Дело №2-155/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Ярково 19 июля 2019 года
Ярковский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Ермаковой Е.А.
при секретаре Уфимцевой Г.М.,
с участием: помощника прокурора Ярковского района Тюменской области Журкиной М.Н., представителя ответчика Виноградовой О.К., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., представителя третьего лица администрации Ярковского муниципального района Гондарук А.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-155/2019 по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Муниципальному предприятию «Стройсервис» Ярковского муниципального района об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации в суд к Муниципальному предприятию «Стройсервис» Ярковского муниципального района (далее по тексту МП «Стройсервис») об обязании произвести оценку сбрасываемых сточных вод в водный объект – <данные изъяты> на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», результат оценки согласовать с Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства Росрыболовства.
Требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании коллективного обращения жителей <адрес>, решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения МП «Стройсервис» требований природоохранного законодательства при эксплуатации станции очистки сточных вод, расположенной в <адрес> МП «Стройсервис» является водопользователем, которому предоставлено право пользования поверхностным водным объектом – <данные изъяты> для сброса сточных вод в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ. №, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ., выданных Департаментом недропользования и экологии <адрес>. Подпунктами № указанных решений утверждён норматив допустимого сброса в <данные изъяты> загрязняющих веществ: <данные изъяты> Согласно протоколу лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ., в пробе воды сточной после очистки в месте сброса МП «Стройсервис» сточных вод в <данные изъяты> установлено превышение максимального содержания загрязняющих веществ в сточной воде допустимое к сбросу по <данные изъяты> В соответствии с протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ. в сточной воде после очистки показатель <данные изъяты> составил более <данные изъяты>. В составе сточных вод, сбрасываемых МП «Стройсервис» в водный объект <данные изъяты>, имеется превышение концентрации загрязняющих веществ (<данные изъяты> что свидетельствует об оказании воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Согласно государственного рыбохозяйственного реестра <данные изъяты> относится к высшей категории водных объектов рыбохозяйственного значения, включена в <данные изъяты> и относится к миграционным путям к местах нереста, в том числе к местам нереста ценных видов пород. За период деятельности МП «Стройсервис», оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания не проводилось, наносимый вред водным биоресурсам ни в форме материальной компенсации, ни в виде действий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, не компенсировался. Непринятие МП «Стройсервис» мер к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неосуществлению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объёма и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах, и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.
Определением суда в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ярковского муниципального района (№).
Помощник прокурора Ярковского района Тюменской области Журкина М.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Кроме того просила установить ответчику срок исполнения решения суда в <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика МП «Стройсервис» Виноградова О.К. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично. Пояснила, что МП «Стройсервис» эксплуатирует очистные сооружения в <данные изъяты>, данное имущество закреплено за ответчиком <данные изъяты> является муниципальной собственностью. В течение <данные изъяты> мероприятия по реконструкции очистных сооружений не проводились. Для проведения оценки сбрасываемых сточных вод и получения результатов необходимо проведение работ по реконструкции очистных сооружений. Ответчик неоднократно обращался в администрацию для выделения денежных средств или проведения торгов на выполнение реконструкции сооружений, но ответа нет. У предприятия денежных средств нет. Для того, чтобы оценка была положительной, нужно провести работы по реконструкции очистных сооружений, в связи с чем просила установить срок для исполнения требований прокурора - <данные изъяты>.
Представитель третьего лица Нижнеобского ТУ Росрыболовства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом (№), просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает в полном объёме (№), дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Ярковского муниципального района Гондарук А.Н. в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась, пояснила, что денежные средства на ремонт очистных сооружений будут заложены в бюджет района в ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель К., допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству стороны ответчика, показал суду, что является <данные изъяты> проводить дополнительную оценку не имеет смысла, так как очистные сооружения были построены ДД.ММ.ГГГГ необходима их реконструкция. Он обращался в администрацию района с просьбой о выделении финансовых средств на разработку проекта реконструкции очистных сооружений, на что получил ответ, что МП «Стройсервис» должно представить коммерческое предложение для включения в план-график или конкурсную документацию суммы разработки проекта сметной документации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) сброса сточных вод; 3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений; 4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов; 5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов; 6) разведки и добычи полезных ископаемых; 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса; 8) подъема затонувших судов; 9) сплава древесины; 10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель; 11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях: 1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса; 2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи; 3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации в иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решений Департамента недропользования и экологии <адрес> о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. № от ДД.ММ.ГГГГ в пользование МП «Стройсервис» предоставлено право пользования поверхностным водным объектом <данные изъяты> для сброса сточных вод и (или) дренажных вод №).
№ указанных выше решений объём сброса сточных, в том числе дренажных вод не должен превышать: в <данные изъяты>
Вода <данные изъяты> в месте сброса сточных, в том числе дренажных вод должна отвечать следующим требованиям: <данные изъяты>
В соответствии с протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ., экспертным заключением филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. проба сточной воды после очистки по адресу: <адрес>, выпуск сточных вод в <адрес> на <адрес> не соответствует требованиям решения о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ. по санитарно-гигиеническим показателям (№).
ДД.ММ.ГГГГг. <данные изъяты> П. утверждена программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом (<данные изъяты>) и его водоохраной зоной и согласована ДД.ММ.ГГГГ. с отделом водных ресурсов по <адрес> Нижне-Обского бассейнового водного управления (№).
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № юридическое лицо МП «Стройсервис» Ярковского муниципального района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ (водопользование с нарушением его условий), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Данным постановлением установлено, что МП «Стройсервис» нарушены условия использования водного объекта – <данные изъяты>, установленные № решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ., а именно: допущен сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ превышающих максимальное содержание веществ в сточной воде, допустимое к сбросу, по <данные изъяты>
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 53 названного Федерального закона возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
Размер ущерба, который причинен водным биоресурсам и который следует считать крупным, порядок его определения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьёй 22 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ).
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ хозяйственная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (далее - деятельность) в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации (пункт 8 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее Положение), в соответствии с которым мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов; определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (пункт 2).
Пунктом 4 Положения определено, что при осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7 Положения).
Согласно п. 5 Методики исчисления размера вреда, причинённого водным биологическим ресурсам, утверждённой приказом Росрыболовства от 25.11.2011г. N 1166, исчисление размера вреда, причинённого водным биоресурсам, предусматривает его определение как в натуральном выражении (кг, т), исходя из последствий многостороннего воздействия его негативных факторов на состояние водных биоресурсов, так и в стоимостном выражении (руб.), исходя из затрат на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Приказом Министерства по природным ресурсам и экологии Российской Федерации от 09 января 2013 года N 2 утверждён Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, в соответствии с которым выдача разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешений на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта.
Разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС); в пределах лимитов на сбросы.
Из приведённых положений нормативных актов следует, что обязанность по оценке воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, возникает в силу закона при осуществлении этой деятельности и не зависит от указания данной обязанности в разрешительных документах на право пользования водным объектом.
Вместе с тем, ответчиком МП «Стройсервис» при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, в нарушение требований Федерального закона от 20.12.2004г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
Непринятие МП «Стройсервис» мер к оценке воздействия его деятельности на биоресурсы и среду их обитания, к расчёту вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При установленных судом обстоятельствах, на ответчика МП «Стройсервис» подлежит возложению обязанность произвести оценку сбрасываемых сточных вод в водный объект – <данные изъяты> на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013г. N 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», результат оценки согласовать с Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства Росрыболовства с установлением в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - в течение <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу.
На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей с зачислением в бюджет Ярковского муниципального района.
Руководствуясь ст. ст. 3, 10, 12, 45, 56, 67, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Муниципальному предприятию «Стройсервис» Ярковского муниципального района об обязании совершить действия - удовлетворить.
Обязать Муниципальное предприятие «Стройсервис» Ярковского муниципального района в течение <данные изъяты> со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести оценку сбрасываемых сточных вод в водный объект – <данные изъяты> на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013г. N 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», и согласовать результат оценки с Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства Росрыболовства.
Взыскать с Муниципального предприятия «Стройсервис» Ярковского муниципального района в бюджет Ярковского муниципального района государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы, представления через Ярковский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 22 июля 2019 года.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>