Решение по делу № 2-23/2025 (2-605/2024;) от 19.09.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2025 года г. Уяр

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Приваловой О.В.

при секретаре Филатовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Швецова Андрея Гелиевича к администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края о возмещении ущерба, причиненного пожаром,

УСТАНОВИЛ:

Швецов А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края о возмещении ущерба, причиненного в результате пожара.

Определением суда от 11.02.2025 года производство по делу в части исковых требований Швецова А.Г. о взыскании денежной компенсации морального вреда прекращено в связи с отказом истца от указанных исковых требований.

Требования мотивированы тем, что Швецов А.Г. являлся собственником нежилого здания – магазина и земельного участка, расположенных по адресу: РФ, <адрес> Г. В результате чрезвычайной ситуации – пожара, произошедшего 07.05.2022 года на территории г. Уяра, указанное задание было полностью уничтожено огнем. Согласно отчету об оценке причиненный истцу вред оценен в 24 000 000 рублей. По факту случившегося во Втором следственном отделе Второго управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия возбуждено уголовное дело . Постановлением от 08.08.2024 года указанное уголовное дело прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Постановлением от 23.05.2022 года истец признан потерпевшим по данному уголовному делу. В ходе предварительного следствия по уголовному делу проведены судебные оценочные экспертизы, которыми установлена стоимость имущества и построек (объектов недвижимости), уничтоженных пожаром, однако истец полагает, что оценка имущества по экспертизам, проведенным в рамках уголовного дела, была занижена, в связи с чем он самостоятельно обратился к оценщику, который установил стоимость здания, указанную в иске.

Истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу стоимость ущерба, причиненного пожаром 07.05.2022 года в размере 24 000 000 рублей.

Ранее в судебном заседании представители истца Шадрина Ю.С. и Муравьёва Ф.З. поясняли, что полагают необходимым взыскать с ответчика стоимость ущерба, именно в размере 24 000 000 рублей, поскольку при проведении оценки в рамках уголовного дела экспертами не учитывалось, что фактически на момент пожара здание магазина было реконструировано, имеется разрешение на строительство, и площадь здания на момент пожара составляла 1189,1 кв.м.

Истец Швецов А.Г., его представители Шадрина Ю.С. и Муравьёва Ф.З., представитель ответчика администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края, третье лицо ФИО7, представители третьих лиц Правительства Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края, привлеченных к участию в деле определением суда от 21.10.2024 года, ПАО Сбербанк России, привлеченный к участию в деле определением суда от 13.01.2025 года, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.

От администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края поступил отзыв, согласно которому требования истца полагают не подлежащими удовлетворению, поскольку вины администрации г. Уяра в произошедшем пожаре не имеется.

Министерство финансов Красноярского края также представило в суд пояснения, согласно которым указали, что постановлением от 08.08.2024 года уголовное дело прекращено. Сам по себе факт возбуждения уголовного дела не может являться доказательством противоправности и незаконности действий должностного лица. Доказательств наличия на праве собственности у истца указанного им имущества не имеется. Наступление массового пожара носило непредвиденный характер вследствие наступления неблагоприятных погодных условий.

От Правительства Красноярского края поступил отзыв, согласно которому указано, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в пределах г. Уяра относится к вопросам местного значения и реализуется органом местного самоуправления - администрацией. Истцом не представлено документов, подтверждающих наличие оснований возмещения вреда.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ст. 1064 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 18.02.2005 № 13-3040 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Уярский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» муниципальное образование город Уяр наделено статусом городского поселения.

Перечень вопросов местного значения городского поселения закреплен в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующих территорий Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к вопросам местного значения городского поселения, городского округа, внутригородского района (пункт 9 части 1 статьи 14, пункт 10 части 1 статьи 16, пункт 4 части 1 статьи 16.2).

Отраслевым законом, раскрывающим содержание полномочий муниципальных образований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов.

Так, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с п. 5, п. 7, п.9, п. 11 Плана противопожарного обустройства г. Уяра на 2022 года, утвержденного Постановлением администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края от 28.02.2022 года № 85-п «О подготовке к пожароопасному весенне-летнему периоду 2022 года» на администрацию г. Уяра была возложена обязанность организовать в городе и на окраинах населенного пункта выполнение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при пожарах на здания и сооружения (обновление/обустройство новых защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, поддержание в исправном состоянии источников пожаротушения), а также мероприятий по определению заброшенных бесхозяйных строений и земельных участков.

Кроме того, согласно п.9, п. 18, п. 22 ч. 1 ст. 7 Устава г. Уяра, принятого решением Уярского городского Совета депутатов от 14.08.1997 года № 08, администрация г. Уяра отвечает в частности: за выполнение первичных мер пожарной безопасности в границах города; за организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; за организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Красноярского края от 07.05.2022 года № 380-п на территории Красноярского края введен режим чрезвычайной ситуации, связанной с неблагоприятными метеорологическими условиями, а также массовыми пожарами.

07.05.2022 года постановлением администрации г. Уяра Красноярского края №219-п на территории МО Уярского района введен режим чрезвычайной ситуации в связи с возникшим в городе пожаром.

В производстве второго следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия находилось уголовное дело , возбужденное 08.05.2022 года по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ, по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения должностными лицами муниципальных образований и органов государственной власти Красноярского края в сфере пожарного надзора своих обязанностей, повлекших смерть 8 лиц, а также причинение особо крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.

Предварительным следствием установлено, что 07.05.2022 года на территории г. Уяра в районе ручья Разбойный произошло неконтролируемое возгорание горючих материалов, на несанкционированной свалке, которое под воздействием ветра по сухой растительности и твердым коммунальным отходам беспрепятственно распространилось к домовладениям и иным объектам по улицам г. Уяра, где перешло в пожары. Вышеуказанное распространение огня стало возможным в связи с неисполнением заместителем главы города Уяра по обеспечению жизнедеятельности ФИО7 своих обязанностей в сфере пожарной безопасности и очистки территории муниципального образования от горючих отходов и сухой растительности, что повлекло к уничтожению и повреждению огнем имущества на 233 домовладениях и 17 нежилых строений, и как следствие, причинение 284 потерпевшим особо крупного ущерба в сумме 788 миллионов рублей, причинение вреда здоровью 4 потерпевшим и существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.

23.05.2022 года Швецов А.Г. в порядке ст. 42 УПК РФ признан потерпевшим по уголовному делу , представлены протоколы его допросов в качестве потерпевшего от 23.05.2022 года,

Потерпевшим Швецовым А.Г. в рамках уголовного дела заявлен иск, постановлением от 23.05.2022 года Швецов А.Г. признан гражданским истцом.

Постановлением от 08.08.2024 года уголовное преследование по уголовному делу в отношении ФИО7 прекращено по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.27, ч.2.2 ст.27 УПК РФ, по п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Швецов А.Г. являлся собственником земельного участка и нежилого здания по адресу: <адрес> Г, что подтверждается свидетельствами о праве собственности, сторонами не оспаривается. Из свидетельства о праве собственности от 08.02.2013 года следует, что указанное здание имеет площадь 215,3 кв.м. Указанные обстоятельства о площади здания также подтверждаются выписками из ЕГРН от 12.12.2024 года и от 24.01.2025 года.

Согласно справке о пожаре от 12.05.2022 года, выданной ОНД и ПР по Уярскому и Партизанскому районам Красноярского края Швецову А.Г., 07.05.2022 года по адресу: <адрес> Г, произошел пожар, в результате которого полностью уничтожено здание магазина.

Таким образом, судом установлено, что в результате пожара, произошедшего 07.05.2022 года по адресу: <адрес> Г, было уничтожено принадлежащее истцу нежилое здание.

В ходе предварительного следствия по уголовному делу проведены судебные оценочные экспертизы.

В соответствии с заключением эксперта от 20.02.2024 года, стоимость нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> Г, площадью 215,3 кв.м., на момент пожара 07.05.2022 года, без учета износа, составляло 1 999 750 рублей. Исходя из указанного заключения, стоимость здания с учетом его износа 0,21% составляет 1 579 802 рубля 50 копеек, из расчета (1 999 750*(1-21%), то есть 1 999 750 рублей *0,79.

Аналогичные выводы также содержатся в заключении эксперта от 06.06.2023 года.

Из представленного стороной истца в материалы дела отчета № 3825 от 25.05.2022 года следует, что стоимость указанного нежилого здания, с площадью после реконструкции 1189,1 кв.м., на момент пожара 07.05.2022 года составляла 24 000 000 рублей.

В подтверждение доводов о наличии здания магазина истцом представлены фотографии, которые в ходе судебного заседания были осмотрены, из которых усматривается, что на земельном участке по адресу: <адрес> Г, действительно имелось нежилое здание, отраженное в проведенных экспертизах по уголовному делу и утраченное в результате пожара, произошедшего 07.05.2022 года в г. Уяр.

Справкой Министерства социальной политики Красноярского края подтверждается, что семье Швецова А.Г. единовременная материальная помощь не оказывалась.

Также в материалы дела представлены: постановление от 01.04.2019 года №116-п «Об обеспечении связи и оповещении населения о пожаре» с приложением; постановление от 12.04.2019 года №137-п «Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения в местах общественного пользования населенных пунктов»; постановление от 25.04.2019 года №155-п «Об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей на территории г. Уяра» с приложением; постановление от 25.04.2019 года №157-п «О создании условий для деятельности добровольной пожарной охраны на территории г.Уяра» с приложением; постановление от 10.10.2019 года №456-п «Об утверждении положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования г. Уяр» с приложением; постановление от 08.05.2019 года №179-п «Об утверждении положения «О создании патрульно-маневренной группы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами на территории г.Уяра» с приложением; постановление от 11.10.2019 года №457-п «О подготовке населения муниципального образования г.Уяр в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с приложением; постановление администрации г.Уяра от 17.10.2019 года №484-п «Об утверждении Положения об устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях» с приложением; постановление от 17.10.2019 года №485-п «Об утверждении программы обучения неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с приложением; постановление от 16.12.2019 года №561-п «Об утверждении муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории г. Уяра на 2019-2021 годы» с приложением; постановление администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края от 19.06.2020 года №231-п «О создании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» с приложением; постановление администрации г.Уяра от 22.11.2021 года №494-п «О создании условий для деятельности добровольной пожарной охраны на территории г.Уяра» с приложением; постановление от 21.12.2021 года №542-п «Об утверждении муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории г.Уяра на 2022 -2024 годы» с приложением; постановление от 21.02.2022 года №69-п «О внесении изменений в постановление №369-п от 15.09.2021 года «Об утверждении схемы расположения площадок для размещения контейнеров под твердые коммунальные отходы» с приложением; постановление от 28.02.2022 года №85-п «О подготовке к пожароопасному весенне-летнему периоду 2022 года» с приложением; распоряжение от 15.04.2022 года №53-р «О выполнении работ по отжигу сухой травы на территории г.Уяра в выходной день»; распоряжение от 29.04.2022 года №66-р «О проведении профилактических бесед и вручении памяток о соблюдении требований пожарной безопасности в выходной день»; запрос администрации г.Уяра в адрес Уярского городского Совета депутатов от 11.06.2020 года №01-08-1510 на перераспределение бюджетных средств с целью увеличения финансирования мероприятий на выполнение противопожарных мероприятий, в том числе расширение размера противопожарной минерализованной полосы, по выкосу сухой растительности; муниципальный контракт №2197/и от 29.09.2021 года на выполнение работ, направленных на противопожарное обустройство населенного пункта; акт проверки состояния противопожарного водоснабжения от 27.04.2022 года; акты проверки №1, №3 технического состояния источников противопожарного водоснабжения от 06.05.2022 года, от 05.05.2022 года; ответ на запрос МУП ГКХ от 13.01.2023 года №12 об использовании спецтехники для подачи воды в целях тушения пожара 07.05.2022 года; фототаблица; постановление от 15.09.2021 года №369-п «Об утверждении схемы расположения площадок для размещения контейнеров под твердые коммунальные расходы; выписка из ЕГРН на земельный участок по адресу: г. Уяр ул. Бограда, 1А; решение Правительства Красноярского края от 10.03.2022 года №8 «О подготовке к весенне-летнему пожароопасному сезону на территории Красноярского края в 2022 году».

Определяя размер причиненного истцу ущерба в связи с уничтожением в пожаре имущества, суд исходит из результатов судебных экспертиз, проведенных по уголовному делу, которыми подтвержден факт возникновения у истца ущерба в результате пожара, произошедшего 07.05.2022 года, и с достаточной степенью достоверности установлен размер ущерба, причиненного имуществу Швецова А.Г. в размере 1 579 802 рубля 50 копеек.

Суд принимает за основу заключения экспертов от 20.02.2024 года, от 06.06.2023 года по определению стоимости утраченного в результате пожара имущества ввиду нижеследующего.

Экспертные заключения содержат исследовательскую часть, в которой описываются процесс исследования и его результат, дано научное объяснение установленных фактов, подробно описаны методы и технические приемы, использованные экспертом при исследовании. В содержании ответов эксперта отражает весь ход экспертного исследования.

Не доверять изложенным выводам эксперта у суда оснований не имеется, поскольку они подготовлены компетентным специалистом в соответствующей области, имеющим стаж экспертной работы.

При проведении экспертиз экспертами проанализированы и сопоставлены все имеющиеся и известные исходные данные, исследование проведено объективно, на базе общепринятых научных и практических данных, в пределах своей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Оценивая указанные экспертные заключения, отвечающие требованиям ст. 86 ГПК РФ, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с иными исследованными доказательствами, суд принимает их в качестве доказательств, подтверждающих размер причиненного истцу материального ущерба.

Указанные экспертные заключения суд полагает допустимыми доказательствами, поскольку принадлежащее истцу домовладение, надворные постройки, находящееся в них имущество, были полностью уничтожены огнём в результате произошедшего 07.05.2022 года пожара, и эксперты были объективно лишены возможности осмотреть оцениваемые объекты, в связи с этим оценка производилась по иным имеющимся сведениям, в том числе по техническим характеристикам объектов, протоколам допроса потерпевших. Доказательств, опровергающих обоснованность выводов экспертных заключений, ответчиком не представлено.

При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика стоимости уничтоженного здания из расчета его площади 1189,1 кв.м., поскольку суду не представлено достоверных доказательств увеличения площади здания с 215,3 кв. м. до 1189,1 кв.м. Имеющееся в деле разрешение администрации г. Уяра от 14.12.2009 года на строительство пристройки к магазину размером 27*6 м. не может служить достаточным подтверждением того, что указанная пристройка была выполнена и имелась в наличии на момент пожара 07.05.2022 года именно в указанной истцом площади. Из правоустанавливающих документов на здание следует, что площадь здания составляла 215,3 кв.м. Представленные истцом фотографии доказательствами площади здания 1189,1 кв.м. не являются. Доводы истца о том, что здание не было признано самовольной постройкой также не подтверждают доводов истца о площади здания 1189,1 кв.м.

Суд также отмечает, что при определении рыночной стоимости убытков, связанных с утратой помещения в результате спорного пожара, оценщиком обоснованно применен именно затратный подход (совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устаревания), с определением восстановительной стоимости утраченного имущества с учетом его естественного износа, оснований для взыскания с ответчика стоимости имущества без учета износа у суда не имеется.

Истец, предъявляя требования к администрации г. Уяра, ссылается на то, что ответчик не выполнил необходимые мероприятия по удалению сухой растительности, не принял мер по ликвидации несанкционированной свалки, это привело к тому, что пожар, возникший на свалке возле ручья Разбойный в г. Уяре, распространился по сухой растительности и перекинулся на жилые дома и постройки г. Уяра.

Судом установлено, что на момент пожара 07.05.2022 года на территории г. Уяра имелась несанкционированная свалка на земельном участке в районе ручья Разбойный, ставшая источником возгорания. Доказательств принятия надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки, по удалению сухой растительности, по которой под воздействием ветра возгорание распространилось к домовладениям, администрацией г. Уяра Красноярского края, суду не представлено.

Учитывая, что материалами дела установлено и ответчиком не опровергнуто ненадлежащее содержание администрацией г. Уяра Уярского района Красноярского края территории г. Уяра, окраин населенного пункта и невыполнение мер пожарной безопасности, что находится в причинно-следственной связи с причинением истцу ущерба, суд полагает требования истца о возмещении ущерба, причиненного пожаром подлежащими удовлетворению, со взысканием его с администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края.

Доводы администрация города Уяра Уярского района Красноярского края об отсутствии ее вины в возникшем пожаре со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также на План противопожарного обустройства г. Уяра на 2022 год, утвержденный Постановлением администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края от 28.02.2022 № 85-п «О подготовке к пожароопасному весенне-летнему периоду 2022 года», которым на администрацию г. Уяра возложена обязанность организовать в городе и на окраинах населенного пункта выполнение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при пожарах на здания и сооружения (обновление/обустройство новых защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, поддержание в исправном состоянии источников пожаротушения), а также мероприятий по определению заброшенных бесхозяйных строений и земельных участков, суд полагает необоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что администрацией города Уяра осуществляется ненадлежащее содержание территории города, окраин населенного пункта, а также ненадлежащее выполнение мер пожарной безопасности, что находится в причинно- следственной связи с причиненным истцу Паращук В.С. ущерба.

Доводы администрации города Уяра о расположении свалки на земельном участке, который отнесен к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена, со ссылкой на нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» суд также полагает необоснованными.

Так, согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 1 статьи 13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 18.02.2005 № 13- 3040 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Уярский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» муниципальное образование город Уяр наделено статусом городского поселения.

Учитывая, что несанкционированная свалка находится в границах территории муниципального образования город Уяр, и, несмотря на то, что государственная собственность на земельный участок в указанном месте не разграничена, собственник земельного участка отсутствует, суд полагает, что за ущерб, произошедший в результате возгорания на несанкционированной свалке должна нести ответственность администрация города Уяра в силу приведенных выше норм закона.

Несмотря на то, что в настоящее время уголовное дело в отношении должностного лица администрации - заместителя главы города Уяра Швеца А.В. прекращено в связи с его непричастностью к совершению преступления, основанием для отказа в возложении на администрацию г. Уяра обязанности по возмещению вреда это не является, поскольку прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям в отношении должностного лица администрации г. Уяра реабилитирует лишь это лицо, однако не исключает возможности возложения гражданско-правовой ответственности администрации г. Уяра в случае установления судом неисполнения администрацией возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению пожарной безопасности населения г. Уяра.

Таким образом, с ответчика в пользу Швецова А.Г. подлежит взысканию ущерб, причиненный, в связи с уничтожением в пожаре нежилого здания, расположенного по адресу: г. Уяр, ул. Бограда, д. 65 Г, в размере 1 579 802 рубля 50 копеек.

В связи с тем, что в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина взысканию с администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Швецова Андрея Гелиевича к администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края о возмещении ущерба, причиненного пожаром, удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края (ИНН 2440000608, ОГРН 1022401116770) за счет средств казны муниципального образования город Уяр в пользу Швецова Андрея Гелиевича, <данные изъяты> ущерб, причиненный пожаром в размере 1 579 802 рубля 50 копеек.

В удовлетворении остальной части требований Швецова Андрея Гелиевича к администрации г. Уяра Уярского района Красноярского края о возмещении ущерба, причиненного пожаром, отказать.

Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий:                           Привалова О.В.

Мотивированное решение изготовлено 24.02.2025 года.

2-23/2025 (2-605/2024;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Швецов Андрей Гелиевич
Ответчики
Администрация г. Уяра
Другие
Шадрина Юлия Сергеевна
Швец Артем Витальевич
Суд
Уярский районный суд Красноярского края
Судья
Привалова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
uyar.krk.sudrf.ru
19.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2024Передача материалов судье
24.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.10.2024Предварительное судебное заседание
13.11.2024Предварительное судебное заседание
10.12.2024Судебное заседание
13.01.2025Судебное заседание
11.02.2025Судебное заседание
24.02.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее