Решение по делу № 11-91/2024 от 06.08.2024

Мировой судья судебного участка №3

Октябрьского района г. Тамбова

Загуменникова Я. В.

дело №11-91/2024

Апелляционное определение

г. Тамбов 06 ноября 2024 года

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Заболотниковой О. А.,

при секретаре Карташове А. Н..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Долговой Татьяны Анатольевны на решение мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Тамбова Загуменниковой Я. В. от 10.06.2024г. по иску АО «Тамбовская сетевая компания» к Долговой Татьяне Анатольевне о взыскании задолженности за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

АО «Тамбовская сетевая компания» обратилось к мировому судье с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по договору на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020г. по 31.05.2023г. в размере 33131,43руб и расходов по оплате госпошлины в размере 400 руб., указав, что по результатам конкурсного отбора, проведённого в порядке, предусмотренном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, АО «ТСК» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории <адрес>.

Истец предоставляет ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.5 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ».

Текст договора (оферты) был опубликован в спецвыпуске газеты «Тамбовская жизнь» от 28.12.2018

Задолженность ФИО1 по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 3131,43 руб.

Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> Загуменниковой Я. В. от 10.06.2024г. исковые требования АО «Тамбовская сетевая компания» к ФИО1 были удовлетворены.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в исковых требований, указывая, что в процессе рассмотрения дела нашел свое подтверждение её довод о том, что истец не представляет (не исполняет договор) коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Тот факт, что административно жилое помещение по адресу <адрес> административно не отнесено ни к одной из размещенных на территории <адрес> контейнерных площадок, подтвержден Постановлением Администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 01.04.2021г., которым утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета <адрес>. Приложением к постановлению администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 01.04.2021г. является Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета, в котором указаны данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО. В данном Приложении отсутствует такой источник образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО как <адрес>, ул Новостройная, <адрес>.

То обстоятельство, что истец не обслуживает <адрес>, на которой находится принадлежащий ей жилой дом, подтверждается также сообщением Администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 02.04.2021г., согласно которому Администрация Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> предоставила ОАО «Тамбовская сетевая копания» информацию по улицам, на которых невозможно организовать сбор и вывоз ТКО из-за отсутствия дорог с твердым покрытием и просила не производить начисление по оплате за вывоз ТКО гражданам, проживающим в том числе на <адрес>, д.<адрес>.

Поскольку ей, как собственнику жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> спорный период и по настоящее время не оказывается услуга по обращению с ТКО, взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148(22) Правил . Факт отсутствия в районе дома контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил подтверждается материалами дела, и истцом не опровергнут.

Представитель ФИО1 – Бородачёва М. А. в суде доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель истца по доверенности ФИО6 просил решение мирового судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что мировым судьей принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно ФИО2, собственника ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>, и ФИО3, зарегистрированного в вышеуказанном жилом помещении, суд переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Представитель истца по доверенности ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 – Бородачёва М. А. просила в исковых требованиях отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указала, что по адресу: <адрес> контейнерная площадка отсутствует, машина для вывоза мусора не ездит, в связи с тем истец фактически не обслуживает данную улицу. Контейнерная площадка для вывоза мусора имеется, но она находится в 1,5 км от <адрес>.

Ответчик ФИО2, привлечена протокольным определением суда от 11.09.2024г., и 3-е лицо ФИО3, привлечен протокольным определением суда от 09.10.2024г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены должным образом, причина неявки неизвестна.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Плата за коммунальные услуги среди прочего включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Частью 20 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (абзацы первый и четвертый пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 (далее также - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В силу пункта 2 статьи 247 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 247 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.При переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, судом апелляционной инстанции установлено, что согласно выписке из ЕГРН ФИО1 и ФИО2 являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, с долей в праве общей собственности по ? за каждой.Как следует из сообщения Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> -ЗЗи/4251 от 23.10.2024г., Приказом Управления ТЭК и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ) утверждена территориальная схема обращения с отходами <адрес> (далее - ТС ), действовала до ДД.ММ.ГГГГ.Согласно ТС адрес: <адрес>, отсутствует в источниках образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).Приказом министерства    от ДД.ММ.ГГГГ утверждена территориальная схема обращения с отходами <адрес> в новой редакции (далее - ТС ), действовала до ДД.ММ.ГГГГ.Согласно ТС для источника образования по адресу: <адрес>, определено место погрузки ТКО по адресу: <адрес>, обочина асфальтированной дороги <адрес>, метод вывоза ТКО - бестарный.В соответствии с пунктом 10 статьи 246 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.Территориальная схема обращения с отходами должна включать, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 133 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").Пунктом 9 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, определено, что раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.В пункте 5 статьи 134 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункте 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, предусмотрено, что реестр мест накопления ТКО включает, в том числе данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО, а также данные об источниках образования ТКО, которые складируются на местах (на площадках) накопления ТКО.Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.В случае, если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.АО «Тамбовская сетевая компания» не доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ФИО1 и ФИО2 по адресу <адрес>.Как указано выше, согласно ТС , действовавшей до 09.09.2024г, адрес: <адрес>, отсутствует в источниках образования твердых коммунальных отходов.При этом на <адрес> отсутствуют как контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, так и не осуществляется сбор мусора бестарным способом:Постановлением Администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 01.04.2021г. утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета <адрес>.Приложением к постановлению администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 01.04.2021г. является Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета, в котором указаны данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.В данном Приложении отсутствует такой источник образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО как <адрес>.То обстоятельство, что АО «ТСК» не обслуживает <адрес>, на которой находится принадлежащий ответчикам жилой дом, помимо Приложения к постановлению администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 01.04.2021г. подтверждается также сообщением Администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 02.04.2021г., согласно которому Администрация Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> предоставила ОАО «Тамбовская сетевая компания» информацию по улицам, на которых невозможно организовать сбор и вывоз ТКО из-за отсутствия дорог с твердым покрытием и просила не производить начисление по оплате за вывоз ТКО гражданам, проживающим в том числе на <адрес>, д.<адрес>.

Доводы АО «ТСК» о том, что адрес источника образования твердых коммунальных отходов <адрес> относится к месту погрузки и вывоза твердых коммунальных отходов по адресу Тамбовский муниципальный район, <адрес>, обочина асфальтированной дороги <адрес> обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , СаНПин, нормам действующего законодательства.

В пункте 2.2.3 санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. (утративших силу в связи с изданием постановления Главною государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 г. N 42), указывалось, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 ныне действующих санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", введенных в действие с 1 марта 2021 г.

Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Согласно п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В отсутствие требований СанПиН к бестарному методу вывоза твердых коммунальных отходов, к данному методу подлежат применению требования п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, которыми предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Поскольку при бестарном методе сбора ТКО местом сбора ТКО является ни площадка для установки контейнера, а место погрузки, то данное место погрузки должно быть удалено жилого дома по адресу <адрес> на расстояние не менее 20м, но не более 100м.

Расстояние от жилого дома по адресу <адрес> до <адрес> составляет согласно информации ресурса Яндекс Карты 1,45 км, что превышает допустимое расстояние практически в 15 раз.

Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации процесса исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Кроме того, движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования и заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в результате деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Поскольку АО «Тамбовская сетевая компания» ненадлежащим образом оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчикам с 01.01.2020г. по 31.05.2023г., правовых оснований для удовлетворения исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания» к Долговой Татьяне Анатольевне, Муравьевой Нине Дмитриевне не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд

Определил:

Решение мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Тамбова Загуменниковой Я. В. от 10.06.2024г. по иску АО «Тамбовская сетевая компания» к Долговой Татьяне Анатольевне о взыскании задолженности за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отменить и принять по делу новое решение:

Отказать АО «Тамбовская сетевая компания» в удовлетворении исковых требований к Долговой Татьяне Анатольевне, Муравьевой Нине Дмитриевне о взыскании задолженности по договору на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020г. по 31.05.2023г. в размере 33131,43 руб и расходов по оплате госпошлины в размере 400 руб.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано во Второй Кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.11.2024г.

Судья      Заболотникова О.А.

11-91/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
АО"Тамбовская сетевая компания"
Ответчики
Долгова Татьяна Анатольевна
Муравьева Нина Дмитриевна
Другие
Муравьев Алексей Анатольевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Судья
Заболотникова Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
sud23.tmb.sudrf.ru
06.08.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
06.08.2024Передача материалов дела судье
09.08.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
11.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
09.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Судебное заседание
08.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2024Дело оформлено
22.11.2024Дело передано в экспедицию
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее