Решение по делу № 33-5460/2024 от 26.03.2024

№ 33-5460/2024

Судья Урусова-Черняева В.В.

Дело № 2-975/2015

52RS0038-01-2015-000901-80

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 23 апреля 2024 года

Нижегородский областной суд в составе судьи Шикина А.В.,

при секретаре Чижовой Ю.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по частному представлению Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры

на определение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 30 ноября 2023 года об отсрочке исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 года по гражданскому делу по иску Прокурора Нижегородской природоохранной прокуратуры, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша,

УСТАНОВИЛ:

12.11.2015 Лукояновским районным судом Нижегородской области вынесено решение по гражданскому делу по иску Прокурора Нижегородской природоохранной прокуратуры, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша.

Решением суда иск Прокурора Нижегородской природоохранной прокуроры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управленияФедеральнойслужбы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша, удовлетворен.

На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 ГУФСИН России по Нижегородской области» возложена обязанность обеспечить нормативную очистку сточных вод, отводимых в р. Теша северо-восточнее жилого микрорайона № 2 города Лукоянова Нижегородской области, 15 метров выше моста через р. Теша, левый берег реки, в срок до 01.01.2018.

Решение вступило в законную силу 15.12.2015. Выдан исполнительный лист.

23.11.2023 Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения данного решения суда, указывая, что в целях исполнения решения суда ГУФСИН России по Нижегородской области и ФГУП УС СКФО ФСИН России была заключен государственный контракт от 24.12.2018 № 767 на выполнение г; проектно-изыскательных работ по объекту капитального строительства «Строительство канализационного коллектора ФКУ РЖ-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, г. Лукоянов, Нижегородская область». Финансирование на исполнение данных государственных контрактов осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 года)», утв. постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)» (далее ФЦП).

Выполнить проектно-изыскательные работы по объекту «Строительство канализационного коллектора ФКУ РЖ-20 ГУФСРТН России по Нижегородской области, г. Лукоянов, Нижегородская область» подрядчику не представилось возможным ввиду низкой стоимости работ, предусмотренных контрактом. В целях выхода из сложившейся ситуации Подрядчиком совместно с Заказчиком инициировано направление обращения в ФКУ ЦНТЛ ФСИН России (филиал г. Тверь) о разработке актуализированного сметного расчета стоимости проектно­изыскательных работ по указанному объекту. Утвержденная ФКУ ЦНТЛ ФСРРН России сметная стоимость указанных проектно-изыскательских работ составила *** руб. На основании реальной сметной стоимости работ произведена корректировка ФЦП.

20.11.2019 постановлением Правительства РФ № 1478 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно ­исполнительной системы (2018 - 2026 годы)» в ФЦП внесены изменения.

Стоимость проектно-изыскательских работ в измененной ФЦП увеличена до 1 011,0 тыс. руб. Затем проведены мероприятия по расторжению действующего государственного контракта и заключению нового государственного контракта со стоимостью проектно-изыскательских работ, определенной в измененной ФЦП. Также с Подрядчиком прорабатывался вопрос о продлении сроков выполнения работ до 01.08.2020.

27.12.2019 ГУФСИН России по Нижегородской области заключен государственный контракт № 746 на выполнение проектных и изыскательских работ с ФГУЛ УС СКФО ФСИН России на сумму ** рублей.

20.03.2020 исх. № 53/ТО/51-5250 и 04.06.2020 исх. № 53/ТО/51-10204 в УКСНЭР ФСИН России направлено письмо ГУФСИН России по Нижегородской области о рассмотрении возможности не исключения мероприятий по разработке ПИР и капитальному строительству объекта «Строительство канализационного коллектора ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, г. Лукоянов, Нижегородская область» из ФЦП произвести возврат в адрес Заказчика ранее отозванного финансирования под исполнение Заключенного с Подрядчиком государственного контракта, а также о рассмотрении возможности продления сроков исполнения указанных мероприятий, предусмотренных в ФЦП без изменения сметной стоимости разработки ПИР и капитального строительства объекта.

02.11.2020 исх. № 53/ТО/51-20746 в УКСНЭР ФСИН России направлено письмо ГУ ФСИН России по Нижегородской области о рассмотрении возможности не исключения мероприятий по разработке ПИР и капитальному строительству объекта. Строительство канализационного коллектора ФКУ ИК- 20 ГУФСИЙ1 России по Нижегородской области, г. Лукоянов, Нижегородская область из Й>1 Щ с продлением сроков исполнения, без изменения сметной стоимости.

Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы» (2018 - 2026 года), утв. Постановлением Правительства РФ 06.04.2018 № 420 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области было предусмотрено строительство канализационного коллектора протяженностью 129 м. с объемом финансирования 3 509 тыс. руб. Однако, в связи с сокращением расходов Федерального бюджета в 2020 году и последующей корректировкой ФЦП, строительство объекта - канализационный коллектор ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, а также многих других объектов капитального строительства уголовно-исполнительной системы РФбыли исключены.

В адрес ГУФСИН России по Нижегородской области направлялись письма 28.02.2020 исх. № 53/ТО/44/1-583 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области направлен запрос в ГУФСИН России по Нижегородской области о выделении денежных средств для проведения капитального ремонта системы водоотведения для подготовки исполнения решения суда.

27.07.2020 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о предоставлении информации по исполнению решения суда.

16.09.2020 и 30.10.2020 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области наплавлены письма в ГУФСИН России по Нижегородской области о предоставлении информации по вышеуказанному вопросу.

07.09.2021 в ГУФСИН России по Нижегородской области Региональным отделением Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» было направлено письмо о просьбе сообщить им о принятых мерах по очистке сточных вод ИК-20 и сроках выполнения работ по подключению к городскому коллектору.

08.10.2021 ГУФСИН России по Нижегородской области сообщает Региональному отделению Общероссийское общественное движение «Народный фронт», «За Россию», что федеральная Целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы» (2018 - 2026 годы), утв. постановлением Правительства РФ 06.04.2018 № 420, ФКУЦ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области было предусмотрено строительство канализационного коллектора протяженностью 129 м. с объемом финансирования *** руб. Однако, в связи с сокращением расходов федерального бюджета в 2020 году и последующей корректировкой ФЦП, строительство объекта - канализационный коллектор ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, а также многих других объектов капитального строительства уголовно-исполнительной системы РФ были исключены.

В целях корректировки в 2021 году ФЦП отделом капитального строительства и ремонта ГУФСИН России по Нижегородской области направлено письмо в УКСНЭР ФСИН России с обоснованием включения объектов капитального строительства уголовно-исполнительной системы по Нижегородской области в ФЦП, в том, что объект - канализационный коллектор (ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области со сроками реализации: проектно-изыскные работы в 2022 году, строительно-монтажные работы в 2023 году (письмо ГУФСИН от 04.06.2021 исх. № 53/ТО/51-11660).

26.11.2021 руководителю Лукояновского МОСП направлена переписка Регионального отделения Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» в Нижегородской области и ГУФСИН России по Нижегородской области.

Учреждение финансируется из федерального бюджета. В связи с этим, выполнение, всего комплекса природоохранных мероприятий по нормированию в области Окружающей среды крайне затруднительно. Иных источников финансирования, а также собственных средств, достаточных для недопущения и устранений выявленного нарушения, учреждение не имеет. Согласно Устава ФКУ ИК-27 является федеральным казенным учреждением. ФКУ ИК-20 является некоммерческой организацией (п. 1.6 Устава).

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных лиц, содержащихся под стражей. Из содержания подп. 6 п. 3 вышеуказанного Положения следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов. Подп. 6 п. 7 Положения определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций!

П. 1 Ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской федерации.

В силу п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетной сметой признается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской федерации (абзац 1 п. 1 ст. 122 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечений) выполнения функций казенного учреждения (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса Российской федерации).

В ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской федерации в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлен# настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств; Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

На основании изложенного следует, что ФСИН России как главный распорядитель доводит до ГУ ФСИН (территориального органа ФСИН России) бюджетные средства (финансирование) по различным статьям расходов, а ГУФСИН как территориальный орган распределяет бюджетные средства и доводит их до подведомственных учреждений по статьям расходов на определенные цели. Данный прядок доведения финансирования означает, что нельзя доведенное финансирование с целевым назначением.

В соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава Учреждения, ФКУ ИК-20, как казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

15.08.2023 Лукояновским районным судом Нижегородской области отказано в удовлетворении заявления ФКУ ИК-20 ГУ ФСИН России по Нижегородской области о прекращении исполнительного производства № 2830/18/52017-ИП по гражданскому делу № 2-978/2015.

01.09.2023 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области направлена в Судебную коллегию по гражданским делам частная жалоба на определение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 15.08.2023. Внастоящее время в стадии рассмотрения.

04.05.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии мер по исполнению решения суда.

22.05.2023 в адрес ФКУ ИК-20 поступил ответ с ГУФСИН России по Нижегородской области.

11.09.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии мер по исполнению решения суда.

01.11.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии мер по исполнению решения суда.

02.11.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии мер по исполнению решения суда.

23.11.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о выделении денежных средств для капитального строительства канализационного коллектора.

До настоящего времени ответ ГУФСИН России по Нижегородской области в адрес ФКУ ИК-20 не поступал.

Проектно-изыскательные работы по объекту «Строительство канализационного коллектора ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области» будут проведены в ближайшие сроки за счет средств, выделенных из Федерального бюджета (дополнительного источника финансирования).

На основании изложенного ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области просило отсрочить по делу № 2-978/2015 возложение на ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области обязанности организовать и обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша, до 30.12.2026.

Определением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 30 ноября 2023 года постановлено: заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» об отсрочке исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 по гражданскому делу № 2-978/2015 по иску Прокурора Нижегородской природоохранной прокуратуры, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управленияФедеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша, удовлетворить.

Отсрочить Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний ею Нижегородской области» исполнение решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 по гражданскому делу по иску Прокурора Нижегородской природоохранной прокуратуры, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний

по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша, на срок до 29.12.2024.

В частном представлении заместитель Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Михайлов А.О., не соглашаясь с принятым определением, просит его отменить и принять новое определение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки.

В обоснование жалобы указано, что должником не принимаются меры, направленные на исполнение решения суда, находящегося на исполнении свыше 5 лет.

Испрашиваемый срок отсрочки не мотивирован, должником не представлено доказательств появления у него реальной возможности исполнения решения суда за испрашиваемый срок без ущерба интересам взыскателя.

На частное представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора поступили возражения ФКУ «Исправительная колония № 20 ГУФСИН по Нижегородской области» с просьбой определение суда оставить без изменения, представление без удовлетворения.

Законность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ.

Частное представление жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается в порядке ч. 3,4 статьи 333 ГПК РФ без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частного представления, поступившие возражения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 на срок до 29.12.2024, суд учитывал финансовое положение ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, а также проведенную Учреждением работу в целях исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015, пришел к выводу, что имеются обстоятельства затрудняющие исполнение судебного решения в установленный законом срок.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что решением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 года удовлетворен иск Прокурора Нижегородской природоохранной прокуроры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управленияФедеральнойслужбы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша.

На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 ГУФСИН по Нижегородской области» возложена обязанность обеспечить нормативную очистку сточных вод, отводимых в р. Теша северо-восточнее жилого микрорайона № 2 города Лукоянова Нижегородской области, 15 метров выше моста через р. Теша, левый берег реки, в срок до 01.01.2018.

Решение вступило в законную силу 15.12.2015. Выдан исполнительный лист.

ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, сослалось на то, что имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, такие как финансовое положение ответчика, а также на принятие должником всевозможных мер для исполнения решения суда в срок.

В соответствии с п. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 от 26.06.2008 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений о рассрочке или отсрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный лист был предъявлен к исполнению.

Таким образом, согласно действующему законодательству, основания для предоставления отсрочки должны носить исключительный характер, когда имеются серьезные препятствия и затруднения к исполнению решения суда, поскольку отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту прав взыскателя, чьи права подтверждены судебным актом.

При этом Гражданский процессуальный кодекс РФ не содержит перечня оснований для отсрочки судебного постановления, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления, должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав сторон.

При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.

Изучив и проанализировав доводы ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, представленные в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта документы, материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанного заявления, поскольку заявителем не представлено достоверных, бесспорных и убедительных доказательств наличия исключительных обстоятельств, являющихся основанием для отсрочки исполнения решения суда до 29.12.2024.

Указанные заявителем обстоятельства не являются исключительными и не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления рассрочки.

Взыскатели вправе рассчитывать на своевременное и в полном объеме исполнение вступившего в законную силу судебного решения.

Также суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать, что при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного решения необходимо учитывать не только интересы должника, но и интересы взыскателей, в противном случае отсрочка исполнения судебного решения может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить не только общим целям правосудия и исполнительного производства, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией РФ.

Кроме того, в силу действующего законодательства отсрочка исполнения решения суда предполагает изменение срока его исполнения и переноса на более поздний срок по сравнению с установленным, поэтому может быть предоставлена только при наличии исключительных обстоятельств, которых не установлено.

Из материалов дела следует, что решение суда не исполняется 5 лет, и надлежащие меры к его исполнению заявителем не принимаются. Отсутствие денежных средств не является исключительным основанием для отсрочки исполнения решения суда.

При таких обстоятельствах дела определение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежит отмене с принятием нового определения об отказе в удовлетворения заявления Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» об отсрочке исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015.

Руководствуясь ст.ст. 330, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 30 ноября 2023 года отменить.

Разрешить вопрос по существу.

В удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» об отсрочке исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.04.2024.

Судья Шикин А.В.

№ 33-5460/2024

Судья Урусова-Черняева В.В.

Дело № 2-975/2015

52RS0038-01-2015-000901-80

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 23 апреля 2024 года

Нижегородский областной суд в составе судьи Шикина А.В.,

при секретаре Чижовой Ю.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по частному представлению Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры

на определение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 30 ноября 2023 года об отсрочке исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 года по гражданскому делу по иску Прокурора Нижегородской природоохранной прокуратуры, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша,

УСТАНОВИЛ:

12.11.2015 Лукояновским районным судом Нижегородской области вынесено решение по гражданскому делу по иску Прокурора Нижегородской природоохранной прокуратуры, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша.

Решением суда иск Прокурора Нижегородской природоохранной прокуроры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управленияФедеральнойслужбы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша, удовлетворен.

На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 ГУФСИН России по Нижегородской области» возложена обязанность обеспечить нормативную очистку сточных вод, отводимых в р. Теша северо-восточнее жилого микрорайона № 2 города Лукоянова Нижегородской области, 15 метров выше моста через р. Теша, левый берег реки, в срок до 01.01.2018.

Решение вступило в законную силу 15.12.2015. Выдан исполнительный лист.

23.11.2023 Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения данного решения суда, указывая, что в целях исполнения решения суда ГУФСИН России по Нижегородской области и ФГУП УС СКФО ФСИН России была заключен государственный контракт от 24.12.2018 № 767 на выполнение г; проектно-изыскательных работ по объекту капитального строительства «Строительство канализационного коллектора ФКУ РЖ-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, г. Лукоянов, Нижегородская область». Финансирование на исполнение данных государственных контрактов осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 года)», утв. постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)» (далее ФЦП).

Выполнить проектно-изыскательные работы по объекту «Строительство канализационного коллектора ФКУ РЖ-20 ГУФСРТН России по Нижегородской области, г. Лукоянов, Нижегородская область» подрядчику не представилось возможным ввиду низкой стоимости работ, предусмотренных контрактом. В целях выхода из сложившейся ситуации Подрядчиком совместно с Заказчиком инициировано направление обращения в ФКУ ЦНТЛ ФСИН России (филиал г. Тверь) о разработке актуализированного сметного расчета стоимости проектно­изыскательных работ по указанному объекту. Утвержденная ФКУ ЦНТЛ ФСРРН России сметная стоимость указанных проектно-изыскательских работ составила *** руб. На основании реальной сметной стоимости работ произведена корректировка ФЦП.

20.11.2019 постановлением Правительства РФ № 1478 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно ­исполнительной системы (2018 - 2026 годы)» в ФЦП внесены изменения.

Стоимость проектно-изыскательских работ в измененной ФЦП увеличена до 1 011,0 тыс. руб. Затем проведены мероприятия по расторжению действующего государственного контракта и заключению нового государственного контракта со стоимостью проектно-изыскательских работ, определенной в измененной ФЦП. Также с Подрядчиком прорабатывался вопрос о продлении сроков выполнения работ до 01.08.2020.

27.12.2019 ГУФСИН России по Нижегородской области заключен государственный контракт № 746 на выполнение проектных и изыскательских работ с ФГУЛ УС СКФО ФСИН России на сумму ** рублей.

20.03.2020 исх. № 53/ТО/51-5250 и 04.06.2020 исх. № 53/ТО/51-10204 в УКСНЭР ФСИН России направлено письмо ГУФСИН России по Нижегородской области о рассмотрении возможности не исключения мероприятий по разработке ПИР и капитальному строительству объекта «Строительство канализационного коллектора ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, г. Лукоянов, Нижегородская область» из ФЦП произвести возврат в адрес Заказчика ранее отозванного финансирования под исполнение Заключенного с Подрядчиком государственного контракта, а также о рассмотрении возможности продления сроков исполнения указанных мероприятий, предусмотренных в ФЦП без изменения сметной стоимости разработки ПИР и капитального строительства объекта.

02.11.2020 исх. № 53/ТО/51-20746 в УКСНЭР ФСИН России направлено письмо ГУ ФСИН России по Нижегородской области о рассмотрении возможности не исключения мероприятий по разработке ПИР и капитальному строительству объекта. Строительство канализационного коллектора ФКУ ИК- 20 ГУФСИЙ1 России по Нижегородской области, г. Лукоянов, Нижегородская область из Й>1 Щ с продлением сроков исполнения, без изменения сметной стоимости.

Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы» (2018 - 2026 года), утв. Постановлением Правительства РФ 06.04.2018 № 420 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области было предусмотрено строительство канализационного коллектора протяженностью 129 м. с объемом финансирования 3 509 тыс. руб. Однако, в связи с сокращением расходов Федерального бюджета в 2020 году и последующей корректировкой ФЦП, строительство объекта - канализационный коллектор ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, а также многих других объектов капитального строительства уголовно-исполнительной системы РФбыли исключены.

В адрес ГУФСИН России по Нижегородской области направлялись письма 28.02.2020 исх. № 53/ТО/44/1-583 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области направлен запрос в ГУФСИН России по Нижегородской области о выделении денежных средств для проведения капитального ремонта системы водоотведения для подготовки исполнения решения суда.

27.07.2020 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о предоставлении информации по исполнению решения суда.

16.09.2020 и 30.10.2020 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области наплавлены письма в ГУФСИН России по Нижегородской области о предоставлении информации по вышеуказанному вопросу.

07.09.2021 в ГУФСИН России по Нижегородской области Региональным отделением Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» было направлено письмо о просьбе сообщить им о принятых мерах по очистке сточных вод ИК-20 и сроках выполнения работ по подключению к городскому коллектору.

08.10.2021 ГУФСИН России по Нижегородской области сообщает Региональному отделению Общероссийское общественное движение «Народный фронт», «За Россию», что федеральная Целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы» (2018 - 2026 годы), утв. постановлением Правительства РФ 06.04.2018 № 420, ФКУЦ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области было предусмотрено строительство канализационного коллектора протяженностью 129 м. с объемом финансирования *** руб. Однако, в связи с сокращением расходов федерального бюджета в 2020 году и последующей корректировкой ФЦП, строительство объекта - канализационный коллектор ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, а также многих других объектов капитального строительства уголовно-исполнительной системы РФ были исключены.

В целях корректировки в 2021 году ФЦП отделом капитального строительства и ремонта ГУФСИН России по Нижегородской области направлено письмо в УКСНЭР ФСИН России с обоснованием включения объектов капитального строительства уголовно-исполнительной системы по Нижегородской области в ФЦП, в том, что объект - канализационный коллектор (ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области со сроками реализации: проектно-изыскные работы в 2022 году, строительно-монтажные работы в 2023 году (письмо ГУФСИН от 04.06.2021 исх. № 53/ТО/51-11660).

26.11.2021 руководителю Лукояновского МОСП направлена переписка Регионального отделения Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» в Нижегородской области и ГУФСИН России по Нижегородской области.

Учреждение финансируется из федерального бюджета. В связи с этим, выполнение, всего комплекса природоохранных мероприятий по нормированию в области Окружающей среды крайне затруднительно. Иных источников финансирования, а также собственных средств, достаточных для недопущения и устранений выявленного нарушения, учреждение не имеет. Согласно Устава ФКУ ИК-27 является федеральным казенным учреждением. ФКУ ИК-20 является некоммерческой организацией (п. 1.6 Устава).

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных лиц, содержащихся под стражей. Из содержания подп. 6 п. 3 вышеуказанного Положения следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов. Подп. 6 п. 7 Положения определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций!

П. 1 Ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской федерации.

В силу п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетной сметой признается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской федерации (абзац 1 п. 1 ст. 122 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечений) выполнения функций казенного учреждения (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса Российской федерации).

В ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской федерации в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлен# настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств; Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

На основании изложенного следует, что ФСИН России как главный распорядитель доводит до ГУ ФСИН (территориального органа ФСИН России) бюджетные средства (финансирование) по различным статьям расходов, а ГУФСИН как территориальный орган распределяет бюджетные средства и доводит их до подведомственных учреждений по статьям расходов на определенные цели. Данный прядок доведения финансирования означает, что нельзя доведенное финансирование с целевым назначением.

В соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава Учреждения, ФКУ ИК-20, как казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

15.08.2023 Лукояновским районным судом Нижегородской области отказано в удовлетворении заявления ФКУ ИК-20 ГУ ФСИН России по Нижегородской области о прекращении исполнительного производства № 2830/18/52017-ИП по гражданскому делу № 2-978/2015.

01.09.2023 ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области направлена в Судебную коллегию по гражданским делам частная жалоба на определение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 15.08.2023. Внастоящее время в стадии рассмотрения.

04.05.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии мер по исполнению решения суда.

22.05.2023 в адрес ФКУ ИК-20 поступил ответ с ГУФСИН России по Нижегородской области.

11.09.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии мер по исполнению решения суда.

01.11.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии мер по исполнению решения суда.

02.11.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии мер по исполнению решения суда.

23.11.2023 ФКУ ИК-20 направлено письмо в ГУФСИН России по Нижегородской области о выделении денежных средств для капитального строительства канализационного коллектора.

До настоящего времени ответ ГУФСИН России по Нижегородской области в адрес ФКУ ИК-20 не поступал.

Проектно-изыскательные работы по объекту «Строительство канализационного коллектора ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области» будут проведены в ближайшие сроки за счет средств, выделенных из Федерального бюджета (дополнительного источника финансирования).

На основании изложенного ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области просило отсрочить по делу № 2-978/2015 возложение на ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области обязанности организовать и обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша, до 30.12.2026.

Определением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 30 ноября 2023 года постановлено: заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» об отсрочке исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 по гражданскому делу № 2-978/2015 по иску Прокурора Нижегородской природоохранной прокуратуры, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управленияФедеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша, удовлетворить.

Отсрочить Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний ею Нижегородской области» исполнение решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 по гражданскому делу по иску Прокурора Нижегородской природоохранной прокуратуры, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний

по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша, на срок до 29.12.2024.

В частном представлении заместитель Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Михайлов А.О., не соглашаясь с принятым определением, просит его отменить и принять новое определение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки.

В обоснование жалобы указано, что должником не принимаются меры, направленные на исполнение решения суда, находящегося на исполнении свыше 5 лет.

Испрашиваемый срок отсрочки не мотивирован, должником не представлено доказательств появления у него реальной возможности исполнения решения суда за испрашиваемый срок без ущерба интересам взыскателя.

На частное представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора поступили возражения ФКУ «Исправительная колония № 20 ГУФСИН по Нижегородской области» с просьбой определение суда оставить без изменения, представление без удовлетворения.

Законность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ.

Частное представление жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается в порядке ч. 3,4 статьи 333 ГПК РФ без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частного представления, поступившие возражения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 на срок до 29.12.2024, суд учитывал финансовое положение ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, а также проведенную Учреждением работу в целях исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015, пришел к выводу, что имеются обстоятельства затрудняющие исполнение судебного решения в установленный законом срок.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что решением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 года удовлетворен иск Прокурора Нижегородской природоохранной прокуроры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Главного управленияФедеральнойслужбы исполнения наказаний по Нижегородской области» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша.

На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 ГУФСИН по Нижегородской области» возложена обязанность обеспечить нормативную очистку сточных вод, отводимых в р. Теша северо-восточнее жилого микрорайона № 2 города Лукоянова Нижегородской области, 15 метров выше моста через р. Теша, левый берег реки, в срок до 01.01.2018.

Решение вступило в законную силу 15.12.2015. Выдан исполнительный лист.

ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, сослалось на то, что имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, такие как финансовое положение ответчика, а также на принятие должником всевозможных мер для исполнения решения суда в срок.

В соответствии с п. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 от 26.06.2008 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений о рассрочке или отсрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный лист был предъявлен к исполнению.

Таким образом, согласно действующему законодательству, основания для предоставления отсрочки должны носить исключительный характер, когда имеются серьезные препятствия и затруднения к исполнению решения суда, поскольку отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту прав взыскателя, чьи права подтверждены судебным актом.

При этом Гражданский процессуальный кодекс РФ не содержит перечня оснований для отсрочки судебного постановления, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления, должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав сторон.

При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.

Изучив и проанализировав доводы ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области, представленные в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта документы, материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанного заявления, поскольку заявителем не представлено достоверных, бесспорных и убедительных доказательств наличия исключительных обстоятельств, являющихся основанием для отсрочки исполнения решения суда до 29.12.2024.

Указанные заявителем обстоятельства не являются исключительными и не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления рассрочки.

Взыскатели вправе рассчитывать на своевременное и в полном объеме исполнение вступившего в законную силу судебного решения.

Также суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать, что при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного решения необходимо учитывать не только интересы должника, но и интересы взыскателей, в противном случае отсрочка исполнения судебного решения может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить не только общим целям правосудия и исполнительного производства, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией РФ.

Кроме того, в силу действующего законодательства отсрочка исполнения решения суда предполагает изменение срока его исполнения и переноса на более поздний срок по сравнению с установленным, поэтому может быть предоставлена только при наличии исключительных обстоятельств, которых не установлено.

Из материалов дела следует, что решение суда не исполняется 5 лет, и надлежащие меры к его исполнению заявителем не принимаются. Отсутствие денежных средств не является исключительным основанием для отсрочки исполнения решения суда.

При таких обстоятельствах дела определение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежит отмене с принятием нового определения об отказе в удовлетворения заявления Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» об отсрочке исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015.

Руководствуясь ст.ст. 330, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 30 ноября 2023 года отменить.

Разрешить вопрос по существу.

В удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» об отсрочке исполнения решения Лукояновского районного суда Нижегородской области от 12.11.2015 – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.04.2024.

Судья Шикин А.В.

33-5460/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Нижегородский природоохранный прокурор
Ответчики
ФКУ ИК-20 ГКУФСИН России по Нижегородской области
Другие
Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Департамент Росприроднадзора по ПФО
Суд
Нижегородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
29.03.2024Передача дела судье
23.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Передано в экспедицию
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее