Решение по делу № 12-107/2021 от 22.06.2021

Дело № 12-107/2021

75RS0001-02-2021-004743-74

РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ (не вступило в законную силу)

21 сентября 2021 года                                      г. Чита, пр.Фадеева, 10А

Судья Черновского районного суда г.Читы А.В. Петров,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, административное дело по жалобе представителя ООО «Вектор» Склярова Д.Н. на постановление от 26.05.2021 главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Евдокимовой Н.С. о назначении административного наказания по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ,

установил:

    Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 26 мая 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Вектор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением представителем ООО «Вектор» Скляровым Д.Н. подана жалоба, мотивированная следующим:

- все действия по извещению, составлению документов на всех стадиях рассмотрения административного спора осуществляла должностное лицо Инспекции А.И. Климина, однако протокол об административном правонарушении подписан Евдокимовой Н.С. – лицо не известное заявителю;

- постановление от 26.05.2021 административным органом вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку Государственная инспекция труда была осведомлена об отсутствии трудового договора с Е.А.Ю. 10.09.2019 Административное правонарушение, выражающееся в ненадлежащем оформлении трудового договора, длящимся признать нельзя. Временем совершения этого административного правонарушения является дата ненадлежащего оформления соответствующего трудового договора.

Представитель ООО «Вектор» в ходе судебного разбирательства доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить постановление от 26.05.2021 о назначении административного наказания ООО «Вектор» в размере 50 000 руб.

Административный орган - Государственная инспекция труда в Забайкальском крае, о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, своего представителя в судебное заседание не направила, причин неявки не сообщила.

Потерпевшая Е.А.Ю., о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, своего представителя в судебное заседание не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

На основании п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Исходя из ч.1 ст.28.1.1 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Как следует из материалов дела уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ от 20.04.2021 Общество с ограниченной ответственностью «Вектор» было приглашено в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае. Данное уведомление имеет подпись старшего государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае А.И. Климиной.

Протокол от 29.04.2021 об административном правонарушении и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 29.04.2021 и постановление о назначении административного наказания от 26.05.2021, подписаны главным государственным инспектором Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Н.С. Евдокимовой.

Вышеуказанные документы направлены в адрес ООО «Вектор» с сопроводительным письмом подписанным старшим государственным инспектором Государственной инспекции труда в Забайкальском крае А.И. Климиной.

В протоколе об административном правонарушении имеется собственноручная запись представителя ООО «Вектор» Склярова Д.Н. - «мне неизвестно должностное лицо Евдокимова Н.С., т.к. протокол составило иное должностное лицо».

Из пояснений представителя ООО «Вектор» Склярова Д.Н., данных в ходе судебного разбирательства следует, что проверку правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении Общества проводила старший государственный инспектор Государственной инспекции труда в Забайкальском крае А.И. Климина. Все необходимые документы были предоставлены данному инспектору, и именно она их изучала. 29.04.2021 старший государственный инспектор Государственной инспекции труда в Забайкальском крае А.И.Климина составила протокол об административном правонарушении , но по непонятным причинам он был подписан главным государственным инспектором Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Н.С.Евдокимовой

Согласно объяснениям от 05.08.2021, данным Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае суду, главный государственный инспектор Евдокимова Н.С. и старший государственный инспектор Климина А.И. имеют право возбуждать дела об административном правонарушении, составлять протоколы об административном правонарушении и выносить постановления.

Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом Роструда от 02.09.2015 г. N 238 (ред. от 31.08.2020) "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 N 39027) утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно указанному Перечню право составлять в отношении юридических лиц протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ вправе: главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; руководители структурных подразделений Федеральной службы по труду и занятости - главные государственные инспекторы труда, их заместители; главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители; руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда, их заместители; главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда; главные государственные инспекторы труда.

Таким образом, исходя из вышеизложенных норм права, главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Н.С.Евдокимова, подписала протокол об административном правонарушении в соответствии со своими полномочиями.

Однако в материалы дела не представлено распоряжение о том, что главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Н.С. Евдокимова участвовала в проведении проверки ООО «Вектор». Кроме того, запись в протоколе об административном правонарушении от 29.04.2021, а также пояснения, данные в ходе судебного разбирательства, представителем Общества Скляровым Д.Н. свидетельствует о том, что действия по проверке проводились старшим государственным инспектором Климиной А.И.

Указанные обстоятельства с учетом приведенного выше правового регулирования и положений ч.4 ст.1.5 КоАП РФ о толковании неустранимых сомнений в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, не позволяют сделать однозначный вывод о проведении проверки без процессуальных нарушений.

В соответствии со ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии со ст.22 ТК работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с ч.4 ст.5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из обстоятельств дела следует, что Е.А.Ю. с 14.08.2017 работала в ООО «Вектор» в должности <данные изъяты>. В нарушение трудового законодательства трудовой договор с ней заключен не был, приказы о приеме на работу и увольнении не издавались.

В связи с указанными обстоятельствами Е.А.Ю. была вынуждена обратиться в суд с требованием об установлении факта трудовых отношений между ней и ООО «Вектор» в период с 14.08.2017 по 01.08.2019 в должности <данные изъяты>; возложить на ООО «Вектор» обязанности внести записи в ее трудовую книжку о приеме и увольнении, выдать трудовую книжку; взыскать с ООО «Вектор» в ее пользу задолженность по заработной плате, компенсацию за неиспользованный отпуск, компенсацию морального вреда и проценты за просрочку выплаты заработной платы. Решением Черновского районного суда г.Читы от 14.02.2020 требования Е.А.Ю. удовлетворены.

Установление факта трудовых отношений, указывает на совершенные ООО «Вектор» противоправные деяния, предусмотренные ч.4 ст.5.27 КоАП РФ. Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден и сомнений не вызывает.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обращаясь в суд с требованием об отмене постановления о назначении административного наказания от 26.05.2021, представитель ООО «Вектор» ссылается на то, что 10.09.2019 Государственная инспекция труда была осведомлена о наличии жалобы Е.А.Ю., что подтверждается, представленным в материалы дела ответом, и является основанием для прекращения производства по делу в связи с пропуском давности привлечения к административной ответственности.

В то же время, привлекая к административной ответственности, Государственная инспекция труда в Забайкальском крае в постановлении о привлечении к административной ответственности указывает, что дата совершения административного правонарушения - 07.07.2020, является началом срока привлечения к административной ответственности.

Суд не соглашается с данными позициями сторон в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" рок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

    Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 15 марта 2013 года № 49-КГ12-14, в силу части 1 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

    Как видно из материалов дела, отношения между Е.А.Ю. и ООО «Вектор» приобретают статус трудовых после установления их таковыми в судебном порядке, в ходе рассмотрения заявленных Е. требований, к выводу об обоснованности которых пришел 14.02.2020г. Черновский районный суд г.Читы по результатам рассмотрения ее исковых требований к ООО «Вектор».

    После установления наличия трудовых отношений между сторонами, они подлежат оформлению в установленном трудовым законодательством порядке, а также после признания их таковыми у Е. возникает право требовать распространения норм трудового законодательства на имевшие место трудовые правоотношения, и в частности, требовать от работодателя уплаты страховых взносов, взыскания задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и предъявлять другие требования, связанные с трудовыми правоотношениями.

В соответствии с установленным частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроком давности привлечения к административной ответственности ООО «Вектор» следует считать дату установления факта трудовых отношений Е.А.Ю. и ООО «Вектор» - 14.02.2020.

Постановление о назначении административного наказания за нарушение трудового законодательства, в том числе за указанное нарушение по части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено 26 мая 2021 года.

Следовательно, Государственная инспекция труда в Забайкальском крае вынесла оспариваемое постановление по истечении годичного срока привлечения к административной ответственности.

В силу п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, поскольку на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения ООО «Вектор» к административной ответственности истек, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление от 26.05.2021 Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о назначении административного наказания ООО «Вектор» по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента получения или вручения через Черновский районный суд в Забайкальский краевой суд.

Судья                                                 А.В. Петров

12-107/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Вектор"
Другие
Скляров Дмитрий Николаевич
Суд
Черновский районный суд г. Чита
Судья
Петров А.В.
Статьи

5.27

Дело на сайте суда
chernovski.cht.sudrf.ru
22.06.2021Материалы переданы в производство судье
22.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Судебное заседание
21.09.2021Судебное заседание
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее