Дело № 2-54/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Таштагол 05 марта 2018 года
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Муравьевой М.А.
при секретаре Трояновой П.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьяков И.И. к Администрация города Таштагола о признании отказа в предварительном согласовании, утверждении схемы земельного участка, в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно незаконным, суд
У С Т А Н О В И Л:
Третьяков И.И. обратился в суд с иском к Администрации города Таштагола о признании отказа в предварительном согласовании, утверждении схемы земельного участка, в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно незаконным, требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации он написал главе Таштагольского городского поселения ФИО заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: Кемеровская область, г.Таштагол, ул.<адрес>, как льготной категории граждан - ветерану труда в собственность бесплатно. На данном земельном участке расположена часть жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащая ему на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ – ? доли, согласия от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП надлежащим образом.
К заявлению были приложены следующие документы:
Схема расположения земельного участка па кадастровом плане территории, подготовленная на бумажном носителе
Копия паспорта гражданина Российской Федерации заявителя
Копия доверенности
Копия удостоверения №
Копия выписки из ЕГРП.
Третьи лица - ФИО и ФИО, являются собственниками второй части жилого дома, они также обратились с заявлениями к главе Таштагольского городского поселения ФИО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: Кемеровская область, г.Таштагол, ул.<адрес>, в собственность бесплатно.
В ДД.ММ.ГГГГ года, в МФЦ он получил письмо № от ДД.ММ.ГГГГ от администрации г.Таштагола, в котором ему отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального строительства, со ссылкой на пп.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, в связи с тем что статьей 39.20 ЗК РФ определены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения, а также в связи с тем, что согласно п.5 ст. 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
С вышеуказанным отказом он не согласен. Часть жилого дома, на котором расположен земельный участок, принадлежит ему единолично, иных собственников не имеется,- он относится к льготной категории - ветеран труда, которой земельный участок под частью жилого дома предоставляется в собственность бесплатно. К его части жилого дома имеется подьезд, схема расположения земельного участка к другой части жилого дома третьих лиц сформирована без учета дороги, по которой осуществляется подъезд к его части жилого дома. Таким образом, заключение соглашения об установлении сервитута не требуется, они с <данные изъяты> года пользуются с третьими лицами своими частями жилого дома по обоюдному согласию, никто не претендует на земельный участок на котором расположен подъезд в его части жилого дома.
Согласование и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане является необходимым условием последующей постановки участка на кадастровый учет.
В связи с этим считает, что Администрация г.Таштагола, отказывая ему в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, нарушает его права на оформление земельного участка.
Просит суд признать отказ Администрации города Таштагола от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании, утверждении схемы расположения земельного участка, в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Таштагол, ул.<адрес>, незаконным.
Третьяков И.И. и его представитель Елистратова Е.С. в судебном заседании требование поддержали по основаниям изложенным в исковом заявлении, кроме того пояснили, что Третьяков И.И. и Ф провели межевание своих участков, им установлены границы, подъезд к каждой части жилого дома является самостоятельным. Помимо этого, Администрация города Таштагола предоставляла в собственность бесплатно земельный участок ФИО под частью жилого дома, почему им отказывает на основании того, что это часть жилого дома им непонятно. Кроме того, Третьяков И.И. полагал, что он обратился к главе Администрации города Таштагола не только с согласованием схемы, но и в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, и согласно ответа главы города Таштаголу Третьяков И.И. отказано не только в согласовании схемы земельного участка, но и в соответствии со ст. 39.20 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Представитель ответчика Администрации города Таштагола Соболев П.Н. действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, пояснив, что ему было отказано в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, в предоставлении земельного участка по основаниям указанным в отзыве.
Третьи лица ФИО, ФИО в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержали. Пояснив суду, что они являются собственниками второй части дома по адресу г. Таштагол ул. <адрес>, они одновременно с Третьяков И.И. обратились через МФЦ г. Таштагола к главе города Таштагола о предварительном согласовании предоставлении земельного участка в собственность как льготная категория ветеран труда. С Третьяков И.И. они пользуются домом и земельным участками с <данные изъяты> года, между ними никогда не было спора по границам земельных участков, к каждой части дома имеется свой подъезд.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района (далее КУМИ) Комарова Н.А. просит, отказать в удовлетворении требований пояснив, что они готовили ответ, которым отказано в предварительном согласовании, утверждении схемы расположения земельного участка, в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в связи с тем, что схема может быть согласована только на земельный участок, находящийся в собственности или на другом праве принадлежать истцу, но без уточнении границ. Кроме того, Третьяков И.И. владеет частью жилого дома, а в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" такого понятия как часть жилого дома нет. В связи с тем, что это единый жилой дом все собственники дома должны обратиться с предварительным согласованием, утверждении схемы расположения земельного участка, в предоставлении земельного участка в собственность.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно требованию ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается, как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1,3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 1); проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (подпункт 2); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса (подпункт 3).
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 этой статьи.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в собственности Третьяков И.И. находится часть жилого дома по адресу Кемеровская область г. Таштагол ул. <адрес>. (л.д.9,11-13,31-33)
В собственности ФИО, ФИО находится часть жилого дома по адресу Кемеровская область г. Таштагол ул. <адрес>. (л.д.19-24)
Земельный участок в размере <данные изъяты> м.кв. с кадастровым номером № состоит на учете по адресу г. Таштагол ул. <адрес>, наименование часть жилого дома, год завершения строительства <данные изъяты> года, (л.д.46)
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № состоит на учете с <данные изъяты> года по адресу г. Таштагол ул. <адрес>
Как следует из пояснений Третьяков И.И., ФИО, ФИО, они проживают в жилом доме по адресу г. Таштагол ул. <адрес>, между их частями дома имеется общая стена, их части дома расположены на отдельном земельном участке и каждый имеет выход на свой земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ Третьяков И.И. обратился с заявлением на имя главы Таштагольского городского поселения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. (л.д.15)
К указанному заявлению Третьяков И.И. предоставлены документы согласно расписки. (л.д.14)
Из ответа главы Таштагольского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Администрация Таштагольского городского поселения принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу г. Таштагол ул. <адрес> под частью жилого дома в собственность, так как статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определены особенности представления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения и п. 5 статьм 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для покладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган. (л.д.17)
Таким образом, как следует из ответа ДД.ММ.ГГГГ № главой Администрации города Таштагола не принималось решение в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом принято решение в соответствии со статей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд оценивает довод представителя КУМИ по Таштагольскому району Комарова Н.А., что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" такого понятия как часть жилого дома нет и соответственно они не смогут утвердить Третьяков И.И. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и провести предварительное согласование предоставления земельного участка в собственность.
В пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Из обстоятельств дела следует, что жилой дом по адресу г. Таштагол ул. <адрес> относится именно к такому типу домов.
Как следует из пояснений Третьяков И.И., ФИО, ФИО и не оспаривается сторонами, и как следует из кадастровых паспортов на части жилого дома, жилой дом разделен на две части, собственником одной из которых является Третьяков И.И. кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 13).
Обе части в указанном доме являются изолированными друг от друга, имеют общую стену без проемов. Каждая часть имеет отдельный вход на свой (отдельный, огороженный забором) земельный участок, сформированный согласно схеме л.д.16 и 27. Фактически с <данные изъяты> года каждый из собственников пользуется своим земельным участком в исторически сложившихся границах, через который осуществляется проход к принадлежащим к каждой части домостроения, имеет самостоятельные системы отопления, не имеют помещений общего пользования.
Порядок приобретения земельного участка под таким домом регулируется положениями статей 39.20, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых в целях реализации собственником здания, строения (далее - здания) своего исключительного права на приватизацию земельного участка, для каждого здания подлежит образованию самостоятельный участок. Исключение составляют лишь случаи, когда такое образование в силу земельных и градостроительных норм невозможно (неделимость участка).
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении гражданину земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.
Упомянутый порядок в соответствии с пп. 2,3 п.1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ включает, в частности, что подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Исходя из положений пп. 2 п.1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ Третьяков И.И. обратился с заявлением по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность бесплатно, как один правообладатель части жилого дома по адресу Кемеровская область г. Таштагол ул. <адрес>
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии следующего основания:
земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, данный перечень установленный статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является исчерпывающими и статьи 39.20 Земельного кодекса Российской в данном перечне нет.
В соответствии с п.5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, а для лиц являющихся собственниками одного жилого дома, обязательным условием приобретения каждым из них права общедолевой собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Как установлено судом Третьяков И.И., ФИО, ФИО не являются собственниками одного жилого дома.
С ДД.ММ.ГГГГ случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданину или юридическому лицу установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что предоставление такого земельного участка осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 статьи 1 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 N 135-ОЗ (ред. от 31.01.2017) "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 25.12.2015) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области или муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются (помимо случаев, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации) отдельным категориям граждан в собственность бесплатно в случаях, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи:
1) для приобретения прав на земельные участки, на которых расположены объекты индивидуального жилищного строительства:
ветеранам труда….
Третьяков И.И. согласно удостоверения № является ветераном труда (л.д.18)
Таким образом, у Третьяков И.И. как собственника части жилого дома, расположенного на земельном участке, имеется исключительное право на приобретение данного земельного участка без проведения торгов.
В связи с чем суд считает, что отказ главы Администрации города Таштагола является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12,56 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░, ░░.<░░░░░> ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.03.2018 ░░░░