Решение по делу № 2-891/2024 от 19.06.2024

УИД 58RS0017-01-20249-001611-27

№ 2-891/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кузнецк Пензенской области 29 июля 2024 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Афанасьевой Н.В.,

при секретаре Сабитовой Е.В.,

с участием представителя истца прокурора г. Кузнецка Пензенской области Медведевой М.В., истца Маковой Л.В., представителя ответчика администрации г. Кузнецка Пензенской области Весновской Т.Н., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кузнецка Пензенской области, действующего в интересах Маковой Л.В., к администрации г. Кузнецка Пензенской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кузнецка Пензенской области, действующий в интересах Маковой Л.В., обратился в суд с иском к администрации г. Кузнецка Пензенской области о предоставлении жилого помещения, с учетом заявления об изменении исковых требований, указав, что прокуратурой г. Кузнецка проведена проверка по обращению Маковой Л.В. в сфере предоставления жилья, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, в ходе которой установлено, что Макова Л.В. является инвалидом <данные изъяты>, заболевание: <данные изъяты> Данное заболевание входит в Перечень заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим такими заболеваниями, на дополнительную жилую площадь в соответствии с приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». Копия справки ВК № 1041 от 30.11.2022, подтверждает данное обстоятельство.

Макова Л.В. является собственником квартиры барачного типа, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 22,1 кв.м., жилой площадью 14,9 кв.м., в которой отсутствуют санитарные узлы: ванная комната, уборная, умывальник, отапливается печью с газовой горелкой, которой Макова Л.В. не может физически пользоваться в связи с заболеванием.

В индивидуальной программе реабилитации Маковой Л.В. (<данные изъяты>) в разделе «Мероприятия социальной реабилитации или абилитации» в пункте «социально-бытовая адаптация» указано: «нуждается».

В акте № 1 от 30.01.2023 комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, изложены результаты обследования жилья Маковой Л.В., расположенного по адресу: <адрес>, установлен перечень требований, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (пункты 32, 33, 34, 35, 36 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений), сделан вывод о необходимости приспособления жилого помещения к потребностям Маковой Л.В., как инвалида <данные изъяты>, имеющего заболевание <данные изъяты>, требующее применения инвалидных кресел-колясок, а также сделан вывод об отсутствии технической возможности приспособления помещений обследуемого жилья, так как необходимо проведение реконструкции многоквартирного дома.

Постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от 26.01.2024 № 106 Макова Л.В. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако, до настоящего момента жильем не обеспечена.

Макова Л.В. 11.04.2024 и 12.04.2024 обращалась в прокуратуру г. Кузнецка о несогласии с действиями сотрудников администрации г. Кузнецка Пензенской области при предоставлении жилья, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

По результатам проведенной проверки прокуратурой главе г. Кузнецка внесено представление, которое рассмотрено, однако, мер к предоставлению Маковой Л.В. жилья не принято.

Из ответа на представление следует, что в бюджете г. Кузнецка на 2024 год средств, на приобретение жилья лицам, состоящих на учете на получение жилья, имеющим льготу, не предусмотрено.

Заместителем главы г. Кузнецка направлено письмо на имя главы г. Кузнецка и в Управление финансов от 16.05.2024 № 115/жкх о необходимости предусмотреть в бюджет г. Кузнецка денежные средства для приобретения жилого помещения по договору социального найма для категории граждан, состоящих на учете на получение жилья, имеющих льготу, в том числе и для семьи Маковой Л.В., претендующей на получение жилья не менее 28,0 кв.м. в размере 2598400 руб. из расчета 92800 руб. за кв.м.

Так как, Макова Л.В. является одиноким проживающим инвалидом, ей необходимы соответствующие условия жилого помещения в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 49, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 9.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию г. Кузнецка Пензенской области обеспечить вне очереди Макову Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты>, жилым помещением, отвечающим требованиям постановления Правительства РФ от 9.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (вместе с «Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме»).

В судебном заседании представитель истца прокурора г. Кузнецка Пензенской области Медведева М.В. иск поддержала по изложенным в нем доводам и просила удовлетворить.

Истец Макова Л.В. иск поддержала по изложенным в нем доводам и просила удовлетворить, суду пояснила, что с 2022 года она обращается к ответчику о предоставлении жилья. Принадлежащее ей жилое помещение не отвечает требованиям для ее проживания, как инвалида-колясочника. В связи с длительным не предоставлением ответчиком ей жилья, ее состояние здоровья ухудшилось, назначена паллиативная медицинская помощь.

Представитель ответчика администрации г. Кузнецка Пензенской области Весновская Т.Н., действующая по доверенности, иск не признала и просила отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации; основания для внеочередного предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (ч. 1 ст. 7), относит установление гарантий социальной защиты к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О, в силу статей 12, 13 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 БК РФ, статьи 19, 55, 60 и 61 Закона № 131-ФЗ). Финансовое обеспечение таких полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно преамбуле Федерального закона № 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одновременно подп. 49 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Абзацем первым статьи 44 данного закона определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 БК РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статья 60 и статья 61 Закона № 131-ФЗ). В соответствии с п. п. 1 и 5 статьи 19 и п. 3 статьи 20 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующего бюджета, которые в силу статьи 140 БК РФ носят целевой характер, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу прямого указания ч. 2 ст. 49 ЖК РФ муниципальные образования за счет средств местного бюджета осуществляют предоставление жилых помещений малоимущим гражданам. Финансирование вопросов, связанных с предоставлением жилых помещений инвалидам, не относится к расходным обязательством муниципального бюджета.

Выделенные из областного бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, не могут быть израсходованы на цели, связанные с исполнением государственных полномочий субъекта по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1.01.2005.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ).

Согласно указанной норме инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем (вышеуказанные позиции отражены в постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2022 № Ф06-21115/2022 по делу № А55-22582/2021).

Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов муниципальному образованию город Кузнецк не передавались, финансовые средства не выделялись.

Направлять на указанные цели собственные средства бюджета города не представляется возможным в связи с его высокой дотационностью.

В бюджете города Кузнецка на 2024 год средства на приобретение жилья лицам вышеуказанной категории не предусмотрены.

Из вышеперечисленных норм действующего законодательства следует, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Указанная позиция также отражена в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023 № 301-ЭС23-14400 по делу № А28-5973/2022.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете. Порядок ведения учета таких граждан устанавливается законодательством соответствующего субъекта РФ (ч. 3, 4, 5, 6, 7 ст. 52 ЖК РФ).

Закон связывает возникновение субъективного права с наличием определенных фактов в признании первоочередного права предоставления жилого помещения.

Также принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье 57 ЖК РФ также в качестве общего правила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет (часть 1). Тем самым, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 9.02.2017 № 215-О, обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования.

Инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, которые встали на учет после 1.01.2005, жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 60 ЖК РФ; ч. 3 ст. 17 Закона № 181-ФЗ).

Жилые помещения инвалидам предоставляется с учетом состояния их здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 2-5 ст. 17 Закона № 181-ФЗ).

Вне очереди по общему правилу могут получить жилье следующие лица:

- граждане, являющиеся нанимателями по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; Перечень, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н; постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 № 20-П).

По настоящему делу такие сведения отсутствуют, а жилое помещение Маковой Л.В. признано непригодным для проживания только по мотиву неприспособленности его для проживания инвалида-колясочника, а именно: Макова Л.В. обратилась с заявлением в отдел жилищной политики администрации г. Кузнецка с целью постановки на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении на основании заключения от 7.12.2023 № 11 «О выявлении оснований для признания помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания» - неприспособленным для проживания именно инвалида.

Постановлением администрации г. Кузнецка от 26.01.2024 № 106 Макова Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Конституционный Суд РФ также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

Сам по себе факт непригодности жилого помещения для проживания инвалида-колясочника не порождает права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку обязанность предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма возникает у органа местного самоуправления при наличии сведений о том, что принадлежащее собственнику жилое помещение, признанное непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции.

В данном случае жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Маковой Л.В., признано непригодным для проживания в связи с невозможностью приспособления этого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для него на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с п. 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» и п. 54 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям (малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или Законо.м субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Ранее постановлениями администрации г. Кузнецка от 23.11.2022 № 2369, от 16.10.2023 № 1833 Маковой Л.В. было отказано в признании малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Позднее межведомственной комиссией по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда города Кузнецка на основании заявления Маковой Л.В. проведено обследование ее жилого помещения и вынесено заключение от 7.12.2023 № 11 о выявлении оснований для признания помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания. На заседании межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и Муниципального жилищного фонда города Кузнецка, вынесено решение о нецелесообразности реконструкции жилого помещения с целью приспособления жилого помещения под нужды инвалида.

Макова Л.В. самостоятельно выбрала основание, по которому она имела право быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом она не воспользовалась правом выбрать иную меру социальной поддержки, предусмотренную действующим законодательством для данной категории граждан - это право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения осуществляемое Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, тем самым не исчерпав все способы внесудебной защиты своего права.

Учитывая изложенное, решения высших судов при учете фактических обстоятельств по данному делу, отсутствие денежных средств в бюджете города Кузнецка на 2024 год на указанные цели, даже учитывая факт признания Маковой Л.В. малоимущей и принятии ее на учет как нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение жилого помещения по договору социального найма, это не может служить достаточным основанием для удовлетворения требований о внеочередном представлении жилья. Закон связывает возникновение субъективного права с наличием определенных фактов в признании первоочередного права предоставления жилого помещения. Оснований для внеочередного предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма у Маковой Л.В не имеется.

Представитель третьего лица Управления финансов г. Кузнецка в суд не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидом и семей, имеющих детей-инвалидов муниципальному образованию город Кузнецк не передавались, финансовые средства не выделялись.

Представитель третьего лица субъекта Российской Федерации - Пензенская область в лице Министерства финансов Пензенской области в суд не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п. 49 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Положениями Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).

Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, но только при соблюдении порядка предоставления жилого помещения органами местного самоуправления.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.ч. 1 и 2 ст. 17).

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

На основании Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ст. 2).

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч.ч. 1 и 2 ст. 49).

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (ч. 3 ст. 52).

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15).

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57).

Судом установлено, что Макова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире общей площадью 22,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, является инвалидом <данные изъяты> бессрочно по общему заболеванию, получателем пенсии по инвалидности, имеет заболевание: <данные изъяты>, которое входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь согласно приказу Минздрава России от 30.11.2012 № 991н, что подтверждается: ксерокопией паспорта гражданина РФ Маковой Л.В.; справкой МСЭ-2020 от 28.09.2022 № 0984664; выпиской из ЕГРН от 25.04.2022; справкой ВК поликлиники № 1 ГБУЗ «Кузнецкая МРБ» от 30.11.2022 № 1041; справкой ОСФР по Пензенской области от 29.12.2023.

На основании п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Согласно Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов (п. 1).

Настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных: а) стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (п. 4).

Из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выданной 27.06.2023 экспертным составом № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Пензенской области» Минтруда России, следует о нуждаемости инвалида <данные изъяты> Маковой Л.В. в оборудовании жилого помещения специальными средствами и приспособлениями, как имеющей нарушение здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, использующей кресло-коляску; в помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» и заключением межведомственной комиссии администрации г. Кузнецка Пензенской области, данным в соответствии с Правилами от 9.07.2016 № 649, в порядке п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от 19.12.2023 № 2296 квартира по адресу: <адрес>, принадлежащая Маковой Л.В. признана непригодной для проживания инвалида (акт обследования от 30.01.2023 № 1, решение об экономической нецелесообразности реконструкции (капитального ремонта) от 7.11.2023 № 1, заключение от 15.11.2023 № 1, заключение от 7.12.2023 № 11, постановление от 19.12.2023 № 2296).

Постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от 26.01.2024 № 106 Макова Л.В. в составе семьи: 1 человек, признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании заключения от 7.12.2023 № 11 о непригодности жилого помещения.

По требованиям прокурора г. Кузнецка к главе администрации г. Кузнецка Пензенской области о предоставлении Маковой Л.В. жилого помещения, ввиду обращения к прокурору Маковой Л.В., поступили ответы о нахождении на учете в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ 7 семей, отсутствии в бюджете г. Кузнецка на 2024 год средств на приобретение жилья, улучшении жилищных условий Маковой Л.В. при наличии средств или освободившегося муниципального жилья. Также в обоснование не признания настоящего иска представитель ответчика указывает об обязательстве по предоставлению жилья Маковой Л.В., как инвалиду, субъекта РФ – Пензенской области, а не администрации г. Кузнецка Пензенской области; отсутствии оснований для предоставления жилья вне очереди, так как жилое помещение Маковой Л.В. признано неприспособленным для нее, как инвалида-колясочника, а не признано непригодным для проживания в виду ветхости; не реализации самой Маковой Л.В. всех способов внесудебной защиты, а именно не обращении за иной мерой социальной поддержки – социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья от Минтруда Пензенской области.

Тем самым, Маковой Л.В. по настоящее время жилое помещение не предоставлено.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 72).

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76).

В преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 49) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Положениями Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.

Администрация г. Кузнецка в порядке ч. 3 ст. 52 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения Маковой Л.В. не принимает и не обращалась в Министерство финансов Пензенской области за получением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городского округа город Кузнецк для реализации такого решения.

Из заявления представителя третьего лица субъекта Российской Федерации - Пензенская область в лице Министерства финансов Пензенской области следует, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, но только при соблюдении порядка предоставления жилого помещения органами местного самоуправления, что подтверждает указанный выше вывод суда и соответствует законодательству.

Предусмотренное ч.ч. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ обеспечение определенных категорий граждан, в том числе инвалидов, в соответствии со специальными нормами по договорам социального найма жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, или муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на такое обеспечение, не препятствует реализации права на обеспечение жилой площадью при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания гражданина малоимущим (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ), нуждающимся в жилом помещении ввиду признания жилого помещения, в котором он проживает, непригодным для проживания (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Ссылка представителя ответчика на Закон Пензенской области от 1.11.2008 № 1618-ЗПО «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области» несостоятельна, поскольку данный Закон признан утратившим силу Законом Пензенской области от 24.04.2024 № 4266-ЗПО «О признании утратившими силу отдельных законов (положений законов) Пензенской области».

Довод ответчика об отсутствии оснований для предоставления истцу жилья вне очереди, так как жилое помещение Маковой Л.В. признано неприспособленным для нее, как инвалида-колясочника, а не признано непригодным для проживания в виду ветхости, противоречит установленным по делу обстоятельствам и не соответствует закону. Из положений п.п. 1, 2, 6-8, 54 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», п.п. 2, 4, 6, 12, 20, 21 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» следует, что жилое помещение, в котором проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в нем инвалида в случае невозможности приспособления помещения под потребности и доступность для инвалида. Тем самым, жилые помещения, занимаемые семьями, нуждающимися в приспособленном жилье для инвалидов, не отвечающие специальным требованиям доступности, не приспособленные для их проживания, при невозможности надлежащего приспособления путем ремонта или реконструкции должны признаваться непригодными для проживания, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ является основанием для внеочередного предоставления другого жилья по договору социального найма. Такие обстоятельства были установлены межведомственной комиссией в отношении жилого помещения Маковой Л.В., которое соответствующим постановлением администрации г. Кузнецка признано непригодным для проживания. Указанный довод ответчика фактически исключает возможность обследовать жилые помещения, в которых проживают инвалиды, на основании и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, что ущемляет права инвалидов.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Пункт 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Из положений ст. ст. 87, 89 ЖК РФ следует о том, что после признания жилого помещения непригодным для проживания, гражданам, предоставляется по договору социального найма другое жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, а в данном случае и с точки зрения приспособленности к потребностям инвалида.

Довод ответчика об отсутствии у истца права на внеочередное предоставление жилья по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, как гражданину, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, является ошибочным, поскольку истец Макова Л.В. не претендует на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма по указанному основанию. Она имеет заболевание, поименованное в перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н.

На основании изложенного, учитывая, что единственное для проживания истца жилое помещение, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания истца, как инвалида, истец признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по предоставлению инвалиду 1 группы Маковой Л.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 1 человек, отвечающее требованиям постановления Правительства РФ от 9.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Довод ответчика о не реализации самой Маковой Л.В. всех способов внесудебной защиты (так указано ответчиком), а именно не обращении за иной мерой социальной поддержки – социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья от Минтруда Пензенской области, суд считает несостоятельным.

В силу ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

Действующим правовым регулированием закреплена в качестве общего принципа недопустимость повторного предоставления одинаковых по своей правовой природе мер социальной защиты, что обеспечивает справедливое распределение бюджетных средств и препятствует необоснованному сверхнормативному предоставлению гражданам гарантий за счет государства.

Право выбора меры социальной защиты предоставлено гражданину.

Истец Макова Л.В., как лицо имеющее статус инвалида, имея право на меры социальной защиты: в порядке ст. ст. 51-52, 57 ЖК РФ и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на обеспечение жилым помещением, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий; в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства; в порядке Закона Пензенской области от 24.04.2024 № 4265-ЗПО «О порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области» на социальную выплату для приобретения (строительства) жилого помещения, реализовала свое право на получение меры социальной защиты в виде предоставления жилья, что предусмотрено законом, является ее субъективным правом и волеизъявлением.

При таких обстоятельствах, иск прокурора г. Кузнецка Пензенской области в интересах Маковой Л.В. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Кузнецка Пензенской области (<данные изъяты>), действующего в интересах Маковой Л.В. (<данные изъяты>), удовлетворить.

Обязать администрацию г. Кузнецка Пензенской области (<данные изъяты>) предоставить инвалиду <данные изъяты> Маковой Л.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 1 человек, отвечающее требованиям постановления Правительства РФ от 9.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме - 30.07.2024.

Судья:

2-891/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Кузнецка
Макова Любовь Викторовна
Ответчики
Администрация города Кузнецка
Другие
Управление финансов г. Кузнецка Пензенской области
Министерство финансов Пензенской области
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Афанасьева Н.В.
Дело на сайте суда
kuznetsky.pnz.sudrf.ru
19.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2024Передача материалов судье
21.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2024Подготовка дела (собеседование)
11.07.2024Подготовка дела (собеседование)
11.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее