Дело №2а-1251/2021
(2а-36/2020, 2а-4697/2019)
№
Решение
Именем Российской Федерации
09 апреля 2021 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,
при секретаре Насырове Р.Р.,
с участием представителя административных истцов Шпак О.Ю., Шпак М.С. Борисовой Е.Г., представителей административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянского Г.Ю., УманецИ.И., представителей заинтересованного лица комитета по управлению имуществом г.Саратова Михайлина К.В., Косаревой С.В., представителей заинтересованного лица администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Бабушкиной М.Ю., Бочаровой Е.Е., помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шпака М.С., Шпак О.Ю. к администрации муниципального образования «Город Саратов», межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов о признании незаконными заключения и распоряжения о признании дома аварийным,
установил:
Шпак О.Ю. в своих интересах и в интересах <данные изъяты> сына Шпака М.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 11.09.2019 № № «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Административные исковые требования обоснованы тем, что являются собственниками квартиры № №, общей площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м <адрес>. Квартиры занимают весь первый этаж двухэтажного дома и составляют 50% всей общей площади. Оспариваемое распоряжение о признании многоквартирного жилого дома аварийным подлежит отмене, жилые помещения, которые занимает ее семья, не являются аварийными. С разрешения ОАО «Саратовгаз» от 07.05.2001 произведена реконструкция внутридомового газопровода, замена деревянных оконных рам на пластиковые стеклопакеты. Распоряжением администрации Кировского района г. Саратова от 06.08.2002 №№ было разрешено проведение реконструкции квартиры за счет демонтажа межкомнатных перегородок, не затрагивая несущие конструкции. Несмотря на то, что дом построен до 1917 года, строительные конструкции находятся в удовлетворительном состоянии с физическим износом 39%.
В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11.02.2021 в связи с непривлечением к участию в деле в качестве административного ответчика межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 №№, административное дело направлено на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Саратова.
Достигший возраста восемнадцати лет административный истец Шпак М.С., уточнив административные исковые требования, просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии по оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом №№ от 01.08.2019; признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования «Город Саратов» от 11.09.2019 №№ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>». Административные исковые требования обоснованы тем, что Шпак М.С. является собственником квартиры №, других жилых помещений не имеет. Распоряжение от 11.09.2019 №№ нарушает право Шпак М.С. на жилище. Дом не является аварийным, так как начисляются взносы на капитальный ремонт, платежи на содержание и ремонт. Удовлетворительное состояние дома подтверждается заключением <данные изъяты> от 17.08.2006, заключением <данные изъяты> от 16.04.2010 №№ о стоимости ремонтно-восстановительных работ в размере 209856,63 руб. Согласно заключению <данные изъяты> от 11.12.2018 №№ техническое состояние дома не является недопустимым, определен перечень необходимых ремонтных работ, стоимость которых <данные изъяты> оценена в размере 243837 руб., <данные изъяты> в размере 212215 руб. Заключением судебной экспертизы от 26.03.2020 установлено, что износ дома составляет 54%, он находится в ограниченно работоспособном состоянии, угроза жизни и здоровью граждан отсутствует, недостатки технического состояния части жилого дома не являются основанием для признания дома в целом аварийным. Кроме того, административные исковые требования основаны на нарушениях межведомственной комиссией порядка и процедуры признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. К работе комиссии не привлечены с правом совещательного голоса собственники квартир, квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Административные истцы Шпак О.Ю., Шпак М.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административных истцов Шпак О.Ю., Шпак М.С. Борисова Е.Г. просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянский Г.Ю., УманецИ.И., представители заинтересованного лица комитета по управлению имуществом г.Саратова Михайлин К.В., Косарева С.В., представители заинтересованного лица администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Бабушкина М.Ю., Бочарова Е.Е., помощник прокурора Кировского района г.Саратова Сидорова Н.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований.
Заинтересованные лица Климова Н.И., Климов В.Ф., Климова И.В., КудашевА.А., Прокудина Г.Ф. представили в материалы дела письменные возражения против удовлетворения административных исковых требований.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве административного ответчика межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, заинтересованные лица – собственники помещений в многоквартирном доме в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. В соответствии с пп. 8, 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Часть 4 ст. 15 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса (п.7 Положения).
В соответствии с требованиями п.п. 10, 15,16 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома. Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
В силу п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пункт 42 Положения предусматривает, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям предусмотрена п. 44 Положения и включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46 Положения).
В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
В силу п. 2.1 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 №529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65% (п. 2.2).
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
При рассмотрении спора установлено, что решением Кировского районного суда г. Саратова от 25.06.2018 по административному делу № №, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Саратовского областного суда от 11.10.2018, удовлетворен административный иск прокурора Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, по адресу: <адрес>. На администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. <адрес>, с целью признания его аварийным в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда (т. 2 л.д.195-198).
Согласно решению суда в реестре муниципальной собственности значились жилые помещения №№ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> В мае 2018 года выявлены нарушения требований пожарной безопасности, вертикальные трещины по периметру дома, деформация, отклонение от вертикали оконного проема в кв. №, неисправность, износ кровельного покрытия, наличие протечек и их последствий, наличие трещин и разрушений штукатурного и окрасочного слоя потолка, процент износа составил 39%. Экспертным заключением <данные изъяты>» №№ от 28.05.2018 установлено несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Так как в многоквартирном доме выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, непринятие мер по оценке технического состояния дома и принятия решения о его пригодности для дальнейшего проживания создает угрозу жизни, здоровью граждан.
22.07.2019 обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» подготовлено заключение о несоответствии жилого дома требованиям нормативно-технической документации в строительстве. Общее состояние конструкций здания согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценено как аварийное. Основными дефектами и повреждениями, влияющими на техническое состояние несущих конструкций здания, являются деформация фундаментов, цокольной части стен и перекрытия, что привело к потере жесткости, деформациям и общему крену здания. Стоимость капитального ремонта составит более 100% от восстановительной стоимости здания. С учетом значительного физического износа здания в размере 73% и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций рекомендовано признать аварийным и подлежащим сносу.
01.08.2019 межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 №№ «О межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом требованиям», по результатам рассмотрения заявления администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», решения Кировского районного суда г. Саратова от 25.06.2018, технического заключения общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» от 22.07.2019 принято заключение №№ о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании заключения администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение от 11.09.2019 № № «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу<адрес> Собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу необходимо произвести отселение из занимаемых помещений в течение трех месяцев со дня издания настоящего распоряжения и произвести снос указанного дома до 01.12.2022.
Стороной административных истцов в материалы дела представлены следующие доказательства.
Согласно заключению <данные изъяты> от 17.08.2006 при визуальном осмотре дома установлено, что строительные конструкции жилого дома находятся в удовлетворительном состоянии с физическим износом 39%, квартира № не соответствует требованиям нормативных документов.
Заключением <данные изъяты> от 16.04.2010 №№ сделан вывод о стоимости ремонтно-восстановительных работ кровли дома в размере 209856,63 руб.
Согласно заключению <данные изъяты> от 11.12.2018 №№ квартиры №№ являются пригодными для проживания, реальная угроза жизни и здоровью отсутствует. Перечень необходимых ремонтных работ: переложить кирпичную кладку в месте расположения оконного проема второго этажа со стороны места расположения арки по <данные изъяты>, в том числе переложить карниз и перемычку, заменить заполнение оконного проема, выполнить ремонт кирпичной кладки и усиление стен в месте расположения дверного проема первого этажа, в непосредственной близости от места производства работ выполнить заделку иных трещин в кирпичных стенах и усиление фундаментов (возможно методом цементацией, торкретбетоном, усиление фундамента уширением подошвы и пр. на основании разработанного решения), при необходимости выполнить усиление иных участков стен (необходимость данных работ возможно установить после детального обследования в рамках выполнения работ), восстановить водосточную систему (монтаж водосточной трубы до уровня цоколя) для отвода атмосферных осадков и предотвращения излишнего воздействия влаги на кирпичную кладку фасада в месте выполнения указанных работ специализированной организацией). В исследовании указано, что устранение выявленных дефектов конструктивных элементов жилого дома в текущей рыночной ситуации экономически целесообразно и определено разумными затратами, так как выполнены ремонтные работы первого этажа.
На момент принятия оспариваемых решений п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 действовал в следующей редакции. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Для определения технического состояния многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> и соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, по ходатайству административного истца назначена судебная <данные изъяты>, проведение которой поручено <данные изъяты>
Согласно экспертному заключению № № от 26.03.2020 процент износа жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на момент проведения экспертизы составляет 54 %, фундамент – 40%, стены кирпичные, перегородки деревянные – 55%, перекрытия деревянные оштукатуренные – 50%, крыши деревянные, кровли стальные – 70%, полы дощатые – 60%, оконные блоки деревянные, двери деревянные – 53%, штукатурка, окраска масляная – 70%, системы водоснабжения, канализации, водостоков, электрооборудования – 14%, печи, лестницы деревянные – 50%.
Основания и несущие конструкции жилого дома находятся в ограничено работоспособном состоянии, разрушений и повреждений, приводящих к их дальнейшей деформации или образованию трещин, снижающих их несущую способность не имеют, значит основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу отсутствуют.
Дальнейшая эксплуатация жилого дома возможна при проведении мероприятий по восстановлению и усилению конструктивных элементов, находящихся в недопустимом состоянии, приведении конструктивных элементов находящихся в ограниченно работоспособном состоянии в работоспособное состояние. Выявленные недостатки технического состояния части многоквартирного дома служить достаточным основанием для признания дома в целом аварийным не могут. Техническое состояние на момент проведения экспертного исследования конструктивных элементов и инженерных коммуникаций жилого дома, как и строение в целом, находящихся в ограниченно работоспособном состоянии, позволяет эксперту прийти к выводу, что жилой дом угрозу жизни и здоровья лиц в нем проживающих, а также неопределенного круга лиц не представляет.
Экспертом определены виды работ, необходимые для приведения основных конструктивных элементов дома в работоспособное состояние: замена кровельного покрытия дома, замена обрешетки кровли дома, ремонт с добавлением нового материала стропильной конструкции кровли дома, ремонт с добавлением нового материала муэрлатов, ремонт с добавлением нового материала (концов балок) перекрытия второго этажа жилого дома, восстановление кирпичной кладки (местами замена) как несущих стен, так и перегородок, восстановление оконных и дверных блоков, восстановление полов деревянных с добавлением нового материала, восстановление внутренней отделки помещений дома, ремонт печей, дымоходов, замена печных приборов путем проведения капитального ремонта (т. 2 л.д. 149-217).
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО3 поддержал выводы, изложенные в экспертном заключении, не производил экспертный анализ реальной возможности, целесообразности и рентабельности проведения капитального ремонта жилого дома, без которого дальнейшая безопасная эксплуатация жилого дома невозможна.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные в материалы административного дела доказательства в их совокупности, заключения по вопросам, требующим специальных знаний, сведения о техническом состоянии многоквартирного жилого дома, выводы всех проведенных исследований о деформации фундамента, стен, несущих конструкций дома, о возможной дальнейшей эксплуатации дома только после проведения мероприятий по восстановлению и усилению конструктивных элементов, находящихся в недопустимом состоянии, суд приходит к выводу о наличии оснований признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Заключение судебной экспертизы и показания эксперта ФИО3 не признаются судом в качестве доказательства незаконности и необоснованности оспариваемых решений, поскольку опровергаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Доводы о нарушениях межведомственной комиссией порядка и процедуры признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку к работе комиссии не привлечены с правом совещательного голоса собственники квартир, квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса, являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Исходя из системного толкования требований Положения к подаче заявления, порядку его рассмотрения и выдачи решения собственнику помещения, являющемуся заявителем, Положением не предусмотрено обязательное привлечение к работе комиссии всех собственников жилых помещений дома.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными заключения межведомственной комиссии по оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом №№ от 01.08.2019, распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 11.09.2019 №№ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>», поскольку принято в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка принятия оспариваемых решений, в отсутствие нарушений прав Шпак О.Ю., ШпакМ.С.
На основании изложенного оснований для удовлетворения административных исковых требований Шпак О.Ю., Шпак М.С. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Шпака М.С., Шпак О.Ю. к администрации муниципального образования «Город Саратов», межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов о признании незаконными заключения и распоряжения о признании дома аварийным отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 23 апреля 2021 года.
Судья Е.Ю. Гурылева