Дело № 02-969/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С. Миасское 23 декабря 2021 г.
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего – судьи Новикова Е.М. при секретаре Кузмичёвой Е.В., рассмотрев гражданское дело по иску Абалаковой Елены Викторовны к администрации Красноармейского муниципального района о сохранении квартиры в переустроенном виде,
У С Т А Н О В И Л :
Абалакова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Красноармейского муниципального района о сохранении квартиры, расположенной по адресу: Челябинская область Красноармейский район, с. Миасское, ул. Ленина, д. 4, кв. 40, в переустроенном состоянии с автономной системой теплоснабжения помещения квартиры от установленного автономного источника – аппарата отопительного газового водонагревательного (АОГВ) с даты переустройства в 2003 году.
В обоснование иска указала, что является собственником вышеуказанной квартиры с 2010 года, которая была приобретена ей с уже установленным индивидуальным газовым отоплением. Квартира была отключена от системы центрального теплоснабжения в 2003 году. Переоборудование системы теплоснабжения было осуществлено в установленном законом порядке, «Службой Заказчика» на основании договора, согласно которому данное предприятие осуществляло техническое и юридическое согласование изменения системы теплоснабжения квартиры, а также осуществляло техническое отключение помещения квартиры от системы центрального теплоснабжения. Установку и обслуживание газового оборудования для отопления квартиры на основании договора № 522 от 2003 г. осуществляло ООО «Челябинская региональная компания по реализации газа». Таким образом с 2003 года произведено отсоединение внутриквартирных инженерных сетей, обеспечивающих квартиру постоянным отоплением, и установлено автономное газовое оборудование. В настоящее время ответчик отказывает в выдаче документов о согласовании переустройства в квартире.
Стороны в судебном заседании участия не приняли, о времени и месте
рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец и ее представитель ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие участников, по представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Абалакова А.И. является собственником квартиры с кадастровым номером 74:12:1107024:183, расположенной по адресу: Челябинская обл., Красноармейский район, с. Миасское, ул. Ленина, д. 4, кв. 40 (далее – квартира истца), приобрела ее по договору мены от 21 сентября 2010 г.. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 20 октября 2010 г.. Это подтверждается договором мены, свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН (л.д.15,31-32,65-68).
Многоквартирный жилой дом (далее – МКД), в котором находится данная квартира, подключен к централизованной системе отопления, что является общеизвестным обстоятельством, подтверждается перепиской Абалаковой А.И. с энергоснабжающей организацией ООО «Перспектива» (л.д.10), актом обследования квартиры (л.д.33), техническим заключением по результатам обследования квартиры (л.д.37-90), не оспаривается.
В материалах дела имеются: договор № 368-м от 9 июля 2019 г. на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования в МКД на квартиру истца, заключенный между истцом и АО «Газпром газораспределение Челябинск» (л.д.12-14,16-20); договор № 522 от 02 ноября 2010 г. на поставку природного газа в квартиру истца, заключенный между Абалаковой А.И. и ООО «Челябинскрегионгаз» (л.д.21-24); договор ВДГО-2019-10 от 8 ноября 2011 г. на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на квартиру истца, заключенный между истцом и ОАО «Челябинскгазком» (л.д.25-26), договор № 522 от 01 ноября 2004 г. на поставку природного газа в квартиру истца, заключенный между Первых Г.Я. и ООО «Челябинская региональная компания по реализации газа» (л.д.27-28); договор № 522 от октября 2003 г. на поставку природного газа в квартиру истца, заключенный между Первых Г.Я. и ОАО «Копейскмежрайгаз» (л.д.29-30).
Из технического паспорта, изготовленного ОГУП «ОблЦТИ» на квартиру истца по состоянию на 01 сентября 2010 г. следует, что вид отопления –
центральное, от АОГВ (л.д.71).
Из технического паспорта, изготовленного ОГУП «ОблЦТИ» на квартиру истца по состоянию на 19 ноября 2020 г. следует, что вид отопления – от АГВ (л.д.77).
В соответствии с актом комиссионного обследования квартиры истца от 26 мая 2020 г. в квартире отсутствуют инженерные сети централизованного теплоснабжения данной квартиры, батареи и стояки централизованного отопления демонтированы, квартира переведена на индивидуальное газовое отопление (л.д.33).
Решением администрации Красноармейского муниципального района от 9 октября 2019 г. № 12 было согласовано переустройство и (или) перепланировка жилого помещения истца, а 5 ноября 2019 г. был подписан акт № 23 приемочной комиссии о приемке помещения после переустройства и (или) перепланировки. Однако в связи с представлением прокуратуры Красноармейского района администрацией Красноармейского муниципального района было принято решение от 23 декабря 2019 г. № 16 об отмене указанных решения и акта (л.д.111-112).
В материалы дела представлен список жильцов – собственником имущества МКД, в котором находится квартира истца, согласно которому большинство собственников выразили свое согласие с сохранением квартиры истца в переустроенном виде, с автономным теплоснабжением (л.д.100-102).
Согласно техническому заключению специалиста Обособленного подразделения Челябинской РОО «ПРАВОЗАЩИТА» «Межрегиональный институт судебной экспертизы и оценки» № 2020/33-ОТС по результатам обследования индивидуального жилого помещения – квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, ул. Ленина, д. 4, кв. 40 от 27 июля 2021 г. квартира истца расположена в многоквартирном жилом доме, является индивидуальным жилым помещением и пригодно к безопасной круглогодичной эксплуатации для проживания. Квартира истца соответствует требованиям «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых домах и помещениях» и СП 112.13330.2011 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Текущее состояние квартиры истца и конструктивных элементов, в том числе системы отопления, определено как работоспособное, соответствующее градостроительным и строительным нормам и правилам, не угрожает жизни и безопасности собственников и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Квартира истца может быть сохранена в переустроенном состоянии в части установки автономной системы индивидуального теплоснабжения жилого помещения от установленного автономного источника – аппарата отопительного газового водонагревательного (АОГВ) с учетом произведенного монтажа системы отопления (л.д.37-90).
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.
Пунктом 1 ст. 290 ГК РФ предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой автономного (газового или электрического) отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу положений статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим кодексом. Указанная норма подлежит применению с учетом специальных норм.
Правоотношения, связанные с переустройством жилых помещений регулируются, в том числе, п. 7 ч. 1, ст. 4, ст.ст. 25-29 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170.
Пунктом 1.7.2 указанных Правил установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Следовательно, решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений законодательства и мнения сособственников общего имущества МКД и собственников других квартир в данном МКД.
В п. 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федера-
ции от 20 декабря 2018 г. № 46-П указано, что в отдельных регионах России в силу ряда причин (природно-климатические особенности местности, где расположены многоквартирные дома, низкая энергетическая эффективность и не отвечающее установленным требованиям техническое состояние систем отопления таких домов, ненадлежащее качество коммунальной услуги по отоплению в рамках централизованного теплоснабжения и т.д.) переход собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии зачастую является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативно закрепленным требованиям температурный режим и тем самым – реализацию права на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации). Однако, вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления (глава 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления).
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы согласно перечню, установленному ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее, чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предусмотренный ч. 5 ст. 26 ЖК РФ документ является основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. 6
ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Федеральным законом от 20 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В силу подп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, вступивших в силу с 1 сентября 2012 г., потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. № 787 утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в МКД при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя – до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя – до 1 Мпа.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рас-сматривать в совокупности с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
В подтверждение соответствия осуществленного переустройства системы отопления квартиры истца установленным требованиям истцом суду представлено указанное выше заключение специалиста Обособленного подразделения Челябинской РОО «ПРАВОЗАЩИТА» «Межрегиональный институт судебной экспертизы и оценки» № 2020/33-ОТС Шиловского А.Е., которое никем не оспорено.
Опровергающих выводы данного специалиста доказательств в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, поэтому у суда нет оснований ставить под сомнение данное доказательство.
Таким образом с учетом установленных судом обстоятельств, на основании приведенных правовых норм суд приходит к выводу, что имеется возможность сохранения квартиры истца в переустроенном состоянии.
Вместе с тем оснований полагать, что произведенное в указанной выше квартире переустройство системы отопления в 2003 году с того времени соответствовало всем установленным требованиям указанного переустройства, не имеется, какими-либо доказательствами это не подтверждено, в связи с чем оснований для сохранения квартиры в переустроенном состоянии с 2003 года, о чем просит истец, не имеется. Поскольку соответствие переустройства требованиям регулирующего это законодательства подтверждено только при разрешении настоящего гражданского дела, сохранение квартиры истца в переустроенном состоянии, то есть с отключением от центральной системы теплоснабжения МКД и с оборудованным индивидуальным источником теплоснабжения возможно только с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Абалаковой Анны Ивановны удовлетворить частично.
Сохранить с момента вступления настоящего решения суда в законную
силу в переустроенном виде с отсоединением от системы центрального отопления многоквартирного дома и с оборудованной системой индивидуального газового отопления квартиру с кадастровым номером 74:12:1107024:183, расположенную по адресу: Челябинская обл., Красноармейский район, с. Миасское, ул. Ленина, д. 4, кв. 40.
В остальной части, а именно сохранении данной квартиры в переустроенном состоянии с 2003 года, в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области.
Председательствующий
<данные изъяты>
<данные изъяты>