Решение по делу № 2-6534/2024 от 19.07.2024

УИД 36RS0002-01-2024-007624-17

Дело № 2-6534/2024

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Воронеж 25 октября 2024 года

Коминтерновский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Т.Н.Белоконовой,

при секретаре Т.С. Мусатовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Рудковской Ольги Сергеевны к обществу с ограниченной ответственностью «ЭК Стан» о признании действий по расчётам размера платы за услугу по обращению с ТКО незаконными, взыскании излишне начисленной платы за услугу по обращению с ТКО, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Рудковская О.С. обратилась в суд с иском к ООО «ЭК «Стан», в котором просит признать действия ответчика об использовании при расчетах размера платы за услугу по обращению с ТКО с июня 2021 года по июнь 2024 года лишь данных о размерах площади жилых помещений МКД незаконными, взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 3000,00 рублей, штраф и судебные расходы за плату юридических услуг в размере 10000,00 рублей.

В обоснование требований указано, что истец является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Площадь квартиры составляет 95,8 кв.м. Указанный многоквартирный дом управляется и обслуживается ООО «ЭК «Стан». Истцу, как собственнику квартиры, начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Расчет платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Ответчик производит расчет в соответствии с п. 148(30) Правил и по формуле 9(4) Приложения 2 Правил. В данной формуле при расчете используется общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД, объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО.

Однако расчеты производились неверно без учета площадей нежилых помещений дома. Согласно электронному паспорту данного дома, размещенного в открытом доступе в сети Интернет в ГИС ЖКХ площадь жилых помещений 10568,3 квадратных метра, площадь нежилых помещений 3259,1 квадратных метра, то есть площадь общая (жилых и нежилых) помещений 13827,4 квадратных метра.

Таким образом, ответчик нарушил порядок расчета платы за коммунальную услугу, что повлекло увеличение такой платы.

Учитывая длительное незаконное начисление истцу платы, причинение имущественного вреда, нравственных страданий, истцу был причинен моральный вред, который он оценивает в 3000,00 рублей.

В возражениях на исковое заявление представитель ответчика по доверенности Ефремова Г.В. просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку расчет размера платы истца за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 и формулой 9(4) приложения N 2 к Правилам в соответствии с Приказом ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 18.01.2023 N 18от 19.05.2023 № 127. При выставлении платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в платежных документах для оплаты собственниками указывается площадь только жилого помещения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), учитывая, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, суд счел возможным рассмотрение дела по существу без участия лиц, участвующих в деле.

Изучив исковое заявление и приложенные к нему доказательства, оценив доводы и возражения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и установлено судом, что истец Рудковская О.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 95,8 кв.м.

Управление и обслуживание многоквартирного дома осуществлял ответчик ООО «ЭК «Стан». Между ООО «ЭК «СТАН» и ТСН ТСЖ «Шукшина» заключен договор от 01.07.2018 на обслуживание многоквартирного <адрес>, согласно которому ТСН ТСЖ «Шукшина» выступает заказчиком, а ООО «ЭК «СТАН» исполнителем. С 01.07.2024 данный договор расторгнут. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 24.6 указанного федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 24.7 федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил.

В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Статья 6 Закона об отходах производства и потребления и пункт 4(1) Правил N 354 предусматривают возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о порядке расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в зависимости от площади жилого помещения.

В случае принятия такого решения размер платы за эту услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам N 354 (абзац второй пункта 148(30) Правил).

При таком способе начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр - общая площадь жилого помещения.

Формула 9.2 приложения N 2 к Правилам N 354 также включает норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на данную коммунальную услугу, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Абзац второй пункта 148(30) Правил N 354 в части определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения был предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации на соответствие нормам Жилищного кодекса и признан законным.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2022 N 1714-О указал, что правовое регулирование, наделяющее органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принятия решения об избрании иного - отличного от установленного Правительством Российской Федерации в качестве общего правила - способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителю в жилых помещениях многоквартирных домов, а именно исходя из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как несообразное конституционным предписаниям, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения, во всяком случае, не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной миграции населения, проживающего на определенной территории, и прочих объективных факторов.

Пунктом 4(1) Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 (в ред. от 27.02.2017) «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.02.2019 N 29 (ред. от 19.05.2023) «О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов» в связи с введением на территории городского округа город Воронеж раздельного накопления твердых коммунальных отходов при расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определять исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148(30) Правил и формулой 9(4) приложения N 2 к Правилам.

Расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж и не используемые для осуществления предпринимательской деятельности, производить исходя из норматива 0,15 м3/год на 1 м2 общей площади нежилого помещения.

Таким образом, Департамент, принимая приказ от 12.02.2019 N 29, реализовал закрепленное в пункте 4(1) постановления Правительства РФ N 857 право Воронежской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город Воронеж исходя из общей площади жилого помещения.

Исходя из содержания абз. 3 пункта 148.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Поскольку из содержания п. 148.1 Правил утвержденных Постановлением Правительств РФ от 06.05.2022 № 354 собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО, при выставлении платы за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в жилом помещении, ответчиком в платежных документах для оплаты собственниками указывается площадь только жилого помещения, что не противоречит действующему законодательству.

Учитывая изложенное, расчет платы за услугу по обращению с ТКО ответчиком производится в соответствии нормами действующего законодательства, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ерофеевой А.А. к ООО «ЭК «Стан» о признании действий ответчика об использовании при расчетах размера платы за услугу по обращению с ТКО с июня 2021 года по июнь 2024 года лишь данных о размерах площади жилых помещений МКД незаконными, суд не усматривает.

Поскольку факт нарушения прав истца как потребителя не подтвердился в ходе рассмотрения дела, в удовлетворении требований о признании расчетов размера платы за услугу по обращению с ТКО незаконными отказано, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рудковской Ольги Сергеевны (паспорт (№)) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭК Стан» (ИНН 3662145910) о признании действий по расчётам размера платы за услугу по обращению с ТКО незаконными, взыскании излишне начисленной платы за услугу по обращению с ТКО, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коминтерновский районный суд г.Воронежа.

Судья Т.Н.Белоконова

Решение в окончательной форме изготовлено 08.11.2024.

УИД 36RS0002-01-2024-007624-17

Дело № 2-6534/2024

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Воронеж 25 октября 2024 года

Коминтерновский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Т.Н.Белоконовой,

при секретаре Т.С. Мусатовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Рудковской Ольги Сергеевны к обществу с ограниченной ответственностью «ЭК Стан» о признании действий по расчётам размера платы за услугу по обращению с ТКО незаконными, взыскании излишне начисленной платы за услугу по обращению с ТКО, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Рудковская О.С. обратилась в суд с иском к ООО «ЭК «Стан», в котором просит признать действия ответчика об использовании при расчетах размера платы за услугу по обращению с ТКО с июня 2021 года по июнь 2024 года лишь данных о размерах площади жилых помещений МКД незаконными, взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 3000,00 рублей, штраф и судебные расходы за плату юридических услуг в размере 10000,00 рублей.

В обоснование требований указано, что истец является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Площадь квартиры составляет 95,8 кв.м. Указанный многоквартирный дом управляется и обслуживается ООО «ЭК «Стан». Истцу, как собственнику квартиры, начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Расчет платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Ответчик производит расчет в соответствии с п. 148(30) Правил и по формуле 9(4) Приложения 2 Правил. В данной формуле при расчете используется общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД, объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО.

Однако расчеты производились неверно без учета площадей нежилых помещений дома. Согласно электронному паспорту данного дома, размещенного в открытом доступе в сети Интернет в ГИС ЖКХ площадь жилых помещений 10568,3 квадратных метра, площадь нежилых помещений 3259,1 квадратных метра, то есть площадь общая (жилых и нежилых) помещений 13827,4 квадратных метра.

Таким образом, ответчик нарушил порядок расчета платы за коммунальную услугу, что повлекло увеличение такой платы.

Учитывая длительное незаконное начисление истцу платы, причинение имущественного вреда, нравственных страданий, истцу был причинен моральный вред, который он оценивает в 3000,00 рублей.

В возражениях на исковое заявление представитель ответчика по доверенности Ефремова Г.В. просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку расчет размера платы истца за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 и формулой 9(4) приложения N 2 к Правилам в соответствии с Приказом ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 18.01.2023 N 18от 19.05.2023 № 127. При выставлении платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в платежных документах для оплаты собственниками указывается площадь только жилого помещения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), учитывая, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, суд счел возможным рассмотрение дела по существу без участия лиц, участвующих в деле.

Изучив исковое заявление и приложенные к нему доказательства, оценив доводы и возражения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и установлено судом, что истец Рудковская О.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 95,8 кв.м.

Управление и обслуживание многоквартирного дома осуществлял ответчик ООО «ЭК «Стан». Между ООО «ЭК «СТАН» и ТСН ТСЖ «Шукшина» заключен договор от 01.07.2018 на обслуживание многоквартирного <адрес>, согласно которому ТСН ТСЖ «Шукшина» выступает заказчиком, а ООО «ЭК «СТАН» исполнителем. С 01.07.2024 данный договор расторгнут. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 24.6 указанного федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 24.7 федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил.

В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Статья 6 Закона об отходах производства и потребления и пункт 4(1) Правил N 354 предусматривают возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о порядке расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в зависимости от площади жилого помещения.

В случае принятия такого решения размер платы за эту услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам N 354 (абзац второй пункта 148(30) Правил).

При таком способе начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр - общая площадь жилого помещения.

Формула 9.2 приложения N 2 к Правилам N 354 также включает норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на данную коммунальную услугу, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Абзац второй пункта 148(30) Правил N 354 в части определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения был предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации на соответствие нормам Жилищного кодекса и признан законным.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2022 N 1714-О указал, что правовое регулирование, наделяющее органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принятия решения об избрании иного - отличного от установленного Правительством Российской Федерации в качестве общего правила - способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителю в жилых помещениях многоквартирных домов, а именно исходя из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как несообразное конституционным предписаниям, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения, во всяком случае, не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной миграции населения, проживающего на определенной территории, и прочих объективных факторов.

Пунктом 4(1) Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 (в ред. от 27.02.2017) «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.02.2019 N 29 (ред. от 19.05.2023) «О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов» в связи с введением на территории городского округа город Воронеж раздельного накопления твердых коммунальных отходов при расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определять исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148(30) Правил и формулой 9(4) приложения N 2 к Правилам.

Расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж и не используемые для осуществления предпринимательской деятельности, производить исходя из норматива 0,15 м3/год на 1 м2 общей площади нежилого помещения.

Таким образом, Департамент, принимая приказ от 12.02.2019 N 29, реализовал закрепленное в пункте 4(1) постановления Правительства РФ N 857 право Воронежской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город Воронеж исходя из общей площади жилого помещения.

Исходя из содержания абз. 3 пункта 148.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Поскольку из содержания п. 148.1 Правил утвержденных Постановлением Правительств РФ от 06.05.2022 № 354 собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО, при выставлении платы за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в жилом помещении, ответчиком в платежных документах для оплаты собственниками указывается площадь только жилого помещения, что не противоречит действующему законодательству.

Учитывая изложенное, расчет платы за услугу по обращению с ТКО ответчиком производится в соответствии нормами действующего законодательства, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ерофеевой А.А. к ООО «ЭК «Стан» о признании действий ответчика об использовании при расчетах размера платы за услугу по обращению с ТКО с июня 2021 года по июнь 2024 года лишь данных о размерах площади жилых помещений МКД незаконными, суд не усматривает.

Поскольку факт нарушения прав истца как потребителя не подтвердился в ходе рассмотрения дела, в удовлетворении требований о признании расчетов размера платы за услугу по обращению с ТКО незаконными отказано, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рудковской Ольги Сергеевны (паспорт (№)) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭК Стан» (ИНН 3662145910) о признании действий по расчётам размера платы за услугу по обращению с ТКО незаконными, взыскании излишне начисленной платы за услугу по обращению с ТКО, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коминтерновский районный суд г.Воронежа.

Судья Т.Н.Белоконова

Решение в окончательной форме изготовлено 08.11.2024.

2-6534/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рудковская Ольга Сергеевна
Ответчики
ООО "ЭК "СТАН"
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронеж
Судья
Белоконова Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
kominternovsky.vrn.sudrf.ru
19.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2024Передача материалов судье
24.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.08.2024Предварительное судебное заседание
19.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.10.2024Предварительное судебное заседание
25.10.2024Судебное заседание
08.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее