Дело №а-926/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2020 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,
при секретаре Кузнецовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново к Пахомову А. Г. о взыскании налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее по тексту - ИФНС России по <адрес>, Инспекция) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит взыскать с Пахомова А. Г. задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг. в сумме 4780 рублей; пени по транспортному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 52 рублей 58 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 45 рублей 70 копеек; государственную пошлину в установленном порядке.
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.
По данным, представленным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, за Пахомовым А.Г. зарегистрированы транспортные средства: ВАЗ 21090, г.р.з. №, ГАЗ 33022-0000350, г.р.з. №.
В связи с неуплатой налогов, размер которых был исчислен в направленных Пахомову А.Г. налоговых уведомлениях, в адрес административного ответчика по почте заказным письмом направлены требования об уплате налогов, в котором выставлены пени за неуплату налогов в установленный срок, которые также оставлены Пахомовым А.Г. без исполнения.
В целях принудительного взыскания налога в судебном порядке налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского судебного района города Иваново от 24.01.2020 отказано в принятии заявления ИФНС России по г. Иваново о выдаче судебного приказа на взыскание с Пахомова А.Г. недоимки по налогу и пени. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Инспекции с иском в суд.
Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи указанного административного искового заявления в суд, в котором указано, что срок на обращение в суд был пропущен по причине отсутствия ресурсов на реализацию процедуры взыскания ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала.
В судебное заседание административный истец ИФНС России по г. Иваново представителя не направила, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Пахомов А.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался в порядке, предусмотренном главной 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Предметом иска, как следует из содержания административного искового заявления, является транспортный налог за 2015, 2016 гг. в сумме 4780 рублей; пени по транспортному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 52 рублей 58 копеек, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 45 рублей 70 копеек.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).
Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная в лошадиных силах.
На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщицами - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, документами, служащими основаниями для расчета транспортного налога, являются сведения, представляемые органами ГИБДД.
В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.1 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 52 НК РФ определено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления; в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога; налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, Пахомов А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником транспортного средстваГАЗ 33022-0000350, г.р.з. №, а также с ДД.ММ.ГГГГ собственником транспортного средстваВАЗ 21090, г.р.з. №.
ИФНС России по г.Иваново в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием сумм недоимок по налогам и сроков ее уплаты, что подтверждается копиями налоговых уведомлений, где имеются расчеты и данные об объектах налогообложения, находящихся в собственности административного ответчика, периоде взыскания, что соответствует положениям пункта 3 статьи 363 НК РФ.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок в адрес Пахомова А.Г. Инспекцией были выставлены требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, содержащее указание на необходимость погашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ имеющейся задолженности по налогам и пени; требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, содержащее указание на необходимость погашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ имеющейся задолженности по налогам и пени.
Данные требования в добровольном порядке Пахомовым А.Г. в сроки, установленные в требованиях, не исполнены.
Согласно расчету, представленному Инспекцией, суммы задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 гг. являются правильными, административным ответчиком не оспорены.
На основании частей 1, 3-4 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.
Поскольку административный ответчик в установленный законодательством о налогах и сборах срок, задолженность по указанным истцом налогам не уплатил, то ему правомерно начислены пени за период просрочки, в частности на недоимку по транспортному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 52 рублей 58 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 45 рублей 70 копеек;
Суд соглашается с представленным истцом расчетом пени и принимает его, поскольку он произведен в соответствии с требованиями статьи 75 НК РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центральным банком РФ, в период просрочки уплаты налога, исходя из суммы недоимки.
Административным ответчиком данный расчет не оспорен, иного расчета суду не представлено.
Обстоятельств, освобождающих от начисления пени, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 75 НК РФ, у суда не имеется.
Проверяя соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом абзацем 1 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, при исследовании вопроса о праве административного истца на обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо учитывать факт первоначального обращения налогового органа к мировому судье за вынесением судебного приказа о принудительном взыскании задолженности по вышеуказанным требованиям Инспекции и последующей отмены судебного приказа по заявлению должника.
Из материалов дела следует, что в требовании № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, содержится указание на необходимость погашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ имеющейся задолженности по налогам и пени.
Соответственно, с учетом приведенных положений закона, за принудительным взысканием суммы задолженности по налогам и пени Инспекция должна была обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Из материалов дела следует, что заявление о вынесении судебного приказа поступило в адрес мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского судебного района г.Иваново 22.01.2020.
Определением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского судебного района города Иваново от 24.01.2020 отказано в принятии заявления ИФНС России по г. Иваново о выдаче судебного приказа на взыскание с Пахомова А.Г. недоимки по налогу и пени.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
ИФНС России по г. Иваново представила в суд заявление о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о выдаче судебного приказа, мотивированное отсутствием у Инспекции ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме в связи с оформлением большого объема претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленные законодательством РФ сроки.
Изучив доводы административного истца, изложенные в представленном заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, принимая во внимание значительный период пропуска процессуального срока, отсутствие доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, суд полагает, что наличие большого объема претензионно-искового материала и отсутствие необходимых ресурсов не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска налоговым органом установленного законом срока, в связи с чем, суд приходит к выводу об утрате Инспекцией права на принудительное взыскание недоимки по транспортному налогу и пени.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (часть 5 статьи 180 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Инспекции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░ 2020 ░.