Административное дело № 2а-70/2020
УИД: 66RS0032-01-2019-001141-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кировград Свердловской области |
12 марта 2020 года |
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Доевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Диланян А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-70/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области к Терентьевой Т.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС № 28 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Терентьевой Т.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 годы в размере 2506 рублей 80 копеек и пени на указанную недоимку в размере 99 рублей 17 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в размере 36 рублей и пени на указанную недоимку в размере 0 рублей 64 копейки, по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) за 2017 год размере 3428 рублей и пени на указанную недоимку в размере 1 рубль 71 копейка.
В обоснование административного иска указано, что Терентьева Т.А. является собственником имущества, которое в соответствии с законом о налогах облагается транспортным налогом, налогом на имущество физических лиц, то есть является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем ей были начислены транспортный налог за 2014, 2015, 2016, 2017 годы в размере 2506 рублей 80 копеек, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 36 рублей. Кроме того, сумма НДФЛ за 2017 год в размере 3428 рублей с доходов Терентьевой Т.А., подлежащая удержанию и перечислению при ее выплате налоговым агентом – ПАО СК «Росгосстрах», фактически не была начислена и удержана. Таким образом, налогоплательщик должен был самостоятельно исчислить НДФЛ и уплатить сумму налога в бюджет, о чем направлено налоговое уведомление № 19472580 от 15 июля 2017 года. В связи с тем, что обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ административным ответчиком не была исполнена, в ее адрес были направлены требования№ 34993 по состоянию на 19 декабря 2016 года, № 19579 по состоянию на 28 ноября 2017 года, № 7746 № 12081 по состоянию на 06 декабря 2018 года и № 10655 по состоянию на 11 февраля 2019 года. Требования налогового органа административным ответчиком удовлетворены не были, в связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
Административный истец Межрайонная ИФНС № 28 по Свердловской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
Административный ответчик Терентьева Т.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причину неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении рассмотрения дела не просила.
Суд с учетом положений статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Исследовав и оценив письменные доказательства, в том числе материалы административного дела № 2а-2920/2019, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги. Аналогичная обязанность закреплена также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог, установлены ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
Согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
При этом согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» названного Кодекса.
В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 данного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей (пункт 1).
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с указанной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (пункт 2).
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 01 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 5).
В силу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Терентьева Т.А. в 2014, 2015, 2016. 2017 годах являлся собственником следующего имущества - автомобиля Ф., *** года выпуска, государственный регистрационный знак ***, автомобиля Н., ***4 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, а также жилого помещений – квартир, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. *** и по адресу: свердловская область, г. Кировград, пос. Нейво-Рудянка, ул. ***, которое в соответствии с законом о налогах облагается транспортным налогом и налогам на имущество физических лиц.
Из материалов дела также следует, что Терентьевой Т.А. по почте были направлены налоговые уведомления № 98330972 от 25 августа 2016 года, № 11500972 от 10 июля 2017 года, № 19472580 от 15 июля 2018 года.
В связи с тем, что в установленный законодателем срок, административный ответчик указанную в налоговых уведомлениях сумму налогов не уплатила, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес Терентьевой Т.А. по почте направлены требования № 34993 по состоянию на 19 декабря 2016 года, № 19579 по состоянию на 28 ноября 2017 года, № 7746 № 12081 по состоянию на 06 декабря 2018 года и № 10655 по состоянию на 11 февраля 2019 года.
Вместе с тем, вышеуказанные требования Межрайонной ИФНС № 28 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения 01 августа 2019 года (согласно входящему штампу) к мировому судье судебного участка № 2 Кировградского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа и на основании которого мировым судьей судебного участка № 2 Кировградского судебного района Свердловской области 06 августа 2019 года вынесен судебный приказ.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Кировградского судебного района Свердловской области от 23 августа 2019 года судебный приказ от 06 августа 2019 года был отменен в связи с поступившими возражениями Терентьевой Т.А.
20 декабря 2019 года Межрайонная ИФНС России № 28 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, суд, проверив сроки на обращение Межрайонной ИФНС России № 28 по Свердловской области в суд с требованиями о взыскании недоимки по налогам, пени, установленные в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что требования налогового органа не подлежат удовлетворению в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в размере 1998 рублей и пени на указанную недоимку в размере 168 рублей 32 копейки, по НДФЛ за 2017 год размере 3428 рублей и пени на указанную недоимку в размере 1 рубль 71 копейка, поскольку им пропущен срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Терентьевой Т.А. указанной недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени.
Так, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании вышеуказанных обязательных платежей и санкций с Терентьевой Т.А., указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал 02 сентября 2017 года, 17 июля 2018 года, 10 октября 2018 года и 25 июля 2019 года соответственно, вместе с тем, к мировому судье судебного участка № 2 Кировградского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только 01 августа 2019 года, то есть по истечении установленного законом срока.
При этом, административным истцом суду не было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, при этом каких-либо уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, в материалах дела не имеется и суду не представлено. В тоже время, у административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
При этом, соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, несоблюдение Межрайонной ИФНС России № 28 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в размере 1998 рублей и пени на указанную недоимку в размере 168 рублей 32 копейки, по НДФЛ за 2017 год размере 3428 рублей и пени на указанную недоимку в размере 1 рубль 71 копейка, является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Между тем, учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 959 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в размере 36 рублей, обязанность по своевременной уплате налога административным ответчиком не исполнена, доказательств обратного в суд не представлено и судом не установлено (административный ответчик не представил и доказательств уплаты недоимки по налогам на момент вынесения решения суда в добровольном порядке), суд приходит к выводу, что указанная недоимка по транспортному налогу за 2017 год и налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 36 рублей подлежит взысканию с административного ответчика.
Представленный административным истцом расчет задолженности проверен в судебном заседании, закону не противоречит.
Согласно статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Руководствуясь названными положениями законодательства, суд приходит к выводу, что с Терентьевой Т.А. подлежат взысканию пени за период с 04 декабря 2018 года по 10 февраля 2019 года на недоимку по транспортному налогу за 2017 года в размере 16 рублей 99 копеек, на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года по 10 февраля 2019 года в размере 0 рублей 64 копейки.
Представленный административным истцом расчет пени проверен в судебном заседании, закону не противоречит.
Согласно части 3 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации и письма Минфина России от 29 июня 2015 года № 03-0506-03/37403, статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявлениеМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области к Терентьевой Т.А. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Терентьевой Т.А., *** года рождения, уроженки г. ***, зарегистрированной по адресу: Свердловская область, г. Кировград, пос. Нейво-Рудянка, ул. ***, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 959 рублей и пени на указанную недоимку за период с 04 декабря 2018 года по 10 февраля 2019 года в размере 16 рублей 99 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в размере 36 рублей и пени на указанную недоимку за период с 04 декабря 2018 года по 10 февраля 2019 года в размере 0 рублей 64 копейки.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Взыскать с Терентьевой Т.А., *** года рождения, уроженки г. Свердловск, зарегистрированной по адресу: Свердловская область, г. Кировград, пос. Нейво-Рудянка, ул. *** в доход муниципального образования Кировградский городской округ государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Кировградский городской суд Свердловской области.
Судья |
И.Б. Доева |