Дело № 2-20/2021 УИД 76RS0017-01-2020-000427-58 | Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль 20 февраля 2021 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Данчук М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Ярославского района Ярославской области к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, ОАО «ЖКХ «Заволжье» о возложении обязанностей в сфере обеспечения питьевой водой,
установил:
Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, ОАО «ЖКХ «Заволжье». С учетом уточнения исковых требований, окончательно просила:
- обязать ОАО «ЖКХ «Заволжье» обеспечить поставку питьевой воды из артезианских скважин № 1110, 2172, 2139 жителям п. Козьмодемьянска Ярославского муниципального района Ярославской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 «О введении в действие Санитарных правил» надлежащего качества по санитарно-химическим показателям (железои мутность) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу;
- обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области организовать обеспечение поставки питьевой воды из артезианских скважин № 1110, 2172, 2139 жителям п. Козьмодемьянска Ярославского муниципального района Ярославской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству водыцентрализованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 «О введении в действие Санитарных правил» надлежащего качества по санитарно-химическим показателям (железо и мутность) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что установлено неоднократное обращение жителей п. Козьмодемьянска в Администрацию ЯМР с жалобами на качество воды. Водоснабжение п. Козьмодемьянск осуществляется из артезианских скважин №№1110, 2172, 2139, которые находятся в собственности ОАО «ЖКХ «Заволжье» на основании постановления Главы Ярославского муниципального района от 08.05.2008 № 834 «Об условиях приватизации муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Заволжье». Данные скважины закольцованы, в качестве накопительной емкости питьевой воды служит водонапорная башня с накопительным баком 50 куб.м., протяженность водопроводных сетей 6,2 км. Оборудование для очистки холодной воды на выходе из артезианских скважин отсутствуют, так как не предусмотрено технической документацией. В соответствии с информацией Управления Роспотребнадзора по Ярославской области по результатам лабораторных исследований качество воды не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическим показателям (железо и мутность). Аналогичные нарушения установлены по результатам лабораторных исследований (протокол лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» от 20.01.2021г. № 749).
С 01.02.2018 ОАО «ЖКХ «Заволжье» является исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению в п. Козьмодемьянск Ярославского района. ОАО «ЖКХ «Заволжье» установлены тарифы на транспортировку питьевой воды на 2021 год, т.е. ОАО «ЖКХ «Заволжье» до настоящего времени является исполнителем коммунальной услуги и поставляет коммунальный ресурс, а следовательно, должно отвечать за качественную поставку данного ресурса. По факту выявленных нарушений генеральный директор ОАО «ЖКХ «Заволжье» был привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 2000 рублей (постановление по делу об административном правонарушении № 1130 от 11.09.2018), выдано предписание об устранении выявленных нарушений (№732 от 04.09.2018, срок исполнения - август 2019 г.). С 02.08.2019 по 29.08.2019 в отношении ОАО «ЖКХ «Заволжье» была проведена проверка выполнения ранее выданного предписания №732 от 04.09.2018, в связи с невыполнением предписания по вопросу улучшения качества питьевой воды материалы направлены мировому судье судебного участка №3 Ярославского района по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Согласно постановлению мирового судьи принято решение признать ОАО «ЖКХ «Заволжье» виновным в совершении административного правонарушения и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Кроме того, в период с 19.08.2019 по 13.09.2019 в отношении ОАО «ЖКХ «Заволжье» была проведена плановая проверка, в ходе которой установлено, что качество питьевой воды в п. Козьмодемьянск не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (мутности, содержанию железа). По результатам проверки ВРИО генерального директора ОАО «ЖКХ «Заволжье» привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ст. 6.5 КоАП РФ на сумму 2 000 рублей (постановление по делу об административном правонарушении № 1150 от 24.09.2019), выдано предписание об устранении выявленных нарушений №814 от 13.09.2019, срок исполнения - сентябрь 2020 года.
По информации ОАО «ЖКХ «Заволжье» для приведения качества поставляемой воды в соответствие с установленными требованиями, необходимо строительство станции обезжелезивания, которая является объектом капитального строительства. Такое строительство является высокозатратным мероприятием, его можно осуществить только за счет реализации целевых областных, муниципальных программ либо инвестиционной программы ОАО ЖКХ «Заволжье». За счет средств ОАО «ЖКХ «Заволжье» осуществить строительство станции обезжелезивания невозможно: определением Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2019 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО «ЖКХ «Заволжье», в настоящее время ОАО «ЖКХ «Заволжье» находится в стадии конкурсного производства.
Улучшение качества воды возможно в случае реализации инвестиционной программы ОАО ЖКХ «Заволжье». Департаментом ЖКХЭиРТ ЯО разрабатывается техническое задание, на основании которого ОАО «ЖКХ» Заволжье» разрабатывает проект инвестиционной программы, подлежащий утверждению Департаментом ЖКХЭиРТ ЯО. В 2018 году по результатам рассмотрения уведомлений Управления Роспотребнадзора по Ярославской области Департамент ЖКХЭиРТ ЯО утвердил техническое задание на разработку инвестиционной программы ОАО ЖКХ «Заволжье» в сфере холодного водоснабжения на территории Заволжского, Ивняковского, Карабихского, Кузнечихинского, Курбского, Некрасовского, Туношенского сельских поселений Ярославского муниципального района (приказ №40 от 28.02.2018). В 2019 году ОАО «ЖКХ «Заволжье» выполнено техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения в 21-м населенном пункте Ярославского муниципального района, в том числе и в п. Козьмодемьянск. ОАО «ЖКХ «Заволжье» разработан и согласован план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями на 2020-2026 гг., в котором изначально предусматривались мероприятия по приведению качества воды в соответствие с гигиеническими нормативами, в том числе из скважин в п. Козьмодемьянск. Приказом Департамента ЖКХЭиРТ ЯО от 28.03.2019 № 76 ОАО «ЖКХ» Заволжье» выдано техническое задание на 24 населенных пункта, в том числе п. Козьмодемьянск. Вместе с тем в соответствии с изменениями, внесенными приказом Департамента ЖКХЭиРТ ЯО от 29.07.2019 №276 в техническом задании были предусмотрены только 11 населенных пунктов, п. Козьмодемьянск в указанный перечень не вошел, в связи с чем ОАО «ЖКХ «Заволжье» в 2019 году разработана инвестиционная программа, которая не предусматривала строительство водоочистных сооружений в п. Козьмодемьянск. Данная программа возвращена Департаментом ЖКХЭиРТ ЯО на доработку в связи с тем, что по данной инвестиционной программе тариф на холодное водоснабжение превышает прогнозный размер ограничения платы граждан за коммунальные услуги. В связи с нахождением ОАО «ЖКХ «Заволжье» в процедуре банкротства до настоящего времени проект инвестиционной программы с изменениями в Департамент ЖКХЭиРТ не направлен.
Поскольку ОАО «ЖКХ «Заволжье» является организацией, обеспечивающей транспортировку холодной воды и эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды.
Со стороны Администрации ЯМР допущено незаконное бездействие. Администрация ЯМР осуществляет полномочия по организации водоснабжения в соответствии с п. 4 ст. 2, п. 1, 1.1. ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон №416-ФЗ), п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №131-ФЗ). В связи с длительным бездействием ОАО «ЖКХ «Заволжье», Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, качество питьевой воды до сих пор не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ярославского района Ярославской области Муравьева А.М. заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным основаниям.
Представители ответчика - ОАО «ЖКХ «Заволжье» по доверенностям – Мельников С.В., Алексеев К.А. считали исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Указали, что ОАО «ЖКХ «Заволжье» является гарантирующей организацией, эксплуатирующей централизованные системы холодного водоснабжения на территории п. Козьмодемьянск. Согласно ч. 4 ст. 8 Закона №416-ФЗ ОАО «ЖКХ «Заволжье» не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения в связи с несоответствием качества питьевой воды гигиеническим нормативам. Обеспечение потребителей п. Козьмодемьянск холодной водой нормативного качества возможно только после капитального строительства станции водоподготовки (стоимостью около 8 - 10 млн. руб., капитального ремонта скважин (1 888 000 руб.), выполнения мероприятий по сетям (14 374 000 руб.), согласно Схеме водоснабжения и водоотведения Курбского сельского поселения ЯМР ЯО на период с 2018 по 2027 гг. (Приложение № 80 к приказу Департамента ЖКХЭ и РТ ЯО (от 28.02.2018г. № 39). Других способов для обеспечения потребителей водой нормативного качества нет. Департаментом ЖКХиРТ ЯО не определены источники финансирования указанных мероприятий. Техническое задание Департамента ЖКХиРТ ЯО на разработку инвестиционной программы ОАО ЖКХ «Заволжье» в целях строительства указанных станции водоподготовки и других объектов отсутствует. В ОАО ЖКХ «Заволжье» отсутствуют источники финансирования капитального строительства станции водоподготовки и других объектов. Согласно решению Арбитражного суда ЯО от 07.11.2019 дело № А82-5608/2019 Б/275, ОАО ЖКХ «Заволжье» признано несостоятельным (банкротом). Решение суда о возложении на ОАО «ЖКХ «Заволжье» обязанности обеспечить поставку питьевой воды надлежащего качества жителям п. Козьмодемьянск в течение 1 года со дня вступления судебного акта в законную силу будет неисполнимым. В соответствии со ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 9 Закона №416-ФЗ правовой режим объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения не предполагает их включения в состав конкурсной массы и его последующую реализацию, в связи с чем указанные объекты возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования. ОАО «ЖКХ «Заволжье», после завершения конкурсного производства, подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Конкурсный управляющий не вправе улучшать объекты централизованной системы холодного водоснабжения в пос. Козьмодемьянск за счет денежных средств должника, включенных в конкурсную массу, в связи с чем ОАО «ЖКХ «Заволжье» не может являться надлежащим ответчиком по делу. Из положений п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона №416-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Ярославской области от 29.12.2016 N 104-з «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения», п. 3.1.3<1>.1. Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (утв. Постановление Правительства ЯО от 20.12.2016 N 1315-п) следует, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Департамент ЖКХЭиРТ. Помимо инвестиционной программы выполнение мероприятий по улучшению качества воды возможно путем привлечения бюджетных средств в рамках региональной программы Ярославской области. Согласно приказу Минстроя РФ от 30.04.2019 N 253/пр, в целях оказания содействия субъектам Российской Федерации при подготовке региональных программ по повышению качества водоснабжения в рамках реализации федерального проекта "Чистая вода", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21.12.2018 N 3, утверждены методические рекомендации по подготовке региональных программ по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год. Согласно указанным рекомендациям ОАО ЖКХ «Заволжье» и Администрация ЯМР ЯО самостоятельно не могут участвовать в подготовке и реализации данного проекта, так как это компетенция субъекта РФ. Отсутствие на балансе (в казне) Ярославской области объектов инженерной инфраструктуры водоснабжения и отсутствие организаций Ярославской области в сфере водоснабжения не имеет юридического значения для вывода о наличии ответственности органов исполнительной власти Ярославской области за водоснабжение в регионе. Доказательств того, что ОАО ЖКХ «Заволжье» в сфере водоснабжения не может или отказалось исполнять обязанности, в деле нет.
Представитель Администрации ЯМР по доверенности Борисова И.В. против удовлетворения исковых требований, направленных к ОАО «ЖКХ «Заволжье», не возражала; требования, адресованные к Администрации ЯМР, считала не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что у Администрации ЯМР остались полномочия по организации водоснабжения только в экстренных случаях, когда организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, отказалась или в принципе не может осуществлять свои полномочия в области водоснабжения. Данные полномочия не охватывают возможность строительства станции водоподготовки для ОАО «ЖКХ «Заволжье».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента ЖКХЭиРТ ЯО по доверенности – Берсенева Н.В. считала иск подлежащим удовлетворению в части – в части требований, адресованных к ОАО «ЖКХ «Заволжье» по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.123-125). Указала, что ОАО «ЖКХ «Заволжье» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, отвечает за качество холодной воды. Также указала, что обязанность «организовать обеспечение поставки питьевой воды из артезианских скважин» исполняется надлежаще: определено юридическое лицо (ОАО «ЖКХ «Заволжье»), обязанное осуществлять водоснабжение, оно определенно гарантирующей организацией, установлены соответствующие тарифы. Спор фактически имеет место только в части обеспечения нормативного качества воды, за что отвечает ОАО «ЖКХ «Заволжье».
В судебное заседание не направило своего представителя третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области. Представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указал, что в реестре имущества, находящегося в собственности Ярославской области, объекты водного хозяйства в пос. Козьмодемьянск в составе казны не числятся. Ввиду отсутствия ресурсоснабжающей организации Ярославской области, осуществляющей деятельность на территории Ярославского района, объекты водного хозяйства Ярославского района в областную собственность не принимались.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
1. В части требований о возложении на ОАО «ЖКХ «Заволжье» обязанности обеспечить поставку питьевой воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу требования подлежат частичному удовлетворению.
Фактические обстоятельства дела, изложенные в иске, участниками процесса признавались, не оспаривались.
Из материалов дела следует, и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что артезианские скважины №№1110, 2172, 2139 в пос. Козьмодемьянск находятся в собственности ОАО «ЖКХ «Заволжье» (перечень подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП ЖКХ «Заволжье» - прил. 1 к постановлению главы ЯМР от 08.05.2008 №834- л.д. 256-261, отзыв ОАО «ЖКХ «Заволжье» - л.д. 256-264), ОАО «ЖКХ «Заволжье» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения в отношении п. Козьмодемьянск (приказ Департамента ЖКХЭиРТ ЯО №335 от 15.11.2017 - л.д.156), вода, подаваемая из указанных скважин, не соответствует установленным требованиям к качеству воды питьевого водоснабжения (по санитарно-химическим показателям - железо и мутность) (протокол лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» №749 от 25.01.2021), холодная вода должна соответствовать обязательным требованиям, установленным действующим законодательством.
Спор имел место в отношении лица, обязанного обеспечить надлежащее качество воды, поставляемой из указанных скважин.
Из определения Арбитражного суда Ярославской области от 04.02.2021 по делу №А82-5608/2019 Б/275 следует, что в отношении ОАО «ЖКХ «Заволжье» возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), открыто конкурсное производство. Указанным определением срок конкурсного производства продлен до 30.07.2021.
Несмотря на процедуру банкротства суд приходит к выводу, что именно ОАО «ЖКХ «Заволжье» является надлежащим ответчиком в части возложения обязанности обеспечить надлежащее качество воды, поставляемой из указанных скважин, по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 2 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Таким образом, качество поставляемой воды обеспечивается на этапе водоподготовки, которая является частью процесса водоснабжения.
Согласно п.п. 15, 6 ст. 2 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям… В силу ч. 3 ст. 1 Закона N 416-ФЗ требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
В соответствии с ч. 2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Порядок обеспечения качества питьевой воды подробно регламентирован ст. 23 Закона N 416-ФЗ, которая предусматривает, в том числе, следующие положения:
- органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2 ст. 23 Закона N 416-ФЗ);
- в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (ч. 5 ст. 23 Закона N 416-ФЗ);
- в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч. 6 ст. 23 Закона N 416-ФЗ);
- организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч. 7 ст. 23 Закона N 416-ФЗ);
- срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 23 Закона N 416-ФЗ);
- на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (ч. 9 ст. 23 Закона N 416-ФЗ).
Таким образом, обязанность обеспечить надлежащее качество холодной воды, подаваемой из скважин №№1110, 2172, 2139 лежит на ОАО «ЖКХ «Заволжье» как на организации, осуществляющей холодное водоснабжение, гарантирующей организации. В настоящее время отсутствуют согласованный план мероприятий, инвестиционная программа ОАО «ЖКХ «Заволжье», предусматривающие приведение качества питьевой воды в пос. Козьмодемьянск в соответствие с установленными требованиями. Соответственно, в указанной части требования подлежат удовлетворению.
Процедура банкротства ОАО «ЖКХ «Заволжье» на решение суда не влияет, так как в настоящее время ОАО «ЖКХ «Заволжье» является действующим юридическим лицом, из ЕГРЮЛ не исключено. В случае завершения конкурсного производства, исключения ОАО «ЖКХ «Заволжье» из ЕГРЮЛ и передачи системы водоснабжения иному лицу судом может быть рассмотрен вопрос о правопреемстве.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд должен установить срок исполнения решения суда в указанной части. Учитывая тяжелое материальное положение ОАО «ЖКХ «Заволжье», стадию конкурсного производства, сроки реализации инвестиционных программ, установленные ч. 6 ст. 23 Закона N 416-ФЗ, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в указанной части - в течение 7 лет со дня вступления решения суда в законную силу. Суд приходит к выводу, что в испрашиваемый истцом срок (1 год) необходимые мероприятия выполнены быть не могут.
Суд приходит к выводу, что оснований для указания в резолютивной части решения суда на СанПиН 2.1.4.1074-01 не имеется. Данные СанПиН 2.1.4.1074-01 введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 "О введении в действие Санитарных правил". Однако, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 признано утратившим силу с 01.03.2021. С учетом сроков, в течение которых настоящее решение суда подлежит реализации, нормативные требования к качеству холодной воды могут измениться. В связи с изложенным, суд считает возможным обязать ОАО «ЖКХ «Заволжье» обеспечить качество воды, подаваемой из артезианских скважин №1110, 2172, 2139 жителям п. Козьмодемьянска Ярославского муниципального района Ярославской области, соответствующее действующим санитарно-эпидемиологическими требованиям (что не противоречит положениям ч. 1 ст. 23, ч. 3 ст. 1 Закона N 416-ФЗ, ч. 2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
2. В части возложения на Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области обязанности организовать обеспечение поставки питьевой воды из артезианских скважин № 1110, 2172, 2139 жителям п. Козьмодемьянска иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии с абз. 3 п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
Суд приходит к выводу о том, что у Администрации ЯМР в настоящее время отсутствует обязанность по организации обеспечения поставки питьевой воды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 1.1. ст. 6 Закона N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона ЯО от 29.12.2016 N 104-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения" к полномочиям органов государственной власти Ярославской области относятся следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований: 1) организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, за исключением принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Между участниками процесса по настоящему делу имел место спор о том, какие мероприятия охватывает термин «организация водоснабжения населения». В Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 N 2516-О указано, что «понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений. Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие часть определяемых посредством термина "организация" вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в настоящее время водоснабжение населения п. Козьмодемьянск организовано, так как уполномоченными органами создано ОАО «ЖКХ «Заволжье», которое обеспечено соответствующими объектами централизованной системы холодного водоснабжения (скважинами, системой водопроводов), определено гарантирующей организацией в части холодного водоснабжения. Осуществляется соответствующее регулирование (установлены тарифы). ОАО «ЖКХ «Заволжье» от исполнения своих обязательств не отказывалось, свои обязательства по водоснабжению выполняет, за исключением обязанности обеспечить нормативное качество воды.
Суд приходит к выводу, что мероприятия по обеспечению нормативного качества воды в п. Козьмодемьянск, являющиеся предметом спора, не охватываются обязанностью «принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств», которая в соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Закона N 416-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона ЯО от 29.12.2016 N 104-з до настоящего времени должна выполняться органом местного самоуправления муниципального района. Суд соглашается с доводами представителя Администрации ЯМР о том, что процитированное исключение фактически предполагает выполнение органом местного самоуправления муниципального района, как органа, наиболее приближенного к населению, временных, экстренных, неотложных действий, направленных на водоснабжение населения (напр., в случае аварийной, чрезвычайной ситуации), не предполагает организацию водоснабжения на постоянной основе. Иное толкование указанного исключения означало бы возможность переложить на орган местного самоуправления района всю полноту ответственности за организацию водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения. В таком случае рассматриваемое исключение стало бы основным вариантом нормативного регулирования, в то время как формулировка закона предполагает, что, по общему правилу, ответственность за организацию водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения все-таки лежит на органах государственной власти Ярославской области. Учитывая изложенное исковые требования, адресованные Администрации ЯМР удовлетворению не подлежат.
На основании ст. 103 ГПК РФ, с учетом тяжелого имущественного положения ОАО «ЖКХ «Заволжье», подтвержденного процедурой банкротства, суд считает возможным не взыскивать с указанного ответчика пошлину в доход бюджета (освободить от уплаты пошлины).
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ОАО «ЖКХ «Заволжье» обеспечить качество воды, подаваемой из артезианских скважин №1110, 2172, 2139 жителям п. Козьмодемьянска Ярославского муниципального района Ярославской области, соответствующее действующим санитарно-эпидемиологическими требованиям к качеству воды питьевого водоснабжения (по санитарно-химическим показателям - железо и мутность) в течение 7 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокуратуры Ярославского района Ярославской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.