№ 2-378/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 13 сентября 2023 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Ревенко О.В.,
при ведении протокола помощниками судьи Аликовой В.А., Чуйкиным Д.А., секретарем Непорожневым А.В.,
с участием истца Никитиной Н.В.,
представителей истца Шилыковской Е.А., Клименченко Д.М., Гончарова В.В.,
представителя ответчика Зинченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Н. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Никитина Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование иска указано, что 28 декабря 2022 года истец обратилась в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о перерасчете пенсии по старости.
К заявлению были приложены копии справок о заработной плате за период ее работы с 1982 года по 1995 год.
Ответчиком перерасчет пенсии не производился, решение об отказе в перерасчете пенсии не выносилось.
Из ответа пенсионного органа следует, что отношение заработков для расчета размера пенсии истца составляет 0,822 и взято за период с 1 августа 1996 года по 31 июля 2001 год. Однако истцом были представлены сведения о ее заработке за наиболее выгодный период - за период с 1982 года по 1995 год.
По этим основаниям просит признать бездействие ответчика в части нерассмотрения заявления о перерасчете пенсии от 28.12.2022 года незаконным; обязать ответчика произвести расчет отношения заработков истца за период до 2002 года с учетом поступивших в адрес истца справок № 201,202 от 22 ноября 2022 года; обязать ответчика осуществить перерасчет пенсии истца с 28 декабря 2022 года.
Истец Никитина Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.
Представители истца Клименченко Д.М., Гончаров В.В. поддержали заявленный иск по основаниям, указанным в нем, просили его удовлетворить.
Представитель ответчика Зинченко А.А. просила отказать в иске, пояснив, что заявление истца, поступившее в пенсионный орган 9 января 2023 года, было рассмотрено и произведен перерасчет с учетом поступивших справок о заработной плате истца за период с 1 января 1982 года по 31 декабря 1995 года. При определении расчетного размера пенсии истца выбран наиболее выгодный вариант расчета, который является законным и обоснованным.
Представитель третьего лица – ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» - будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; сведений об уважительности причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, выслушав специалиста, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Р. Ф. социальным государством, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, установление государственных пенсий законом (ст. 7, ст. 39 Конституции РФ).
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Со дня вступления в силу указанного выше закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия рассчитывается с учетом норм Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При установлении трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются два понятия стажа:
страховой стаж — при определении права на трудовую пенсию (учитываются все периоды работы (службы), в том числе и за период после 01.01.2002г.)
общий трудовой стаж — при поведении оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002г. (учитывается до 01.01.2002г. в календарном порядке)
В соответствии со ст.ст. 15 и 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, размер страховой пенсии по старости определяется путем умножения величины индивидуального пенсионного коэффициента гражданина на стоимость одного пенсионного коэффициента и прибавления фиксированной выплаты.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента гражданина устанавливается за периоды трудовой и иной деятельности, имевшие место до 1 января 2002 года – с учетом продолжительности трудового стажа и отношения среднемесячного заработка гражданина к среднемесячной заработной плате в стране за период работы до 1 января 2002 года (статья 15 названного Федерального закона).
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ предусмотрено, что в случае, если при определении расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьёй застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчётного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчётного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
В соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ пенсионный капитал граждан фиксируется в индивидуальных коэффициентах, которые при назначении пенсии переводятся в рубли.
Согласно статье 2 Федерального закона № 173-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в то время как под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, а под пенсионными правами граждан следует понимать расчётный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года, с учётом которого определяется страховая часть трудовой пенсии. После указанной выше даты (1 января 2002 год), учитываются начисленные страховые взносы, сведения о которых содержатся на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица.
В соответствии со ст. 30 названного Закона для определения размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Для определения размера трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав с учетом продолжительности общего трудового стажа и величины заработной платы по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал
Судом установлено, что истец Никитина Н.В. с 4 февраля 2010 года является получателем пенсии по старости в соответствии пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Никитина Н.В. обратилась в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 1 января 2015 года, которое поступило в пенсионный орган 9 января 2023 года.
На основании указанного заявления с учетом справки о заработной плате истца за период работ ы ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» с 1 января 1982 года по 31 декабря 1995 года пенсионным органом был произведен перерасчет размера страховой пенсии: с 1 февраля 2023 года размер страховой пенсии составил 9347 рублей 85 копеек, фиксированная выплата (с учетом повышения) составила 7567 рублей 33 копейки, что следует из распоряжения о перерасчете размера пенсии № 230000000138/3127/23 от 12 января 2023 года.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав истца определен на основании п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ по наиболее выгодному варианту.
При определении размера пенсии Никитиной Н.В. с 1 февраля 2023 года учтены:
- общий трудовой стаж до 1 января 2002 года – 19 лет 04 месяца 27 дней, при требуемом стаже для женщин 20 лет, в том числе 8 лет 4 месяца 28 дней до 1 января 1991 года, учитываемые при определении суммы валоризации (повышения) расчетного пенсионного капитала;
- справки о заработной плате за август 1982 года – декабрь 1995 года, январь 1996 года – октябрь 1997 года и сведения индивидуального (персонифицированного) учета с ноября 1997 года по декабрь 2001 года. Наибольший среднемесячный заработок истца составил 731,22 рубля за период с мая 1995 года по апрель 2000 года. Фактическое соотношении заработков у Никитиной Н.В. составляет 0,828, что ниже максимального соотношения, установленного ст. 30 Закона № 173-ФЗ (1,2).
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Кудряшова Т.В., являющаяся главным специалистом-экспертом отдела контроля ОСФР по Волгоградской области в Иловлинском районе, суду пояснила, что на основании заявления Никитиной Н.В., поступившего в пенсионный орган 9 января 2023 года с учетом справок о ее заработной плате в ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» с 1982 года по декабрь 1995 года был произведен перерасчет страховой пенсии. Максимально выгодный коэффициент соотношения заработка у Никитиной Н.В. составил с мая 1995 года. При назначении Никитиной Н.В. пенсии были представлены справки за 1996-1997 годы, и с учетом зарплаты с 1996 года этот коэффициент составлял 0,822. Исходя из вновь представленных справок он увеличился до 0,828. В данном случае при расчете указанного коэффициента имеет значение не только размер заработной платы заявителя, но и его соотношение со средней заработной платой по стране; начиная с 1991 года данный коэффициент выводится ежемесячно. С учетом этого и на основании Закона перерасчет был произведен со следующего месяца – с 1 февраля 2023 года. При расчете пенсии, исходя из размера заработной платы с января 1996 года – размер пенсии составлял 16846,44 рублей, после перерасчета он незначительно увеличился до 16915,18 рублей.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Пенсионный капитал, рассчитанный в соответствии с указанной формулой, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона № 173-ФЗ и сверх того 1 процент за каждый полный год трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости зависит от продолжительности трудового стажа, величины заработной платы гражданина за период до 1 января 2002 года и суммы страховых взносов, начисленных (уплаченных) в бюджет Пенсионного фонда РФ за периоды работы после 1 января 2002 года.
Поскольку у Никитиной Н.В. отсутствует требуемый стаж и коэффициент по заработной плате ниже 1,2, страховая часть пенсии ей установлена на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, в соответствии с которым расчетный пенсионный капитал на 1 января 2002 года Никитиной Н.В. составил 57939,93 руб (0,55 (стажевый коэффициент при полном трудовом стаже)х0,828 (фактическое соотношение заработков по справке о заработной плате)х1671 руб (среднемесячная заработная плата за 3 квартал 2001 года)-450 руб (размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 января 2002 года)=310 руб.97 коп/7200 (20 лет полного общего трудового стажа в днях)х6987 (фактически имеющийся общий трудовой стаж)х192 (ожидаемый период выплаты пенсии)).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ежегодно начиная с 1 августа 2016 года производилось увеличение величины индивидуального пенсионного капитала за счет суммы страховых взносов, начисленных работодателями или уплаченных самим гражданином в Пенсионный фонд РФ за периоды работы после 1 января 2015 года.
Статьями 15,16 названного Закона предусмотрена также индексация размеров страховых пенсий путем ежегодного повышения стоимости одного пенсионного коэффициента и размере фиксированной выплаты исходя из роста потребительских цен за прошлый год.
В силу изменений, внесенных в статью 26.1 названного Федерального закона Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу, суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и без учета корректировки размера страховой части пенсии.
Поскольку Никитина Н.В. осуществляет трудовую деятельность, в соответствии с данной нормой размер пенсии для выплаты с 1 февраля 2023 года составил 9776 рублей 90 копеек.
Статья 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает право и порядок обращения гражданина за перерасчетом пенсии.
В силу ч.6 названной статьи, заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (ч.7).
В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы (ч.8).
Оформление отказа пенсионного органа в удовлетворении заявления пенсионера о перерасчете пенсии решением также установлено п.63 Правил об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (утв. приказом Минтруда России от 05.08.2021 №546н).
В силу п.2 ч.1 ст.23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как следует из исследованных судом доказательств, в том числе пояснений специалиста, заявление Никитиной Н.В. о перерасчете пенсии, поступившее в пенсионный орган 9 января 2023 год, было рассмотрено, и в пятидневный срок принято решение о перерасчете пенсии в сторону увеличения с 1 февраля 2023 года.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявление истца о перерасчете пенсии пенсионным органом было рассмотрено в установленном законом порядке: произведен перерасчет пенсии, правильно исчислен ее размер и не допущено нарушений пенсионного законодательства. Контррасчет стороной истца суду не представлен.
Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии не имеется, учитывая, что расчетный размер пенсии истца при оценке пенсионных прав застрахованного лица определен по наиболее выгодному для него варианту.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Никитиной Н.В. о признании незаконным бездействия пенсионного органа, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░