ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-19432/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 8 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чуньковой Т.Ю.,
судей Гунгера Ю.В., Репринцевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №04RS0004-01-2022-001314-15 по иску Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранению «Гусиноозерская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия об обязании приобретения транспортных средств,
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 19 декабря 2022 г. с учетом дополнительного решения 25 апреля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Репринцевой Н.Ю., выслушав объяснения прокурора Самойлова А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
установила:
Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд, просил обязать ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» в течение трех месяцев после выделения финансирования приобрести девять специальных (санитарных) автотранспортных средств для нужд фельдшерских-акушерских пунктов: у. Цайдам, у. Усть-Урма, у. Удунга, у. Бургастай, <адрес>, у. Зурган- Дэбэ, а также врачебных амбулаторий <адрес> Республики Бурятия; обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» для приобретения 9 специальных (санитарных) автотранспортных средств для нужд фельдшерских-акушерских пунктов: у<адрес>, а также врачебных амбулаторий <адрес> Республики Бурятия в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу.
Решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 19 декабря 2022 г. с учетом дополнительного решения от 25 апреля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 июня 2023г., исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» в течение трех месяцев после выделения финансирования приобрести пять специальных (санитарных) автотранспортных средств для нужд фельдшерских-акушерских пунктов: <адрес> также врачебных амбулаторий <адрес> Республики Бурятия. Обязал Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» для приобретения 5 специальных (санитарных) автотранспортных средств для нужд фельдшерских- акушерских пунктов: <адрес> а также врачебных амбулаторий <адрес> Республики Бурятия в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранению «Гусиноозерская центральная районная больница», Министерству здравоохранению Республики Бурятия отказано.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Бурятия просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы указало, что иск не содержал какого-либо фактического или правового обоснования, на котором истец основывал требования к Минздраву Республики Бурятия, также не приведена ссылка на положения действующего законодательства, предусматривающего возложение субсидиарной обязанности на медицинскую организацию и Минздрав Республики Бурятия устранить нарушения законодательства об охране здоровья. Минздрав Республики Бурятия в отношении медицинской организации осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств и отдельные полномочия права собственника. Финансирование ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» Минздравом Республики Бурятия осуществляется посредством перечисления субсидий из республиканского бюджета Республики Бурятия в переделах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели Минздраву Республики Бурятия на соответствующий финансовый год и плановый период, таким образом, Минздрав Республики Бурятия фактически является передаточным звеном между республиканским бюджетом и бюджетным учреждением. Таким образом, удовлетворение исковых требований о возложении обязанности на Минздрав Республики Бурятия осуществить финансирование ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» противоречит порядку финансового обеспечения деятельности государственных учреждений. Не понятно какие обязанности, возложенные законом, нарушены Минздравом Республики Бурятия и ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ», какие имеются способы для устранения этих «нарушений». 100 % износ автомобилей, зафиксированный в бухгалтерских документах, не означает невозможность эксплуатации автомобилей, учитывая проведение мероприятий по текущему и капитальному ремонту и не исключает возможность их дальнейшего использования за пределами срока полезного использования. Периодический выход из строя автомобиля является штатной ситуацией и также не свидетельствует о необходимости его замены, а направляется на ремонт. К тому же приобретение новых автомобилей не исключает возможного выхода и их из строя.
От прокурора поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
В суде кассационной инстанции прокурор Самойлов А.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что в структуре ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» за сельскими врачебными амбулаториями и ФАПами закреплено девять автомобилей.
Фельдшерско-акушерские пункты эксплуатируют следующие автомобили: ВА с. Гусиное Озеро, ФАП у. Цайдам - УАЗ-39623, 2007 года выпуска; ВА у. Ташир, ФАП у. Усть-Урма, ФАП у. Удунга - УАЗ-39295, 2009 года выпуска; ВА с. Новоселенгинск, ФАП у. Бургастай, ФАП с. Поворот - УАЗ 3962, 2009 года выпуска; ВА с. Селендума, ФАП с. Ацула, ФАП у. Ехэ- Цаган -УАЗ 3962 2014 года выпуска; Убур-Дзокойская ВА, ФАП у. Дэбэн, ФАП у. Енхор- УАЗ 396295, 2009 года выпуска, ВА Харганатская, ФАП с. Нижний Убукун - УАЗ 39623, 2007 года выпуска, ФАП с. Жаргаланта, ФАП с. Средний Убукун - УАЗ 39623, 2013 года выпуска, ФАП с. Бараты- УАЗ 39623, 2013 года выпуска, ФАП у. Зурган-Дэбэ- УАЗ 39629, 2002 года выпуска.
При этом износ указанных автомобилей согласно представленным доказательствам составляет 100% и не оспаривался ответчиками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 №1304 утверждены принципы модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правила проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
Правительство Республики Бурятия постановлением от 14 декабря 2020г. № 747 утвердило Программу модернизации первичного звена здравоохранения в Республике Бурятия на период до 2025 года.
Указанная Программа предусматривает оснащение автомобильным транспортом медицинских организаций, оказывающих первичную медикосанитарную помощь, центральных районных и районных больниц, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и малых городах (с численностью населения до 50 тыс. человек), для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов.
Налоговый кодекс Российской Федерации относит легковые автомобили к третьей амортизационной группе с периодом использования от 3 до 5 лет, при этом формально не запрещается эксплуатировать их и после этого срока, поскольку предельный период фактически не установлен.
Однако согласно письму Минздрава России от 15 ноября 2019 г. № 17-9/10/2176 «О направлении методических рекомендаций по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» в Перечне автотранспорта, планируемого к замене в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, требуется указание транспортных средств, которые находятся в эксплуатации соответственно 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет и «более 7 лет».
Согласно Методическим рекомендациям «Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития» срок использования санитарного транспорта выездных бригад СМП не должен превышать 5 лет.
В соответствии со стандартом оснащения станции скорой медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», количество автомобилей скорой медицинской помощи класса «А», «В», «С» определяется по требованию.
В представленном письме от 15 июня 2022 г. ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» в адрес Министерства здравоохранения Республики Бурятия указано, что с целью повышения доступности и своевременности оказания скорой и специализированной медицинской помощи просило рассмотреть вопрос о приобретении специального (санитарного) автотранспорта класса «А» на базе УАЗ 3962 (с низкой крышей) для сельских врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ».
Как следует из ответа Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 10 октября 2022г., для приобретения специального автомобильного транспорта класса «А» на базе УАЗ -3962 необходимо направить заявку в соответствии с приказом №68-ОД от 09.11.2018 «О порядке направления и формирования заявок на дополнительное финансирование» для решения вопроса о финансировании из средств республиканского бюджета.
Согласно заявке от 20 октября 2022 г. ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» просит рассмотреть вопрос о возможности выделения финансирования Министерством здравоохранения Республики Бурятия на приобретение санитарного автотранспорта на базе УАЗ для сельских врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» в количестве 9 штук.
В соответствии с ответом Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 23 ноября 2022 г. заявка отклонена в связи с необоснованностью, предложено доработать заявку в соответствии с установленным порядков в части обоснования необходимости приобретения такого количества транспортных средств, возможности финансирования затрат на их содержание, сохранность, содержание работников, за которыми будет закреплен транспорт, графиков и маршрутизации использования планируемого к приобретению транспорта, обеспечения его эффективного использования и т.д.
В заявке от 1 декабря 2022 г. ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ», указывая на штатное расписание, возможность обеспечения сохранности автотранспорта (в помещениях гаража, которые пристроены к зданиям В А и ФАПов, и которые находятся в аренде), дальние расстояния между населенными пунктами Селенгинского района, бездорожье, 100% износ санитарного транспорта, требуемый ремонт действующего данного транспорта, существующий риск несвоевременного оказания медицинской помощи, необходимость использования данного специального (санитарного) транспорта из близлежащих ВА и ФАПов для оказания скорой помощи пострадавшим при дорожно-транспортом происшествии (что приводит к увеличению их нагрузки), разветвленность маршрутов санитарного автотранспорта, время доезда до ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» в случае экстренной госпитализации пациентов, численность проживающего населения, просит Министерство здравоохранения Республики Бурятия рассмотреть вопрос с учетом текущего ремонта приобретения новых специальных (санитарных) автомобилей в количестве 5 штук. Сведений о рассмотрении данной заявки в адрес суда не поступило.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, положениями статей 45, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» исходил из того, что требования прокурора о замене автотранспорта являются обоснованными и подлежат удовлетворению, и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия является ненадлежащим ответчиком по делу, были проверены и отклонены апелляционной инстанцией.
Судом апелляционной инстанции верно установлено, что обязанность по финансированию Центральной районной больницы возложена законом на Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
В соответствии с п. 6.18 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. № 319, министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций.
Согласно п.6.19.3 Положения Министерство осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций. В силу п.6.19.4 Положения Министерство организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджетов. В соответствии с п.6.19.7 Положения Министерство формирует в установленном порядке государственные задания автономными бюджетным учреждениям здравоохранения и образования и осуществляет их финансовое обеспечение.
Таким образом, предъявление прокурором исковых требований об обязании осуществить финансирование Гусиноозерской центральной районной больницы для приобретения специального автотранспорта является реализацией полномочий по защите прав и интересов неопределенного круга лиц. В отсутствие надлежащего финансирования исполнение одним лишь ответчиком Гусиноозерской центральной районной больницы требований законодательства об обеспечении автотранспортом становится невозможным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательств осуществления Министерством здравоохранения Республики Бурятия финансирования данных мероприятий в необходимых объемах, в материалы дела не представлено, ответчики обязаны выполнять своевременно и в полном объеме приведенные требования действующего законодательства с момента их вступления в силу.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, фактически сводящимся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств, суды верно исходили из того, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия, как главный распорядитель и получатель средств бюджета, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012г. №543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
Согласно указанному Положению первичная медико-санитарная помощь включает, среди других видов, первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов и другими подразделениями медицинских организаций.
Приложением № 14 к Положению установлен Стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта).
Оснащение ФАП осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным указанным приложением №14 ФАП рекомендуется обеспечивать транспортными средствами, в том числе специальными, исходя из рекомендуемого расчета - 1 транспортное средство на 1 300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (может быть скорректирован на участках с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климатогеографических условий).
Приложение №15 именуется как Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
Так, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах (пункты 2-3 Приложения).
Одними из основных задач ФАП являются диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача в соответствии с действующими стандартами оказания первичной медико- санитарной помощи; обеспечение своевременной госпитализации больных, нуждающихся в оказании стационарной медицинской помощи, в том числе женщин с патологией беременности, а также медицинская эвакуация рожениц и родильниц в родильное отделение; устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника ФАП либо бригадой скорой медицинской помощи (пункт 11 Приложения № 15).
Учитывая, что судами установлено, что срок эксплуатации транспортных средств составляет более восьми лет, данные специальные автотранспортные средства периодически выходят из строя, что не может не нарушать права неопределенного круга лиц на доступную и качественную медицинскую помощь, включая обеспечение своевременной госпитализации больных, нуждающихся в оказании стационарной медицинской помощи, в том числе с патологией беременности; медицинскую эвакуацию рожениц и родильниц в родильное отделение; устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения; а также возможность использования медицинским работником транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью, отклоняются как несостоятельные доводы кассатора о том, что судами не приведено оснований для удовлетворения иска.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой и апелляционной инстанции обстоятельств по настоящему делу, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанции не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 19 декабря 2022 г. с учетом дополнительного решения 25 апреля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ю. Чунькова
Судьи Ю.В. Гунгер
Н.Ю. Репринцева