Дело № 2а-2017/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2019 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Дубовой И.А.,
с участием:
представителя административного истца Кучеренко В.В. – Семенова С.М., действующего на основании доверенности от 30.06.2019 сроком на три года,
представителей административных ответчиков:
администрации города Томска Майорова М.М., действующего на основании доверенности от 05.04.2019 сроком на один год;
Департамента архитектура и градостроительства администрации города Томска – Герасимова В.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2019 сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску Кучеренко В.В. к администрации города Томска, Департаменту архитектура и градостроительства администрации города Томска о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в образовании земельного участка под многоквартирным домом, наложению обязанности принятия решения об образовании земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Кучеренко В.В. обратился в суд с административным иском к администрации города Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска, с учетом уточнения требований просил:
- признать незаконным решение органа местного самоуправления, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № на бланке администрации города Томска и за подписью и.о. заместителя Мэра Города Томска – начальника Департамента архитектуры и градостроительства ... об отказе в образовании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: .
- обязать Департамент архитектура и градостроительства администрации города Томска принять решение об образовании земельного участка по адресу: для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
В обоснование требований указано, что Кучеренко В.В. является собственником квартиры №, расположенной по адресу: . Земельный участок для эксплуатации указанного многоквартирного жилого дома не сформирован.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска было подано заявление об образовании земельного участка по адресу: для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ письмом за № за подписью и.о. начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска ... истцу в образовании земельного участка было отказано со ссылкой на положения пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Также указан довод о том, что испрашиваемый к образованию земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, занятого многоквартирными домами.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, направил своего представителя.
Представитель административного истца Семенов С.М. поддержал заявленные требования в полном объеме, в том числе возражение на отзыв административного ответчика, дополнительно пояснив, что отсутствие проекта межевания территории не является основанием к отказу в формировании земельного участка, если для этого существуют все необходимые условия. Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция. Следовательно, именно на Департаменте лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для отказа гражданину в реализации его права на формирование земельного участка.
Представитель административного ответчика администрации города Томска Майоров М.М. возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнительных пояснениях к нему, из которых следует, что Администрация города Томска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку истцом оспаривается решение, вынесенное Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Томска. Довод истца о том, что указанное решение было принято несколькими органами не находит своего подтверждения. Кроме того, считает, что административный истец ошибочно полагает, что заявление собственника помещений в многоквартирном доме является единственным необходимым основанием и условием для формирования земельного участка в границах ЭПС, застроенного МКД, является утвержденный в установленном порядке проект межевания территории. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в непосредственной близи от многоквартирного жилого дома по адресу: , находится красная линия, утвержденная в составе проекта детальной планировки и проекта застройки (реконструкции) ..., утвержденная постановлением мэра г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика Департамента архитектура и градостроительства администрации города Томска Герасимов В.В. возражал против удовлетворения административного иска. В судебном заседании пояснил, что отсутствие проекта межевания является основанием для отказа в образовании земельного участка. При этом земельный участок находится в пределах красных линий, относится к землям общего пользования, которые приватизации не подлежат.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 и п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принятое Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Томска решение, выраженное в письме № об отказе в образовании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: , вынесено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, течение процессуального срока для оспаривания названного решения заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом Советского районного суда г.Томска. Таким образом, срок на подачу административного искового заявления в суд не пропущен, данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.
Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, Кучеренко В.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: , на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ Кучеренко В.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска с заявлением об образовании земельного участка по адресу: для эксплуатации многоквартирного жилого дома (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ письмом за № за подписью и.о. начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска .... истцу в образовании земельного участка было отказано со ссылкой на положения пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания. В отношении территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по адресу: , разработанный и утвержденный в установленном порядке проект межевания отсутствует. Работа будет продолжена после разработки и утверждения проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом (л.д.8).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 постановления от 28.05.2010 N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П).
Согласно п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Из приведенных правовых норм и постановления Конституционного Суда РФ следует, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, так же как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (приложение № 7 к решению Думы города Томска от 30.10.2007 №683) Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (далее по тексту - департамент) является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере градостроительства, архитектуры и землепользования на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением.
Предметом деятельности Департамента является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов: разработка документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории муниципального образования "Город Томск"; выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, разработка местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа; участие в осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными в границах муниципального образования "Город Томск"; участие в резервировании земель и изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории муниципального образования "Город Томск"; организация создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа; иные вопросы местного значения в соответствии с компетенцией; иные вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, в соответствии с компетенцией.
В сфере землепользования Департамент проводит работу по формированию земельных участков в целях их предоставления для строительства (за исключением функции проведения оценки земельных участков и определения условий торгов), а также осуществляет подготовку муниципальных правовых актов об образовании земельных участков в целях их предоставления для строительства (в случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск", осуществляет утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях предоставления земельного участка для строительства);
Учитывая, что на Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска возложена публичная обязанность сформировать земельный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, Департамент не вправе был отказать в формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории, на которой расположен жилой дом.
Из пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Учитывая, что подготовка и утверждение проекта межевания квартала зависит от воли Департамента, отсутствие соответствующего решения не может служить основанием для отклонения исковых требований административного истца.
При таких обстоятельствах Департамент обязан сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме, после утверждения проекта межевания квартала и поставить его на кадастровый учет.
Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 Постановления N 10/22).
Бездействие Департамента по формированию земельного участка и его постановке на кадастровый учет нарушает права административного истца как собственника помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса, статье 16 Вводного закона, что в силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания его недействительным.
Административные ответчики в возражениях и в судебном заседании дополнительно указывают, что основанием для отказа в удовлетворении требований также является тот факт, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в непосредственной близи от многоквартирного жилого дома по адресу: , находится красная линия утвержденная в составе проекта детальной планировки и проекта застройки (реконструкции) мкр. Центральный, утвержденная постановлением мэра г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ. В п.11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указано, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. В силу п.12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Указанную ссылку административных ответчиков на наличие в непосредственной близи от многоквартирного жилого дома по адресу: красной линии, утвержденной в составе проекта детальной планировки и проекта застройки (реконструкции) мкр. Центральный, утвержденная постановлением мэра г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не обоснованным, поскольку в оспариваемом решении, выраженном в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, данное основание в качестве отказа для удовлетворения заявления не указано.
В удовлетворении требований Кучеренко В.В. к администрации города Томска о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в образовании земельного участка под многоквартирным домом письме № от ДД.ММ.ГГГГ, суд отказывает, поскольку администрация города Томска является ненадлежащим ответчиком по доводам, изложенным выше.
Согласно Положению о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и иные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в пределах своей компетенции.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кучеренко В.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента архитектура и градостроительства администрации города Томска, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в образовании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: .
Наложить обязанность на Департамент архитектура и градостроительства администрации города Томска рассмотреть заявление Кучеренко В.В. № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями законодательства не позднее чем в течении одного месяца с со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требования к администрации города Томска о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в образовании земельного участка под многоквартирным домом письме № от ДД.ММ.ГГГГ - Кучеренко В.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья