Дело № 2-202/18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
9 августа 2018 года пгт.Южно-Курильск
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Юхно Н.В.,
при секретаре Жигуновой М.Л.,
с участием представителя истца Елистратова В.В. – Елистратовой Т.С., представителя ответчика администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Лавренова Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Елистратова В.В. к администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Елистратов В.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что в 1994 году он (Елистратов В.В.) в составе семьи: Е.В.В. (отец), Е.Т.С. (мать), Е.А.В. (сестра), Е.Д.В. (брат) проживал в жилом помещении по <адрес>. После землетрясения, произошедшего 4(5) октября 1994 года жителям Южно-Курильского и Курильского районов, пострадавшим от стихийного бедствия, возмещался ущерб и предоставлялись компенсационные выплаты. Категории лиц, имеющих право на компенсационные выплаты, размеры и порядок их предоставления регулировались временным положением «О компенсационных выплатах жителям Южно-Курильского и Курильского районов, пострадавшим от стихийного бедствия», утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1994 года №1200. Согласно договору о безвозмездной передаче жилья в собственность от 23 сентября 1997 года семье Елистратовых передано в собственность домовладение по <адрес>. Однако истцу с 1994 года по 2018 год жилое помещение администрацией муниципального образования не было предоставлено ни в пгт.Южно-Курильск, ни в другой местности. Полученная компенсация за жилье была сдана в полном объеме. В связи с чем просил возложить на администрацию муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» обязанность предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма в пределах пгт.Южно-Курильск.
В судебное заседание истец Елистратов В.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Его представитель Елистратова Т.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Лавренов Г.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание истца.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Жилищного кодекса РСФСР действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма в домах муниципального жилищного фонда.
Установленный порядок означает, что предоставление жилого помещения предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (ч. 1 ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР) с соблюдением очередности предоставления жилого помещения (ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР). Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания (п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР).
Объективная нуждаемость в жилом помещении подтверждается принятием на соответствующий учет (ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР) на основании заявления граждан (ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР).
Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно частям 1, 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Временным положением «О компенсационных выплатах жителям Южно-Курильского и Курильского районов Сахалинской области, пострадавшим от стихийного бедствия», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1994 года №1200, введенным в целях возмещения ущерба жителям Южно-Курильского и Курильского районов, пострадавшим от стихийного бедствия, определена категория лиц, имеющих право на компенсационные выплаты, размеры и порядок их предоставления.
Согласно пункту 1.2 временного положения лица, которым причинен материальный ущерб от стихийного бедствия и выезжающие с Курил безвозвратно, имеют право: на обеспечение временным жильем в пунктах первичного приема; на выплату компенсаций за утраченное жилье и имущество; на оплату проезда к новому месту жительства и провоза багажа в установленных законодательством размерах; на оказание помощи в трудоустройстве и приобретении профессии.
Размер компенсационных выплат устанавливается специальной комиссией, созданной при местном органе исполнительной власти или при миграционной службе, и зависит от степени понесенного ущерба и количества членов семьи. Компенсационные выплаты на возмещение ущерба устанавливаются в следующих размерах в соответствии с настоящим Временным Положением: для лиц, определенных в пункте 1.2., - не более 35 млн. рублей на семью (пункт 2 временного положения)
Из материалов дела следует, что 5 октября 1994 года на территории Южно-Курильского района произошло землетрясение, данное обстоятельство является общеизвестным и в соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ доказыванию не подлежит.
На момент произошедшего землетрясения семья Елистратовых: Е.В.В. (муж), Е.Т.С. (жена), Е.А.В. (дочь), Е.Д.В. (сын), Е.В.В. (сын) проживали по <адрес>.
В соответствии с протоколом №6 от 28 октября 1994 года Е.Т.С. на состав семьи из 5 человек выделена компенсация за жилье <данные изъяты> рублей, компенсация за ущерб имуществу – <данные изъяты>.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Южно-Курильского района от 25 января 1995 года №11 семье Е.В.В. с учетом поданного заявления, курильского стажа и состава семьи из 5 человек выделен индивидуальный дом <адрес>, что также подтверждается списком переселенцев, пострадавших от стихийного бедствия на Курильских островах, для заселения в <адрес> согласно договору администрации Сахалинской области и <данные изъяты>, утвержденным директором департамента Курильских островов 10 сентября 1995 года.
Постановлением мэра Южно-Курильского района от 26 января 1995 года №21 утверждено совместное решение администрации и жилищной комиссии по предоставлению семье Елистратовых в составе 5 человек индивидуального дома <адрес> при сдаче компенсации в размере <данные изъяты>.
Из акта сдачи и приемки квартиры от 15 января 1997 года, составленного между <данные изъяты> и Е.В.В., видно, что наниматель сдает квартиру <адрес>, которая находится в аварийном доме, требующем капитального ремонта. На данной жилплощади семья Елистратовых остается проживать до ДД.ММ.ГГГГ. Расписка о сдаче жилья имеется.
Согласно договору №74/95 от 20 апреля 1995 года <данные изъяты> гарантирует Е.В.В. предоставление 3-комнатного коттеджа в <адрес> вместо выделенного Е.В.В. постановлением мэра Южно-Курильского района от 26 января 1995 года №21 коттеджа при условии оплаты разницы в стоимости коттеджей в сумме <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с квитанцией к приходному кассовому ордеру№1451 от 22 августа 1995 года Е.В.В. внесена доплата за коттедж на основании договора № в размере <данные изъяты>.
В соответствии с договором от 23 сентября 1997 года, заключенным между администрацией Сахалинской области и Е.В.В., Е.Т.С., Е.А.В., Е.Д.В., в собственность последних по ? доли передано жилое помещение по <адрес>.
Истец Елистратов В.В. в данном договоре не значится.
Таким образом, судом установлено, что изначально в соответствии с постановлением мэра Южно-Курильского района от 26 января 1995 года семье Елистратовых в составе 5 человек, в том числе истца был распределен индивидуальный жилой дом <адрес>, в дальнейшем в порядке улучшения жилищных условий семьей Елистратовых в собственность приобретен жилой дом <адрес>.
Из материалов дела также видно, что на момент рассмотрения спора судом истец нуждающимся в жилом помещении не признан.
Учитывая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что право истца на получение жилого помещения в результате произошедшего 5 октября 1994 года землетрясения в соответствии с приведенным выше временным положением было реализовано в составе семьи Е.В.В., которой компенсационная выплата и в дальнейшем жилое помещение было предоставлено на состав из 5 человек, включая истца.
Доказательств, свидетельствующих о том, что истец Елистратов В.В. обращался в установленном пунктами 2, 3 временного положения порядке с заявлением о предоставлении ему компенсационной выплаты, жилого помещения отдельно от состава семьи, не представлено, судом не установлено.
Довод истца о невключении его в договор безвозмездной передачи жилья в собственность от 23 сентября 1997 года правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку как указано выше изначально жилое помещение предоставлялось на полный состав семьи Е.В.В., состоящий из 5 человек, включая истца. При этом последующее улучшение жилищных условий за счет средств семьи Елистратовых в соответствии с указанным договором без учета истца не может свидетельствовать о нарушении прав истца со стороны администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ».
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то обстоятельство, что право истца на получение жилого помещения после произошедшего в Южно-Курильском районе 5 октября 1994 года землетрясения было реализовано, нуждающимся в жилом помещении он в установленном жилищном законодательством РФ порядке не признан, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований Елистратова В.В. к администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░