РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М. при секретаре ФИО3-о., с участием, представителя Истца ФИО4-н., представителя Ответчика – Лёрек Р.П., на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-422/2023 по исковому заявлению Службы по охране объектов культурного наследия <адрес> к ФИО1 об обязании выполнить в установленном законом порядке работы по приведению нежилого помещения в первоначальное состояние (состояние на момент заключения охранного обязательства), демонтаже металлической лестницы,
УСТАНОВИЛ:
Служба по охране объектов культурного наследия <адрес> (далее также Служба) обратилась в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ФИО1 об обязании выполнить в установленном законом порядке работы по приведению нежилого помещения в первоначальное состояние (состояние на момент заключения охранного обязательства), демонтаже металлической лестницы, указав, что Здание, расположенное по адресу: <адрес>, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба», сер. Х1Х в. (зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером №).
Согласно приказу Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Два дома», сер. Х1Хв., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба», сер. Х1Хв. (<адрес>) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» уточняется состав ансамбля №. Вследствие чего в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ под номером № внесены сведения об объекте культурного наследия регионального значения «Два дома», сер. XIX в., по адресу: <адрес> а, б, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения, сер. Х1Хв.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из ЕГРН) № № от ДД.ММ.ГГГГ, собственником нежилого помещения с кадастровым номером 38:36:000020:17767, является ФИО1 (далее - Ответчик).
Истец указывает, что Службой был направлен запрос ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по управлению <адрес>ом Администрации <адрес> о выдаче разрешений/согласований ФИО1 на проведение перепланировки/переустройства указанного объекта недвижимости. Согласно ответа на запрос, разрешений на переустройство и (или) перепланировку помещений, расположенных по адресу: <адрес> (2-й этаж), не выдавалось. Также, в Службу за проведением указанных работ Ответчик не обращался.
Также, Истец указывает, что в соответствии с Актом наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного на основании Задания № от ДД.ММ.ГГГГ, без взаимодействия с контролируемыми лицами (далее - Акт мониторинга безопасности), установлено нарушение требований к сохранению, содержанию и использованию памятника архитектуры по адресу: <адрес> (литер. А) (далее - Памятник), входящего в состав ансамбля «Усадьба», сер. XIX в., зарегистрированного в качестве объекта культурного регионального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ под номером № (Приказ Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № -р).
Актом мониторинга безопасности установлено, что в нежилом помещении общей площадью 214,1 кв. м., с кадастровым №, расположенном на втором этаже Памятника, являющегося многоквартирным домом, имеющим кадастровый №, выполнена самовольная перепланировка и самовольное переустройство, а именно:
со стороны <адрес>, из оконного проема (второй этаж, второе окно) выполнен дверной проем, с устройством металлической лестницы (помещение №);
в помещении № установлены дополнительные перегородки другой конфигурации, не соответствующие техническому паспорту;
в помещении № установлена дополнительная перегородка с дверным проемом, во вновь устроенном помещении установлено санитарно-технические оборудование (ванна и унитаз) (в соответствии с Актом проверки Службы государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам визуального осмотра помещения с кадастровым №, общей площадью 214,1 кв.м, по адресу: <адрес>.
Таким образом, собственником были выполнены самовольные работы по перепланировке и (или) переустройству (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ).
Со ссылкой на ст.ст. 25, 29 Жилищного кодекса РФ, ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 45, 47.3 Федерального закон РФ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, Истец указывает, что при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. Поскольку предмет охраны памятника не определен, указанные самовольная перепланировка и самовольное переустройство повлекли за собой изменение облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структуры, интерьера наследия объекта культурного наследия, включенного в реестр, что противоречат требованиям, установленным законом, а именно собственник объекта культурного наследия обязан не проводить работы, изменяющие облик, объемнопланировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен. Помимо этого, собственник помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Истец указывает, что в результате неправомерных действий ФИО1 существует угроза причинения вреда объекту культурного наследия, угроза жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном доме, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях: устройство санитарных узлов в указанном помещении над жилыми комнатами и кухнями квартир дома.
Просит суд, обязать ФИО1 в течение 6 месяцев со дня вступления решения Кировского районного суда <адрес> в законную силу, выполнить в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», работы по приведению нежилого помещения с кадастровым №, общей площадью 214,1 кв.м. по адресу: <адрес>, в состояние на момент заключения Охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ. № (схема размещения ценных элементов объекта культурного наследия (2 этаж), что соответствует поэтажному плану строения, отображенному в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ с учетом внесенных изменений ДД.ММ.ГГГГ; демонтировать металлическую лестницу со стороны главного фасада, ведущую на второй этаж к помещению № (в соответствии с поэтажным планом строения, отображенным в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных изменений ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании представитель Истца Службы по охране объектов культурного наследия <адрес> – ФИО4-н., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик ФИО1, извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, реализовал свое право на участие в судебном заседании через представителя по доверенности.
В судебном заседании представитель Ответчика ФИО1 - Лёрек Р.П., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в части демонтажа металлической лестницы со стороны главного фасада, ведущую на второй этаж, исковые требования о проведении работ по приведению нежилого помещения в первоначальное состояние (состояние на момент заключения Охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ. №) не признал, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
В судебном заседании третье лицо ФИО2, исковые требования полагала законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, полностью поддержав позицию Истца, суду пояснила, что из-за проведенной ФИО1 перепланировки, ее квартиру постоянно затапливает на протяжении нескольких лет, т.к. в своем нежилом помещении, которое Ответчик использует как гостиницу, он провел перепланировку и переустройство, установив санузлы, которые находятся над жилыми помещениями и кухнями жильцов дома. По ее иску к ФИО1 о возмещении материального ущерба, вызванного затоплением квартиры суд вынес решение об удовлетворении требований. Однако Ответчик не предпримет мер по приведению своего объекта в надлежащее состояние, что создает угрозу затоплений ее жилого помещения. Просила суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Третье лицо – Служба государственного жилищного и строительного надзора <адрес>, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направила, об уважительности причин неявки суд в известность не поставило, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства как каждое в отдельности, так в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 3 ст. 1 ГК РФ).
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно положениям ст.10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 6 указанного закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В связи с необходимостью достижения целей государственной охраны указанным законом установлена специальная согласовательно - разрешительная процедура проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с пп. 6 п. 6 ст. 11 Федерального закона №73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия вправе предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Судом установлено, что Здание, расположенное по адресу: <адрес>, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба», сер. Х1Х в. (зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером №).
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).
Собственником нежилых помещений, расположенных на 2 – этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 214, 1 кв.м., и кадастровый № общей площадью 18, 2 кв.м., является ФИО1, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН № № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых также следует, что зарегистрировано ограничение (обременение) права: охранное обязательство по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из представленного в материалы дела Охранного обязательства по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) № от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении памятника «Усадьба: дом жилой, дом жилой», сер. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, (по данным «Госоргана»: <адрес>, лит. А, А1, А2, Б), следует, что оно выдано ФИО1 (собственник) государственному органу охраны объектов культурного наследия Службе по охране объектов <адрес> (Госорган).
Предметом охраны является объемно – планировочное построение здания в габаритах капитальных конструкций, а также элементы оформления главного фасада, перечисленные в приложении к Акту технического состояния памятника от ДД.ММ.ГГГГ – Схеме размещения ценных элементов памятника.
Условия по сохранению памятника определяются в соответствии с Актом технического состояния, который является неотъемлемой частью охранного обязательства (п. 2.1 Охранного обязательства).
В целях сохранения Памятника Собственник обязуется сохранять в неизменном виде ценные элементы Памятника, выполнять работы, определенные Актом технического состояния, с соблюдением указанных сроков и требований к качеству и квалификации выполняющего соответствующие работы. При подготовке проектной документации и осуществлении производственных работ на Памятнике, Собственник обязан обеспечить их соответствие нормам и правилам проведения ремонтных, строительных, реставрационных работ на Памятнике. Проведение Собственником всех видов работ в обязательном порядке подлежит согласованию с Госорганом (п.п. 2.2-2.4 Охранного обязательства).
Собственник обязан обеспечить соблюдение требований законодательства РФ в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны Памятника при передаче третьим лицам права владения и (или) пользования. Собственник обеспечивает соблюдение указанными лицами условий охранного обязательства. Собственник обязуется использовать Памятник под нежилые цели (п.п. 3.1-3.2 Охранного обязательства).
Собственник обязуется своевременно производить поддерживающий текущий, капитальный ремонт Памятника и благоустроительные работы независимо от сезона, а также ремонтно-реставрационные работы в сроки, предусмотренные в Акте технического состояния Памятника, а также выполнять разовые предписания Госоргана. Собственник обязуется обеспечивать указанные работы всей научно-проектной и технической документацией. Собственник обязан содержать Памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, а территорию Памятника в благоустроенном состоянии (п.п. 3.5, 3.6, 3.8 Охранного обязательства).
В соответствии с п. 3.11 Охранного обязательства, без специального письменного разрешения Госоргана Собственник не производит никаких пристроек к используемому Памятнику и переделок Памятника как внутри, так и снаружи.
В случае обнаружения Госорганом самовольных перестроек или переделок, таковые должны быть немедленно устранены за счет Собственника в срок, определяемый письменным предписанием Госоргана (п. 3.12 Охранного обязательства).
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Службы по охране объектов культурного наследия <адрес> к ФИО1 об обязании получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, представить на согласование проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести ремонтно-реставрационные работы в соответствии с проектной документацией, исковые требования Службы были удовлетворены. На ФИО1 возложена обязанность получить в Службе Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по <адрес> в <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, представить на согласование в Службу по охране объектов культурного наследия <адрес> проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по <адрес> в <адрес>, разработанную в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до 01.06.2016г., на основании разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия провести ремонтно-реставрационные работы в соответствии с проектной документацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр регламентированы ст. 47.2 указанного Федерального закона № 73-ФЗ.
В соответствии со ст. 47.3 указанного Федерального закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Как указано выше, принадлежащие Ответчику объекты недвижимости расположены в многоквартирном доме.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
Таким органом на территории <адрес> является Служба государственного жилищного и строительного надзора <адрес> в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп (ранее Служба государственного жилищного надзора <адрес>).
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Переоборудование является составной частью переустройства помещения.
Законодательство в целом определяет строительство как создание нового объекта, а иные виды строительных работ - реконструкцию, капитальный ремонт, перепланировку, переустройство и переоборудование - как изменение существующего объекта.
Объект недвижимости может утратить тождественность не только в результате нового строительства, но и при реконструкции, перепланировке, переустройстве и переоборудовании.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В п.п. 1.7.3, 1.7.4 Правил также предусмотрено, что перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Лицо, допустившее самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ).
При этом завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖК РФ).
Технические паспорта (планы) жилых помещений - это документы, содержащие техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям.
В силу ст. 29 Жилищного кодекса РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Судом установлено, что на основании Распоряжения заместителя руководителя Службы государственного жилищного надзора <адрес> №-ср-п от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка по обращению № от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении обязательных требований при использовании нежилого помещения.
Как следует из Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Службы государственного жилищного надзора <адрес>, нарушение обязательных требований выразилось в том, что собственник нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, кадастровый № и кадастровый №, ФИО1, выполнил самовольную перепланировку и переустройство без соблюдения требований, предусмотренных главой 4 Жилищного кодекса РФ.
В нежилом помещении с кадастровым номером № расположена гостиница «Старый город».
Согласно сведений, представленных Комитетом по управлению <адрес>ом Администрации <адрес>, собственнику помещений по адресу: <адрес> (второй этаж), разрешений на переустройство и (или) перепланировку нежилых помещений не выдавалось.
В результате проверки нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 214, 1 кв.м., по адресу: <адрес>, установлено, что в помещении произведена самовольная перепланировка и переустройство помещения, а именно:
- со стороны <адрес>, из оконного проема (второй этаж, второе окно) выполнен дверной проем с устройством металлической лестницы (помещение №);
- в помещении № установлены дополнительные перегородки другой конфигурации, не соответствующие техническому паспорту;
- в помещении № установлена дополнительная перегородка с дверным проемом. Во вновь устроенном помещении установлено санитарно-техническое оборудование (ванная и унитаз).
Допущено нарушение требований п. 1.7.1 Правил №, ч. 1 ст. 26, ч. 1, 2 ст. 25 Жилищного кодекса РФ.
В помещения №, №, №, №, №, № а также в нежилое помещение с кадастровым № – доступ не предоставлен.
Нумерация комнат согласно выкопировки из поэтажного плана дома, являющегося Приложением к техническому паспорту ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 проведены работы по перепланировке и переустройству принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости, в отсутствие разрешительной документации, т.е. объект самовольно перепланирован, переустроен.
Из представленного в материалы дела Акта выездного обследования Службы по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, по Заданию № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, следует, что по результатам осмотра установлено на главном фасаде объекта, со стороны главного (юго-восточного) фасада по второй оси второго этажа оконный проем закрыт до дверного. Установлена металлическая лестница, ведущая на 2 этаж (лестница закрывает оконный проем по первой оси первого этажа). Лестничная площадка установлена на металлических столбах, установлены козырьки из металлического каркаса накрытые оргстеклом (по второй оси второго этажа и по третьей оси первого этажа). Установлены пластиковые окна и металлические решетки на окнах, кондиционер под лестницей, информационное электронное табло. В стенах дома присутствуют трещины, установлены пластиковые окна, имеется обшивка профлистом.
Выявлены признаки нарушений обязательных требований к содержанию и использованию, а также сохранению объекта культурного наследия: самовольно переоборудован объект в гостиничное помещение, дверной проем на втором этаже установлен из оконного проема, устроена наружная металлическая лестница, по которой осуществляется вход на второй этаж в помещения гостиницы, деревянные рамы оконных проемов заменены на пластиковые стеклопакеты, металлические решетки на окнах; не обеспечена сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия, размещение на здании рекламных вывесок (ст. 47.2, 47.3., п. 1 ст. 35.1 Федерального закона № 73-ФЗ, п. 5 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп).
Согласно ответа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № на запрос Службы по охране объектов культурного наследия <адрес>, разрешение на проведение перепланировки/переустройства/реконструкции объекта недвижимости по адресу: <адрес> (литер А) не выдавалось.
В соответствии с Актом наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) Службы по охране объектов культурного наследия <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного на основании Задания № от ДД.ММ.ГГГГ, с рассмотрением Акта выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированного представления по результатам выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, сведений ЕГРН, сведений из Публичной кадастровой карты, сведений ГИС ЖКХ, решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу 2-2102/2015, Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Службы государственного жилищного надзора <адрес>, установлены нарушения требований к сохранению, содержанию и использованию памятника архитектуры по адресу: <адрес> (литер. А) (далее - Памятник), входящего в состав ансамбля «Усадьба», сер. XIX в., зарегистрированного в качестве объекта культурного регионального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ под номером № (Приказ Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № -р), (со стороны <адрес>, из оконного проема (второй этаж, второе окно) выполнен дверной проем с устройством металлической лестницы (помещение №); в помещении № установлены дополнительные перегородки другой конфигурации, не соответствующие техническому паспорту; в помещении № установлена дополнительная перегородка с дверным проемом. Во вновь устроенном помещении установлено санитарно-техническое оборудование (ванная и унитаз).
Указано, что поскольку предмет охраны памятника не определен, указанные самовольная перепланировка и переустройство повлекли за собой изменение облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структуры, интерьера наследия, объекта культурного наследия, включенного в Реестр, что противоречит требованиям пп. 3 п. 1 ст. 47.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся в соответствии со ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
Требованиями п. 1 ст. 47.3 указанного Федерального закона N 73-ФЗ, запрещено проводить работы на объекте культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта не определен. Также запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.
Оценивая все вышеизложенное, учитывая, что в соответствии с действующим законодательством все работы на объекте культурного наследия проводятся исключительно в рамках работ по сохранению объекта культурного наследия, при этом в силу положений ст.ст. 40, 44, 45 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по перепланировке/переустройству помещений, находящихся в объекте культурного наследия, относятся к работам по его сохранению, а именно к работам по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, которое подлежит выполнению в соответствии с установленной законом процедурой (ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ) – на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением, с соблюдением требований Гражданского и градостроительного законодательства, при этом Ответчиком поименованные выше действия произведены в обход требований закона, суд находит требования Истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также, как указано выше, третье лицо ФИО2, суду пояснила, что из-за проведенной ФИО1 перепланировки, ее квартиру постоянно затапливает на протяжении нескольких лет, т.к. в своем нежилом помещении, которое Ответчик использует как гостиницу, он провел перепланировку и переустройство установив санузлы, которые находятся над жилыми помещениями и кухнями жильцов дома. По ее иску к ФИО1 о возмещении материального ущерба, вызванного затоплением квартиры, суд вынес решение об удовлетворении требований. Однако Ответчик не предпримет мер по приведению своего объекта в надлежащее состояние, что создает угрозу затоплений ее жилого помещения.
В подтверждение представлены подтверждающие полностью доводы ФИО2 Акты обследования управляющей компании ООО Холдинговая компания «Коммунальные системы» от ДД.ММ.ГГГГ, три Акта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, акт без даты, ответ на запрос от Муниципального унитарного аварийно-ремонтного предприятия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Также суду представлено вступившее в законную силу решение Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО2 (3-е лицо в настоящем гражданском деле) к ФИО1 о возмещении материального ущерба, вызванного затоплением квартиры по адресу: <адрес> на первом этаже.
При рассмотрении указанного дела Куйбышевским районным судом <адрес> было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 поступила заявка на вызов бригады аварийной службы, в связи с затоплением квартиры по адресу: <адрес> на первом этаже. По прибытию бригады обнаружено, что на втором этаже здания находится Гостиница «Старый город», в которой произошёл прорыв трубы отопления. Причина затопления – незаконное переустройство и перепланировка помещений на втором этаже, не согласованный перенос коммуникаций (собственник ФИО1). Факт устройства ванных комнат и туалетов в гостинице «Старый город», расположенных непосредственно над жилыми комнатами и кухнями квартир дома по адресу: <адрес>, подтвержден, в том числе экспертным заключением ООО «СтройЭксперт».
Решением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. С ФИО1 в пользу ФИО2 взыскана сумма ущерба при заливе квартиры, восстановительная стоимость мебели.
Доводы третьего лица ФИО2 о том, что действиями Ответчика нарушаются ее права, а также нарушаются права и законные интересы других собственников в указанном доме, в том числе на безопасное проживание, т.к. незаконные действия ответчика оказывают негативное влияние на безопасную эксплуатацию МКД, суд находит заслуживающими внимание, т.к. перепланировка и переустройство (переоборудование) заявленного в спор объекта недвижимости в многоквартирном жилом доме, путем переноса инженерных сетей в непредназначенное для этого изначально место, противоречит требованиям закона.
Принимая во внимание вышеприведенные нормативные положения и обстоятельства дела, а именно, что в результате выполненных Ответчиком перепланировки, переустройства (переоборудования), произведены мероприятия, связанные с установкой санитарных узлов, которые располагаются над жилыми комнатами и кухнями нижерасположенных квартир, в нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, а как указано в этих Правилах и нормах, перепланировка помещений, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается, а также, что в результате неправомерных действий ФИО1 существует угроза причинения вреда как объекту культурного наследия, так и угроза жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, их имуществу, суд приходит к выводу о том, что выполненные Ответчиком работы не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы ответчика и иных лиц.
Доводы стороны ответчика, изложенные в представленном в материалы дела письменном отзыве, не принимаются судом, т.к. основаны на неверном, избирательном толковании норм материального права, исходя из процессуальной позиции ответчика.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании ФИО1 в течение 6 месяцев со дня вступления решения Кировского районного суда <адрес> в законную силу, выполнить в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», работы по приведению нежилого помещения с кадастровым №, общей площадью 214,1 кв.м. по адресу: <адрес>, в состояние на момент заключения Охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ. № (схема размещения ценных элементов объекта культурного наследия (2 этаж), что соответствует поэтажному плану строения, отображенному в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ с учетом внесенных изменений ДД.ММ.ГГГГ; обязании демонтировать металлическую лестницу со стороны главного фасада, ведущую на второй этаж к помещению № (в соответствии с поэтажным планом строения, отображенным в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных изменений ДД.ММ.ГГГГ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы по охране объектов культурного наследия <адрес> - удовлетворить.
Обязать ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт № №, выдан ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 380-006) в течение 6 месяцев со дня вступления решения Кировского районного суда <адрес> в законную силу, выполнить в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», работы по приведению нежилого помещения с кадастровым №, общей площадью 214,1 кв.м. по адресу: <адрес>, в состояние на момент заключения Охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ. № (схема размещения ценных элементов объекта культурного наследия (2 этаж), что соответствует поэтажному плану строения, отображенному в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ с учетом внесенных изменений ДД.ММ.ГГГГ; обязать демонтировать металлическую лестницу со стороны главного фасада, ведущую на второй этаж к помещению № (в соответствии с поэтажным планом строения, отображенным в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных изменений ДД.ММ.ГГГГ).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.М. Тимофеева
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Судья.