Мировой судья судебного участка №3
Октябрьского района г. Тамбова
Загуменникова Я. В.
дело №11-91/2024
Апелляционное определение
г. Тамбов 06 ноября 2024 года
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Заболотниковой О. А.,
при секретаре Карташове А. Н..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Долговой Татьяны Анатольевны на решение мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Тамбова Загуменниковой Я. В. от 10.06.2024г. по иску АО «Тамбовская сетевая компания» к Долговой Татьяне Анатольевне о взыскании задолженности за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
АО «Тамбовская сетевая компания» обратилось к мировому судье с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по договору на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020г. по 31.05.2023г. в размере 33131,43руб и расходов по оплате госпошлины в размере 400 руб., указав, что по результатам конкурсного отбора, проведённого в порядке, предусмотренном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, АО «ТСК» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории <адрес>.
Истец предоставляет ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.5 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №».
Текст договора (оферты) был опубликован в спецвыпуске газеты «Тамбовская жизнь» от 28.12.2018
Задолженность ФИО1 по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 3131,43 руб.
Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> Загуменниковой Я. В. от 10.06.2024г. исковые требования АО «Тамбовская сетевая компания» к ФИО1 были удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в исковых требований, указывая, что в процессе рассмотрения дела нашел свое подтверждение её довод о том, что истец не представляет (не исполняет договор) коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Тот факт, что административно жилое помещение по адресу <адрес> административно не отнесено ни к одной из размещенных на территории <адрес> контейнерных площадок, подтвержден Постановлением Администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> № от 01.04.2021г., которым утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета <адрес>. Приложением № к постановлению администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 01.04.2021г. № является Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета, в котором указаны данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО. В данном Приложении № отсутствует такой источник образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО как <адрес>, ул Новостройная, <адрес>.
То обстоятельство, что истец не обслуживает <адрес>, на которой находится принадлежащий ей жилой дом, подтверждается также сообщением Администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> № от 02.04.2021г., согласно которому Администрация Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> предоставила ОАО «Тамбовская сетевая копания» информацию по улицам, на которых невозможно организовать сбор и вывоз ТКО из-за отсутствия дорог с твердым покрытием и просила не производить начисление по оплате за вывоз ТКО гражданам, проживающим в том числе на <адрес>, д.<адрес>.
Поскольку ей, как собственнику жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> спорный период и по настоящее время не оказывается услуга по обращению с ТКО, взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148(22) Правил №. Факт отсутствия в районе дома контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил подтверждается материалами дела, и истцом не опровергнут.
Представитель ФИО1 – Бородачёва М. А. в суде доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца по доверенности ФИО6 просил решение мирового судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что мировым судьей принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно ФИО2, собственника ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>, и ФИО3, зарегистрированного в вышеуказанном жилом помещении, суд переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Представитель истца по доверенности ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1 – Бородачёва М. А. просила в исковых требованиях отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указала, что по адресу: <адрес> контейнерная площадка отсутствует, машина для вывоза мусора не ездит, в связи с тем истец фактически не обслуживает данную улицу. Контейнерная площадка для вывоза мусора имеется, но она находится в 1,5 км от <адрес>.
Ответчик ФИО2, привлечена протокольным определением суда от 11.09.2024г., и 3-е лицо ФИО3, привлечен протокольным определением суда от 09.10.2024г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены должным образом, причина неявки неизвестна.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за коммунальные услуги среди прочего включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Частью 20 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (абзацы первый и четвертый пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 (далее также - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В силу пункта 2 статьи 247 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 247 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.При переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, судом апелляционной инстанции установлено, что согласно выписке из ЕГРН ФИО1 и ФИО2 являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, с долей в праве общей собственности по ? за каждой.Как следует из сообщения Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-ЗЗи/4251 от 23.10.2024г., Приказом Управления ТЭК и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждена территориальная схема обращения с отходами <адрес> (далее - ТС №), действовала до ДД.ММ.ГГГГ.Согласно ТС № адрес: <адрес>, отсутствует в источниках образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена территориальная схема обращения с отходами <адрес> в новой редакции (далее - ТС №), действовала до ДД.ММ.ГГГГ.Согласно ТС № для источника образования по адресу: <адрес>, определено место погрузки ТКО по адресу: <адрес>, обочина асфальтированной дороги <адрес>, метод вывоза ТКО - бестарный.В соответствии с пунктом 10 статьи 246 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.Территориальная схема обращения с отходами должна включать, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 133 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").Пунктом 9 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, определено, что раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.В пункте 5 статьи 134 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункте 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, предусмотрено, что реестр мест накопления ТКО включает, в том числе данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО, а также данные об источниках образования ТКО, которые складируются на местах (на площадках) накопления ТКО.Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.В случае, если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.АО «Тамбовская сетевая компания» не доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ФИО1 и ФИО2 по адресу <адрес>.Как указано выше, согласно ТС №, действовавшей до 09.09.2024г, адрес: <адрес>, отсутствует в источниках образования твердых коммунальных отходов.При этом на <адрес> отсутствуют как контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, так и не осуществляется сбор мусора бестарным способом:Постановлением Администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> № от 01.04.2021г. утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета <адрес>.Приложением № к постановлению администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 01.04.2021г. № является Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета, в котором указаны данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.В данном Приложении № отсутствует такой источник образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО как <адрес>.То обстоятельство, что АО «ТСК» не обслуживает <адрес>, на которой находится принадлежащий ответчикам жилой дом, помимо Приложения № к постановлению администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> от 01.04.2021г. № подтверждается также сообщением Администрации Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> № от 02.04.2021г., согласно которому Администрация Беломестнодвойневского сельсовета <адрес> предоставила ОАО «Тамбовская сетевая компания» информацию по улицам, на которых невозможно организовать сбор и вывоз ТКО из-за отсутствия дорог с твердым покрытием и просила не производить начисление по оплате за вывоз ТКО гражданам, проживающим в том числе на <адрес>, д.<адрес>.
Доводы АО «ТСК» о том, что адрес источника образования твердых коммунальных отходов <адрес> относится к месту погрузки и вывоза твердых коммунальных отходов по адресу Тамбовский муниципальный район, <адрес>, обочина асфальтированной дороги <адрес> обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, СаНПин, нормам действующего законодательства.
В пункте 2.2.3 санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. (утративших силу в связи с изданием постановления Главною государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 г. N 42), указывалось, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 ныне действующих санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", введенных в действие с 1 марта 2021 г.
Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Согласно п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В отсутствие требований СанПиН к бестарному методу вывоза твердых коммунальных отходов, к данному методу подлежат применению требования п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, которыми предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Поскольку при бестарном методе сбора ТКО местом сбора ТКО является ни площадка для установки контейнера, а место погрузки, то данное место погрузки должно быть удалено жилого дома по адресу <адрес> на расстояние не менее 20м, но не более 100м.
Расстояние от жилого дома по адресу <адрес> до <адрес> составляет согласно информации ресурса Яндекс Карты 1,45 км, что превышает допустимое расстояние практически в 15 раз.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации процесса исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Кроме того, движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования и заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в результате деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Поскольку АО «Тамбовская сетевая компания» ненадлежащим образом оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчикам с 01.01.2020г. по 31.05.2023г., правовых оснований для удовлетворения исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания» к Долговой Татьяне Анатольевне, Муравьевой Нине Дмитриевне не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд
Определил:
Решение мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Тамбова Загуменниковой Я. В. от 10.06.2024г. по иску АО «Тамбовская сетевая компания» к Долговой Татьяне Анатольевне о взыскании задолженности за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отменить и принять по делу новое решение:
Отказать АО «Тамбовская сетевая компания» в удовлетворении исковых требований к Долговой Татьяне Анатольевне, Муравьевой Нине Дмитриевне о взыскании задолженности по договору на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020г. по 31.05.2023г. в размере 33131,43 руб и расходов по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано во Второй Кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.11.2024г.
Судья Заболотникова О.А.