Дело № 3а-152/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 13 июля 2017 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Добрыдневой Т.С.
с участием административного истца Чалой В.И., её представителя Малеева Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чалой В.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Чалая Валентина Ивановна обратилась 14 июня 2017 г. в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под индивидуальный жилой дом, общей площадью 1 440 кв. м, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости в сумме 1446581 рубль по состоянию на 1 января 2013 г.
В обоснование заявленного требования Чалая В.И. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером **, кадастровая стоимость участка определена постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. № 1610-п в размере 6664 046,4 рублей по состоянию на 1 января 2013 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 июня 2017 г. № **.
Однако действительная рыночная стоимость земельного участка составляет 1446 581 рубль, о чём свидетельствует отчёт общества с ограниченной ответственностью «Реал Оценка» об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 28 апреля 2017 г. № **.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают её права и обязанности как собственника спорного земельного участка, поскольку влечёт увеличение налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании административный истец Чалая В.И., а также представитель административного истца Малеев Д.С., действующий на основании устного ходатайства, заявленные требования поддержали в полном объёме.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края Политова А.А., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, представила письменный отзыв по административному делу, просила о рассмотрении административного дела в её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Таранова И.А., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, представила письменный отзыв по административному делу, просила о рассмотрении административного дела в её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации города Перми Кузнецова О.В., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, представила письменный отзыв по административному делу, просила о рассмотрении административного дела в её отсутствие.
Поскольку в силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, явка в судебное заседание участвующих в деле лиц обязательной судом не признавалась, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения административного истца, представителя административного истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Закон о государственной регистрации недвижимости) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются данным Федеральным законом.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, в том числе о кадастровой стоимости, является государственным кадастровым учётом (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
Согласно пунктам 1, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешённом использовании земельного участка.
Исходя из положений пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 приведённого Кодекса).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определённой методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьёй 24.19 приведённого Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что её устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Чалая В.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером **, вид права: общая долевая собственность, доля в праве 32/125 в период с 11 февраля 2015 г. по настоящее время, что подтверждается выписками из ЕГРН (Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости) от 14 июня 2017 г. (л.д. 9 – 11), свидетельством о государственной регистрации права от 11 февраля 2015 г. (л.д. 12).
Постановлением администрации г. Перми от 29 мая 2015 г. № ** утверждён договор купли-продажи земельного участка № **, заключённый между Департаментом земельных отношений г. Перми и Чалой В.И., согласно которому в собственность покупателю Чалой В.И. передаётся 93/125 доли земельного участка площадью 1 440 кв. м с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****. Приём-передача указанного земельного участка произведён. Таким образом, Чалая В.И. фактически владеет в полном объёме земельным участком с кадастровым номером ** категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под индивидуальный жилой дом, общей площадью 1 440 кв. м, расположенного по адресу: ****.
Административный истец как собственник земельного участка в период с февраля 2015 года является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков (статьи 388 – 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
1 января 2014 г. вступило в силу постановление Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов Пермского края», которым утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 г., в том числе кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **, которая на рассматриваемую дату составляет 6664 046,4 рублей.
Считая данную стоимость земельного участка завышенной, административный истец обратился в оценочную организацию.
Как следует из отчёта № ** об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 28 апреля 2017 г., составленного ООО «Реал Оценка», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 1446 581 рубль. Оценщик ООО «Реал Оценка» А., проводивший оценку, включён в реестр членов Некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация оценщиков «Свободный оценочный департамент». Обязательная гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована в ПАО СК «Росгосстрах» (филиал в Свердловской области).
Представленный отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП «СРОО «СВОД».
Описание объекта оценки даёт однозначное представление о нём. В отчёте присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор применённых оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчёта, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам. Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчёте.
В качестве объектов сравнения использованы данные о предложении на продажу прав собственности на земельные участки, расположенные в Мотовилихинском районе города Перми Пермского края, информация о которых получена из газеты «Из рук в руки» № 28 (1059) от 12 апреля 2012 г., № 72 (1103) от 13 сентября 2012 г., № 33 (1064) от 30 апреля 2012 г. Кроме того, оценщиком использованы данные с официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», электронный справочник с картой города Перми 2 ГИС, справочник оценщика недвижимости «Характеристики рынка. Прогнозы. Поправочные коэффициенты», электронная база Пермской Мультилистинговой Системы. Источники информации приложены к отчёту. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка, относятся к землям населённых пунктов. Согласно отчёту об определении рыночной стоимости земельного участка, аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки на условия продаж.
Суд считает, что при подготовке отчёта использована информация, отвечающая требования достаточности и достоверности.
Статьёй 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости объектов или несоответствия представленного административным истцом отчёта требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено.
Доводы, изложенные в представленных письменных отзывах административного ответчика и заинтересованных лиц, позицию административного истца и представленные им документы не опровергают.
То обстоятельство, что административный истец в настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером ** не является (зарегистрировано право на 32/125 доли), не свидетельствует об отсутствии заинтересованности Чалой В.И. в рассмотрении административного дела, поскольку в настоящее время заключён договор купли-продажи оставшейся доли в праве на указанный земельный участок, приём-передача земельного участка произведён, иных собственников либо правообладателей на указанный земельный участок не зарегистрировано.
С учётом изложенного, заявленное Чалой В.И. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** следует установить равной его рыночной стоимости, определённой на основании отчёта № ** об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 28 апреля 2017 г., то есть в размере 1446 581 рубль по состоянию на 1 января 2013 г.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата его обращения с административным исковым заявлением в суд либо дата обращения физического лица в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если оно обращалось в такую комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом установлено, что Чалая В.И. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка и установлении его рыночной стоимости в соответствующую комиссию при Управлении Росреестра по Пермскому краю не обращалась.
Таким образом, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** в размере его рыночной стоимости следует считать дату обращения Чалой В.И. в суд, то есть 14 июня 2017 г.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 31 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено, вопрос о судебных расходах, понесённых административным истцом разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлечённым к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Принимая во внимание, что административным ответчиком заявленное административным истцом требование не оспаривается ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности по возмещению судебных расходов в порядке статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Чалой В.И., поданное 14 июня 2017 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под индивидуальный жилой дом, общей площадью 1 440 кв. м, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости в сумме 1446581 (один миллион четыреста сорок шесть тысяч пятьсот восемьдесят один) рубль по состоянию на 1 января 2013 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 17 июля 2017 г.
Решение не вступило в законную силу.
Судья - подпись -