Дело № 2а-143/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2020 года г. Иваново

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Борисовой Н.А.,

при секретаре Абраменковой А.С.,

с участием административного истца Маленкина А.В., представителя административных ответчиков по доверенностям Михайловской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Маленкина А.В. к Военному комиссариату г. Иваново Ивановской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» о признании незаконным решения призывной комиссии,

установил:

Маленкин А.В. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату г. Иваново Ивановской области о признании решения призывной комиссии незаконным.

Требования обоснованы тем, что административный истец состоял на воинском учете в Военном комиссариате Октябрьского района г. Иваново, после реорганизации Военный комиссариат г. Иваново Ивановской области. После получения среднего образования истец поступил на дневную очную форму обучения в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» на юридический факультет по специальности «Юриспруденция». В период с 01.10.2012 по 31.12.2012 года обучался в ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», в связи с чем имел право на отсрочку от призыва на военную службу. В период с 01.01.2013 по 30.09.2015 истец обучался в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», в связи с чем имел право на отсрочку от призыва на военную службу. Все экзамены были сданы успешно. С момента постановки на воинский учет и по настоящий момент истец проживал и продолжает проживать по адресу регистрации, кроме того, официально трудоустроен. С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27- летнего возраста, он каких бы то ни было повесток о необходимости явиться в военный комиссариат, не получал. Призывной комиссией при военном комиссариате Октябрьского и Советского районов г. Иваново 22.06.2017 в отношении истца вынесено решение о зачислении в запас по достижении возраста 27 лет в соответствии с п.п. 1.1. ст. 28. п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Данное решение истцу не озвучивалось и не разъяснялось, на руки не выдавалось, по почте не высылалось. Его содержание ему стало известно менее недели назад, после получения его по почте в ответ на заявление о выдаче решения (заключения) призывной комиссии от 09.09.2019. С решением (заключением) призывной комиссии истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным, нарушающим его права и законные интересы. Нарушение его права на получение военного билета влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Членами призывной комиссии не были приняты во внимание документы, подтверждающие наличие прав на предоставление отсрочки, пояснения и аргументы, которые давались истцом. Так же он испытал заведомо негативный настрой призывной комиссии и нежелание разобраться в ситуации и принять во внимание его разъяснения. Решением о выдаче справки взамен военного билета, нарушено право истца на доступ к государственной службе, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

На основании изложенного, Маленкин А.В. просит суд признать незаконным решение призывной комиссии при военном комиссариате Октябрьского и Советского районов г. Иваново от 22.06.2017 года (Протокол № 7/У) о зачислении Маленкина А.В. в запас и выдаче справки в соответствии с п.п. 1.1. ст. 28. п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязать призывную комиссию г. Иваново повторно рассмотреть вопрос о зачислении в его запас и выдаче военного билета.

Административный истец Маленкин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнительных пояснениях к нему (л.д.69-71).

Представитель административных ответчиков Военного комиссариата г. Иваново, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ивановской области» Михайловская А.В. в судебном заседании иск не признала, представила письменные пояснения (л.д. 50-53, 106-107), суть которых сводится к следующему. Достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01.01.2014. Для применения положений п. 1.1 ст. 28 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не требуется установление факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона. Находясь в призывном возрасте, не имея законных оснований для предоставления отсрочки либо освобождения от прохождения военной службы по состоянию здоровья, по крайней мере, с января 2016 г. истец уклонялся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Зная об отсутствии оснований для освобождения от военной службы, для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в том числе для прохождения медицинской комиссии, в военный комиссариат не прибывал. Военным комиссариатом принимались меры по вызову и розыску призывника для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. 22.06.2017 на заседании призывной комиссии истец присутствовал лично, о принятом в отношении него решении о зачислении в запас и отсутствии оснований для освобождения от призыва на военную службу с января 2013 г., он достоверно знал. Следовательно, процессуальный срок для оспаривания решения призывной комиссии им пропущен по неуважительным причинам. Доказательства уважительности причин пропуска срока истцом не представлены.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, включая личное дело призывника, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Установлено, что Маленкин А.В. состоял на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского и Советского районов г. Иваново с 24.01.2006 ( л.д. 43-44).

Из личного дела призывника следует, что Маленкин А.В. с сентября 2007 года обучался в ИвГУ по специальности «юриспруденция», что подтверждается соответствующими справками учебного заведения. Срок окончания обучения – 30.06.2012 (л.д. 141, 149, 151).

Соответствующим решением призывной комиссии на основании подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в высшем учебном заведении на срок до 30.06.2012.

В личном деле призывника имеется письмо ректора ФБГОУ «ИвГУ» от 06.07.2012 о получении Маленкиным А.В. рекомендации Ученого совета экономического факультета для поступления в 2012 году в очную аспирантуру, о сдаче им вступительного экзамена по специальности (л.д.152).

Согласно справки ФБГОУ «Шуйский государственный педагогический университет» от 01.10.2012 Маленкин А.В. поступил в аспирантуру по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образование» (л.д. 152 обр.).

Факт зачисления Маленкина А.В. в аспирантуру подтверждается выпиской из приказа от 01.10.2012 о зачислении в очную аспирантуру, срок обучения составляет 3 года – до 30.09.2015 (л.д.153).

Решением призывной комиссии на основании подп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в аспирантуре на срок до 01.10.2015 (л.д. 123 обр.).

В дальнейшем в Военный комиссариат поступили сведения об отчислении Маленкина А.В. из очной аспирантуры 31.12.2012 переводом в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», что подтверждается копией приказа № 284-од от 24.12.2012, имеющейся в личном деле призывника (л.д. 154).

С января 2013 года иных сведений о продолжении административным истцом обучения в аспирантуре из учебного заведения в Военный комиссариат не поступало.

В июне 2017г. Маленкин А.В. самостоятельно явился в военный комиссариат и прошел медицинское освидетельствование. Ему установлена категория годности к военной службе – «А».

22.06.2017 решением (заключением) призывной комиссии Октябрьского и Советского районов г. Иваново ( протокол № 7/У) Маленкин А.В. освобожден от призыва на военную службу в связи с достижением возраста 27 лет, снят с учета призывников, зачислен в запас как гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д. 125).

Считая такое решение уполномоченного органа незаконным, Маленкин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о его отмене, мотивируя тем, что в связи с отсутствием военного билета нарушается его право на трудоустройство.

Согласно пункту 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

В силу пункта 34 названного акта (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Проверяя обоснованность и законность вынесенного в отношении административного истца заключения суд исходит из следующего.

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).

Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" высказал правовую позицию, согласно которой неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.

Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленными какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

В силу подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации.

Судом установлено и представителем административных ответчиков не оспаривалось, что в материалах личного дела Маленкина А.В. имелись данные о зачислении его в учреждение науки для обучения по программе очной аспирантуры с 14.12.2012 по 01.10.2015, в связи с чем решением призывной комиссии ему была предоставлена отсрочка. Кроме того в материалах личного дела имеется приказ об отчислении истца из очной аспирантуры 31.12.2012г. переводом в иное высшее учебное заведение.

Ссылка представителя административных ответчиков на отсутствии в материалах личного дела иных документов, подтверждающих дальнейшее обучение Маленкина А.В. по программе очной аспирантуры, что свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления отсрочки и уклонении истца от призыва на воинскую службу несостоятельна, поскольку после предоставления первой отсрочки контроль за наличием соответствующих оснований возложен на Военный комиссариат.

При этом в материалы дела Маленкин А.В. представил документы, свидетельствующие о прохождении им обучения в очной аспирантуре с 01.10.2012 по 31.12.2012 в ФГБО ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», с 01.01.2013 по 30.09.2015 в ФГБО ВПО «Ивановский государственный университет», а также справка об успешно сданных кандидатских экзаменах (л.д. 126 обр., 127).

При таких обстоятельствах, Маленкин В.А. имел право на отсрочку от призыва до 01.10.2015.

Проверяя обстоятельства не прохождения Маленкиным В.А. военный службы по призыву в период с 01.10.2015 по достижению им 27 лет – 22.11.2016, суд исходит из следующего.

В соответствии с пп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане...... на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Для сохранения отсрочки аспирант должен окончить аспирантуру, то есть завершить обучение в установленный срок или досрочно, выполнить нормативно установленные обязанности и не быть отчисленным из аспирантуры по иным основаниям.

Сведения об окончании аспирантуры должны содержать указание на то, что диссертант представил диссертацию к защите (или защита состоялась до издания приказа об отчислении из аспирантуры).

В этом случае соблюдается требование закона о том, что отсрочка сохраняется для тех граждан, которые успешно завершили обучение по образовательной программе послевузовского образования, и действует в течение периода, который не должен превышать один год после завершения обучения по образовательной программе.

Административным истцом не представлено доказательств защиты квалификационной работы (диссертации), как на момент окончания обучения в 2015 году, так и на момент рассмотрения дела в суде.

В соответствии со справкой ФГБОУ «Ивановский государственный университет» Маленкин А.В. с 01.10.2012 по 30.09.2015 обучался в очной аспирантуре по научной специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». На момент окончания аспирантуры Заключения организации на диссертацию в Отдел подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации не представил, поскольку не прошел предзащиту на кафедре, информацией о последующей защите кандидатской диссертации не располагают (л.д.74-76).

Из пояснений административного истца следует, что диссертационная работа им была написана, но не защищена в виду прекращения на основании Приказа Минобрнауки России № 802/нк от 14.07.2015 деятельности советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук в ФГБОУ «Ивановский государственный университет» по научным отраслям 08.00.05 и 08.00.01 (л.д. 92-97).

В ходе рассмотрения дела Маленкиным А.В. представлена на обозрение суда диссертационная работа, авторские статьи из научных журналов, сертификат об участии в международной научно-практической конференции, а также характеристика с места учебы для предоставления в военкомат, датированная 08.09.2015, подписанная научным руководителем доцентом Маринцевым Д.А., и.о. заведущей кафедрой Тихомировой В.П., деканом экономического факультета Куликовым В.И., содержащая сведения о степени готовности диссертационной работы ( 80%) и ходатайство о предоставлении отсрочки от призыва Маленкину А.В.(л.д. 108-113, 114).

Указанная выше характеристика отсутствует в материалах личного дела, из чего суд делает вывод, что данная характеристика в военкомат Маленкиным А.В. не предоставлялась.

Таким образом, в период с 01.10.2015 по 22.11.2016 (достижение возраста 27 лет) Маленкин А.В. в военный комиссариат сведений о наличии уважительных причин для не прохождения им военной службы не представлял.

Доводы Маленкина А.В. о том, что он не утратил право на предоставление ему отсрочки на время защиты квалификационной работы (диссертации) в течение года с момента завершения обучения в аспирантуре, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку установлено и истцом не отрицается, что защита квалификационной работы (диссертации) им не осуществлялась.

Цель обучения в аспирантуре - подготовить диссертацию, получить положительное заключение при обсуждении диссертации на заседании кафедры и до окончания срока обучения представить ее в диссертационный совет для последующей защиты. Прекращение деятельности советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук в ФГБОУ «Ивановский государственный университет» не является препятствием к защите диссертации в другом ВУЗе. Истец не был лишен возможности защитить свою работу в диссертационном совете при другом ВУЗе на безвозмездной основе. Таким образом оснований для получения отсрочки на время защиты квалификационной работы (диссертации) у административного истца не имелось, в связи с чем он подлежал призыву в период с 01.10.2015 по 22.11.2016 (достижение возраста 27 лет).

Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).

Согласно ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п. 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что военным комиссариатом обязанность извещения посредством направления повесток о необходимости явки призывника в призывную комиссию исполнена ненадлежащим образом, что подтверждается материалами личного дела призывника. Несмотря на имеющиеся в личном дела сведения (копия паспорта) о регистрации Маленкина А.В. с 06.09.2006 по адресу: <адрес>, Военным комиссариатом повестки призывнику направлялись по адресу, сообщенному призывником при первичной постановке на воинский учет в январе 2006г.: <адрес>. При этом в личном деле призывника Маленкина А.В. также имеются заявления о выдаче справки для получения загранпаспорта, датированные 10.11.2010 и 19.05.2011, в которых указано его место жительства: <адрес>.

Суд также обращает внимание, что в юридически значимый период с 01.10.2015 по 22.11.2016 (достижение возраста 27 лет) повестки о вызове административного истца для прохождения мероприятий в период весеннего и осеннего призывов 2016 года, в материалах личного дела призывника отсутствуют.

Поскольку судом было установлено, что после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца надлежащим образом не проводились, у военного комиссариата отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.

В тоже время довод административного истца о том, что по состоянию здоровья он не подлежал призыву на военную службу до достижения 27 лет, является несостоятельным.

В силу ч.1 ст. 9 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно п. 6 ст. 9 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Согласно п. "а" ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

При этом, в соответствии с пунктом 4 названной статьи решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.

Установлено, что 14.02.2006 при первичной постановке на воинский учет Маленкин А.В. был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья с установлением категории "В". Ему было выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в соответствии с которым истец подлежал призыву на военную службу в ноябре 2007 года (л.д. 43-44). Решение призывной комиссии о зачислении Маленкина А.В. в запас не выносилось, поскольку на момент первичной постановки на воинский учет он не достиг восемнадцатилетнего возраста.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 указанного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.

В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, при призыве граждан на военную службу проводится их медицинское освидетельствование.

Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.

Таким образом, учитывая, что административный истец был поставлен на первичный воинский учет до достижения им восемнадцатилетнего возраста, по достижении им призывного возраста и после истечения сроков для предоставления отсрочки, он подлежал призыву, в рамках которого должен был пройти освидетельствование для определения категории к военной службе, по результатам которого призывной комиссией выносится решение в соответствии с п. п. 38-39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, в том числе об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Из материалов личного дела призывника следует, что по результатам медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, от 22.06.2017., Маленкин А.В. был признан годным к военной службе по состоянию здоровья с установлением категории "А".

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Аналогичный срок установлен пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, согласно которому решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

22.06.2017 вынесено решение призывной комиссии о признании Маленкина А.В., не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований.

На заседании комиссии административный истец присутствовал, что им не отрицается. Однако из пояснений Маленкина А.В. следует, что решение призывной комиссии ему не оглашалось.

Решение призывной комиссии получено административным истцом 20.10.2019, в ответ на обращение от 09.09.2019 (л.д. 16,17).

В целях обжалования принятого призывной комиссией решения истец 25.10.2019 обращался с жалобой в Военный комиссариат Ивановской области, в удовлетворении которой письмом от 22.11.2019 ему было отказано (л.д. 20-26, 27-28).

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился со значительным пропуском установленного законом процессуального срока лишь 10.12.2019 (л.д.3).

Ссылаясь на получение решения призывной комиссии от 22.06.2017 лишь 20.10.2019, а также на несвоевременное рассмотрение жалобы Военным комиссариатом Ивановской области, истец просит суд восстановить срок обжалования решения призывной комиссии в суд.

Суд отмечает, что рассмотрение заявления было инициировано самим административным истцом, который был заинтересован в получении результата, в связи с чем критически относится к доводам Маленкина А.В. об отсутствии осведомленности в отношении принятого решения.

В судебном заседании также не было установлено допущенных призывной комиссией нарушений пункта 35 Положения о призыве на военную службу, согласно которому председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

Обоснованных доводов, дающих основание полагать об уважительности причины пропуска установленного срока, административным истцом не приведено и в судебном заседании установлено не было, в связи с чем оснований для восстановления пропущено процессуального срока у суда не имеется.

Ссылки административного истца на п.6 ст. 219 КАС РФ несостоятельны, поскольку нарушений сроков рассмотрения жалобы на заключение призывной комиссии, установленных ч.7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" судом не усматривается, жалоба была рассмотрена в течение месяца с момента поступления, 22.11.2019 административному истцу был дан ответ, который был направлен в его адрес 30.11.2019.

При этом суд отмечает, что данные доводы административного истца не могут повлиять на решение вопроса о восстановлении срока обращения с настоящим иском в суд, поскольку сам факт обращения с жалобой в вышестоящий орган имел место по истечении более двух лет с момента вынесения заключения призывной комиссии.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление Маленкина А.В. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.02.2020.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:

░░░░░░░░░:

2а-143/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Маленкин Александр Владимирович
Ответчики
ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области»
Военный комиссариат г. Иваново Ивановской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Иваново
Судья
Борисова Наталия Альбертовна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.iwn.sudrf.ru
10.12.2019Регистрация административного искового заявления
11.12.2019Передача материалов судье
11.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Судебное заседание
09.01.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее