РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд города Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.
при секретаре Жориной Е.В.,
с участием прокурора Родионовой О.В.,
представителя ответчика Середкиной А.А.,
04 сентября 2024 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску прокуратуры Ивановской области в интересах Российской Федерации к УМВД России по Ивановской области о выполнении определенных действий по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны,
установил:
Прокуратура Ивановской области обратилась суд в интересах Российской Федерации с иском к УМВД России по Ивановской области с исковыми требованиями - обязать УМВД России по Ивановской области (ИНН №) в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - укрытие, расположенное по адресу <адрес>, инвентарный номер 172-38 в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а именно:
- обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
- обеспечить работоспособность инженерно-технического оборудования (системы электроснабжения, водоснабжения, отопления, вентиляции);
- нанести белой краской с наружной и внутренней сторон порядковые номера на защитно-герметических дверях защитного сооружения гражданской обороны;
- провести оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны;
- провести техническое обслуживание и выполнить планово-предупредительный ремонт технических систем;
- провести окраску и ремонт помещений защитного сооружения гражданской обороны;
- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны инвентарем согласно приложению № 18 к Правилам;
- заполнить журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны;
- разработать и вести годовые планы планово-предупредительных ремонтов обслуживания технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций.
Иск обоснован тем, что ответчик ненадлежащим образом содержит защитное сооружение гражданской обороны, находящееся на его балансе.
В судебном заседании прокурор Родионова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время защитное сооружение гражданской обороны находится в непригодном для использования по назначению состоянии. Обязанности по надлежащему содержанию этого сооружения лежат на ответчике.
Представитель ответчика Середкина А.А. пояснила, что УМВД России по Ивановской области исковые требования не признает. В связи с вводом в эксплуатацию здания УМВД по адресу: <адрес>, и наличия в нем защитного сооружения, указанное в иске защитное сооружение не используется и в дальнейшем отсутствует необходимость в его использовании. Отсутствует и финансирование проведения ремонтных работ.
Ответчиком представлен письменный отзыв ( л.д. 42-43).
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ивановской области в судебное заседание не явился, повестка получена 21.08.2024 года ( л.д. 48).
Дело рассмотрено при данной явке на основании ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
В соответствии с ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что защитное сооружение гражданской обороны – укрытие (спецсооружение на 500 мест), расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области № 390 от 16.10.2006 года передано в оперативное управление УВД Ивановской области, о чем имеется запись в ЕГРН от 10.08.2020 года ( л.д. 6162, 28-32).
Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны № 172-38 вместимость сооружения составляет 500 человек, площадь 567, 55 кв. м, класс защитного сооружения – укрытие ( л.д. 24-27, 63-69).
26.07.2022 года УМВД России по Ивановской области направило в Департамент по материально –техническому и медицинскому обеспечению МВД России сведения о необходимом дополнительном финансировании УМВД России по Ивановской области на повышение готовности имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, согласно которому защитное сооружение № 655-38 по адресу: <адрес> ограниченно готово и требуется финансирование 2.246 млн. руб., сооружение № 172-38 по адресу: <адрес>, - не готово и требуется финансирование 11, 35 млн. руб., защитное сооружение № 20-38 по адресу: <адрес> – не готово и требуется финансирование 11, 66 млн. руб. ( л.д. 70).
Согласно протоколу заседания бюджетной комиссии МВД РФ от 29.11.2022 года № 4 УМВД России по Ивановской области выделено целевое финансирование на приведение в соответствие установленным требованиям защитных сооружений гражданской обороны по линии капитального ремонта на 2023 год в размере 23,01 млн. руб., что соответствует заявке на сооружение № 172-38 по адресу: <адрес>, - 11, 35 млн. руб. и на сооружение № 20-38 по адресу: <адрес> – 11, 66 млн. руб. ( 11,35 + 11,66 = 23, 01 млн. руб.).
Однако, как следует из представленных ответчиком документов, финансирование 11, 35 млн. руб. не использовано ответчиком на капитальный ремонт защитного сооружения № 172-38 по адресу: <адрес>.
15.08.2023 года УМВД России по Ивановской области направило в МВД России обращение, в котором просило согласовать перераспределение целевых лимитов бюджет обязательств, доведенных на 2024 год по КБК 188 0901 0840690049 243 до УМВД России по Ивановской области» на капитальный ремонт объектов граждане обороны в сумме 99777 рублей, с КОСГУ 225 - капитальный ремонт объектов на КОСГУ 226 - услуги по составлению проектно- сметной документации для осуществления капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны ОМВД России по Советскому району г. Иваново по адресу: <адрес>, в 2024 году ( л.д. 81).
16.08.2024 года указанное перераспределение согласовано Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России ( л.д. 82).
10.10.2023 года УМВД России по Ивановской области заключен государственный контракт № 93 с ООО «Экоремспас» на составление проектно-сметной документации для осуществления капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны ОМВД России по Советскому району г. Иваново по адресу: <адрес>. Цена контракта 97777 руб.
Так же ответчиком представлен проект государственного контракта на выполнение капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны ОМВД России по Советскому району г. Иваново по адресу: <адрес>, цена контракта 19998121 руб.
В ходе судебного разбирательства ответчиком не представлены документы относительно ремонта для защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <адрес>.
Прокуратурой Ивановской области на основании решения от 03.06.2024 года 106/7 проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне при содержании защитных сооружений гражданской обороны в УМВД России по Ивановской области.
В том числе проверено состояние защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы v указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за дарственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и жжение в соответствии с Гражданским кодексом Ррссийской Федерации.
На основании приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения. Финансирование их производится из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 2 Закона № 28-ФЗ одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В силу положений ч. 2 ст. 4 Закона № 28-ФЗ подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ "организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными правовыми актами, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия и иные объекты.
В соответствии с п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 года № 575, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно п. 1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583(далее - Правила), готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
В ходе проверки прокурором установлено, что в нарушение п. п. 3.2.1, 3.2.11, 3.6, 4.1.1, 5.1.1, 5.2.3, 6.1.1, 6.2.2 Правил, п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 года № 575, на защитно-герметических дверях ЗС ГО защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <адрес>, не указаны их порядковые номера, которые наносятся белой краской с наружной и внутренней сторон, инженерно-техническое оборудование (системы электроснабжения, водоснабжения, отопления, вентиляции) в ЗС ГО находится в неисправном (частично исправном) состоянии, не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, не проводится оценка технического состояния ЗС ГО при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации, не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем, не производится окраска и ремонт помещений ЗС ГО с установленной периодичностью. В ЗС ГО отсутствует необходимый инвентарь, приборы, имущество, инструменты и ремонтные материалы, необходимые для укомплектования защитного сооружения гражданской обороны. Журнал оценки технического состояния ЗС ГО не ведется, последняя запись произведена в 2018 году, годовые планы планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций не ведутся, что подтверждается Актом от 04.06.2024 года ( л.д. 11-14).
Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой области в УМВД России по Ивановской области в апреле 2023 года при проведении проверки содержания ЗС ГО № 172-38.
По результатам проведенной проверки заместителем прокурора области 04.04.2023 врио начальника УМВД России по Ивановской области Пронину В.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне № 07-35-2023/219дсп ( л.д. 15-17).
Акт прокурорского реагирования рассмотрен 02.05.2023 года, нарушения законодательства в полном объеме устранены не были.
Вместе с тем по результатам выхода в ЗС ГО № 172-38, проведенного 04.06.2024, установлено, что меры по приведению ЗС ГО в состояние готовности приему укрываемых не принимались, нарушения федерального законодательства до настоящего времени не устранены.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Удовлетворить иск.
Обязать УМВД России по Ивановской области (ИНН №) в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - укрытие, расположенное по адресу <адрес>, инвентарный номер 172-38 в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а именно:
- обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
- обеспечить работоспособность инженерно-технического оборудования (системы электроснабжения, водоснабжения, отопления, вентиляции);
- нанести белой краской с наружной и внутренней сторон порядковые номера на защитно-герметических дверях защитного сооружения гражданской обороны;
- провести оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны;
- провести техническое обслуживание и выполнить планово-предупредительный ремонт технических систем;
- провести окраску и ремонт помещений защитного сооружения гражданской обороны;
- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны инвентарем согласно приложению № 18 к Правилам;
- заполнить журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны;
- разработать и вести годовые планы планово-предупредительных ремонтов обслуживания технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иванова в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Земскова Е.Н.
Мотивированное решение составлено16.09.2024 года.