г. Сыктывкар Дело № 2-2-176/2021 (33-4009/2022)
УИД 11RS0008-02-2021-000324-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июня 2022 года дело по апелляционной жалобе Лютоевой М.Ю. на решение постоянного судебного присутствия Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района от 01 июля 2021 года, по которому
иск Лютоевой М.Ю. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о возложении обязанности принять на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лютоева М.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о возложении обязанности принять на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставлении ей и ее ребенку по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам в границах городского поселения «Троицко-Печорск.
В обоснование исковых требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в 2016 году ей предоставлялась по договору социального найма квартира по адресу: ..., в которой она проживала до середины 2017 года и была вынуждена выехать связи с его непригодностью для проживания; ответчик отказывает в предоставлении жилого помещения, со ссылкой на то, что у нее имеется закрепленное жилое помещение по адресу: ..., площадь которого (... кв.м.) позволяет проживать с братом Лютоевым И.Ю. Истец полагает, что площадь указанной квартиры, с учетом проживания в ней семьи брата (супруга и двое детей) в случае вселения ее со своим ребенком будет составлять менее учетной нормы. В настоящее время истец вынуждена снимать жилье в п. ..., обучаясь в техникуме п..... На все обращения к ответчику о постановке на учет по предоставлению жилья как ребенка-сироты, получила отказы, которые считает незаконными и необоснованными.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Лютоев И.Ю. и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала; суду указала, что до исполнения 18 лет проживала у опекуна – бабушки; на момент, когда была прекращена опека в закрепленной за истцом квартире (п. ...) фактически проживал Лютоев И.Ю. (брат) с супругой и ребенком, хотя фактически был зарегистрирован в квартире только брат; ее выезд из закрепленного жилья являлся вынужденным, поскольку в квартире проживала семья брата, а истец хотела проживать своей семьей отдельно; пояснила, что признана малоимущей, обращалась в администрацию с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в чем было отказано со ссылкой на отсутствие у ответчика полномочий для разрешения данного вопроса; просила обязать ответчика принять ее на учет по предоставлению жилья по категории детей-сирот, однако, с подобного рода заявлением до 2020 года в администрацию не обращалась, соответствующий пакет документов не предоставляла, а когда документы подала, ей отказали, ссылаясь на то, что она ухудшила свои жилищные условия.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 52-54); в суде пояснил, что за истцом было закреплено жилое помещение (п...), которое непригодным для проживания не признавалось; в отношении данного жилья заключался договор социального найма с Лютоевым И.Ю. (брат) на состав семьи 2 человека, включая истца; в дальнейшем истец добровольно выехала из закрепленной за ней квартиры, снялась с регистрационного учета, администрацией сельского поселения «...» Лютоевой М.Ю. было предоставлено жилье на условиях социального найма, которое признано не пригодным только в ... году; истец признана малоимущей в органах социальной защиты, однако с заявлениями о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и признании малоимущей истец к ответчику не обращалась; жилищный фонд сельского поселения «...» администрации МР «Троицко-Печорский» не передан.
Третьи лица Лютоев И.Ю. и представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лютоева М.Ю. не согласна с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лютоева М.Ю., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – л.д. 16.
По условиям договора социального найма жилого помещения №..., заключенного 13.01.2010 между администрацией СП «Усть-Илыч» и ФИО1, последней передана в бессрочное пользование квартира по вышеуказанному адресу на состав семьи 3 человека включая сына Лютоева И.Ю. и дочь Лютоеву М.Ю.
Распоряжением Агентства Республики Коми по социальному развитию межрайонного сектора опеки и попечительства отдела координации деятельности по опеке и попечительству Троицко-Печорского района от ... над Лютоевой М.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО2; за несовершеннолетней Лютоевой М.Ю. закреплено жилое помещение по адресу: ... – л.д. 68.
Постановлением администрации сельского поселения «Усть-Илыч» от 20.05.2011 № 31 за несовершеннолетними Лютоевым И.Ю. и Лютоевой М.Ю. закреплено вышеуказанное жилое помещение.
Постановлением администрации сельского поселения «Усть-Илыч» №77 от 25.10.2016 с Лютоевым И.Ю. заключен договор социального найма в отношении квартиры по адресу: ..., на состав 2 человека, включая сестру Лютоеву М.Ю. – л.д. 43.
Постановлением администрации сельского поселения «Усть-Илыч» №34 от 25.10.2018 с Лютоевым И.Ю. заключен договор социального найма вышеуказанного жилого помещения на состав семьи 1 человек, ранее изданное постановление №77 от 25.10.2016 отменено, а заключенный на его основе договор социального найма расторгнут.
Согласно сведениям поквартирной карточки от 06.05.2021 по адресу: ... имеют регистрацию Лютоев И.Ю. (брат истца) с ..., Лютоева М.Ю. (истец) с ... по ..., ФИО3 (супруга Лютоева И.Ю.) с ..., ФИО4 (падчерица Лютоева И.Ю.) с ... и ФИО5 с 02.02.2021 – л.д. 41.
С 16.11.2016 Лютоева М.Ю. зарегистрирована по адресу: ..., а с 04.05.2017 в квартире зарегистрирована ее дочь - ФИО6 ... года рождения – л.д.42.
На основании акта обследования жилого помещения межведомственной комиссии и принятым на его основе заключением №112 от 23.09.2020 жилое помещение по адресу: ... признано не пригодным для проживания.
Решением органа социальной защиты от ... семье Лютоевой М.Ю. присвоен статус малоимущей – л.д. 28.
По информации, предоставленной суду Росреестром, БТИ, РУТИКО за истцом не зарегистрировано прав на недвижимое имущество.
Разрешая спор с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и заслуживающих внимания обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в ходе производства по делу не установлено обстоятельств, с которыми действующее законодательство связывает возможность постановки истца на учет по предоставлению жилья, как на общих основаниях, так и с учетом льгот, предусмотренных п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ и ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Приходя к данному выводу суд первой инстанции принял во внимание, что в предусмотренном законом порядке за Лютоевой М.Ю., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было закреплено жилое помещение по адресу: ..., в котором истец до установления опеки проживала в качестве члена семьи нанимателя (договор социального найма № 37 от 13.01.2010); после прекращения опеки, в договор социального найма вышеуказанного жилого помещения внесены изменения, нанимателем указан брат истца - Лютоев И.Ю., а сама истец включена в договор в качестве члена семьи нанимателя; указанное жилое помещение в установленном законом порядке до настоящего времени непригодным для проживания не признано; в дальнейшем, в связи с добровольным выездом истца из вышеуказанного жилого помещения, снятии с регистрационного учета и вселении в другое жилое помещение (с...), договор социального найма квартиры по адресу: ... изменен, в качестве нанимателя в нем указан Лютоев И.Ю., члены семьи нанимателя в договоре не указаны; с заявлением о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, закрепленном за истцом, Лютоева М.Ю. к ответчику не обращалась, соответствующее решение о признании невозможным проживания в жилом помещении, в том числе по основаниям недостаточности площади жилого помещения при вселении истца в него на каждого проживающего, либо об отказе в признании такого факта, органом местного самоуправления не принималось; в 2016 году Лютоевой М.Ю. предоставлено другое жилое помещение по адресу: ... которое в 2020 году признано не пригодным для проживания, однако доказательств того, что проживание в указанном жилом помещении представляет угрозу для жизни и здоровья истца и ее ребенка по причине его аварийного состояния, что требует незамедлительного решения вопроса о переселении в другое жилое помещение (при том, что один только факт его признания аварийным не является безусловным доказательством такой опасности), в материалы дела не представлено.
Отклоняя доводы истца о том, что площадь квартиры (... кв.м) по адресу: ... с учетом проживания в ней брата с семьей и истца с ребенком менее учетной нормы на территории сельского поселения ... на одного члена семьи, суд установил, что на момент снятия Лютоевой М.Ю. с регистрационного учета (...), в закрепленном жилье кроме нее был зарегистрирован только брат Лютоев И.Ю. (супруга Лютоева, его падчерица и ребенок имеют регистрацию с 2020 и 2021 года, а ребенок истца рожден в 2017 году), что превышало учетную норму, составляющую 14 кв.м. на одного человека, при фактической 23,5 кв.м. (47 кв.м./2).
Также суд учел, что Лютоева М.Ю. до настоящего времени в предусмотренном законом порядке не признана малоимущей, так как с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления не обращалась и необходимый перечень документов для их рассмотрения не подавала; процедура признания ее таковой органами социальной защиты отличается от процедуры такого признания в целях постановки на учет по предоставлению жилья.
Выводы суда первой инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 1, 2,10, 57, 109.1 Жилищного кодекса РФ, статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закону Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», Порядку установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, и иного обстоятельства, при наличии которого проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, выдачи документов, подтверждающих невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 28.03.2016 №15) и обстоятельствам дела.
Доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда основаны не неверном толковании норм материального права, приводились ранее, являлись предметом оценки суда первой инстанций, обосновано были отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении. Судом первой инстанции правильно установлено, что у органа местного самоуправления на данный момент отсутствуют правовые основания для постановки истца на соответствующий учет для обеспечения жилым помещением, поскольку обстоятельств невозможности проживания истца в ранее закрепленном жилом помещении не установлено; истец до настоящего времени не признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы истца получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда первой инстанции не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшего по делу судебного акта в апелляционном порядке.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.07.2022
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -
░░░░░ -