Дело № 2-775/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2019 года
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.,
при секретаре Игнатченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию,
установил:
Б обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию со снижением возраста в соответствии с Законом от 15 мая 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебном заседании Б на требованиях настаивал.
Представитель ответчика с требованиями истца не согласилась.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав доказательства по делу в их совокупности, в том числе пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 04 апреля 2019 года Б обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением <Номер> от 17 апреля 2019 года Б отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости. Основанием для отказа в назначении страховой пенсии являлось отсутствие права на снижение пенсионного возраста, установленного Законом от 15 мая 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года Б не проживал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
На территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Статья 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 7 части 1 статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Как следует из примечания к статье 35 названного Закона РФ установленная в статьях 32-35 закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ радиационного загрязнения.
Из приведенных правовых норм следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания (независимо от продолжительности) на загрязненной территории в определенный законом период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Согласно названному Перечню, населенный пункт – <Адрес> был отнесен к зоне проживания с правом отселения.
Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 3 лет (для права на снижение пенсионного возраста более чем на 2 года).
Исходя из пояснений истца и материалов дела, в период с 26 ноября 1984 года по 29 ноября 1986 года он проходил службу в армии в <Адрес>, в начале декабря 1986 года вернулся в <Адрес>, где проживал до ноября 1988 года.
Таким образом, истец в период, установленный Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года не находился на загрязненной территории.
Оценивая установленные по делу обстоятельства применительно к вышеуказанным требованиям закона, суд приходит к выводу, что оснований для снижения истцу первоначального пенсионного возраста в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имеется, поскольку в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года в зоне воздействия радиации он не проживал, а последующее его проживание (с декабря 1986 года) составляет менее трех лет.
Поскольку на момент обращения в пенсионный фонд за назначением досрочной пенсии Б не достиг необходимого возраста, требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Б к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева