.2000 по 29.01.2008 включены в специальный стаж Крыловой Т.В. на основании действующих в настоящее время нормативных документов.

Согласно штатным расписаниям по <данные изъяты> на 1992,1993,1994,1995,1996,1997,1998 годы <данные изъяты>, а на 1999, 2000 годы – <данные изъяты> относились к среднему медицинскому персоналу.

Крылова Т.В. является застрахованным лицом с 06 января 1999 года.

В справке, уточняющей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, указан период работы истца Крыловой Т.В. с 13.05.1992 по 14.01.2000 в должности <данные изъяты> в отделении скорой помощи, также указано, что она занимала штатную должность на ставку. В указанный период имел место административный отпуск без сохранения заработной платы с 27.08.1996 по 29.08.1996 (приказ № 101-л от 12.08.1996).

Разрешая заявленные исковые требования в оспариваемой ответчиком части, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», и исходил из того, что данное постановление закрепило возможность применения списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени. Учитывая, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности; должность <данные изъяты>, <данные изъяты>, в указанный период истец работала в Заволжской центральной районной больнице, которая является лечебно-профилактическим учреждением, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы с 13 мая 1992 года по 05 января 1999 года в должности <данные изъяты>, за исключением периода: с 27 августа 1996 года по 29 августа 1996 года – нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы, подлежит включению в специальный стаж истца для назначения пенсии.

Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, находя его соответствующим требованиям закона и обстоятельствам настоящего дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2).

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список № 464), работа в должности фельдшера - диспетчера включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, в связи с чем выводы суда об удовлетворении заявленных истцом требований в оспариваемой части являются обоснованными.

Доводы заявителя о несогласии с выводами суда о включении в специальный стаж истца периода работы с 13.05.1992 по 05.01.1999 со ссылкой на действующий Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, учитывая, что вывод суда о включении спорного периода работы в специальный стаж истца сделан применительно к Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, применяемому для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, которым предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал (независимо от наименования должности) лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 693 от 25 июня 1981 г. "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" наименование должности "диспетчер-фельдшер" изменено на "фельдшер", "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде".

Приказом Минздрава России от 23 ноября 1992 г. N 301 "Об оплате труда работников здравоохранения" утверждена Номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, которой предусмотрена должность фельдшера, относящаяся к среднему медицинскому персоналу.

Аналогичные положения предусмотрены Номенклатурой, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35, применявшейся до 15 октября 1999 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что должность фельдшера-диспетчера, переименованная в должность фельдшера, относилась к среднему медицинскому персоналу. Следовательно, вывод суда о наличии оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж медицинской деятельности истца по Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, является правильным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, определяя период, подлежащий включению в специальный стаж Крыловой Т.В., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Крылова Т.В. является застрахованным лицом с 06 января 1999 года, льготный характер работы истца с указанной даты не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, отражен работодателем без указания кода льготных условий, без уплаты дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, что является в отношении этого периода необходимым условием в соответствии с требованиями ст. ст. 11, 12 и 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтверждают допущенные судом нарушения при оценке доказательств по делу, выражают несогласие с произведенной судом оценкой доказательств по делу, с которой судебная коллегия соглашается.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда первой инстанции, а апелляционную жалобу находит не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1467/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Крылова Татьяна Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (ОСФР по Ивановской области)
Другие
Кайнов Николай Сергеевич
ОБУЗ Кинешемская ЦРБ
Суд
Ивановский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
06.05.2024Передача дела судье
03.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Передано в экспедицию
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее